|
Окно в стене разделяющей помещения псч и гаража имеет размерыТребования охраны труда к гаражным помещениям в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы — ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТАТребования охраны труда к гаражным помещениям в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы 31. Пожарные автомобили размещаются в помещении, предназначенном для размещения и технического обслуживания пожарных автомобилей в подразделениях ФПС, (далее - гараж) таким образом, чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение личного состава подразделений ФПС по сигналу тревоги между пожарными автомобилями, а также между ними и стенами. Для этих целей предусматриваются следующие расстояния :
Для электропитания светильников местного стационарного освещения применяется напряжение: в помещениях без повышенной опасности - не выше 220 В, в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных - не выше 50 В. Штепсельные розетки напряжением 12 - 50 В должны конструктивно отличаться от штепсельных розеток напряжением 127 - 220 В, а вилки к штепсельным розеткам напряжением 12 - 50 В не должны подходить к штепсельным розеткам напряжением 127 - 220 В. На штепсельных розетках выполняются надписи с указанием напряжения. При использовании для общего и местного освещения люминесцентных и газоразрядных ламп принимаются меры для исключения стробоскопического эффекта. В помещениях сырых, особо сырых, жарких и с химически активной средой применение люминесцентных ламп для местного освещения допускается в арматуре специальной конструкции. Освещение осмотровых канав светильниками напряжением 127 - 220 В допускается при соблюдении следующих требований: 1) вся электропроводка выполняется внутренней (скрытой), имеющей электроизоляцию и гидроизоляцию; 2) осветительная аппаратура и выключатели устанавливаются с устройством электроизоляции и гидроизоляции; 3) светильники закрываются стеклом или ограждаются защитной решеткой; 4) металлические корпуса светильников заземляются (зануляются). Для электропитания переносных светильников помещениях с повышенной опасностью и особо опасных применяется напряжение не выше 50 В. При наличии особо неблагоприятных условий, когда опасность поражения электрическим током усугубляется теснотой, неудобным положением личного состава, соприкосновением с заземленными (зануленными) поверхностями (работа в резервуарах, котлах, емкостях и тому подобное), для питания переносных светильников применяется напряжение не выше 12 В. 32. В пожарных частях, где размещаются специальные пожарные автомобили, расстояние от автомобилей до выступающих конструкций зданий составляет не менее 1 м. 33. Ширина ворот гаража превышает на 1 м ширину имеющего наибольшую габаритную величину пожарного автомобиля из автомобилей, состоящих на вооружении. Ворота гаража оборудуются ручными или автоматическими запорами, а также фиксаторами, предотвращающими самопроизвольное их закрывание. Верхняя часть ворот гаража должна иметь остекление площадью не менее 30% от всей площади ворот и оборудована приспособлениями от самопроизвольного выпадения стекол (в стояночных боксах вспомогательной техники допускаются ворота без остекления). В полотнище первых (от пункта связи) ворот гаража предусматривается калитка размером не менее 0,7 x 2,0 м. 34. Ворота гаража оборудуются воздушно-тепловой завесой с ручным или автоматическим пуском. 35. В гараже предусматривается газоотвод от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей пожарных автомобилей. При этом обеспечивается постоянное подключение системы газоотвода к выхлопной системе пожарных автомобилей и саморазмыкание в начале их движения. Гараж оборудуется системой приточно-вытяжной вентиляции, рассчитанной на одновременный выезд 50% пожарных автомобилей. 36. Габариты стоянки пожарных автомобилей обозначаются белыми линиями шириной 0,1 м. В гараже предусматриваются упоры для задних колес пожарных автомобилей или стационарные колесоотбойники (башмаки) с учетом расстановки пожарных автомобилей. 37. В помещении гаража устанавливается табло с информацией о погодных условиях (снег, дождь, туман, гололед, метель, град). На передней стене гаража у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размером не менее 1 м x 0,4 м. 38. После выезда на пожар или учебное занятие пожарные автомобили подлежат очистке и протиранию. 39. Специальная защитная одежда и снаряжение личного состава подразделений ФПС укладываются отдельно на специально оборудованные стеллажи (тумбочки) с фиксирующимися в открытом положении дверцами. Стеллажи (тумбочки) со специальной защитной одеждой личного состава караула располагаются вдоль стены гаража за пожарными автомобилями; высота от пола составляет не более 0,8 м. Допускается размещение стеллажей (тумбочек) сбоку от пожарных автомобилей, при этом расстояние от них до пожарного автомобиля составляет не менее 1,5 м. 40. Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей выполняются на осмотровых канавах. Ширина прямоточной осмотровой канавы узкого типа определяется колеей пожарного автомобиля и в зависимости от конструкции реборд составляет 1,0 - 1,1 м. Глубина осмотровой канавы составляет 1,2 - 1,4 м от уровня пола гаража. Осмотровые канавы должны иметь ступеньки для схода в торцовой части и скобы, вмонтированные в стену с противоположной стороны. Для предотвращения падения пожарных автомобилей в осмотровую канаву, а также для более точного направления их движения вдоль осмотровой канавы, устанавливаются железобетонные или металлические реборды высотой не менее 80 мм. Пол и стены осмотровой канавы облицовываются керамической плиткой, на дно укладывается деревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инструмента и светильников. Ниши для инструмента и светильников защищаются от механических повреждений. Реборды окрашиваются в предупредительный цвет (желто-черная диагональная полоса шириной 5 см, под углом 45 градусов). 41. Для предотвращения падения людей осмотровая канава закрывается съемными решетками из металлических прутьев диаметром не менее 12 мм или деревянными щитами толщиной не менее 40 мм в металлической оправе. 42. Обогрев осмотровой канавы в холодное время года осуществляется теплым воздухом, поступающим по каналам, устроенным в стенах осмотровых канав. 43. В гараже запрещается: а) загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и месту расположения пожарного щита; б) держать открытыми заливные горловины топливных баков пожарного автомобиля; в) мыть детали легковоспламеняющимися и горючими веществами; г) заряжать аккумуляторные батареи; д) применять открытый огонь; е) заправка пожарных автомобилей горюче-смазочными материалами, а также их хранение; ж) стоянка автомобилей, не предусмотренных штатами подразделения ФПС; з) отдых личного состава подразделения ФПС в пожарных автомобилях. Приказ Минтруда России от 23.12.2014 №1100н fireguys.ru НПБ 101-95 Нормы проектирования объектов пожарной охраны, НПБ от 30 декабря 1994 года №101-95
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ Дата введения 1995-01-01 УТВЕРЖДЕНЫ заместителем Главного Государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору. 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящие нормы содержат основные требования к проектированию объектов пожарной охраны. 1.2. Пожарные депо в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещений и их площадей подразделяются: тип II - пожарные депо на 2, 4, 6 автомобилей для охраны городов; 1.3. Тип пожарного депо для охраны объектов народного хозяйства определяется заказчиком. 1.4. Количество пожарных депо и пожарных автомобилей для городов и других населенных пунктов определяется в соответствии с прил. 1 и 7. 1.5. В зависимости от количества единиц основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей и средств связи, находящихся на вооружении управлений (отделов) ГПС по охране городов и спецформирований ГПС, создаются подразделения технической службы: 2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ И РАЗМЕЩЕНИЮ ЗДАНИЙ ПОЖАРНЫХ ДЕПО 2.1. Пожарные депо следует размещать на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения. 2.2. Расстояние от границ участка пожарного депо до общественных и жилых зданий должно быть не менее 15 м, а до границ земельных участков школ, детских и лечебных учреждений - не менее 30 м. 2.3. Пожарные депо необходимо располагать на участке с отступом от красной линии до фронта выезда пожарных автомобилей не менее чем на 15 м, для пожарных депо II, IV, V типов указанное расстояние допускается уменьшать до 10 м. 2.4. Площадь земельных участков в зависимости от типа пожарного депо определяется по прил. 2. 2.5. Состав и площади зданий и сооружений, размещаемых на территории пожарного депо, определяются по прил. 3, при этом допускается увеличение площади земельного участка. 2.6. Территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны. 2.7. В производственной зоне следует размещать здание пожарного депо, закрытый гараж-стоянку резервной техники и складские помещения. 2.8. В учебно-спортивной зоне пожарного депо следует размещать учебную пожарную башню, стометровую полосу с препятствиями, подземный резервуар и пожарный гидрант с площадкой для стоянки автомобилей, спортивные сооружения, указанные в прил. 3. 2.9. В жилой зоне размещаются жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр. Вход в жилую часть здания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м от помещения пожарной техники. С учетом местных условий жилой дом может располагаться вне территории пожарного депо. 2.10. В соответствии с заданием на проектирование на территории пожарных депо I и III типов размещаются объекты пожарной охраны, рекомендованные в прил. 8. 2.11. Площадь озеленения территории пожарного депо должна составлять не менее 15 % площади участка. 2.12. Территория пожарного депо, как правило, должна иметь два въезда (выезда). Ширина ворот на въезде (выезде) должна быть не менее 4,5 м. 2.13. Территория пожарного депо должна иметь ограждение высотой не менее 2,0 м. 2.14. Дороги и площадки на территории пожарного депо следует предусматривать с твердым покрытием. 2.15. Проезжая часть улицы и тротуар против выездной площади пожарного депо должны быть оборудованы светофором и световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора предусматривается дистанционно из пункта связи части. 3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ ПОЖАРНЫХ ДЕПО 3.1. Состав и площади помещений пожарных депо принимаются в соответствии с прил. 4, а центральных пожарных депо - прил. 5. 