Головки звукоснимателя для винила


Неожиданный коллективный обзор картриджей Audio-Technica / Хабр

Предновогодний период всегда богат обзорами, магазины стремятся больше продавать, а покупателям необходимо выбрать подходящий подарок. У меня был запланирован обзор очередных безумно дорогих наушников, но руководство Pult.ru внезапно «очень попросило» сделать обзор на головки звукоснимателей для проигрывателя винила, созданных компанией Audio Technica. Мне достаточно сложно оценивать проигрыватели, так как многие знают, что я отношусь к “виниловому ренессансу" с изрядной долей скепсиса. Свой проигрыватель я включаю 2-3 раза в год и исключительно по той причине, что у меня не дошли руки оцифровать отцовскую коллекцию пластинок, а в ней есть несколько уникальных записей.

При этом у меня есть хороший друг, который относится к винилу совсем иначе. Он знает почти всё о тонармах, картриджах, подвижных магнитах и подвижных катушках, а главное не воспринимает винил как безнадежную устаревшую архаику, имеющую лишь эстетически-ностальгическую ценность. Он действительно шарит в виниловых компонентах и способен вытащить из проигрывателя звук, который (если бы не детонация, хруст и прочие поскрипывания иглы) был бы неотличим от SACD, а возможно и немного превосходил бы его. Но беда в том, что друг не совсем умеет излагать свои мысли в письменной форме. По этому обзор “головочной" продукции легендарной японской компании стал плодом коллективного творчества, и я таки замарал руки в продвижении технологического декаданса.

История и первая легенда

Японская компания Audio-Technica была основана почти 60 лет назад и с момента появления занималась разработкой и производством качественных головок звукоснимателей. Тогда винил был в естественном тренде, все свежие релизы выходили именно на этом носителе. AT делали превосходные для своего времени головки звукоснимателей и бизнес пошел в гору.

В 1980 году ею была представлена первая мировая легенда от AT — недорогая и очень удачная ММ-головка AT95E. Она пережила множество перезапусков и с небольшими изменениями выпускалась до прошлого года. Совокупное количество выпущенных головок этой модели превысило 5 миллионов экземпляров. Эту головку сменила целая серия компонентов AT-VM95, включающая целых шесть модификаций. Именно о них и пойдёт речь далее.

AT-VM95 — модульный принцип, как вещь в себе


Модульный принцип

По сути, AT-VM95 — это модульная платформа, объединяющая единую базу и сменные иглы. Иглы отличаются различной заточкой, а также различными типами крепления иглы к алюминиевому кантилеверу. Фактически, купив самую доступную из головок, впоследствии из нее можно сделать самую продвинутую.

Отличия от легендарного предшественника

По сравнению с предыдущей моделью, был значительно стабилизирован корпус головки, использованы новые катушки для увеличения выходного напряжения (до 4 мВ) и демпфирующее кольцо для расширения АЧХ (верхний предел диапазона доведен до 25 кГц). Сдвоенная V-образная магнитная система улучшает разделение каналов, увеличивает частотный диапазон и обеспечивает качество следования иглы по канавке. В корпус головки запрессованы гайки, что существенно упрощает ее монтаж на тонарм по сравнению с AT95E.

Состав серии

Помимо шести головок в сборе в серию входят шесть сменных игл и шесть головок, уже закрепленных на шелл AT-HS6. Базовая и самая доступная версия новой головки называется AT-VM95C (голубая) и комплектуется иглой с заточкой типа конус переходящий в сферу. Она обеспечивает достаточно высокое выходное напряжение в 4 мВ и качество звучания, существенно превосходящее возможности более младших моделей, например, AT91.

Модель AT-VM95E (зеленая) отличается от нее эллиптической заточкой иглы и может похвастаться улучшенной динамикой, более протяженным в сторону ВЧ частотным диапазоном и улучшенной переходной характеристикой. Помимо этого, удалось добиться более высокого разделения каналов и баланса между ними.

Заточка иглы у AT-VM95EN (оранжевая) также эллиптическая, но вот крепеж в кантилевере открытый, за счет чего удалось еще немного улучшить АЧХ и разделение каналов, лишь слегка пожертвовав уровнем выходного напряжения.

Далее — более изощренные варианты. Модель AT-VM95ML (красная) оснащена иглой с микролинейной заточкой. Помимо существенных улучшений практически всех параметров звучания, это еще и самый долговечный тип заточки, однако он может потребовать чуть больше усилий и точности при его установке.

Флагман — модель AT-VM95SH (коричневая) снабжена иглой с заточкой Шибата, которая считается эталонным золотым стандартом для виниловых звукоснимателей, он обеспечивает максимально точную процедуру снятия механической информации с канавки пластинки и ее трансформации в электрический сигнал.

Производители позаботились и о любителях сверхархаичной экзотики — монозаписей со скоростью воспроизведения 78 об. Специально для них подготовлена модель AT-VM95SP (серая) со сферической заточкой.

Если обобщить изложенное выше — можно сделать следующий закономерный вывод:

“Чем изощренней профиль иглы — тем он дороже в производстве, сложнее в установке и лучше в звучании.”

Применительно к Шибате и микролинейной заточке — они еще и долговечней стандартных сферической и эллиптической, за счет более точного следования изгибам канавки.

В качестве заключения

Основным достоинством новой серии является то, что на базе одного картриджа можно наглядно ознакомиться чуть ли не со всеми видами заточки и выбрать наиболее подходящую для себя сравнительно «малой кровью». Все представленные в обзоре головки производятся на фабрике Audio-Technica в Японии, т.е. никаких там китайцев и малазийцев с японским контролем качества, только “тру” японская фабрика, японские станки и старательные манипуляторы японских роботов, над японскими конвейерами.

До этого поста я не знал, что можно так много написать о головке звукоснимателя. Надеюсь, что читателям, неравнодушным к виниловой тематике, понравится плод наших коллективных усилий.

