Окно в стене разделяющей помещения псч и гаража имеет размеры


Требования охраны труда к гаражным помещениям в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы — ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Требования охраны труда к гаражным помещениям в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы

31. Пожарные автомобили размещаются в помещении, предназначенном для размещения и технического обслуживания пожарных автомобилей в подразделениях ФПС, (далее - гараж) таким образом, чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение личного состава подразделений ФПС по сигналу тревоги между пожарными автомобилями, а также между ними и стенами.

Для этих целей предусматриваются следующие расстояния :

  • между пожарными автомобилями, а также от крайнего правого (по выезду) пожарного автомобиля до стены - не менее 2 м;
  • от крайнего левого (по выезду) пожарного автомобиля до стены не менее 1,5 м;
  • от пожарного автомобиля до ближней к нему грани колонны - не менее 1 м;
  • от пожарного автомобиля до передней или задней стены - не менее 2 м в гаражах на 1 - 3 пожарных автомобиля и не менее 3 м в гаражах на 4 и более пожарных автомобиля.

Для электропитания светильников местного стационарного освещения применяется напряжение: в помещениях без повышенной опасности - не выше 220 В, в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных - не выше 50 В.

Штепсельные розетки напряжением 12 - 50 В должны конструктивно отличаться от штепсельных розеток напряжением 127 - 220 В, а вилки к штепсельным розеткам напряжением 12 - 50 В не должны подходить к штепсельным розеткам напряжением 127 - 220 В. На штепсельных розетках выполняются надписи с указанием напряжения.

При использовании для общего и местного освещения люминесцентных и газоразрядных ламп принимаются меры для исключения стробоскопического эффекта.

В помещениях сырых, особо сырых, жарких и с химически активной средой применение люминесцентных ламп для местного освещения допускается в арматуре специальной конструкции.

Освещение осмотровых канав светильниками напряжением 127 - 220 В допускается при соблюдении следующих требований:

1) вся электропроводка выполняется внутренней (скрытой), имеющей электроизоляцию и гидроизоляцию;

2) осветительная аппаратура и выключатели устанавливаются с устройством электроизоляции и гидроизоляции;

3) светильники закрываются стеклом или ограждаются защитной решеткой;

4) металлические корпуса светильников заземляются (зануляются).

Для электропитания переносных светильников помещениях с повышенной опасностью и особо опасных применяется напряжение не выше 50 В.

При наличии особо неблагоприятных условий, когда опасность поражения электрическим током усугубляется теснотой, неудобным положением личного состава, соприкосновением с заземленными (зануленными) поверхностями (работа в резервуарах, котлах, емкостях и тому подобное), для питания переносных светильников применяется напряжение не выше 12 В.

32. В пожарных частях, где размещаются специальные пожарные автомобили, расстояние от автомобилей до выступающих конструкций зданий составляет не менее 1 м.

33. Ширина ворот гаража превышает на 1 м ширину имеющего наибольшую габаритную величину пожарного автомобиля из автомобилей, состоящих на вооружении. Ворота гаража оборудуются ручными или автоматическими запорами, а также фиксаторами, предотвращающими самопроизвольное их закрывание. Верхняя часть ворот гаража должна иметь остекление площадью не менее 30% от всей площади ворот и оборудована приспособлениями от самопроизвольного выпадения стекол (в стояночных боксах вспомогательной техники допускаются ворота без остекления). В полотнище первых (от пункта связи) ворот гаража предусматривается калитка размером не менее 0,7 x 2,0 м.

34. Ворота гаража оборудуются воздушно-тепловой завесой с ручным или автоматическим пуском.

35. В гараже предусматривается газоотвод от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей пожарных автомобилей. При этом обеспечивается постоянное подключение системы газоотвода к выхлопной системе пожарных автомобилей и саморазмыкание в начале их движения. Гараж оборудуется системой приточно-вытяжной вентиляции, рассчитанной на одновременный выезд 50% пожарных автомобилей.

36. Габариты стоянки пожарных автомобилей обозначаются белыми линиями шириной 0,1 м. В гараже предусматриваются упоры для задних колес пожарных автомобилей или стационарные колесоотбойники (башмаки) с учетом расстановки пожарных автомобилей.

37. В помещении гаража устанавливается табло с информацией о погодных условиях (снег, дождь, туман, гололед, метель, град). На передней стене гаража у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размером не менее 1 м x 0,4 м.

38. После выезда на пожар или учебное занятие пожарные автомобили подлежат очистке и протиранию.

39. Специальная защитная одежда и снаряжение личного состава подразделений ФПС укладываются отдельно на специально оборудованные стеллажи (тумбочки) с фиксирующимися в открытом положении дверцами. Стеллажи (тумбочки) со специальной защитной одеждой личного состава караула располагаются вдоль стены гаража за пожарными автомобилями; высота от пола составляет не более 0,8 м.

Допускается размещение стеллажей (тумбочек) сбоку от пожарных автомобилей, при этом расстояние от них до пожарного автомобиля составляет не менее 1,5 м.

40. Техническое обслуживание и ремонт пожарных автомобилей выполняются на осмотровых канавах. Ширина прямоточной осмотровой канавы узкого типа определяется колеей пожарного автомобиля и в зависимости от конструкции реборд составляет 1,0 - 1,1 м. Глубина осмотровой канавы составляет 1,2 - 1,4 м от уровня пола гаража.

Осмотровые канавы должны иметь ступеньки для схода в торцовой части и скобы, вмонтированные в стену с противоположной стороны. Для предотвращения падения пожарных автомобилей в осмотровую канаву, а также для более точного направления их движения вдоль осмотровой канавы, устанавливаются железобетонные или металлические реборды высотой не менее 80 мм. Пол и стены осмотровой канавы облицовываются керамической плиткой, на дно укладывается деревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инструмента и светильников. Ниши для инструмента и светильников защищаются от механических повреждений. Реборды окрашиваются в предупредительный цвет (желто-черная диагональная полоса шириной 5 см, под углом 45 градусов).

41. Для предотвращения падения людей осмотровая канава закрывается съемными решетками из металлических прутьев диаметром не менее 12 мм или деревянными щитами толщиной не менее 40 мм в металлической оправе.

42. Обогрев осмотровой канавы в холодное время года осуществляется теплым воздухом, поступающим по каналам, устроенным в стенах осмотровых канав.

43. В гараже запрещается:

а) загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и месту расположения пожарного щита;

б) держать открытыми заливные горловины топливных баков пожарного автомобиля;

в) мыть детали легковоспламеняющимися и горючими веществами;

г) заряжать аккумуляторные батареи;

д) применять открытый огонь;

е) заправка пожарных автомобилей горюче-смазочными материалами, а также их хранение;

ж) стоянка автомобилей, не предусмотренных штатами подразделения ФПС;

з) отдых личного состава подразделения ФПС в пожарных автомобилях.


Приказ Минтруда России от 23.12.2014 №1100н
«Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы»
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 N 37203)

fireguys.ru

НПБ 101-95 Нормы проектирования объектов пожарной охраны, НПБ от 30 декабря 1994 года №101-95


НПБ 101-95

НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
ОБЪЕКТОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Дата введения 1995-01-01


РАЗРАБОТАНЫ, ВНЕСЕНЫ и ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению нормативно-техническим отделом Главного управления Государственной противопожарной службы МВД России. При подготовке норм использованы материалы ВИПТШ МВД России.

УТВЕРЖДЕНЫ заместителем Главного Государственного инспектора Российской Федерации по пожарному надзору.

ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ приказом ГУГПС МВД России от 30 декабря 1994 г. № 36.

СОГЛАСОВАНЫ с Минстроем России (письмо от 14.12.1994 г. № 13/355).

ВЗАМЕН ВСН 1-91/СПАСР МВД РФ.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие нормы содержат основные требования к проектированию объектов пожарной охраны.

1.2. Пожарные депо в зависимости от назначения, количества автомобилей, состава помещений и их площадей подразделяются:

тип I - центральные пожарные депо на 6, 8, 10, 12 автомобилей для охраны городов;

тип II - пожарные депо на 2, 4, 6 автомобилей для охраны городов;

тип III - центральные пожарные депо на 6, 8, 10, 12 автомобилей для охраны предприятий;

тип IV - пожарные депо на 2, 4, 6 автомобилей для охраны предприятий;

тип V - пожарные депо на 2, 4 автомобиля для охраны населенных пунктов (кроме городов).