3.2. Пожарные депо следует проектировать не ниже II степени огнестойкости. Допускается при технико-экономическом обосновании для пожарных депо V типа проектировать одноэтажные здания III, IIIa, V степеней огнестойкости. При этом в зданиях V степени огнестойкости поверхности деревянных стен, перегородок, потолков с внутренней стороны помещений должны быть оштукатурены. 3.3. Центральный вход в пожарное депо следует размещать со стороны главного фасада здания. 3.4. На путях движения личного состава по тревоге к помещению пожарной техники не допускается устройство порогов, ступеней, а также устройство выступающих частей конструкций и оборудования на высоте не менее 2,2 м от уровня пола. 3.5. Ширина коридоров на путях движения личного состава дежурной смены по тревоге должна быть не менее 1,4 м. При размещении дежурной смены на втором этаже здания открывание внутренних дверей должно предусматриваться по направлению движения к местам расположения спусковых столбов в помещение пожарной техники. 3.6. Высота помещений пожарной техники и мойки определяется заданием на проектирование в зависимости от типа пожарной техники. 3.7. Производственные процессы в пожарном депо по санитарно-гигиеническим требованиям относятся к I группе. 3.8. Пункт связи в пожарном депо следует располагать справа, а пост технического обслуживания слева от помещения пожарной техники по ходу выезда автомобилей. 3.9. Ширина проходов для личного состава между автомобилями, а также между автомобилями и конструкциями здания в помещении пожарной техники принимается в соответствии с прил. 6. Глубина помещений пожарной техники, технического обслуживания и мойки в зданиях пожарных депо I - IV типов должна составлять 15-18 м, V типа - 12-15 м, а при размещении крупногабаритной автотехники - по заданию на проектирование. 3.10. Ширину ворот в помещении пожарной техники следует принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружении пожарных автомобилей. Каждые ворота должны оборудоваться ручными и автоматическими запорами, а также фиксаторами, предотвращающими самопроизвольное их закрывание. Верхняя часть ворот должна иметь остекление площадью не менее 30 % всей площади ворот. В полотнище первых (от пункта связи) ворот необходимо предусматривать калитку размером не менее 0,7х2 м. 3.11. Габариты стоянки автомобилей обозначаются белыми полосами шириной 0,1 м, предусматриваются также упоры для задних колес автомобилей. В помещении пожарной техники оборудуется табло погодных условий. На передней стене у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размером не менее 1,0х0,4 м. 3.12. Планировочная отметка дорожного покрытия перед выездом из здания пожарного депо должна быть ниже отметки пола помещения пожарной техники на 0,15 м. Уровень пола помещения пожарной техники следует проектировать ниже уровня пола смежных помещений не менее чем на 0,05 м. Уклон пола в помещении пожарной техники должен быть в сторону трапов и лотков, предусматриваемых перед выездными воротами, панели стен облицовываются керамической плиткой. 3.13. В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобиля и саморазмыкаться в начале его движения. 3.14. Пост мойки в пожарных депо I-IV типов следует проектировать в отдельном боксе. 3.15. Посты технического обслуживания в пожарных депо II, IV, V типов допускается совмещать с помещением пожарной техники. 3.16. В помещениях поста технического обслуживания и пожарной техники устраиваются осмотровые канавы из расчета: 1 канава на 3 автомобиля. Осмотровые канавы должны иметь два спуска (один - по ступенчатой лестнице, другой - по скобам) и сверху закрываться съемной решеткой из металлических прутьев диаметром не менее 12 мм. По периметру канавы оборудуется предохранительная реборда высотой не менее 80 мм, пол и стены канавы облицовываются керамической плиткой, на ее дно укладывается деревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инструмента и светильников. Ниши для светильников должны быть защищены от механических повреждений. 3.17. Пункт связи должен иметь естественное освещение и располагаться смежно с помещением пожарной техники. В разделяющей их перегородке следует предусматривать окно размером 1,2х1,5 м на расстоянии 0,6 м от пола, которое оборудуется приспособлением для передачи путевок. Выход из помещения пункта связи непосредственно в помещение пожарной техники не допускается. 3.18. Аккумуляторную пункта связи необходимо предусматривать в отдельном помещении смежно с пунктом связи. Вход в нее осуществляется через тамбур. 3.19. Помещение для технического обслуживания и хранения пожарных рукавов должно иметь естественное освещение. 3.20. Стены помещения мойки и сушки противогазов и аппаратов облицовываются керамической плиткой. 3.21. Помещение для отдыха дежурной смены должно быть расположено не выше второго этажа. Между помещениями для отдыха дежурной смены и пожарной техники следует предусматривать тамбур или коридор. 3.22. При размещении дежурной смены на втором этаже в междуэтажном перекрытии следует устраивать проем 1,2х1,2 м с металлическими столбами диаметром 200 мм для спуска в помещение пожарной техники из расчета 1 столб на 7 чел. дежурной смены. Над проемами устраиваются кабины с открывающимися внутрь двухстворчатыми дверями, оборудованными блокирующими устройствами от самопроизвольного открывания. 3.23. Учебный класс и кабинет начальника дежурной смены необходимо размещать рядом с помещениями дежурной смены. 3.24. Состав и площади помещений для региональных специализированных отрядов и специализированных частей, осуществляющих первоочередные аварийно-спасательные работы, определяются заданием на проектирование. 4. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