Использован фотоконтент:
blog.discogs.com/en/audio-technica-vm95

Традиционная реклама
У нас в каталоге представлены картриджи Audio-Technica , а также наушники, усилители, саундбары и другие полезные устройства. В ассортименте тёплые лампы и прочие радости для любителей техноархаики. Не забыли мы и про холодные транзисторы и совсем морозные цифровые устройства.

Продукты ION Audio | Головка звукоснимателя

Головка звукоснимателя

Виниловые проигрыватели

C универсальной головкой звукоснимателя ION XDE-CZ-800-10BP вы никогда не потеряете свою дорожку. С этой головкой ваш проигрыватель всегда будет «в форме», а звук будет великолепным.

Универсальная головка звукоснимателя ION XDE-CZ-800-10BP подходит практически ко все моделям проигрывателей ION:
Pro80, Air LP, Classic LP, Compact LP Black, Duo Deck, iProfile, iPTUSB, LP 2 GO, Max LP, Mobile LP, Photon LP, Pure LP, Quick Play Flash, Quick Play LP, Trio LP, Vinyl Motion, Vinyl Motion Deluxe, Vinyl Transport, Mustang LP, Premier LP.

  • Подходит к большей части моделей проигрывателей ION
  • Универсальная головка звукоснимателя
  • Керамическая иголка с сапфировым напылением

1490

ТЕХНИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ

Скачать инструкцию
Как заменить иголку
Тип Универсальная головка звукоснимателя с иголкой
Модель XDE-CZ-800-10BP
Тип головки Керамический
Наконечник иглы 0,7мм, с сапфировым напылением для долгой службы и высокого качества воспроизведения звука
Диапазон прижимной силы 4 – 6 г
Выходное напряжение 180-360 мВ
Разделение каналов более 20 дБ (1 кГц)
Разбалансировка каналов менее 3 дБ (1 кГц)
Диапазон частот 50 Гц – 10 кГц
Нетто 0,020 г
Комплектация Универсальная головка звукоснимателя, керамическая иголка с сапфировым напылением

Настройка виниловых проигрывателей и звукоснимателей

ПРОВЕРКА ИГЛЫ

Если механические настройки выполнены некачественно, сигнал будет искажен. Если несмотря на все ваши попытки искажения присутствуют, и причина их не в изношенных канавках пластинки, вам следует проверить алмазную иглу головки самостоятельно либо доверить эту проверку профессионалу.

 

У бывшей в употреблении иглы могут присутствовать крошечные выточки на самом кончике, которые не видны невооруженным глазом. Они находятся именно на кончике, а не по бокам иглы над канавкой, где многие пытаются их обнаружить при проверке иглы. Эти выточки работают наподобие резца, который царапает канавки, особенно в местах наиболее динамичных сигналов.

 

При наличии хорошей иглы и правильно настроенных прижимной силы и антискейтинга вы сможете многократно слушать ваши пластинки без потери качества звучания.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ О СОСТОЯНИИ ПЛАСТИНОК И УДОВОЛЬСТВИИ ОТ МУЗЫКИ

 

ВЫБИРАЙТЕ ЛУЧШИЙ ШЕЛЛ

 

Если у вас тонарм со сменным шеллом, вы можете улучшить качество звучания, выбрав такой шелл, с которым воспроизведение гармоник, атака и гармоническая целостность сигнала окажутся наилучшими, а частотная характеристика наиболее ровной. Главное достоинство алюминия в том, что он не отражает энергию колебаний обратно на головку. Проводимость вибраций и их затухание в алюминии также достаточно быстрые. Обычно алюминий обеспечивает широкую полосу частот. Сплав алюминия и магния может повысить точность считывания сигнала канавок. Высокие частоты при этом воспроизводятся точнее.

 

Еще одно важное обстоятельство: шелл должен прикручиваться как можно более плотно. В противном случае звук становится размытым, гармонический спектр сигнала нарушается. Это хорошо слышно при воспроизведении высококачественной записи гитары. Мат диска также сильно влияет на точность воспроизведения звука.

 

АУДИОФИЛЬСКОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ВИНИЛА

 

Меломаны, обладающие качественными аудио системами, часто покупают дорогие головки. Цена за головку в $1000 или $4000 – далеко не редкость. Естественно, к грампластинкам они предъявляют такие же высокие требования: на них не должно быть царапин, а канавки должны быть чистыми и без повреждений.

 

АРХИВНЫЕ ЗАПИСИ

 

Существует также категория аудиофилов, которые собирают записи конкретных исполнителей и исполнений. Им важнее всего аутентичность исполнения и оригинальность издания. Небольшие дефекты пластинки, часто незаметные на слух, их не пугают. И даже обычные коллекционеры стремятся получить качественное воспроизведение без раздражающих искажений. Возможно, вы входите в обе категории и млеете от невероятно качественного звука как такового или великолепной симфонической записи, но также можете получать удовольствие от прослушивания старой запиленной пластинки.

 

ВЫБОР ПОДХОДЯЩЕЙ СИСТЕМЫ

 

Для воспроизведения старых пластинок требуется головка моно с иглой сферической заточки в сочетании с тонармом подходящей массы и соответствующей прижимной силой. Иногда можно бывает обнаружить очень старую моно пластинку начала пятидесятых годов, которая очень хорошо звучит с пьезокерамическим звукоснимателем при прижимной силе в целых 8 г. Некоторые старые пластинки Deutsche Grammophon или Philips по-настоящему раскрываются в такой системе. Мне попадались также старые диски Remington, которые хорошо звучали на старых портативных граммофонах Garrard с маломощным ламповым усилителем. Однажды я приобрел коробку с четырьмя пластинками Евгения Онегина Чайковского, записанными на раннем советском лейбле, которые вообще не играли с головкой Denon DL-103 на достаточно тяжелом тонарме, но раскрывали всю свою прелесть на том же самом портативном проигрывателе Garrard.

 

ПРАВИЛЬНОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ВЫВОДОВ ГОЛОВКИ

 

Расположение выводов на задней стенке головок разных производителей может различаться. При этом контактные проводки стандартных шеллов SME всегда одни и те же. Необходимо обращать внимание на правильность подключения выводов головки, иначе вы не получите настоящее стерео воспроизведение. Распайка контактов тонарма / шелла показана на рисунке.