1.3. Тип пожарного депо для охраны объектов народного хозяйства определяется заказчиком.

1.4. Количество пожарных депо и пожарных автомобилей для городов и других населенных пунктов определяется в соответствии с прил. 1 и 7.

1.5. В зависимости от количества единиц основных, специальных и вспомогательных пожарных автомобилей и средств связи, находящихся на вооружении управлений (отделов) ГПС по охране городов и спецформирований ГПС, создаются подразделения технической службы:

производственно-технические центры - свыше 400 единиц;

отряды технической службы - от 200 до 400 единиц;

части технической службы, не входящие в состав ПТЦ и отрядов, - от 50 до 200 единиц;

отдельные посты технической службы - до 50 единиц.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКАМ И РАЗМЕЩЕНИЮ ЗДАНИЙ ПОЖАРНЫХ ДЕПО

2.1. Пожарные депо следует размещать на земельных участках, имеющих выезды на магистральные улицы или дороги общегородского значения.

2.2. Расстояние от границ участка пожарного депо до общественных и жилых зданий должно быть не менее 15 м, а до границ земельных участков школ, детских и лечебных учреждений - не менее 30 м.

2.3. Пожарные депо необходимо располагать на участке с отступом от красной линии до фронта выезда пожарных автомобилей не менее чем на 15 м, для пожарных депо II, IV, V типов указанное расстояние допускается уменьшать до 10 м.

2.4. Площадь земельных участков в зависимости от типа пожарного депо определяется по прил. 2.

2.5. Состав и площади зданий и сооружений, размещаемых на территории пожарного депо, определяются по прил. 3, при этом допускается увеличение площади земельного участка.

2.6. Территория пожарного депо подразделяется на производственную, учебно-спортивную и жилую зоны.

2.7. В производственной зоне следует размещать здание пожарного депо, закрытый гараж-стоянку резервной техники и складские помещения.

2.8. В учебно-спортивной зоне пожарного депо следует размещать учебную пожарную башню, стометровую полосу с препятствиями, подземный резервуар и пожарный гидрант с площадкой для стоянки автомобилей, спортивные сооружения, указанные в прил. 3.

2.9. В жилой зоне размещаются жилая часть здания пожарного депо или жилой дом (служебные квартиры или общежитие), площадки для отдыха и детских игр. Вход в жилую часть здания пожарного депо должен быть расположен на расстоянии не менее 15 м от помещения пожарной техники. С учетом местных условий жилой дом может располагаться вне территории пожарного депо.

2.10. В соответствии с заданием на проектирование на территории пожарных депо I и III типов размещаются объекты пожарной охраны, рекомендованные в прил. 8.

2.11. Площадь озеленения территории пожарного депо должна составлять не менее 15 % площади участка.

2.12. Территория пожарного депо, как правило, должна иметь два въезда (выезда). Ширина ворот на въезде (выезде) должна быть не менее 4,5 м.

2.13. Территория пожарного депо должна иметь ограждение высотой не менее 2,0 м.

2.14. Дороги и площадки на территории пожарного депо следует предусматривать с твердым покрытием.

2.15. Проезжая часть улицы и тротуар против выездной площади пожарного депо должны быть оборудованы светофором и световым указателем с акустическим сигналом, позволяющим останавливать движение транспорта и пешеходов во время выезда пожарных автомобилей из гаража по сигналу тревоги. Включение и выключение светофора предусматривается дистанционно из пункта связи части.

3. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ ЗДАНИЙ ПОЖАРНЫХ ДЕПО

3.1. Состав и площади помещений пожарных депо принимаются в соответствии с прил. 4, а центральных пожарных депо - прил. 5.

3.2. Пожарные депо следует проектировать не ниже II степени огнестойкости. Допускается при технико-экономическом обосновании для пожарных депо V типа проектировать одноэтажные здания III, IIIa, V степеней огнестойкости. При этом в зданиях V степени огнестойкости поверхности деревянных стен, перегородок, потолков с внутренней стороны помещений должны быть оштукатурены.

3.3. Центральный вход в пожарное депо следует размещать со стороны главного фасада здания.

3.4. На путях движения личного состава по тревоге к помещению пожарной техники не допускается устройство порогов, ступеней, а также устройство выступающих частей конструкций и оборудования на высоте не менее 2,2 м от уровня пола.

3.5. Ширина коридоров на путях движения личного состава дежурной смены по тревоге должна быть не менее 1,4 м. При размещении дежурной смены на втором этаже здания открывание внутренних дверей должно предусматриваться по направлению движения к местам расположения спусковых столбов в помещение пожарной техники.

3.6. Высота помещений пожарной техники и мойки определяется заданием на проектирование в зависимости от типа пожарной техники.

3.7. Производственные процессы в пожарном депо по санитарно-гигиеническим требованиям относятся к I группе.

3.8. Пункт связи в пожарном депо следует располагать справа, а пост технического обслуживания слева от помещения пожарной техники по ходу выезда автомобилей.

3.9. Ширина проходов для личного состава между автомобилями, а также между автомобилями и конструкциями здания в помещении пожарной техники принимается в соответствии с прил. 6. Глубина помещений пожарной техники, технического обслуживания и мойки в зданиях пожарных депо I - IV типов должна составлять 15-18 м, V типа - 12-15 м, а при размещении крупногабаритной автотехники - по заданию на проектирование.

3.10. Ширину ворот в помещении пожарной техники следует принимать на 1 м больше ширины состоящих на вооружении пожарных автомобилей. Каждые ворота должны оборудоваться ручными и автоматическими запорами, а также фиксаторами, предотвращающими самопроизвольное их закрывание. Верхняя часть ворот должна иметь остекление площадью не менее 30 % всей площади ворот. В полотнище первых (от пункта связи) ворот необходимо предусматривать калитку размером не менее 0,7х2 м.

3.11. Габариты стоянки автомобилей обозначаются белыми полосами шириной 0,1 м, предусматриваются также упоры для задних колес автомобилей. В помещении пожарной техники оборудуется табло погодных условий. На передней стене у каждых ворот устанавливаются зеркала заднего обзора размером не менее 1,0х0,4 м.

3.12. Планировочная отметка дорожного покрытия перед выездом из здания пожарного депо должна быть ниже отметки пола помещения пожарной техники на 0,15 м. Уровень пола помещения пожарной техники следует проектировать ниже уровня пола смежных помещений не менее чем на 0,05 м. Уклон пола в помещении пожарной техники должен быть в сторону трапов и лотков, предусматриваемых перед выездными воротами, панели стен облицовываются керамической плиткой.

3.13. В помещении пожарной техники необходимо предусматривать газоотводы от выхлопных труб для удаления газов от работающих двигателей автомобилей. Система газоотвода должна быть постоянно подключена к выхлопной системе автомобиля и саморазмыкаться в начале его движения.

3.14. Пост мойки в пожарных депо I-IV типов следует проектировать в отдельном боксе.

3.15. Посты технического обслуживания в пожарных депо II, IV, V типов допускается совмещать с помещением пожарной техники.

3.16. В помещениях поста технического обслуживания и пожарной техники устраиваются осмотровые канавы из расчета: 1 канава на 3 автомобиля. Осмотровые канавы должны иметь два спуска (один - по ступенчатой лестнице, другой - по скобам) и сверху закрываться съемной решеткой из металлических прутьев диаметром не менее 12 мм. По периметру канавы оборудуется предохранительная реборда высотой не менее 80 мм, пол и стены канавы облицовываются керамической плиткой, на ее дно укладывается деревянная решетка, в стенах устраиваются ниши для инструмента и светильников. Ниши для светильников должны быть защищены от механических повреждений.

3.17. Пункт связи должен иметь естественное освещение и располагаться смежно с помещением пожарной техники. В разделяющей их перегородке следует предусматривать окно размером 1,2х1,5 м на расстоянии 0,6 м от пола, которое оборудуется приспособлением для передачи путевок. Выход из помещения пункта связи непосредственно в помещение пожарной техники не допускается.

3.18. Аккумуляторную пункта связи необходимо предусматривать в отдельном помещении смежно с пунктом связи. Вход в нее осуществляется через тамбур.