4.2. Система канализации помещения мойки автомашин должна присоединяться к внешним сетям через песконефтеуловитель. 4.3. Расчетная температура воздуха в помещении пожарной техники должна составлять + 16 °С. 4.4. В помещении пожарной техники следует предусматривать размещение внутреннего пожарного крана. 4.5. Воздухообмен в помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомобилей следует принимать по принципу "сверху-вверх". 4.6. Электроснабжение пожарных депо I-IV типов следует предусматривать по I категории надежности. 4.7. Здания пожарных депо I-IV типов оборудуются охранно-пожарной сигнализацией и административно-управленческой связью. 4.8. Помещения пункта связи, пожарной техники, дежурной смены и коридоры, соединяющие их, оборудуются аварийным освещением от аккумуляторных батарей и независимого стационарного источника питания. 4.9. Здание пожарного депо оборудуется сетью телефонной связи и спецлиниями "01", а помещения пожарной техники и дежурной смены - установками тревожной сигнализации. 4.10. Санитарные узлы должны быть предусмотрены на каждом этаже пожарного депо. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). КОЛИЧЕСТВО СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Рекомендуемое). ПЛОЩАДЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОЖАРНОГО ДЕПОПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПОЖАРНОГО ДЕПОПРИЛОЖЕНИЕ 3
docs.cntd.ru Требования охраны труда к караульным помещениям (помещениям дежурной смены) в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы — ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТАТребования охраны труда к караульным помещениям (помещениям дежурной смены) в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы 13. Караульное помещение (помещение дежурной смены) размещается вблизи гаража. Между караульным помещением (помещением дежурной смены) и гаражом предусматривается тамбур или коридор шириной не менее 1,4 м. При невозможности устройства тамбура или отсутствии коридора двери, ведущие из гаража в караульное помещение (помещение дежурной смены), оборудуются уплотняющими устройствами для защиты от проникновения выхлопных газов и паров бензина. 14. Запрещается: а) облицовывать караульное помещение (помещение дежурной смены) сгораемыми синтетическими материалами; б) устраивать над караульным помещением (помещением дежурной смены) санитарные узлы; в) производить остекление дверей; г) размещать мебель, препятствующую сбору караула по тревоге. В ночное время караульное помещение (помещение дежурной смены) оборудуется дежурным освещением. 15. Для спуска личного состава подразделений ФПС в гараж из караульного помещения (помещения дежурной смены), расположенного на втором этаже, в помещении холла второго этажа в проеме межэтажного перекрытия размером 1,2 x 1,2 м устанавливаются спусковые столбы из металла диаметром 200 мм с гладкой неокрашенной поверхностью из расчета 1 столб на 7 человек караула. Над проемами устраиваются кабины с открывающимися внутрь двустворчатыми дверями, оборудованными блокирующими устройствами от самопроизвольного закрывания. 16. У основания спускового столба на полу укладываются легкие упругие маты диаметром не менее 1 м для смягчения удара при приземлении. 17. Кабины спусковых столбов должны иметь плотно пригнанные двери с уплотнением в притворах, мягкими прокладками для предупреждения проникновения выхлопных газов из гаража. Подступы к кабинам спусковых столбов выполняются без выступов и порогов во избежание спотыкания при следовании к спусковым столбам. 18. Со стороны дверей и изнутри кабины спускового столба обеспечивается круглосуточное дежурное освещение. 19. Для предупреждения о непосредственной или возможной опасности на дверях кабин спусковых столбов вывешиваются знаки безопасности: "Осторожно! Возможно падение с высоты!" в соответствии с требованиями государственного стандарта. 20. На путях передвижения личного состава подразделений ФПС в гараж не допускается устройство порогов, ступеней, а также наличие выступающих частей конструкций и оборудования на высоте менее 2,2 м от уровня пола. 21. Запрещается размещать караульное помещение (помещение дежурной смены) выше второго этажа. 22. Караульное помещение (помещение дежурной смены) и коридоры оборудуются аварийным освещением от аккумуляторных батарей или независимого стационарного источника питания. 23. Запрещается застилать пол караульного помещения (помещения дежурной смены) коврами и дорожками. Приказ Минтруда России от 23.12.2014 №1100н fireguys.ru Подробный обзор требований приказа 1100н МЧС по охране труда в пожарной охранеПриказ 1100н по охране труда МЧС устанавливает ключевые нормы по организации работы государственной службы при борьбе с пожарами. На основе этого документа разрабатываются внутренние локальные документы с разграничением служебных обязанностей и ответственности работников. Общие положения1100н приказ МЧС регламентирует работу Министерства в сфере пожарной безопасности. В общих положениях даются объяснения назначения Правил. В частности, в них отмечается, что Правила ФПС необходимы прежде всего для организации работы личного состава федеральной службы. На основе Приказа 1100 должны готовиться различные инструкции трехступенчатого контроля предприятия. Приказ 1100н Контроль над исполнением инструкций и приказов возлагаются на руководителей:
Требования охраны труда при эксплуатации рабочей зоны, вспомогательного оборудования и инструмента Караульное помещение (помещение дежурной смены)Согласно 1100н приказу по охране это пространство должно находиться рядом с гаражом и иметь удобный проходимый коридор. Входные двери должны защищать помещение от выхлопов газа. Важно! Ни в коем случае в оформлении помещения не должны использоваться воспламеняемые и стеклянные материалы. Мебель должна быть расположена так, чтобы не препятствовать мобильному перемещению бригады. Чтобы спуститься в гараж, в подразделении устанавливаются столбы, по которым бригада эвакуируется на вызов. Спуск должен быть безопасным, для этого внизу устраивается мягкое покрытие, чтобы обеспечить легкое приземление. Общие положения Помещения для приготовления и приема пищиОтдельно расположена зона для приема пищи. Контроль за соблюдением правил эксплуатации этих помещений выполняет уполномоченное лицо. Высота потолков в комнатах не должна быть меньше 1,7 м. По 1100н Приказу МЧС кухонные пространства в ФПС оборудуются вытяжками, необходимыми предметами мебели и холодильными системами для хранения продуктов. Центральные пункты пожарной связи, пункты связи пожарной частиСогласно требованиям охраны труда МЧС в стороне от гаража со специальными автомашинами располагается центральный пункт, который имеет окно. Здесь находится комната отдыха диспетчера, рабочие пространства, оборудованные компьютерами в безопасных условиях эксплуатации. Требования охраны труда МЧС ГаражПространство организуется так, чтобы можно было беспрепятственно передвигаться между специальными автомобилями. Для этого приказ 1100 н Минтруда устанавливаются определенные габариты помещений. Электрическое напряжение не должно превышать 220 В, а в особо опасных пространствах – не более 50 В. При этом применение люминесцентных приборов возможно при особых условиях. Электропроводка закрытая, лампы защищаются решеткой. Расстояние и промежутки между предметами и стенами должны быть не менее одного метра, организуется отвод газации из гаража. Помещение снабжается прибором, показывающим подробную сводку о погоде. Изменение погодных показателей оперативно транслируется на прибор. Пожарные машины после эксплуатации чистятся и диагностируются на повреждения в специальных канавах. Реборды осмотровой канавы окрашиваются в предупредительный цвет. Важно! 1100 н приказ МЧС указывает, что запрещается использовать в гаражах огонь, производить заправку автомобилей, заряжать аккумулятор, устанавливать преграды перед воротами и проходами, использовать воспламеняющиеся составы для чистки машин. Помещение аккумуляторнойПространство должно быть закрыто на ключ, химические вещества хранятся в стеклянных элементах, которые герметично закрываются. Опасные кислоты разливаются с помощью специальных устройств и перевозятся в деревянных или плетеных устройствах. Курение, открытый огонь, использование электроприборов запрещено. Помещение должно быть оборудовано вытяжкой, а на дверной панели устанавливается обозначающая табличка. Рукавная базаПриказ 1100н регламентирует правила содержания базы, где производится тестирование и починка пожарных рукавов. Она размещена в отдельном или встроенном помещении. Испытание и обслуживание производится на специальном верстаке. Помещение должно регулярно проветриваться, исправные рукава раскладываются на полках для хранения в скрученном виде. Испытания на базе, где проводится тестирование Огневой полигон и огневая полоса психологической подготовки пожарныхИнструктаж и тренировки сотрудников ФПС проводит консультант. Он интересуется общим состоянием здоровья пожарных, проводит упражнения, демонстрирует сигнал оповещения, проверяет исправность всех рабочих систем. Занятие на огневом полигоне ночью и допуск туда посторонних запрещаются. Он имеет специальное ограждение. Здесь производятся воспламенения и их тушение с помощью технического оборудования. Важно! Пожарные преодолевают пространства, пораженные огнем, и учатся задержке дыхания. В процессе тренировок безопасность обеспечивается посредством водонапорных цистерн. Учебная башняВид с вышки, расположенной во дворе учебной базы ГПС, охватывает всю вверенную территорию. У башни есть противопожарная дверь с отдельным входом, несколько окон. Правила устанавливают габариты здания и устройства подоконников и выступающих частей. Перед входом создается специальная территория определенных размеров. ТеплодымокамераОна используется для тренировок в задымленном помещении. Имитация производится с помощью неядовитых составов. Запрещается использование в теплодымокамере полимерных изделий. Здесь есть минимум два выхода, а покрытие стен и пола – водостойкое. По окончании занятия помещение тщательно вентилируется. Эксплуатация и техническое обслуживание пожарной техники в соответствии с приказом 1100н по охране трудаАвтомобили подлежат учету, техническому тестированию согласно документации производителя. Осмотр проводит дежурный личный состав, все детали приводятся в надлежащее состояние. Водитель при пожарной ситуации соблюдает требования Правил. Охрана труда при организации и осуществлении технологических процессов в МЧСПо прибытию к месту тушения огня автомобиль фиксируется с помощью