 

ПРИМЕЧАНИЕ.: Наушники и колонки также должны подключаться правильно. В противном случае пространственное расположение музыкантов в середине оркестровой или джазовой сцены не будет читаться, так как центр сцены, получающийся сложением каналов,  не будет корректно акустически сформирован.

 

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА ГОЛОВКИ

 

Звучание резкое, высокие частоты излишне акцентированы? Или звук глухой, недостает прозрачности?

 

В любом случае вам следует проверить нагрузку головки. Вход фоно вашего предусилителя должен обладать оптимальной емкостью, чтобы обеспечить согласование с конкретной головкой с подвижными магнитами. Чем выше входная емкость, тем глуше звук. Поэтому проверьте спецификации предусилителя и головки, приведенные их производителями.

 

Гловки с подвижными катушками должны подключаться к предусилителю, входное сопротивление которого по меньшей мере в 2,5 раз выше сопротитвления катушек самой головки.

 

Входной импеданс повышающего трансформатора должен быть таким же либо немного выше, чем сопротивление катушек головки.

 

Проверьте сочетание параметров головки и предусилителя, чтобы сделать вывод об их совместимости.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ КОРРЕКЦИИ

 

До того как параметры коррекции RIAA были в основном приняты, звукозаписывающие компании нарезали свои диски таким образом, чтобы получить наилучший результат на имевшемся у них оборудовании.

 

Сегодня на рынке есть фонокорректоры, позволяющие подстроить характеристику коррекции для оптимального воспроизведения разных винтажных записей. Есть недорогие модели за несколько сотен долларов, которые работают только с моно-сигналами и по качеству звучания довольно средние. По-настоящему хорошие модели позволяют осуществлять тщательную эквализацию любых стерео и моно записей. Но стоят они очень недешево.

 

КЛЭМП / ПРИЖИМ /СТАБИЛИЗИРУЮЩЕЕ КОЛЬЦО

 

Прижим или клэмп улучшает контакт между пластинкой и матом диска. Вибрации и разного рода резонансы при этом возникают с меньшей вероятностью. Высокочастотные шумы не генерируются. В целом сигнал получается более точным, а звук менее искаженным. Устранение искажений означает улучшение сигнала.

 

Стабилизирующее кольцо (RSR – Record Stabilizing Ring), которое накладывается по периферии пластинки, немного более эффективно подавляет искажения и повышает чистоту сигнала.

 

НЕ ДОПУСКАЙТЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ИЛИ АКУСТИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

 

Если вы живете в доме с бетонными полами, вы можете использовать аудио стойку на шипах для установки вашего проигрывателя. Если хотите достичь хорошего механического контакта шипов с основанием, проделайте небольшие дырки в ковровом покрытии, чтобы шипы упирались непосредственно в бетон. Всегда выбирайте стойки с четырьмя опорами. Трехопорные стойки не обеспечивают надежной основы для усилителей, плейеров и проигрывателей винила, так как фактически на каждую их сторону приходится по одной опоре, а углы полок не имеют опор и по этой причине могут страдать резонансами (модами деформации изгиба).

 

Избегайте стеклянных полок. Предпочитайте полки из фанеры или даже ДСП, покрытые пластиковой пленкой под шпон или чем-то подобным. На мой взгляд, это хорошие материалы для полок. Лично я не использую МДФ из-за неровной частотной характеристики. Более того, МДФ отсекает энергию звуковых волн вместо того, чтобы рассеивать ее. (Не используйте МДФ и для изготовления корпусов акустических систем, если только вы не склеиваете вместе три или четыре слоя и укрепляете корпус изнутри с помощью стяжек).

 

Если у вас не бетонный пол, вы можете сделать подвесную полку, прикрепив ее к стене (мощными болтами). Не используйте более одного развязывающего средства. Не ставьте проигрыватель на шипы, резиновые ножки  и проч. Если ваш проигрыватель имеет субшасси на подвеске (Thorens, Linn и т.д.), не ставьте его на дополнительный пружинный или резиновый демпфер. Такой проигрыватель должен опираться непосредственно на полку.

 

ПРОЯВЛЯЙТЕ ЗАБОТУ О ВАШИХ ПЛАСТИНКАХ

 

Чтобы обеспечить воспроизведение виниловых пластинок с максимально высоким качеством звучания, необходимо заботиться о своей коллекции. Если у вас нет доступа к профессиональной чистящей машинке Keith Monks, которая чистит пластинки наиболее эффективно и безопасно, можете приобрести DISCO ANTISTAT, с помощью которого можно мыть и чистить пластинки с двух сторон с последующим просушиванием. После чистки закладывайте пластинки в чистые конверты, одновременно вы можете до определенной степени приводить в порядок их обложки.

 

ДОЛГОЙ ЖИЗНИ ВИНИЛУ

 

Устанавливайте ваш проигрыватель так, чтобы к нему был обеспечен легкий доступ, а именно: достаточно низко, чтобы не поцарапать пластинку при установке ее на проигрыватель. Всегда смотрите на пластинку, когда вы кладете ее на диск проигрывателя, опускаете или поднимаете тонарм и снимаете пластинку. Никогда при этом не отводите взгляд в сторону, а сосредотачивайтесь на том, что вы в данный момент делаете. Это уменьшит риск повредить пластинку. Также содержите пластинки как можно чище. Отпечатки пальцев, пыль и жир – враги ваших пластинок… и ваших ушей.

 

Все эти меры не только позволят вам получать максимальное удовольствие от музыки, но также продлить ресурс иглы головки. На хорошем оборудовании качество пластинок будет оставаться неизменным в течение следующей сотни лет даже после сотен прослушиваний!