3.19. Помещение для технического обслуживания и хранения пожарных рукавов должно иметь естественное освещение.

3.20. Стены помещения мойки и сушки противогазов и аппаратов облицовываются керамической плиткой.

3.21. Помещение для отдыха дежурной смены должно быть расположено не выше второго этажа. Между помещениями для отдыха дежурной смены и пожарной техники следует предусматривать тамбур или коридор.

3.22. При размещении дежурной смены на втором этаже в междуэтажном перекрытии следует устраивать проем 1,2х1,2 м с металлическими столбами диаметром 200 мм для спуска в помещение пожарной техники из расчета 1 столб на 7 чел. дежурной смены. Над проемами устраиваются кабины с открывающимися внутрь двухстворчатыми дверями, оборудованными блокирующими устройствами от самопроизвольного открывания.

3.23. Учебный класс и кабинет начальника дежурной смены необходимо размещать рядом с помещениями дежурной смены.

3.24. Состав и площади помещений для региональных специализированных отрядов и специализированных частей, осуществляющих первоочередные аварийно-спасательные работы, определяются заданием на проектирование.

4. ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ


4.1. Здание пожарного депо должно оборудоваться канализацией, холодным и горячим водоснабжением, центральным отоплением, вентиляцией, автоматическими и слаботочными устройствами (радиофикация, часофикация, телефонизация) в соответствии с действующими нормами и правилами.

4.2. Система канализации помещения мойки автомашин должна присоединяться к внешним сетям через песконефтеуловитель.

4.3. Расчетная температура воздуха в помещении пожарной техники должна составлять + 16 °С.

В помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомашин следует предусматривать, как правило, водяную систему отопления.

Ворота помещений пожарной техники необходимо оборудовать воздушно-тепловыми завесами с ручным пуском.

4.4. В помещении пожарной техники следует предусматривать размещение внутреннего пожарного крана.

4.5. Воздухообмен в помещениях пожарной техники, мойки и поста технического обслуживания автомобилей следует принимать по принципу "сверху-вверх".

Приточно-вытяжную вентиляцию необходимо рассчитывать из условий одновременного выезда 50 % автомобилей.

4.6. Электроснабжение пожарных депо I-IV типов следует предусматривать по I категории надежности.

4.7. Здания пожарных депо I-IV типов оборудуются охранно-пожарной сигнализацией и административно-управленческой связью.

4.8. Помещения пункта связи, пожарной техники, дежурной смены и коридоры, соединяющие их, оборудуются аварийным освещением от аккумуляторных батарей и независимого стационарного источника питания.

4.9. Здание пожарного депо оборудуется сетью телефонной связи и спецлиниями "01", а помещения пожарной техники и дежурной смены - установками тревожной сигнализации.

4.10. Санитарные узлы должны быть предусмотрены на каждом этаже пожарного депо.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). КОЛИЧЕСТВО СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ


ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

Наименование
специальных

Число жителей в городе (населенном пункте), тыс. чел.

автомобилей

до 50

50-100

100-350

350-700

700-1250

1250-2000

св.2000

Автолестницы и автоподъемники

1*

2

3

4-6

7-8

8-11

**

Автомобили газодымозащитной службы

1

1

2

3

4

7

8

Автомобили связи и освещения

-

1

1

2

2

3

4

* При наличии зданий высотой 4 этажа и более.

** Определяется по количеству административных районов из расчета одна автолестница и автоподъемник на район.

Примечание. Количество специальных автомобилей, не указанных в настоящей таблице, определяется исходя из местных условий в каждом конкретном случае с учетом наличия опорных пунктов тушения крупных пожаров.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Рекомендуемое). ПЛОЩАДЬ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПОЖАРНОГО ДЕПО

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рекомендуемое

I

II

III

IV

V

Тип пожарного депо и

количество пожарных автомобилей в депо, шт.

12

10

8

6

6

4

2

12

10

8

6

6

4

2

4

2

Площадь земельного участка пожарного депо, га

2,2

1,95

1,75

1,6

1,2

1,0

0,8

1,7

1,6

1,5

1,3

1,2

1,0

0,8

0, 85

0,55

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). СОСТАВ И ПЛОЩАДИ ПОМЕЩЕНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ПОЖАРНОГО ДЕПО

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое


п.п.

Наименование
сооружений

Площадь, кв.м

Тип пожарного депо

I

II

III

IV

V

Количество автомобилей в депо, шт.

12

10

8

6

6

4

2

12

10

8

6

6

4

2

4

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1

Учебно-тренировочный комплекс:

спортивный зал с подсобными помещениями

580

580

320

320

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

площадка для 100-метровой полосы с препятствиями

550

550

550

550

550

550

550

550

550

550

550

550

550

550

550

550

подземный резервуар вместимостью 50 куб.м и пожарный гидрант с площадкой для стоянки автомобилей

210

210

210

210

210

150

75

210

210

210

210

210

150

75

75

75

площадка с учебной башней

540

540

540

540

540

250

250

540

540

540

540

540

250

250

250

250

баскетбольная и волейбольная площадки

612

612

360

360

360

360

96

612

612

612

360

360

360

96

192

96

2

Закрытый гараж-стоянка резервных автомобилей

576

480

384

288

288

192

96

576

480

384

288

288

192

96

192

96

3

Склады:

пожарного оборудования и хозяйственного инвентаря

60

60

60

50

50

40

20

60

60

60

50

50

40

20

20

20

огнетушащих средств (порошок, пенообразователь и т.д.)

240

200

200

160

120

80

40

240

200

200

160

120

80

40

80

40

автозаправочная станция с подъездной площадкой для автомобилей

Площадь определяется по действующим нормам и заданию на проектирование

4

Пункт связи

диспетчерская

20

18

18

15

15

15

12

30

25

25

20

15

15

12

15

12

аппаратная

15

15

15

12

12

12

10

15

15

15

12

12

12

10

12

10

комната персонала

10

10

10

10

10

8

8

10

10

10

10

10

8

8

8

8

5

Рукавный участок:

помещение для обслуживания и хранения рукавов

45

45

35

30

25

20

10

45

40

35

30

25

20

10

12

10

помещение для мойки и сушки спецодежды

30

30

25

25

20

18

16

30

30

25

25

20

18

16

18

16

6

Пост газодымозащитной службы (ГДЗС):

помещения для хранения и проверки противогазов

35

30

25

docs.cntd.ru

Требования охраны труда к караульным помещениям (помещениям дежурной смены) в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы — ПОЖАРНЫЕ РЕБЯТА

Требования охраны труда к караульным помещениям (помещениям дежурной смены) в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы

13. Караульное помещение (помещение дежурной смены) размещается вблизи гаража. Между караульным помещением (помещением дежурной смены) и гаражом предусматривается тамбур или коридор шириной не менее 1,4 м. При невозможности устройства тамбура или отсутствии коридора двери, ведущие из гаража в караульное помещение (помещение дежурной смены), оборудуются уплотняющими устройствами для защиты от проникновения выхлопных газов и паров бензина.

14. Запрещается:

а) облицовывать караульное помещение (помещение дежурной смены) сгораемыми синтетическими материалами;

б) устраивать над караульным помещением (помещением дежурной смены) санитарные узлы;

в) производить остекление дверей;

г) размещать мебель, препятствующую сбору караула по тревоге.

В ночное время караульное помещение (помещение дежурной смены) оборудуется дежурным освещением.

15. Для спуска личного состава подразделений ФПС в гараж из караульного помещения (помещения дежурной смены), расположенного на втором этаже, в помещении холла второго этажа в проеме межэтажного перекрытия размером 1,2 x 1,2 м устанавливаются спусковые столбы из металла диаметром 200 мм с гладкой неокрашенной поверхностью из расчета 1 столб на 7 человек караула. Над проемами устраиваются кабины с открывающимися внутрь двустворчатыми дверями, оборудованными блокирующими устройствами от самопроизвольного закрывания.

16. У основания спускового столба на полу укладываются легкие упругие маты диаметром не менее 1 м для смягчения удара при приземлении.

17. Кабины спусковых столбов должны иметь плотно пригнанные двери с уплотнением в притворах, мягкими прокладками для предупреждения проникновения выхлопных газов из гаража. Подступы к кабинам спусковых столбов выполняются без выступов и порогов во избежание спотыкания при следовании к спусковым столбам.