тормозной системы. Нельзя ставить машину поперек дороги без включения сигнализации, оставлять открытыми двери. Важно! Работа по тушению огня производится по команде начальника бригады. Подача воды запускается строго после выхода пожарных на исходные позиции. Перечень веществ и материалов, при тушении которых опасно применять водуСпециалисты определяют ряд веществ, взаимодействие которых с водой может вызвать взрыв. Среди них – бромистый и боргидрированный алюминий, винилхлорид, различные гидриды металлов, металлоорганические соединения и сплавы, пентафториды. Кроме того, взрывоопасными веществами при соприкосновении с водой можно считать серную кислоту, составы с фосфором, цинком и щелочные металлы. Важно! Полный перечень веществ можно найти в Приложении к Приказу Минтруда. Таким образом, приказ 1100н регулирует работу пожарной службы. На основе этого документа разрабатываются внутренние норм эксплуатации приборов и помещений. Приказ регулирует охрану труда в пожарной части. ohranatryda.ru
files.stroyinf.ru определение, площадь, назначение и видыЧасто профессиональные, узкоспециальные термины вводят читателя в ступор. Например, пожарный отсек. Определение места, помещения, где недавно сильно бушевало пламя, выхода из которого не было никому. Отчасти это так. Но, на самом деле, им во всех нормативных документах по обеспечению безопасности людей, действующих в России на сегодня, считается что: Пожарный отсек – это часть строения, которая выделена стенами/перекрытиями с нормируемыми пределами стойкости конструкций к огню. Эти преграды должны обеспечить нераспространение пожара за его пределы до локализации, ликвидации или даже при разрушении, обрушении строительных конструкций, технологического оборудования внутри его. Деление здания на пожарные отсекиНормы и правилаЭто определение – пожарный отсек, согласно ФЗ-123, регламентирующего требования ПБ в Российской Федерации, красной строкой проходит, в обязательном порядке указывается в большинстве норм, сводов правил; касающихся возведения, реконструкции, капитального ремонта любых строений, сооружений как на территории промышленных предприятий, производственных или иного назначения объектов, так и на землях населенных пунктов при строительстве жилья, общественных или административных комплексов. Существует также понятие/определение – пожарная секция. Это часть отсека, выделенная дополнительными преградами – занавесами, экранами, шторами, водяными завесами; спроектированными/рассчитанными, выполненными согласно указаниям нормативных документов по обеспечению ПБ. Это и другие моменты, касающиеся устройства отдельных, изолированных участков строений, изложены в СП 2.13130.2012, устанавливающем требования к обеспечению стойкости любых защищаемых объектов к огню:
Связано это с тем, что нормы, касающиеся деления жилых, промышленных объектов, сооружений, начиная с высотных многоквартирных домов, и заканчивая огромными по площади общественными, административными – торговыми, офисными, деловыми центрами; головными офисами крупных корпораций, развлекательными, выставочными спортивными комплексами; жестко ограничивают возможности проектирования, полет смелой фантазии архитекторов, проектировщиков, желающих построить что-то совершенно новое, невообразимо красивое, ни на что не похожее. Всю эту неземную красоту, как правило, включающую в себя обязательное наличие: ажурных металлических ферм/балок, высоченных колон/столбов, не имеющих даже в проекте ни грамма огнезащитных покрытий, красок или традиционной конструктивной защиты; открытых проемов, арок, атриумов на всю высоту; остекления, где нужно и не очень, вместо глухих стен и перегородок; открытых лестниц от первого этажа и до выхода на кровлю, на корню рубят безжалостные противопожарные нормы. Они говорят о том, что пожарный отсек, площадь которого зависит от степени огнестойкости, опасности веществ, материалов, товаров в нем; «нерезиновый», т.е. имеет свои четко регламентированные граничные размеры. Их превышение невозможно, кроме специально оговоренных нормами ситуаций. Так, стоит снова обратиться к СП 2.13130.2012, который указывает:
Хотя нормы и правила ПБ ограничивают максимальную площадь отдельного участка исходя из назначения объекта защиты, однако принципы, основы его деления на части могут быть самыми разными; до мелочей продуманными по функциональной компоновке, чтобы как обеспечить безопасность, так и построить красивое, удобное для людей воплощение своей мечты. Вывод: для правильного решения этой серьезной проблемы, волнующей архитекторов, проектировщиков, следует лишь грамотно, эффективно разделить строение, сооружение в функциональном отношении, пространстве строительного объема на отсеки в зависимости от опасности веществ, материалов, товаров, оборудования, неизбежно хранящихся, используемых практически в любых объектах, возводимых человеком для своих нужд. Наиболее спокойно к проблеме деления цехов, фабрик, заводов относятся технологи, ведущие специалисты промышленных предприятий, сотрудники профильных проектных организаций, отлично осознающих необходимость исключить любую возможность свободного распространения огня по всей технологической цепочке, включающей в себя оборудование, аппаратуру, трубопроводы, транспортирующие линии, расположенные внутри производственных объектов. Самый критичный пример необходимости устройства таких отдельных, изолированных участков – это современная подводная лодка. Там деление корпуса на части вертикальными непроницаемыми переборками, палубами с герметичными дверями, люками – основа живучести боевого корабля, обеспечение безопасности членов экипажа при любых ЧП. Вернувшись на твердую поверхность, стоит рассмотреть, чем и как различаются отдельные участки в строениях различного назначения, степени стойкости к огневому или тепловому воздействию. Жилые объектыПожарные отсеки в жилых домахДля них требования к проектированию отдельных участков по изоляции возможного очага возгорания устанавливают ФЗ-123, СП 2.13130.2012, а также СП 4.13130.2013, определяющий объемно-планировочные решения для ограничения распространения пожара на защищаемых объектах. Пожарный отсек жилого дома, т.