Звукосниматели MM и MC для проигрывателей винила

Самый больной вопрос у любителей винила, судя по дискуссиям в Сети: какую головку выбрать — ММ или MC? Считается, что в наиболее популярном сегменте, т.е. при цене 250 — 300 долларов, картриджи с подвижным магнитом предпочтительнее, поскольку они звучат лучше и не требуют дополнительных устройств для согласования с фонокорректорами — повышающих трансформаторов или пре-предусилителей.

Отчасти это правда, поскольку за такие деньги большинство производителей предлагают MC-головки начального уровня (а вообще их цена может достигать $5000 и выше), в то время как для ММ это крепкий средний, а у некоторых марок даже элитный класс. Это понятно — конструкция с подвижной катушкой намного сложнее в реализации и, как правило, подразумевает ручную сборку. Но ситуация постепенно меняется, поскольку начинает работать причинно-следственная цепочка: рост интереса к винилу — повышение спроса на картриджи — увеличение объемов производства — снижение себестоимости. Кроме того, некоторые конструктивные и технологические решения переносятся из верхнего ценового сегмента в нижние, поэтому качественная разница между ММ и МС-звукоснимателями одинаковой стоимости уже не столь очевидна. Значит, единственным аргументом против MC становится малое выходное напряжение и, как следствие, неспособность работать с большинством бюджетных фонокорректоров? И здесь не все так однозначно. Применение сверхэффективных магнитов на основе сплавов самария, кобальта и неодима позволило увеличить отдачу MC-головок до 2 — 4 мВ без наращивания витков катушки и, стало быть, без ухудшения динамических свойств. Всегда считалось, что MC лучше передают нюансы и микроконтрасты именно за счет меньшей массы подвижной системы, но ее удалось радикально снизить и в современных ММ-конструкциях — за счет применения тех же редкоземельных магнитов. Так есть ли разница в звучании головок разных типов при одинаковой стоимости? Это мы сегодня и попытаемся выяснить. Соревноваться будут ММ и МС-головки как с высоким, так и с низким выходом, но сравнивать их мы будем не между собой, а с выбранным заранее эталоном — картриджем Ortofon Valencia за 762 евро. Такой ход мне подсказали неоднократно слышанные из разных уст сентенции типа: «Мой усилитель (проигрыватель, акустика, головка) стоит 500, а играет на 1000». Вот и посмотрим, который из участников сможет по звучанию максимально приблизиться к «Валенсии». Этот 10-граммовый MC-картридж с низким выходом, довольно жесткой подвижной системой и иглой FineLine отличается детальным, сбалансированным звучанием, прекрасно проработанным нижним диапазоном и прозрачным верхом.

В качестве фонокорректора использовался студийный модуль ATI P100, в котором предусмотрен выбор входного сопротивления 47/100 кОм и емкости 100/200 пФ. Соответствие стандартной кривой RIAA ±0,2 дБ во всем диапазоне частот, быстродействие 30 В/мкс. Изменение чувствительности Low/High позволило подключать MC-головки Ortofon с низкой отдачей без повышающего трансформатора.

Проигрыватель Micro Seiki DD7 был выбран в качестве испытательного стенда из-за тонарма MA-505, позволяющего оперативно менять вертикальный уровень VTA, а также подстраивать на лету антискейтинг. Прижимная сила выставлялась с помощью электронных весов Arm Load Meter, имеющих точность 0,002 г.

Способность «держать канавку» (чаще употребляют термин «трекабилити») оценивалась по измерительной пластинке «Vinyl Essentials». Именно этот параметр определяет, будет ли игла перескакивать с дорожки на дорожку при наличии царапин или иных дефектов пластинки. Кроме того, я заметил, что головки с более уверенным трекингом лучше воспроизводят нижние частоты. Мы будем приводить два значения, например, 70/80 (такой результат показала эталонная Ortofon Valencia) означает, что первые признаки потери контакта проявляются при амплитуде записи 70 микрон, а явно этот эффект заметен на 80. Резонансная частота системы «тонарм — головка» не измерялась, поскольку она редко отличается от расчетного значения. Как ее определить для конкретной связки, см. раздел «Посчитаем резонанс».

Производители рекомендуют разминать головки около 30 часов, я же для экономии времени использовал «прогревочный» диск с сигналами специальной формы.

ПОСЧИТАЕМ РЕЗОНАНС

Как и любая механическая система, подвес кантилевера вкупе с коромыслом тонарма имеет собственную резонансную частоту. Чтобы не влиять на звучание проигрывателя, она должна быть в инфранизкой, не слышимой ухом области, лучше в пределах 10 — 14 Гц. Более низкие значения опасны тем, что при проигрывании коробленых пластинок система пойдет вразнос, т.е. игла будет вылетать из звуковой канавки. Высокий резонанс приближается к нижней границе рабочего диапазона, и проблемы с трекингом могут возникнуть при прослушивании, например, органных произведений (Fн ~ 20 Гц).

Как же определить резонансную частоту сиcтемы? Существует эмпирическая формула, дающая довольно точные (±1 Гц) результаты:

Fр = 159/√((Mэф + Mг + Mк ) * С), где:

Fр — искомая частота в герцах;

Mэф — эффективная масса тонарма в граммах. Как правило, приводится в его спецификациях;

Mг — масса головки в граммах. Всегда указывается производителем.

Mк — масса крепежа, т.е. винтов и гаек, которыми головка крепится к шеллу. Обычно принимается 0,5 г;

С — податливость кантилевера (compliance), измеряемая в см/дин х 10-6. Всегда указывается производителем головок. Из формулы можно вывести главное правило: легкие тонармы лучше сочетаются с мягкими головками (высокое значение compliance), а тяжелые, наоборот, с жесткими.

Для примера рассчитаем резонанс тонарма MA-505 и эталонной головки Ortofon Valencia.

Дано: Эффективная масса тонарма 14,5.
Масса головки 10 г.
Крепеж в расчет не принимаем, это два крошечных алюминиевых винтика. Податливость 12 * 10-6 см/дин.

Считаем:

1. (14,5 + 10) * 12 = 294.

2. √294 = 17,14.

3. 159/18,4391 = 9, 27 Гц.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

 Deep Purple, «Fireball».WB, USA, 1971.