18. Со стороны дверей и изнутри кабины спускового столба обеспечивается круглосуточное дежурное освещение.

19. Для предупреждения о непосредственной или возможной опасности на дверях кабин спусковых столбов вывешиваются знаки безопасности: "Осторожно! Возможно падение с высоты!" в соответствии с требованиями государственного стандарта.

20. На путях передвижения личного состава подразделений ФПС в гараж не допускается устройство порогов, ступеней, а также наличие выступающих частей конструкций и оборудования на высоте менее 2,2 м от уровня пола.

21. Запрещается размещать караульное помещение (помещение дежурной смены) выше второго этажа.

22. Караульное помещение (помещение дежурной смены) и коридоры оборудуются аварийным освещением от аккумуляторных батарей или независимого стационарного источника питания.

23. Запрещается застилать пол караульного помещения (помещения дежурной смены) коврами и дорожками.


Приказ Минтруда России от 23.12.2014 №1100н
«Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы»
(Зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 N 37203)

fireguys.ru

Подробный обзор требований приказа 1100н МЧС по охране труда в пожарной охране

Приказ 1100н по охране труда МЧС устанавливает ключевые нормы по организации работы государственной службы при борьбе с пожарами. На основе этого документа разрабатываются внутренние локальные документы с разграничением служебных обязанностей и ответственности работников.

Общие положения

1100н приказ МЧС регламентирует работу Министерства в сфере пожарной безопасности. В общих положениях даются объяснения назначения Правил. В частности, в них отмечается, что Правила ФПС необходимы прежде всего для организации работы личного состава федеральной службы. На основе Приказа 1100 должны готовиться различные инструкции трехступенчатого контроля предприятия.

Приказ 1100н

Контроль над исполнением инструкций и приказов возлагаются на руководителей:

  • подразделений;
  • региональных центров;
  • предприятий;
  • организаций;
  • караульных служб и ведущих управлений.

Требования охраны труда при эксплуатации рабочей зоны, вспомогательного оборудования и инструмента

Караульное помещение (помещение дежурной смены)

Согласно 1100н приказу по охране это пространство должно находиться рядом с гаражом и иметь удобный проходимый коридор. Входные двери должны защищать помещение от выхлопов газа.

Важно! Ни в коем случае в оформлении помещения не должны использоваться воспламеняемые и стеклянные материалы.

Мебель должна быть расположена так, чтобы не препятствовать мобильному перемещению бригады. Чтобы спуститься в гараж, в подразделении устанавливаются столбы, по которым бригада эвакуируется на вызов. Спуск должен быть безопасным, для этого внизу устраивается мягкое покрытие, чтобы обеспечить легкое приземление.

Общие положения

Помещения для приготовления и приема пищи

Отдельно расположена зона для приема пищи. Контроль за соблюдением правил эксплуатации этих помещений выполняет уполномоченное лицо. Высота потолков в комнатах не должна быть меньше 1,7 м. По 1100н Приказу МЧС кухонные пространства в ФПС оборудуются вытяжками, необходимыми предметами мебели и холодильными системами для хранения продуктов.

Центральные пункты пожарной связи, пункты связи пожарной части

Согласно требованиям охраны труда МЧС в стороне от гаража со специальными автомашинами располагается центральный пункт, который имеет окно. Здесь находится комната отдыха диспетчера, рабочие пространства, оборудованные компьютерами в безопасных условиях эксплуатации.

Требования охраны труда МЧС

Гараж

Пространство организуется так, чтобы можно было беспрепятственно передвигаться между специальными автомобилями. Для этого приказ 1100 н Минтруда устанавливаются определенные габариты помещений. Электрическое напряжение не должно превышать 220 В, а в особо опасных пространствах – не более 50 В. При этом применение люминесцентных приборов возможно при особых условиях. Электропроводка закрытая, лампы защищаются решеткой.

Расстояние и промежутки между предметами и стенами должны быть не менее одного метра, организуется отвод газации из гаража. Помещение снабжается прибором, показывающим подробную сводку о погоде. Изменение погодных показателей оперативно транслируется на прибор. Пожарные машины после эксплуатации чистятся и диагностируются на повреждения в специальных канавах. Реборды осмотровой канавы окрашиваются в предупредительный цвет.

Важно! 1100 н приказ МЧС указывает, что запрещается использовать в гаражах огонь, производить заправку автомобилей, заряжать аккумулятор, устанавливать преграды перед воротами и проходами, использовать воспламеняющиеся составы для чистки машин.

Помещение аккумуляторной

Пространство должно быть закрыто на ключ, химические вещества хранятся в стеклянных элементах, которые герметично закрываются. Опасные кислоты разливаются с помощью специальных устройств и перевозятся в деревянных или плетеных устройствах. Курение, открытый огонь, использование электроприборов запрещено. Помещение должно быть оборудовано вытяжкой, а на дверной панели устанавливается обозначающая табличка.

Рукавная база

Приказ 1100н регламентирует правила содержания базы, где производится тестирование и починка пожарных рукавов. Она размещена в отдельном или встроенном помещении. Испытание и обслуживание производится на специальном верстаке. Помещение должно регулярно проветриваться, исправные рукава раскладываются на полках для хранения в скрученном виде.

Испытания на базе, где проводится тестирование

Огневой полигон и огневая полоса психологической подготовки пожарных

Инструктаж и тренировки сотрудников ФПС проводит консультант. Он интересуется общим состоянием здоровья пожарных, проводит упражнения, демонстрирует сигнал оповещения, проверяет исправность всех рабочих систем.

Занятие на огневом полигоне ночью и допуск туда посторонних запрещаются. Он имеет специальное ограждение. Здесь производятся воспламенения и их тушение с помощью технического оборудования.

Важно! Пожарные преодолевают пространства, пораженные огнем, и учатся задержке дыхания. В процессе тренировок безопасность обеспечивается посредством водонапорных цистерн.

Учебная башня

Вид с вышки, расположенной во дворе учебной базы ГПС, охватывает всю вверенную территорию. У башни есть противопожарная дверь с отдельным входом, несколько окон. Правила устанавливают габариты здания и устройства подоконников и выступающих частей. Перед входом создается специальная территория определенных размеров.

Теплодымокамера

Она используется для тренировок в задымленном помещении. Имитация производится с помощью неядовитых составов. Запрещается использование в теплодымокамере полимерных изделий. Здесь есть минимум два выхода, а покрытие стен и пола – водостойкое. По окончании занятия помещение тщательно вентилируется.

Эксплуатация и техническое обслуживание пожарной техники в соответствии с приказом 1100н по охране труда

Автомобили подлежат учету, техническому тестированию согласно документации производителя. Осмотр проводит дежурный личный состав, все детали приводятся в надлежащее состояние. Водитель при пожарной ситуации соблюдает требования Правил.

Охрана труда при организации и осуществлении технологических процессов в МЧС

По прибытию к месту тушения огня автомобиль фиксируется с помощью тормозной системы. Нельзя ставить машину поперек дороги без включения сигнализации, оставлять открытыми двери.

Важно! Работа по тушению огня производится по команде начальника бригады. Подача воды запускается строго после выхода пожарных на исходные позиции.

Перечень веществ и материалов, при тушении которых опасно применять воду

Специалисты определяют ряд веществ, взаимодействие которых с водой может вызвать взрыв. Среди них – бромистый и боргидрированный алюминий, винилхлорид, различные гидриды металлов, металлоорганические соединения и сплавы, пентафториды. Кроме того, взрывоопасными веществами при соприкосновении с водой можно считать серную кислоту, составы с фосфором, цинком и щелочные металлы.

Важно! Полный перечень веществ можно найти в Приложении к Приказу Минтруда.