е. этаж или его часть, выделенная преградами – стенами, перекрытиями, не должна превышать:
Кроме того, существуют и другие требования:
Подземные автостоянкиСогласно СП 2.13130.2012 пожарный отсек подземной автостоянки не может превышать по площади 3000 кв. м. При этом допускается возведение 5 этажей для сооружения I степени огнестойкости, 3 – для II. По СП 4.13130.20013:
Производственные объектыПожарный отсек производственного здания, максимально допустимая площадь которого также прямо зависит от степени стойкости к огню, класса пожарной опасности несущих конструкций, высоты объекта промышленного предприятия определяют по табл. 6. 1 СП 2.13130.2012, где приведены все типовые варианты. Кроме того, согласно СП 4.13130.2013:
Теория и практикаПожарный отсекПонятие пожарный отсек включает в себя:
На практике, разделение требуется во многих случаях. Причем уже тогда, когда все построено уже давно, но жизнь диктует свои законы. Перепрофилирование, не афишируемые для надзорных органов реконструкция, капитальный ремонт; просто тотальная сдача в аренду всех хоть немного востребованных площадей от подвала до чердака – реальность. Зачастую довольно страшная. Ведь в результате в бывшем проектном институте постройки времен Советского Союза немыслимым образом, например, уживаются подземная стоянка, ресторан, магазин пиротехники, салон красоты, зал для занятий йогой, многочисленные офисы, арт-студия на чердаке; причем все это великолепие не разделено между собой практически ни чем, кроме существующих внутренних стен, перегородок и перекрытий, которые даже оптимист не назовет противопожарными; хотя бы потому, что двери в них уж точно к ним не относятся. Из автоматики в лучшем случае в наличии установка АПС, которую никто не обслуживает. Вот в таких случаях и нужно деление, устройство отдельных эвакуационных выходов, в том числе по наружным лестницам с площадками на каждом этаже, раздельные системы безопасности – ОПС, СОУЭ, АУПТ, система аварийной противодымной защиты с выводом управления на общий пост наблюдения; различные организационные мероприятия для обеспечения безопасности людей в таком многофункциональном комплексе. Вам также будет интересно ознакомиться с материалами нашей презентации: Основные сведения об установках автоматического пожаротушения Довольно часто консультантам, экспертам независимых организаций, выполняющих комплекс противопожарных работ, задают следующий вопрос – не противоречит ли требованиям норм и правил ПБ эвакуация через смежный пожарный отсек. Ответ такой – данный путь эвакуации является эвакуационным, не противоречащим требованиям ФЗ-123, другим нормам и правилам ПБ. Единственное замечание – необходимо учитывать допустимую удаленность от рабочих мест до эвакуационных выходов. fireman.club СП 380.1325800.2018 Здания пожарных депо. Правила проектирования / 380 1325800 2018
ЗДАНИЯ ПОЖАРНЫХ ДЕПО Правила проектирования Предисловие Сведения о своде правил 1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Акционерное общество «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений» (АО «ЦНИИПромзданий») 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство» 3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) 4 УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 мая 2018 г. № 311/пр и введен в действие с 25 ноября 2018 г. 5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) 6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет СОДЕРЖАНИЕ files.stroyinf.ru Конструкция пожарных отсеков и их применениеПожар может объять любое помещение, поэтому при конструкции здания его разделяют на отсеки. Это помогает снизить нанесенный ущерб, особенно если нет возможности вовремя потушить огонь. Как же происходит разделение домов, производственных цехов и прочих строений на пожарные отсеки? Что такое пожарный отсекПожарным отсеком называют часть здания, отгороженную противопожарными плоскостями (стенами, межэтажными и прочими перекрытиями). Иногда применяют специальные покрытия, которые не допускают распространение горения за пределы отсека. Такое разделение помогает пожарным выполнять свою работу. Они успевают своевременно погасить пламя, работая на отдельном участке. Особенно важно наличие пожарных отсеков здания в просторных помещениях, промышленных сооружениях, на торговых площадях, парковках, автостоянках. Если присутствуют только противопожарные перекрытия, то горение распространяется в разные стороны по одному этажу. Если же предусмотрены противопожарные стены, перегородки, то пожар переходит вверх и вниз. Противопожарными делают не только стены, но и двери, а также