Оригинал, ранний американский пресс с невероятно мощным, напористым звучанием. Запись, как никакая другая, передает дух того времени.

 Charlie Byrd, «Latin Bird».

Milestone, USA, 1973. Двойной альбом известного акустического гитариста, на котором он исполняет латиноамериканские мелодии. Обилие перкуссий и народных инструментов. А уж головки Ortofon Samba и Salsa сам бог велел испытывать на одноименных жанрах.

 Cassandra Wilson, «New Moon Daughter». Blue Note, 1995.

Образцовая по качеству запись с широчайшим частотным диапазоном, масса инструментов с необычными тембрами.

Lift up

Признаться, результаты проведенного исследования оказались слишком неожиданными. Хотя в начале я и упоминал, что современные технологии позволяют делать недорогие MC-головки, сравнимые по качеству с очень приличными ММ, но такого равенства, конечно, предвидеть не мог. Однако соперники у MC-представителей оказались очень сильные — честно говоря, звукосниматели Nagaoka перевернули мои представления о том, как могут звучать относительно недорогие звукосниматели с подвижным магнитом. Старшая модель, MP-200, безусловный «Выбор эксперта», хотя и MP-150 может служить образцом идеального соотношения качество/цена, особенно если шелл для нее у вас уже есть. Динамичное, сбалансированное по частотному диапазону звучание и жанровая универсальность плюс высокое выходное напряжение — безусловно, редкие качества в выбранном нами ценовом диапазоне. Должен заметить, что близкие по цене Ortofon Samba и Salsa обладают все же лучшей микродинамикой и немного более музыкальны, но не забывайте, что для согласования с бюджетным фонокорректором вам потребуется либо трансформатор, либо MC-предусилитель, а это дополнительные расходы. Тем не менее Samba, самая недорогая головка в нашем обзоре, очень «Удачная покупка». Еще пару лет назад за эти деньги, даже с учетом девальвации рубля, о МС-картридже с таким звучанием можно было только мечтать.

Но настоящим откровением для меня стало знакомство с Benz Micro MC-Silver. Как правило, MC с высоким выходом не столь музыкальны, как обычные, поскольку ради повышения эффективности приходится идти на различные компромиссы. Но MC-Silver звучит как высококлассная MC-головка с низким выходом, однако не требует дорогого повышающего трансформатора. По глубине контрастов, проработке нюансов и передача энергетики она лишь чуть-чуть недотягивает до эталона Ortofon Valencia, зато по информативности середины и трекингу (рекорд, 100 микрон!) даже превосходит его. Это как раз тот самый случай, когда говорят: «Вещь стоит 350 долларов, а играет на 700». Еще один «Выбор эксперта», без вопросов.

Эту награду могла бы получить и великолепная по звучанию головка Rondo Red, но она дороже MC-Silver и работает только с фонокорректором, имеющим МС-вход.

А вот новинка Goldring GL2400 — совсем другое дело. Выходное напряжение 6,5 мВ гарантирует отличное отношение сигнал/шум, а по звучанию хотя и заметно отличается от эталона, но может считаться идеальным выбором для любителя симфонической музыки, оперы и джаза. По совокупности качеств она также заслуживает звания «Выбор эксперта».

Pro-Ject MC-1H при всех преимуществах конструкции с подвижной катушкой — быстрой реакцией, прозрачным верхним диапазоном и слитным звучанием — может работать с любым предусилителем. Но эта головка не очень уверенно держит дорожку (первые признаки потери контакта проявляются уже при амплитуде записи 60 мкм) и имеет слегка ослабленный нижний бас. Но я не считаю это серьезными недостатками — в конце концов, коробленые пластинки в наше время редкость, а что касается баса, то его во многих корректорах специально режут сабсоник-фильтром.

Обновленная версия AT440MLa от Audio-Technica склонна слегка упрощать звуковую картину, зато бережно относится к пластикам (прижимная сила 1,4 г), прекрасно передает микроконтрасты и отличается удивительно приятным звучанием в среднечастотном диапазоне. Для любителей этой марки — а их среди меломанов немало — отличный подарок.

Картриджи и проигрыватели - справочник

За последние годы черный винил и проигрыватели пережили настоящий ренессанс. Возврат к технологии, существовавшей несколько десятков лет назад, в основном связан с высоким качеством, которое может предложить этот стандарт. Аналоговый звук, записанный в канавке диска, вместе с качественным оборудованием гарантируют более естественный звук, чем закодированный цифровой звук на компакт-диске. Многие из новых записей сделаны издателями на виниловых пластинках.Рынок переполнен новыми и подержанными пластинками. Чтобы оправдать ожидания, мы решили создать мини-базу знаний о проигрывателях и наиболее важных элементах набора для воспроизведения компакт-дисков.


Самый важный элемент набора – вкладыш. Он является основным исполнительным элементом и генерирует звук, записанный на виниле. У нас есть несколько типов вставок на рынке:

Типы вставок:


Электромагнитный (стационарная катушка, подвижный магнит, ММ).Они выдают напряжение 2,5-7,5 мВ, это наиболее часто используемый тип вставок.


Конструкция вставок типа MM и MC:


Магнитоэлектрический (подвижная катушка, MC) Сигнал, генерируемый этими картриджами, очень слабый (0,1-2,0 мВ), поэтому они требуют использования дополнительных усилителей. Его вариант - вставка MCS (движущиеся катушки, соединенные последовательно)

Магнитоэлектрический (движущаяся катушка высокой мощности, MCHO) - т.е. картриджи МС с высоким уровнем мощности, аналогичные получаемым от ММ.
Магнитоэлектрический (неподвижный магнит, движущееся железо, МИ) - это разработка ММ. Генерируют напряжение 3-6 мВ) 9000 3



Конструкция цилиндра типа MI


Типы игл:


Обычно используются три типа игл. Сферические иглы, эллиптические иглы, тонкие иглы. Самыми популярными являются, конечно же, сферические иглы. Они просты и дешевы в производстве. В основном они используются в более дешевых вставках.К сожалению, картриджи со сферической иглой хуже справляются с переносом самого высокого частотного диапазона. Эллиптические иглы — более дорогое решение, но они обеспечивают более точное воспроизведение звука за счет формы иглы и более точного наведения на пластинку. Третьим типом игл являются иглы, называемые по орфофону тонкой линией, они имеют аналогичный профиль с эллиптическими иглами, но площадь контакта больше, что распределяет давление по большим поверхностям, увеличивая срок службы пластины и иглы.
Лучшие домашние вкладыши имеют иглы с эллиптическим наконечником.Они потребляют пластинчатый материал медленнее, чем, например, сферическая игла.