Таким образом, приказ 1100н регулирует работу пожарной службы. На основе этого документа разрабатываются внутренние норм эксплуатации приборов и помещений. Приказ регулирует охрану труда в пожарной части.

ohranatryda.ru

НПБ 101-95 Нормы проектирования объектов пожарной охраны

На главную | База 1 | База 2 | База 3
Поиск по реквизитамПоиск по номеру документаПоиск по названию документаПоиск по тексту документа
Искать все виды документовДокументы неопределённого видаISOАвиационные правилаАльбомАпелляционное определениеАТКАТК-РЭАТПЭАТРВИВМРВМУВНВНиРВНКРВНМДВНПВНПБВНТМ/МЧМ СССРВНТПВНТП/МПСВНЭВОМВПНРМВППБВРДВРДСВременное положениеВременное руководствоВременные методические рекомендацииВременные нормативыВременные рекомендацииВременные указанияВременный порядокВрТЕРВрТЕРрВрТЭСНВрТЭСНрВСНВСН АСВСН ВКВСН-АПКВСПВСТПВТУВТУ МММПВТУ НКММПВУП СНЭВУППВУТПВыпускГКИНПГКИНП (ОНТА)ГНГОСТГОСТ CEN/TRГОСТ CISPRГОСТ ENГОСТ EN ISOГОСТ EN/TSГОСТ IECГОСТ IEC/PASГОСТ IEC/TRГОСТ IEC/TSГОСТ ISOГОСТ ISO GuideГОСТ ISO/DISГОСТ ISO/HL7ГОСТ ISO/IECГОСТ ISO/IEC GuideГОСТ ISO/TRГОСТ ISO/TSГОСТ OIML RГОСТ ЕНГОСТ ИСОГОСТ ИСО/МЭКГОСТ ИСО/ТОГОСТ ИСО/ТСГОСТ МЭКГОСТ РГОСТ Р ЕНГОСТ Р ЕН ИСОГОСТ Р ИСОГОСТ Р ИСО/HL7ГОСТ Р ИСО/АСТМГОСТ Р ИСО/МЭКГОСТ Р ИСО/МЭК МФСГОСТ Р ИСО/МЭК ТОГОСТ Р ИСО/ТОГОСТ Р ИСО/ТСГОСТ Р ИСО/ТУГОСТ Р МЭКГОСТ Р МЭК/ТОГОСТ Р МЭК/ТСГОСТ ЭД1ГСНГСНрГСССДГЭСНГЭСНмГЭСНмрГЭСНмтГЭСНпГЭСНПиТЕРГЭСНПиТЕРрГЭСНрГЭСНсДИДиОРДирективное письмоДоговорДополнение к ВСНДополнение к РНиПДСЕКЕНВиРЕНВиР-ПЕНиРЕСДЗемЕТКСЖНМЗаключениеЗаконЗаконопроектЗональный типовой проектИИБТВИДИКИМИНИнструктивное письмоИнструкцияИнструкция НСАМИнформационно-методическое письмоИнформационно-технический сборникИнформационное письмоИнформацияИОТИРИСОИСО/TRИТНИТОсИТПИТСИЭСНИЭСНиЕР Республика КарелияККарта трудового процессаКарта-нарядКаталогКаталог-справочникККТКОКодексКОТКПОКСИКТКТПММ-МВИМВИМВНМВРМГСНМДМДКМДСМеждународные стандартыМетодикаМетодика НСАММетодические рекомендацииМетодические рекомендации к СПМетодические указанияМетодический документМетодическое пособиеМетодическое руководствоМИМИ БГЕИМИ УЯВИМИГКМММНМОДНМонтажные чертежиМос МУМосМРМосСанПинМППБМРМРДСМРОМРРМРТУМСанПиНМСНМСПМТМУМУ ОТ РММУКМЭКННАС ГАНБ ЖТНВННГЭАНДНДПНиТУНКНормыНормы времениНПНПБНПРМНРНРБНСПНТПНТП АПКНТП ЭППНТПДНТПСНТСНЦКРНЦСОДМОДНОЕРЖОЕРЖкрОЕРЖмОЕРЖмрОЕРЖпОЕРЖрОКОМТРМОНОНДОНКОНТПОПВОПКП АЭСОПНРМСОРДОСГиСППиНОСНОСН-АПКОСПОССПЖОССЦЖОСТОСТ 1ОСТ 2ОСТ 34ОСТ 4ОСТ 5ОСТ ВКСОСТ КЗ СНКОСТ НКЗагОСТ НКЛесОСТ НКМОСТ НКММПОСТ НКППОСТ НКПП и НКВТОСТ НКСМОСТ НКТПОСТ5ОСТНОСЭМЖОТРОТТПП ССФЖТПБПБПРВПБЭ НППБЯПВ НППВКМПВСРПГВУПереченьПиН АЭПисьмоПМГПНАЭПНД ФПНД Ф СБПНД Ф ТПНСТПОПоложениеПорядокПособиеПособие в развитие СНиППособие к ВНТППособие к ВСНПособие к МГСНПособие к МРПособие к РДПособие к РТМПособие к СНПособие к СНиППособие к СППособие к СТОПособие по применению СППостановлениеПОТ РПОЭСНрППБППБ-АСППБ-СППБВППБОППРПРПР РСКПР СМНПравилаПрактическое пособие к СППРБ АСПрейскурантПриказПротоколПСРр Калининградской областиПТБПТЭПУГПУЭПЦСНПЭУРР ГазпромР НОПРИЗР НОСТРОЙР НОСТРОЙ/НОПР РСКР СМНР-НП СРО ССКРазъяснениеРаспоряжениеРАФРБРГРДРД БГЕИРД БТРД ГМРД НИИКраностроенияРД РОСЭКРД РСКРД РТМРД СМАРД СМНРД ЭОРД-АПКРДИРДМРДМУРДПРДСРДТПРегламентРекомендацииРекомендацияРешениеРешение коллегииРКРМРМГРМДРМКРНДРНиПРПРРТОП ТЭРС ГАРСНРСТ РСФСРРСТ РСФСР ЭД1РТРТМРТПРУРуководствоРУЭСТОП ГАРЭГА РФРЭСНрСАСанитарные нормыСанитарные правилаСанПиНСборникСборник НТД к СНиПСборники ПВРСборники РСН МОСборники РСН ПНРСборники РСН ССРСборники ценСБЦПСДАСДАЭСДОССерияСЗКСНСН-РФСНиПСНиРСНККСНОРСНПСОСоглашениеСПСП АССП АЭССправочникСправочное пособие к ВСНСправочное пособие к СНиПСправочное пособие к СПСправочное пособие к ТЕРСправочное пособие к ТЕРрСРПССНССЦСТ ССФЖТСТ СЭВСТ ЦКБАСТ-НП СРОСТАСТКСТМСТНСТН ЦЭСТОСТО 030 НОСТРОЙСТО АСЧМСТО БДПСТО ВНИИСТСТО ГазпромСТО Газпром РДСТО ГГИСТО ГУ ГГИСТО ДД ХМАОСТО ДОКТОР БЕТОНСТО МАДИСТО МВИСТО МИСТО НААГСТО НАКССТО НКССТО НОПСТО НОСТРОЙСТО НОСТРОЙ/НОПСТО РЖДСТО РосГеоСТО РОСТЕХЭКСПЕРТИЗАСТО САСТО СМКСТО ФЦССТО ЦКТИСТО-ГК "Трансстрой"СТО-НСОПБСТПСТП ВНИИГСТП НИИЭССтП РМПСУПСССУРСУСНСЦНПРТВТЕТелеграммаТелетайпограммаТематическая подборкаТЕРТЕР Алтайский крайТЕР Белгородская областьТЕР Калининградской областиТЕР Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕР Краснодарского краяТЕР Мурманская областьТЕР Новосибирской областиТЕР Орловской областиТЕР Республика ДагестанТЕР Республика КарелияТЕР Ростовской областиТЕР Самарской областиТЕР Смоленской обл.ТЕР Ямало-Ненецкий автономный округТЕР Ярославской областиТЕРмТЕРм Алтайский крайТЕРм Белгородская областьТЕРм Воронежской областиТЕРм Калининградской областиТЕРм Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРм Мурманская областьТЕРм Республика ДагестанТЕРм Республика КарелияТЕРм Ямало-Ненецкий автономный округТЕРмрТЕРмр Алтайский крайТЕРмр Белгородская областьТЕРмр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРмр Краснодарского краяТЕРмр Республика ДагестанТЕРмр Республика КарелияТЕРмр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРпТЕРп Алтайский крайТЕРп Белгородская областьТЕРп Калининградской областиТЕРп Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРп Краснодарского краяТЕРп Республика КарелияТЕРп Ямало-Ненецкий автономный округТЕРп Ярославской областиТЕРрТЕРр Алтайский крайТЕРр Белгородская областьТЕРр Калининградской областиТЕРр Карачаево-Черкесская РеспубликаТЕРр Краснодарского краяТЕРр Новосибирской областиТЕРр Омской областиТЕРр Орловской областиТЕРр Республика ДагестанТЕРр Республика КарелияТЕРр Ростовской областиТЕРр Рязанской областиТЕРр Самарской областиТЕРр Смоленской областиТЕРр Удмуртской РеспубликиТЕРр Ульяновской областиТЕРр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРррТЕРрр Ямало-Ненецкий автономный округТЕРс Ямало-Ненецкий автономный округТЕРтр Ямало-Ненецкий автономный округТехнический каталогТехнический регламентТехнический регламент Таможенного союзаТехнический циркулярТехнологическая инструкцияТехнологическая картаТехнологические картыТехнологический регламентТИТИ РТИ РОТиповая инструкцияТиповая технологическая инструкцияТиповое положениеТиповой проектТиповые конструкцииТиповые материалы для проектированияТиповые проектные решенияТКТКБЯТМД Санкт-ПетербургТНПБТОИТОИ-РДТПТПРТРТР АВОКТР ЕАЭСТР ТСТРДТСНТСН МУТСН ПМСТСН РКТСН ЭКТСН ЭОТСНэ и ТЕРэТССЦТССЦ Алтайский крайТССЦ Белгородская областьТССЦ Воронежской областиТССЦ Карачаево-Черкесская РеспубликаТССЦ Ямало-Ненецкий автономный округТССЦпгТССЦпг Белгородская областьТСЦТСЦ Белгородская областьТСЦ Краснодарского краяТСЦ Орловской областиТСЦ Республика ДагестанТСЦ Республика КарелияТСЦ Ростовской областиТСЦ Ульяновской областиТСЦмТСЦО Ямало-Ненецкий автономный округТСЦп Калининградской областиТСЦПГ Ямало-Ненецкий автономный округТСЦэ Калининградской областиТСЭМТСЭМ Алтайский крайТСЭМ Белгородская областьТСЭМ Карачаево-Черкесская РеспубликаТСЭМ Ямало-Ненецкий автономный округТТТТКТТПТУТУ-газТУКТЭСНиЕР Воронежской областиТЭСНиЕРм Воронежской областиТЭСНиЕРрТЭСНиТЕРэУУ-СТУказУказаниеУказанияУКНУНУОУРврУРкрУРррУРСНУСНУТП БГЕИФАПФедеральный законФедеральный стандарт оценкиФЕРФЕРмФЕРмрФЕРпФЕРрФормаФорма ИГАСНФРФСНФССЦФССЦпгФСЭМФТС ЖТЦВЦенникЦИРВЦиркулярЦПИШифрЭксплуатационный циркулярЭРД
Показать все найденныеПоказать действующиеПоказать частично действующиеПоказать не действующиеПоказать проектыПоказать документы с неизвестным статусом
Упорядочить по номеру документаУпорядочить по дате введения