окна, закрывая их жалюзи. Особенности конструкцийТребования к особенностям конструкции и разграничению здания на отсеки представлены в правилах СП 4.13130.2013. Там находится таблица, изучив которую, можно правильно разделить сооружение на отсеки. Существует также свод правил СП 2.13130.2012, в котором говорится, как обеспечить огнестойкость объекта. Определяя максимальное расстояние между стенами и перекрытиями, следует исходить из степени огнестойкости дома, склада или же цеха и класса конструктивной пожарной опасности. Всего существует 5 степеней огнестойкости. Они обозначаются римскими цифрами. Самыми устойчивыми к горению, следовательно, самыми безопасными с точки зрения распространения пожара считаются здания огнестойкости I и II. Все детали конструкции в таких зданиях сделаны из несгораемых материалов. Исключения могут составлять лишь крыши в домах с чердаками. Степень огнестойкости I означает, что несущие стены имеют класс R120, а перекрытия REI 150. Буква R означает потерю несущей способности, буква E – потерю целостности, I – потерю теплоизолирующей способности. Цифры означают время в минутах. Таким образом, REI 150 говорит о том, что один из параметров достигает своего предельного значения за 150 минут. Либо перекрытия утрачивают свойства теплоизоляции, либо начинают разрушаться, в любом случае через два с половиной часа после начала пожара они перестают выполнять противопожарные функции. Существует 4 класса конструктивной пожарной опасности. Их обозначают С0, С1, С2, С3. Они, в свою очередь, зависят от пожарной опасности несущих сооружений. Класс С0 самый высокий и самый надежный. В отсеке класса С0 элементы строения не горят и не дымятся. Класс С1 означает, что могут быть использованы малогорючие элементы. Особенности конструкции представляются в технической документации здания. Помимо конструктивного деления, предусмотрено деление на группы по пожарной опасности, которое обозначается буквой К и арабской цифрой. Таких классов также четыре. Класс К0 обозначает, что конструкция не опасна для пожара, К1 – малопожароопасна, допускается повреждение на 40 см в вертикальном направлении и на 20 см в горизонтальном. Размеры отсекаПожарный отсек может включать в себя несколько комнат или иных помещений. Иногда он состоит всего из одной комнаты. Чтобы правильно рассчитать площадь отсека, следует учитывать такие данные:
Для этого устанавливают противопожарные стены с температурными швами. Производственные цеха и другие отдельно стоящие сооружения разделяют между собой стенами снаружи. Это необходимо делать в случае, если не соблюдено безопасное расстояние между постройками. Пожарный отсек включает вентиляционную систему. Чтобы выделить пожарный отсек, применяют стены и перекрытия 1-ого типа. Противопожарные стены возвышаются над верхней частью крыши на 60 см или выше, если покрытие чердака или его элементы сделаны из материалов третьей и четвертой группы горения. Если элементы строения из материалов групп Г1 и Г2, то возвышение брандмауэра составляет 30 см. Если материалы негорючие, то преграда может не возвышаться над кровлей. Здесь необходимо сказать несколько слов о группах горючести. Материал может быть негорючим (НГ) и горючим. Во втором случае он обозначается буквой Г цифрой от 1 до 4. Г1 говорит о том, что материал слабогорючий, а температура дыма при горении составляет 135 °C или меньше. Г4 – сильногорючие материалы с температурой дыма более 450 °C. Отсек в производственном помещении и жилом домеКакова же должна быть максимально возможная площадь пожарного отсека в производственном или складском помещении? Она не должна превышать площадь этажей с учетом суммирования площадей проемов в перекрытиях. Для формирования противопожарного отсека применяют стены 1-ого типа. Огнеупорные стены также называют брандмауэрами. Брандмауэр может быть:
Огнестойкость стены пожарного отсека должна составлять REI 150. Это означает, что на протяжении 150 минут (2,5 часа) брандмауэр выдерживает действие пожара и служит ему преградой. В правилах СП 2.13130.2009 представлены таблицы, в которых указывается, какой должна быть площадь пожарного отсека и высота помещения в зависимости от степени огнестойкости. Для жилого дома самой высокой степени стойкости к горению площадь этажа, который и будет отсеком, составляет 2,5 тысячи кв. м. Преграды для пожараЧтобы не дать горению распространится, предусмотрены противопожарные преграды. Это могут быть стены, перекрытия, экраны или иные сплошные противопожарные преграды. В преграде важен не только материал изготовления, но и конструкция, на которую она опирается, например, фундамент, подпорные элементы, если они присутствуют, углы, ограждающие части. В противопожарных преградах могут быть проемы. Общая их площадь не должна превышать четверти площади преграды, то есть 25%. Что касается крыш с чердаками, то для чердачных покрытий не предусмотрено норм. Они могут быть выполнены из материала любой степени огнестойкости. Кровлю и стропила разрешено выполнять даже из горючих материалов. В этом плане они не представляют собой части противопожарного отсека. Для пожарного отсека может быть выделен технический этаж. Стены отсека возводят на всю высоту строения или же до перекрытия самого высокого (1-ого) типа огнестойкости. Именно это обеспечивает ограничение распространения огня. Загрузка...Другие полезные статьи: protivpozhara.com |