Поскольку площадь контакта между иглой и пластиной очень мала, давление огромно. Поэтому большинство или все картриджи имеют головку иглы, полностью или частично состоящую из чистого алмаза.


Подробнее о насечках в грампластинках: сферических, эллиптических, линейных и микролинейных читайте здесь - нажмите!



Срок службы звукоснимателей

Это значение во многом зависит от правильной калибровки звукоснимателя.Вкладыш изнашивается быстрее, когда давление вкладыша слишком велико или слишком мало. Надо правильно подобрать давление согласно рекомендациям производителя картриджа. Также необходимо правильно откалибровать углы. Это не слишком сложная задача даже для неспециалиста. Срок службы вставок составляет от 2000 до 4000 часов. Также стоит знать, что единственным расходным элементом в картридже является игла. Во вкладышах типа ММ замену можно произвести самостоятельно, в то время как во вкладышах типа МС операция самостоятельной замены очень затруднена или невозможна и замена требует вмешательства специалиста.Эта операция, как правило, убыточна, так как цена такой услуги с иглой обычно находится в пределах 70-90% от цены новой вставки. Также стоит помнить о тщательной очистке картриджа, пластинок и проигрывателя с помощью специальных принадлежностей.

Оптимальное давление иглы на пластину

Давление иглы на пластину зависит от конструкции и механических свойств картриджа. Наиболее распространенный диапазон составляет от 1,75 г до 2 г. Вопрос в том, почему не конкретное значение, а диапазон? Ответ прост.Имея диапазон, мы можем выбрать звук, который должен быть сгенерирован. Даже незначительное изменение этого значения приводит к большим изменениям в издаваемом звуке. Соответствующим образом снижая давление, мы улучшаем пространственность, звук становится немного ярче. Увеличивая напор, мы добавляем низкие тона и повышаем динамику. Благодаря этому мы можем настроить звук проигрывателя под всю аудиосистему и под свои предпочтения.

Калибровка поворотного стола

У поворотного стола есть несколько десятков параметров, но есть несколько, которые мы настраиваем сами: скорость вращения (pm), давление картриджа (Tracking Force), касание, азимут, VTA (вертикальный угол слежения)).Частота вращения обычно устанавливается на заводе, но в случае некоторых проигрывателей ее можно точно настроить. Вам понадобится круг с отмеченными точками и стробоскоп. Мы получим правильную скорость, когда при вращающемся поворотном столе точки кажутся неподвижными. Давление вставки устанавливается с помощью весов. Различают механические и электронные (с цифровыми отсчетами) весы. Первые недороги и достаточно точны, но вторые намного точнее.Достаточно положить иглу на лоток и считать давление на дисплее. Одним из наиболее важных параметров является угол, под которым вставка направляется по дуге снаружи внутрь плиты относительно двух точек, называемых точками Бэрвальда. Теоретически игла должна быть касательной к канавкам, но только в этих двух точках классический рычаг допускает идеальное касание. Этот параметр задается с помощью так называемого транспортир. Самым простым является отрезок круга, чаще всего из картона, на котором отмечаются эти точки и линии, параллельно которым должны быть установлены стороны вкладыша.VTA определяет угол, под которым расположена верхняя плоскость пластины относительно плоскости пластины. Также для этого параметра используется специальный инструмент, но его можно настроить «на слух».

<Источник: www.audio.com.pl>

Маркировка контактов цилиндра и/или кабелей для цилиндра:

  • красный -правый канал плюс (L+)
  • белый - левый канал плюс (L+)
  • синий - масса левого канала (LG)
  • зеленый — масса правого канала (RG)

в случае 3-контактной вставки вместо синего и зеленого цвета черный (общая земля для обоих каналов)

Крепление картриджа

Обычно мы встречаем два типа крепления картриджа к головке проигрывателя.

1/2” (полдюйма) — прикрепите картридж к головке двумя болтами с шагом ½ дюйма (~12,5мм).

{ширина галереи = 100 высота = 100} стерео / gramof10.jpg {/ галерея}


Практические советы по подключению проигрывателя. при подключении проигрывателя к микшеру/усилителю всегда заземляйте проигрыватель с подключенным устройством всегда подключайте проигрыватель к входу PHONO (MM и/или MC) в усилителе, если усилитель не имеет такого входа, мы должны использовать предусилитель фонокорректора, если у нас картридж МС и на входе только ММ также мы должны получить предусилитель фонокорректора, поддерживающий данный тип картриджей, сначала включаем проигрыватель, затем усилитель, при выключении порядок обратный , используйте соединительные кабели хорошего качества, соответствующие классу оборудования 5 правил Золотой системы в соответствии сOrtofon:

1: Переход на картридж лучшего качества всегда окупается. Это первый и единственный компонент Hi-Fi, который соприкасается с канавкой пластинки. Так что никогда не бывает слишком хорошо.
2: Убедитесь, что вы выбрали подушку, соответствующую типу вашей руки.
3: Никогда не воспроизводите старые или поврежденные диски с новым картриджем. Это может испортить алмазную иглу, которая повредит ваши новые записи.
4: Удаляйте пыль с дисков и игл каждый раз перед игрой. При необходимости используйте рекомендованную чистящую жидкость.
5: Регулярно (не реже одного раза в год) проверяйте наушники у хорошего дилера Hi-Fi.

.