files.stroyinf.ru

определение, площадь, назначение и виды

Часто профессиональные, узкоспециальные термины вводят читателя в ступор. Например, пожарный отсек. Определение места, помещения, где недавно сильно бушевало пламя, выхода из которого не было никому. Отчасти это так.

Но, на самом деле, им во всех нормативных документах по обеспечению безопасности людей, действующих в России на сегодня, считается что:

Пожарный отсек – это часть строения, которая выделена стенами/перекрытиями с нормируемыми пределами стойкости конструкций к огню. Эти преграды должны обеспечить нераспространение пожара за его пределы до локализации, ликвидации или даже при разрушении, обрушении строительных конструкций, технологического оборудования внутри его.

Деление здания на пожарные отсеки

Нормы и правила

Это определение – пожарный отсек, согласно ФЗ-123, регламентирующего требования ПБ в Российской Федерации, красной строкой проходит, в обязательном порядке указывается в большинстве норм, сводов правил; касающихся возведения, реконструкции, капитального ремонта любых строений, сооружений как на территории промышленных предприятий, производственных или иного назначения объектов, так и на землях населенных пунктов при строительстве жилья, общественных или административных комплексов.

Существует также понятие/определение – пожарная секция. Это часть отсека, выделенная дополнительными преградами – занавесами, экранами, шторами, водяными завесами; спроектированными/рассчитанными, выполненными согласно указаниям нормативных документов по обеспечению ПБ. Это и другие моменты, касающиеся устройства отдельных, изолированных участков строений, изложены в СП 2.13130.2012, устанавливающем требования к обеспечению стойкости любых защищаемых объектов к огню:

  • Этот документ расширяет перечень преград, которые возможно использовать в строительстве. Согласно ему, не только в пределах отдельного участка для выделения секций, но и в строениях, сооружениях; кроме стен и перекрытий, согласно ФЗ-123, возможно использовать перегородки, занавесы, шторы, экраны.
  • В то же время остается неизменным жесткое требование, состоящее в том, что для выделения отсеков должны использоваться стены и/или перекрытия только 1 типа, что обеспечивает максимально возможную защиту смежных помещений, этажей, отсеков.
  • Поэтому для использования других преград – строительных конструкций, систем автоматического пожаротушения, специалистам проектных организаций придется рассчитывать, конструировать, согласовывать с надзорными органами, каждый отдельный пожарный отсек, чтобы он соответствовал действующей нормативной базе по основным параметрам; но с учетом появления новых технологий, материалов, разработок, решений, в том числе уже применяемых на других защищаемых объектах.

Связано это с тем, что нормы, касающиеся деления жилых, промышленных объектов, сооружений, начиная с высотных многоквартирных домов, и заканчивая огромными по площади общественными, административными – торговыми, офисными, деловыми центрами; головными офисами крупных корпораций, развлекательными, выставочными спортивными комплексами; жестко ограничивают возможности проектирования, полет смелой фантазии архитекторов, проектировщиков, желающих построить что-то совершенно новое, невообразимо красивое, ни на что не похожее.

Всю эту неземную красоту, как правило, включающую в себя обязательное наличие: ажурных металлических ферм/балок, высоченных колон/столбов, не имеющих даже в проекте ни грамма огнезащитных покрытий, красок или традиционной конструктивной защиты; открытых проемов, арок, атриумов на всю высоту; остекления, где нужно и не очень, вместо глухих стен и перегородок; открытых лестниц от первого этажа и до выхода на кровлю, на корню рубят безжалостные противопожарные нормы.

Они говорят о том, что пожарный отсек, площадь которого зависит от степени огнестойкости, опасности веществ, материалов, товаров в нем; «нерезиновый», т.е. имеет свои четко регламентированные граничные размеры.

Их превышение невозможно, кроме специально оговоренных нормами ситуаций. Так, стоит снова обратиться к СП 2.13130.2012, который указывает:

  • Стены, выделяющие отсеки, необходимо возводить на всю высоту строения или до примыкания к перекрытиям 1 типа, ограничивая распространение огня, теплового потока, дыма, в смежный по горизонтали отсек; даже при обрушении строительных конструкций со стороны очага.
  • Если смежные участки разной высоты/ширины, что бывает довольно часто, то противопожарной обязана быть стена более высокого/широкого помещения.
  • Стены должны опираться на собственный фундамент или на конструкции несущего каркаса, способного выдержать такую нагрузку, определяемую расчетом.
  • Размеры защищаемого объекта и его отдельных частей напрямую зависят от его степени огнестойкости, того насколько опасные вещества и материалы и в каких количествах в нем хранятся, перерабатываются, обращаются, т.е. от технологии хранения или производственного процесса.
  • Площадь отсека часто соответствует площади этажа в его пределах.
  • При превышении максимально возможной площади этажа в пределах отдельного участка, она на стадии проектирования ограничивается наружными и/или внутренними стенами 1 типа.

Хотя нормы и правила ПБ ограничивают максимальную площадь отдельного участка исходя из назначения объекта защиты, однако принципы, основы его деления на части могут быть самыми разными; до мелочей продуманными по функциональной компоновке, чтобы как обеспечить безопасность, так и построить красивое, удобное для людей воплощение своей мечты.

Вывод: для правильного решения этой серьезной проблемы, волнующей архитекторов, проектировщиков, следует лишь грамотно, эффективно разделить строение, сооружение в функциональном отношении, пространстве строительного объема на отсеки в зависимости от опасности веществ, материалов, товаров, оборудования, неизбежно хранящихся, используемых практически в любых объектах, возводимых человеком для своих нужд.