Картриджи и иглы | Музыкальные уроки

См. Dee Jay в магазине Muzyczny.pl
См. Картриджи, граммофонные иглы в магазине Muzyczny.pl

Картридж является самой важной частью проигрывателя, к нему крепится игла, которая отвечает за звук, исходящий из динамиков. с черного диска. При покупке б/у проигрывателя следует помнить, что к его цене нужно добавить цену нового картриджа, где единственным изнашивающимся элементом является игла, но стоимость ее замены ненамного ниже замены всего картриджа.

Как это работает?

Игла, находящаяся в канавке диска, приводится в движение за счет неровности канавки вращающегося диска. Эти вибрации передаются на картридж, к которому прикреплена игла. Форма этих неравномерностей такова, что колебания иглы воссоздают акустический сигнал, записанный на диск во время его записи.

Немного истории

В самых старых вертушках игла изготавливалась из стали, позже стали применять иглы из шлифованного сапфира.Острие иглы было заточено так, чтобы радиус ее кривизны составлял три тысячных дюйма (0,003″, т. е. 76 мкм) для более старых (эбонитовых, так называемых «стандартных канавок» пластин, воспроизводимых со скоростью 78 об/мин) или 0,001 ″ (25 мкм) для более новых (виниловых) пластинок, так называемых пластинок с «мелкой канавкой».

До 1970-х годов существовали вертушки, в которых устанавливались картриджи с обоими типами игл, что позволяло воспроизводить все имеющиеся на рынке и сохранившиеся в архивах пластинки. Иглы для воспроизведения пластинок с мелким желобком обычно маркировались зеленым цветом, а со стандартным желобком — красным.

Также допустимое давление иглы на пластину с мелким желобком значительно ниже, чем на пластину со стандартным желобком, рекомендовалось не более 5 грамм, что все равно вызывало довольно быстрый износ пластин (современные механизмы балансировки рычага с патроном позволяют работать с давлением 10 мН, т. е. примерно 1 грамм).

С введением стереозаписи на граммофонные пластинки повысились требования к иглам и граммофонным патронам, появились иглы иной, чем круглой формы, а также вместо сапфировых стали применяться алмазные иглы.В настоящее время лучшими огранками граммофонных игл являются квадрофонические (ван ден Хул) и эллиптические огранки.

Структурное разделение цилиндров

• пьезоэлектрический (имеет историческое значение только из-за узкой полосы пропускания, также требует гораздо большего давления на пластину, что приводит к ее более быстрому износу)

• электромагнитный - магнит перемещается относительно катушки (ММ)

• магнитоэлектрический - катушка перемещается относительно магнита (МС)

• электростатический (можно построить),

• оптико-лазерный

Какую вставку выбрать?

При выборе баллона мы должны сначала определить, для чего будет использоваться оборудование.Будь то для диджеинга или прослушивания записей дома.

Для ленточной вертушки, которую предполагается использовать в основном для прослушивания пластинок, мы не будем покупать картридж за несколько сотен злотых, который рекомендуется использовать с игровыми вертушками с прямым приводом (например, Technics SL-1200, Reloop RP 6000 МК6.

Если у нас нет высоких требований, проигрыватель предназначен для развлечения или просто для любительской игры дома, мы можем выбрать что-то из нижней полки, например NUMARK GROOVE TOOL:

• регулируемый картридж, адаптированный для установки в традиционный шелл

• поставляется без хедшелла

• Сменный алмазный наконечник

NUMARK GROOVE TOOL, источник: Muzyczny.номер

Средний Stanton 520V3 . Признан одним из лучших скретч-картриджей для ди-джеев по очень доступной цене.

• Частотная характеристика: 20–17 000 Гц

• Форма: сферическая

• Прижимная сила: 2–5 г

• Выходной сигнал при 1 кГц: 6 мВ

• Вес: 0,0055 кг

Стэнтон 520.V3, Источник: Стэнтон

И первоклассные продукты, такие как Stanton Groovemaster V3M .Grovemaster V3 — это высококачественная система от Stanton со встроенным шеллом. Groovemaster V3, оснащенный эллиптическим срезом, обеспечивает чистый рекордный звук, а драйвер с 4 катушками обеспечивает высочайшее качество звука на аудиофильском уровне. Набор состоит из двух полных вкладышей с иглами, коробки и щеточки для чистки.

• Тип: Эллиптический

• диапазон частот: 20 Гц - 20 кГц

• выход на 1 кГц: 7,0 мВ

• прижимная сила: 2–5 грамм

• вес: 18 грамм

• разделение каналов на частоте 1 кГц: > 30 дБ

• игла: G3

• 2 вкладыша

• 2 запасные иглы

• транспортировочный ящик

Stanton Groovemaster V3M, Источник: Stanton

Сводка

В зависимости от того, для чего мы собираемся использовать проигрыватель, мы можем решить, какой картридж выбрать.Ценовые категории имеют очень большое расхождение. Если мы не диджеи, играющие в клубе каждый день, или аудиофилы, то можем смело выбирать что-то с нижней или средней полки. Если же нам нужен звук высочайшего класса, а у нас еще и проигрыватель HI-END, то стоит вложиться больше, и картридж прослужит нам дольше, и мы будем довольны его звуком.

Комментарии

Здравствуйте,

Какой картридж вы рекомендуете для проигрывателя Grundig PS-3500?

дабровст

↑ Вверх .

Калибровка звукоснимателя | Музыкальные уроки

См. Dee Jay в магазине Muzyczny.pl
См. Проигрыватели в магазине Muzyczny.pl

Одним из основных шагов, которые мы должны выполнить перед воспроизведением виниловых пластинок, является точная калибровка картриджа. Это очень важно не только для качества воспроизводимого аналогового сигнала, но и для сохранности дисков и долговечности самого стилуса. Проще говоря, правильная калибровка картриджа позволит нам наслаждаться долгой эксплуатацией нашего игрового оборудования и минимизировать риск повреждения диска.

Как настроить угол контакта иглы и силу давления?

В большинстве моделей эта операция очень похожа, похожа друг на друга, поэтому мы постараемся представить один из самых универсальных способов настройки. Для выполнения калибровки нам потребуются: шаблон со специальной шкалой, которая должна прилагаться производителем проигрывателя, ключ для завинчивания и откручивания винтов, удерживающих картридж, и как дополнение для облегчения калибровки, предлагаю использовать скотч и тонкий графитовый картридж.Перед регулировкой угла иглы мы должны убедиться, что наша рука находится в правильном положении. Все дело в регулировке высоты руки, правильном балансе и уровне. Затем установите давление на иглу. Информацию о силе, с которой должна нажимать игла, можно найти в спецификации, прилагаемой производителем вкладыша. Следующим шагом будет снятие оболочки с иглы и с помощью липкой ленты прикрепить графитовую вставку к передней части вставки, которая станет лобным предлежанием.Закрепив нашу графитовую вставку, устанавливаем на ось пластины шаблон, который был прикреплен производителем. Этот шаблон имеет специальную шкалу с точками.

Сама калибровка заключается в том, что после опускания иглы положение грани вставки параллельно двум обозначенным точкам на шаблоне. Так как сама игла и вставка являются небольшим элементом, то для большего поля зрения хорошо прикрепить вышеупомянутую графическую вставку, которая сможет оптически перекрывать линию шкалы на шаблоне.Если наша графическая вставка не будет совпадать с линиями на шаблоне, значит, мы должны изменить положение нашей вставки, немного изменив ее положение. Конечно, винты необходимо ослабить, чтобы отрегулировать положение вставки. Проделываем эту операцию до тех пор, пока передняя часть вставки, продолжением которой является наша графическая вставка, не окажется точно на одной линии с линиями на шаблоне.

Идеальное положение угла вставки должно быть одинаковым на двух участках нашего шаблона, которые отмечают начало и конец пластины.Если, например, наша вставка хорошо расположена на одной из секций, а на другой есть какие-то отклонения, это означает, что мы должны переместить нашу вставку, например, назад. После того, как мы установили наш картридж на идеальном уровне по двум опорным точкам, в конце мы должны окончательно затянуть его винтами. Здесь тоже эту операцию надо выполнять очень умело и аккуратно, чтобы наша вставка не изменила своего положения при закручивании шурупов. Разумеется, затянув винты, мы еще раз проверяем положение нашего картриджа на шаблоне и, когда все будет хорошо установлено, мы можем приступить к прослушиванию наших записей.Стоит время от времени проверять это состояние настроек и при необходимости вносить некоторые коррективы.

Точная регулировка угла наклона иглы к пластинке — довольно утомительная задача, требующая посвящения времени и терпения. Однако делать это стоит с максимально возможной аккуратностью. Хорошо отрегулированный картридж обеспечивает лучшее качество звука и более длительный срок службы иглы и пластин. Особенно начинающие любители музыки должны быть терпеливы, но чем дольше вы остаетесь в мире аналоговой музыки, тем веселее становятся эти технические обязанности.И так же, как и для некоторых меломанов, сама подготовка диска – это своего рода ритуал и большое удовольствие, начиная с надевания перчаток, извлечения дисков из упаковки, протирания от пыли и размещения на тарелке, и затем размещение руки и стрельба из нее, а также деятельность, связанная с настройкой нашего оборудования, может доставить нам большое удовлетворение.

↑ Вверх .

Картриджи Ortofon DJ Concorde MkII TWIN DIGITAL 2 шт., официальный дилер

В 1979 году компания ORTOFON , уже имевшая 60-летний опыт работы на рынке фоно-картриджей, представила в своем предложении профессиональный дизайн Concorde, что принесло ей награду Danish Industrial Design Award. Изящная и тонкая конструкция Concorde позволяла напрямую прикреплять его к любому кронштейну проигрывателя с помощью стандартного байонетного крепления и предусматривала регулировку по вылету и вертикали.Новый Concorde упростил установку и замену наплечника.

В середине 80-х годов ORTOFON начал разрабатывать и производить диджейские вставки для клубов, хип-хопа и скретча. На рынке появились вставки Concorde серебристого цвета: Pro и OM Pro, которые сочетали качество звука с долговечностью, столь важной для профессиональных ди-джеев. Новые модели Pro получили специальные функции, которые позволили им справляться с нагрузками, которым они подвергались на вибродискотеках: m.в жесткая подвеска шпинделя, что позволяло применять большое усилие прессования.

На сегодняшний день ORTOFON является мировым лидером в области звукоснимателей, как HiFi, так и DJ. Это происходит благодаря идеальному сочетанию дизайна с технологиями и инжинирингом на самом высоком уровне. Производитель сегодня признан потребителями и профессионалами отрасли как бренд высочайшего качества.

Текущее предложение ORTOFON DJ включает:
- грампластинки VNL, Concorde MKII, OM Pro S, OM Q.БЕРТ, О.М. Скретч.
- иглы для каждой серии
- Насадки, коврики, футболки, учебные материалы и аксессуары

Технические характеристики:

Выходное напряжение при 1000 Гц, 5 см/сек. - 10 мВ
Баланс каналов при 1 кГц - 1 дБ
Разнос каналов при 1 кГц - 22 дБ
Разнос каналов при 15 кГц - 15 дБ
Диапазон частот при -3 дБ - 20 - 18 000 Гц
Возможность отслеживания при 315 Гц при рекомендуемой прижимная сила - 100 мкм
Податливость, боковая динамика - 14 мкм/м N
Тип щупа - Сферический R 18 мкм
Диапазон прижимной силы - 3 - 5 г
Рекомендуемая прижимная сила - 4 г
Вес картриджа - 18,5 г
Сменный наконечник шпинделя - ЦИФРОВОЙ

.

Смотрите также

Читать далее

Контактная информация

194100 Россия, Санкт-Петербург,ул. Кантемировская, дом 7
тел/факс: (812) 295-18-02  e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Строительная организация ГК «Интелтехстрой» - промышленное строительство, промышленное проектирование, реконструкция.
Карта сайта, XML.