Наиболее спокойно к проблеме деления цехов, фабрик, заводов относятся технологи, ведущие специалисты промышленных предприятий, сотрудники профильных проектных организаций, отлично осознающих необходимость исключить любую возможность свободного распространения огня по всей технологической цепочке, включающей в себя оборудование, аппаратуру, трубопроводы, транспортирующие линии, расположенные внутри производственных объектов.

Самый критичный пример необходимости устройства таких отдельных, изолированных участков – это современная подводная лодка. Там деление корпуса на части вертикальными непроницаемыми переборками, палубами с герметичными дверями, люками – основа живучести боевого корабля, обеспечение безопасности членов экипажа при любых ЧП.

Вернувшись на твердую поверхность, стоит рассмотреть, чем и как различаются отдельные участки в строениях различного назначения, степени стойкости к огневому или тепловому воздействию.

Жилые объекты

Пожарные отсеки в жилых домах

Для них требования к проектированию отдельных участков по изоляции возможного очага возгорания устанавливают ФЗ-123, СП 2.13130.2012, а также СП 4.13130.2013, определяющий объемно-планировочные решения для ограничения распространения пожара на защищаемых объектах.

Пожарный отсек жилого дома, т.е. этаж или его часть, выделенная преградами – стенами, перекрытиями, не должна превышать:

  • 2500 кв. м. Если дом I, II степени огнестойкости выполнен из негорючих строительных материалов, т.е. принадлежит к классу С0 по пожарной опасности несущих конструкций. При этом предельно допустимая высота жилых многоквартирных домов: I степени – 75 м, II – 50 м.
  • 2200 кв. м. При II степени и классе С1, т.е. с частичным использованием трудногорючих материалов. Такие жилые строения могут возводиться до 28 м высотой.
  • 1800 кв. м. Для жилых многоквартирных домов, отдельных блок-секций III степени. При несущем каркасе, внутренних преградах, отвечающих классу СО, могут строиться до 28 м, С1 – 15 м.
  • 800 кв. м. Для домов IV степени класса С1 с допустимой высотой 5 м.
  • 1200 кв. м. То же для С1 при высоте до 3 м.
  • 500 кв. м. Для домов, коттеджей, дач V степени, где класс опасности несущих конструкций не нормируется, т.е. из сгораемых строительных материалов, при высоте до 5 м.
  • 800 кв. м. То же при высоте до 3 м.

Кроме того, существуют и другие требования:

  • Административно-хозяйственные, технические, бытовые помещения должны отделяться от жилой части стенами и перекрытиями.
  • Встроенные общественные помещения, размещаемые в 1, 2, цокольном, подвальных этажах многоквартирного дома; выделяются такими же преградами, образуя отдельный участок, что исключает распространение пожара на выше расположенные жилые этажи.
  • В многоквартирных домах I, II, III степеней при делении их на блок-секции возводят стены не ниже 2 типа, перегородки – 1 типа. Ненесущие перегородки между квартирами должны иметь ПО не менее EI
  • Чердаки, подвалы, технические этажи необходимо разделять перегородками 1 типа на отдельные участки не более 500 кв. м. в домах с коридорами; в секционных – по блокам.
  • Даже камера мусоросброса в многоэтажных домах, которая нередко устраивает жильцам неприятный сюрприз после неосторожно выброшенного непотушенного окурка, выделяется в отдельный отсек перегородками и перекрытием; а основной путь эвакуации – лестничная клетка – стенами, перекрытием.
  • В таунхаусах каждый жилой блок необходимо отделять от смежного на всю высоту глухой стеной с ПО не меньше REI

Подземные автостоянки

Согласно СП 2.13130.2012 пожарный отсек подземной автостоянки не может превышать по площади 3000 кв. м. При этом допускается возведение 5 этажей для сооружения I степени огнестойкости, 3 – для II.

По СП 4.13130.20013:

  • Автостоянки для легковых автомашин допустимо встраивать в жилые, общественные объекты I, II степени класса С0, С1.
  • Стоянки, в том числе подземные, должны иметь степень стойкости к огню не меньше, чем у основной части строения; отделяясь стенами, перекрытиями 1 типа.
  • В подземных автостоянках запрещено разделение мест размещения легковых автомашин перегородками из любых материалов на отдельные боксы.
  • Противопожарные ворота, двери в преградах, тамбур-шлюзах отдельных участков подземной автостоянки обязательно должны быть оборудованы устройствами самозакрывания, что позволит исключить распространение огня и дыма в соседние помещения.

Производственные объекты

Пожарный отсек производственного здания, максимально допустимая площадь которого также прямо зависит от степени стойкости к огню, класса пожарной опасности несущих конструкций, высоты объекта промышленного предприятия определяют по табл. 6. 1 СП 2.13130.2012, где приведены все типовые варианты. Кроме того, согласно СП 4.13130.2013:

  • Цеха, производственные помещения взрывопожароопасной категории А, Б необходимо размещать возле наружных стен, в многоэтажных промышленных объектах – на верхних этажах.
  • Коридоры цехов, АБК промпредприятий разделяют перегородками 2 типа на участки длиной не больше 60 м.
  • Если производственное помещение защищено автоматической установкой пожаротушения любого типа, то допустимо увеличить площадь отсека на 100%.
  • Если в межэтажных перекрытиях имеются открытые проемы, то сумма площади таких этажей не должна быть больше отсека, возможного для такого производственного строения.
  • Подвальные этажи категорий В1 – В3 делятся перегородками 1 типа на участки не более 3000 кв. м. каждый с установкой систем аварийной противодымной вентиляции. При этом перекрытия над ними должны быть не менее 3 типа, а перегородки – 1 типа.

Теория и практика

Пожарный отсек

Понятие пожарный отсек включает в себя:

  • Ограничение площади и объема ЧП.
  • Обеспечение безопасной эвакуации как из отсека, так из смежных помещений по горизонтали и вертикали.
  • Невозможность распространения огня в смежные помещения, пути эвакуации, выше и ниже расположенные этажи.
  • Сохранение целостности стен, перекрытий, заполнения проемов в них – ворот, дверей, люков в течение нормативного времени предела стойкости к огню строительных конструкций, что позволяет подразделениям МЧС локализовать, ликвидировать пожар, в том числе с привлечением дополнительных сил и средств в случае необходимости.
  • Возможность возводить строения большой высоты, площади и объема с наличием в них помещений различного назначения, опасности веществ, материалов, сырья, товаров, при условии деления на отсеки.

На практике, разделение требуется во многих случаях. Причем уже тогда, когда все построено уже давно, но жизнь диктует свои законы. Перепрофилирование, не афишируемые для надзорных органов реконструкция, капитальный ремонт; просто тотальная сдача в аренду всех хоть немного востребованных площадей от подвала до чердака – реальность.

Зачастую довольно страшная. Ведь в результате в бывшем проектном институте постройки времен Советского Союза немыслимым образом, например, уживаются подземная стоянка, ресторан, магазин пиротехники, салон красоты, зал для занятий йогой, многочисленные офисы, арт-студия на чердаке; причем все это великолепие не разделено между собой практически ни чем, кроме существующих внутренних стен, перегородок и перекрытий, которые даже оптимист не назовет противопожарными; хотя бы потому, что двери в них уж точно к ним не относятся. Из автоматики в лучшем случае в наличии установка АПС, которую никто не обслуживает.

Вот в таких случаях и нужно деление, устройство отдельных эвакуационных выходов, в том числе по наружным лестницам с площадками на каждом этаже, раздельные системы безопасности – ОПС, СОУЭ, АУПТ, система аварийной противодымной защиты с выводом управления на общий пост наблюдения; различные организационные мероприятия для обеспечения безопасности людей в таком многофункциональном комплексе.

 Вам также будет интересно ознакомиться с материалами нашей презентации: 

Основные сведения об установках автоматического пожаротушения

Довольно часто консультантам, экспертам независимых организаций, выполняющих комплекс противопожарных работ, задают следующий вопрос – не противоречит ли требованиям норм и правил ПБ эвакуация через смежный пожарный отсек.

Ответ такой – данный путь эвакуации является эвакуационным, не противоречащим требованиям ФЗ-123, другим нормам и правилам ПБ. Единственное замечание – необходимо учитывать допустимую удаленность от рабочих мест до эвакуационных выходов.

fireman.club

СП 380.1325800.2018 Здания пожарных депо. Правила проектирования / 380 1325800 2018

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА
И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СВОД ПРАВИЛ

СП 380.1325800.2018

ЗДАНИЯ ПОЖАРНЫХ ДЕПО

Правила проектирования

 
Москва
Стандартинформ
2018

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛЬ - Акционерное общество «Центральный научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт промышленных зданий и сооружений» (АО «ЦНИИПромзданий»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4 УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 мая 2018 г. № 311/пр и введен в действие с 25 ноября 2018 г.

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

СОДЕРЖАНИЕ

files.stroyinf.ru

Конструкция пожарных отсеков и их применение

Пожар может объять любое помещение, поэтому при конструкции здания его разделяют на отсеки. Это помогает снизить нанесенный ущерб, особенно если нет возможности вовремя потушить огонь. Как же происходит разделение домов, производственных цехов и прочих строений на пожарные отсеки?

Что такое пожарный отсек

Пожарным отсеком называют часть здания, отгороженную противопожарными плоскостями (стенами, межэтажными и прочими перекрытиями). Иногда применяют специальные покрытия, которые не допускают распространение горения за пределы отсека.

Такое разделение помогает пожарным выполнять свою работу. Они успевают своевременно погасить пламя, работая на отдельном участке. Особенно важно наличие пожарных отсеков здания в просторных помещениях, промышленных сооружениях, на торговых площадях, парковках, автостоянках.

Если присутствуют только противопожарные перекрытия, то горение распространяется в разные стороны по одному этажу. Если же предусмотрены противопожарные стены, перегородки, то пожар переходит вверх и вниз. Противопожарными делают не только стены, но и двери, а также окна, закрывая их жалюзи.

Особенности конструкций

Требования к особенностям конструкции и разграничению здания на отсеки представлены в правилах СП 4.13130.2013. Там находится таблица, изучив которую, можно правильно разделить сооружение на отсеки. Существует также свод правил СП 2.13130.2012, в котором говорится, как обеспечить огнестойкость объекта.

Определяя максимальное расстояние между стенами и перекрытиями, следует исходить из степени огнестойкости дома, склада или же цеха и класса конструктивной пожарной опасности.

Всего существует 5 степеней огнестойкости. Они обозначаются римскими цифрами. Самыми устойчивыми к горению, следовательно, самыми безопасными с точки зрения распространения пожара считаются здания огнестойкости I и II. Все детали конструкции в таких зданиях сделаны из несгораемых материалов. Исключения могут составлять лишь крыши в домах с чердаками.

Степень огнестойкости I означает, что несущие стены имеют класс R120, а перекрытия REI 150. Буква R означает потерю несущей способности, буква E – потерю целостности, I – потерю теплоизолирующей способности. Цифры означают время в минутах.

Таким образом, REI 150 говорит о том, что один из параметров достигает своего предельного значения за 150 минут. Либо перекрытия утрачивают свойства теплоизоляции, либо начинают разрушаться, в любом случае через два с половиной часа после начала пожара они перестают выполнять противопожарные функции.

Существует 4 класса конструктивной пожарной опасности. Их обозначают С0, С1, С2, С3. Они, в свою очередь, зависят от пожарной опасности несущих сооружений. Класс С0 самый высокий и самый надежный. В отсеке класса С0 элементы строения не горят и не дымятся. Класс С1 означает, что могут быть использованы малогорючие элементы. Особенности конструкции представляются в технической документации здания.

Помимо конструктивного деления, предусмотрено деление на группы по пожарной опасности, которое обозначается буквой К и арабской цифрой. Таких классов также четыре. Класс К0 обозначает, что конструкция не опасна для пожара, К1 – малопожароопасна, допускается повреждение на 40 см в вертикальном направлении и на 20 см в горизонтальном.

Размеры отсека

Пожарный отсек может включать в себя несколько комнат или иных помещений. Иногда он состоит всего из одной комнаты. Чтобы правильно рассчитать площадь отсека, следует учитывать такие данные:

  • высоту здания и количество этажей в нем;
  • наличие пожарной сигнализации и устройства тушения;
  • наименьший ущерб от пожара;
  • насколько устойчивы элементы строения к огню;
  • опасность с точки зрения конструкции;
  • категорию производственного здания по пожарной и взрывопожарной опасности (для производственного помещения).

Важным представляется разделение на отсеки складов, поскольку в них могут храниться легковоспламеняемые предметы в большом количестве.

Для этого устанавливают противопожарные стены с температурными швами. Производственные цеха и другие отдельно стоящие сооружения разделяют между собой стенами снаружи. Это необходимо делать в случае, если не соблюдено безопасное расстояние между постройками. Пожарный отсек включает вентиляционную систему.
В жилых помещениях, общественных и производственных зданиях должны быть предусмотрены пути эвакуации. Они отделяются перегородками или стенами от пола до потолка (перекрытия).

Чтобы выделить пожарный отсек, применяют стены и перекрытия 1-ого типа. Противопожарные стены возвышаются над верхней частью крыши на 60 см или выше, если покрытие чердака или его элементы сделаны из материалов третьей и четвертой группы горения. Если элементы строения из материалов групп Г1 и Г2, то возвышение брандмауэра составляет 30 см. Если материалы негорючие, то преграда может не возвышаться над кровлей.

Здесь необходимо сказать несколько слов о группах горючести. Материал может быть негорючим (НГ) и горючим. Во втором случае он обозначается буквой Г цифрой от 1 до 4. Г1 говорит о том, что материал слабогорючий, а температура дыма при горении составляет 135 °C или меньше. Г4 – сильногорючие материалы с температурой дыма более 450 °C.

Отсек в производственном помещении и жилом доме

Какова же должна быть максимально возможная площадь пожарного отсека в производственном или складском помещении? Она не должна превышать площадь этажей с учетом суммирования площадей проемов в перекрытиях.

Для формирования противопожарного отсека применяют стены 1-ого типа. Огнеупорные стены также называют брандмауэрами. Брандмауэр может быть:

  • каркасный с негорючим заполнением;
  • каркасно-панельным;
  • из кирпича;
  • из каменных блоков.

Огнестойкость стены пожарного отсека должна составлять REI 150. Это означает, что на протяжении 150 минут (2,5 часа) брандмауэр выдерживает действие пожара и служит ему преградой.

В правилах СП 2.13130.2009 представлены таблицы, в которых указывается, какой должна быть площадь пожарного отсека и высота помещения в зависимости от степени огнестойкости. Для жилого дома самой высокой степени стойкости к горению площадь этажа, который и будет отсеком, составляет 2,5 тысячи кв. м.

Преграды для пожара

Чтобы не дать горению распространится, предусмотрены противопожарные преграды. Это могут быть стены, перекрытия, экраны или иные сплошные противопожарные преграды. В преграде важен не только материал изготовления, но и конструкция, на которую она опирается, например, фундамент, подпорные элементы, если они присутствуют, углы, ограждающие части.

В противопожарных преградах могут быть проемы. Общая их площадь не должна превышать четверти площади преграды, то есть 25%.
Для заполнения проемов могут применяться различные материалы, огнестойкость которых не нормируется. Но бывают особые случаи, когда огнестойкость надо учитывать, они оговариваются в документации.

Что касается крыш с чердаками, то для чердачных покрытий не предусмотрено норм. Они могут быть выполнены из материала любой степени огнестойкости. Кровлю и стропила разрешено выполнять даже из горючих материалов. В этом плане они не представляют собой части противопожарного отсека.

Для пожарного отсека может быть выделен технический этаж. Стены отсека возводят на всю высоту строения или же до перекрытия самого высокого (1-ого) типа огнестойкости. Именно это обеспечивает ограничение распространения огня.

Загрузка...

Другие полезные статьи:

protivpozhara.com


Смотрите также

Читать далее

Контактная информация

194100 Россия, Санкт-Петербург,ул. Кантемировская, дом 7
тел/факс: (812) 295-18-02  e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Строительная организация ГК «Интелтехстрой» - промышленное строительство, промышленное проектирование, реконструкция.
Карта сайта, XML.