Стена скорби скульптора георгия франгуляна фото


Георгий Франгулян: "Стена скорби" — некомфортный памятник. От него мороз по коже

Монумент в память о жертвах политических репрессий "Стена скорби" создавался полтора года. Внушительную скульптурную композицию длиной 30 метров на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца в Москве нельзя не заметить, как нельзя перечеркнуть горькую память о тысячах жертв политического террора. О пронзительности обезличенной истории в преддверии Дня памяти жертв политических репрессий, к которому приурочено открытие монумента, ТАСС рассказал автор проекта "Стена скорби", скульптор Георгий Франгулян.

— Расскажите о том, как вам предложили стать автором этого монумента?
— Я участвовал в конкурсе, в котором вместе со мной было представлено 336 проектов. Мой выиграл. Впервые к этой теме я прикоснулся еще 25 лет назад, когда так же выиграл конкурс в Воркуте. Но Советский Союз прекратил свое существование. И деньги из региона ушли. И вот спустя 25 лет появилась "Стена скорби". Каждому свое время, значит.

— Объясните концепцию проекта. Что, к примеру, означают эти скалы и почему они пронумерованы?
— "Стена скорби" — это масса людей. Все — безликие, уж слишком много их было. И все — жертвы. Головы в стене — это слезы. Плачут здесь и скалы. Я сделал их из карельских камней, привезенных из тех мест, где были лагеря с заключенными. Они прикованы стальными костылями, как к шпалам приковывали рельсы. Справа и слева от стены на земле выложены камни, которые прислали из 82 регионов. Каждому из них я присвоил номер, а рядом в списке указал, какой регион соответствует номеру камня. С тыльной стороны стены стоят менгиры — камни, поставленные человеком вертикально. Это говорит о том, что жить нужно стоя, а не на коленях. Менгиры — это личности, молчаливые и несгибаемые свидетели. Слева и справа — скрижали, на которых на 22 языках написано одно слово "Помни".

— Какая сверхзадача этого проекта? Что должен почувствовать человек, оказавшись внутри этого монумента?
— Задача скульптуры, особенно комплексной, в том, чтобы в сочетании объемов, планировки, "поднять дух" пространства, оживить его. Нужно не только создать предмет, но и то состояние, в которое человек должен войти. Дать жить пространству. В зависимости от эмоционального состояния, образовательного уровня, вы можете или почувствовать эту трагедию на своей шкуре, либо выскочить оттуда, не найдя себе места. Но если вы пройдете через проход в этой стене и повернетесь к ней лицом, то вы опять наткнетесь на нее, встретившись с трагедией лицом к лицу. От этого уйти нельзя.

— Какие чувства лично у вас вызывает этот монумент, когда вы на него смотрите со стороны?

Мы все — жертвы репрессий: и вы, и я

— Все внутри меня ликует, что мне удалось сделать такой монументальный мемориальный комплекс в центре города, и никто при этом мне не мешал. Но нужно понимать, что это некомфортный памятник. Мороз по коже проходит от него. Все это пространство — не для "лабутенов", не для катания на скейте. Каждый камень здесь "волнуется", создавая неровную поверхность, такую, как и вся жизнь. Вокруг нее надо ходить, двигаться.

— Вы сказали, что вам никто не мешал. Но без трудностей, наверняка, не обошлось?
— Сложнее всего было пережить бюрократические проволочки, которые отнимали время. Пока дали деньги — прошло полгода. К тому же экспертизы, сметы — все это отнимало время.

— Почему вы нанесли патину на бронзу?
— Это было сознательно. Однажды реставраторы пытались почистить моего Бродского (Франгулян установил памятник поэту Иосифу Бродскому на Новинском бульваре, напротив американского посольства в 2011 году — прим. ТАСС). Я остановил это. Потому что бронза с годами будет только набирать.

— Как вы считаете, подходит ли выбранное место для "Стены скорби"?
— Это место было дано в условиях конкурса. Я думаю, что это связано с Сахаровым. Он тоже был репрессирован. К тому же здесь были демократические выступления. Это место очень сложное с градостроительной точки зрения. Многие были недовольны из-за того, что монумент будет стоять среди домов и потока машин. Но я считаю, что это плюс, потому что репрессии были везде, в каждом доме, каждой квартире.

— А в вашей квартире тоже?
— Меня миновало. Мои дедушки, бабушки остались живы. Мне повезло, я рос с ними. А друзей моих родителей, соседей захватило. Но мы все — жертвы репрессий: и вы, и я.

— Как вы считает, связано ли как-то открытие памятника с годовщиной 100-летия Октябрьской революции?
— Думаю да. Потому что для меня лично репрессии начались не в 1937-м году, а с начала 1917-го. Уже тогда прошла куча расстрелов. Еще при Ленине начались репрессии. Троцкий, Свердлов также были специалистами по этой части. За ними "знамя" подхватил Сталин.

— Над чем работаете сейчас? Или "Стена скорби" — вершина вашего творчества?
— Скоро поставлю памятник Булгакову. Он у меня уже отлит в бронзе. Не спрашивайте: где я его прячу. Это секрет. Думаю, что в начале лета его поставят. А вершина моя еще впереди. Конечно, если меня завтра не станет, то "Стена скорби" и будет моей вершиной. Но я не чувствую свой возраст (Франгуляну — 72 года — прим. ТАСС) и уверен, что вершина моя еще впереди. Иначе зачем идти дальше?


Беседовала Оксана Полякова

tass.ru

о "Стене скорби", Сталине и Тбилиси

Бронзовая стена с прорезями, в форме человеческих фигур, состоит из множества безликих, взлетающих вверх фигур. Любой зритель сможет стать частью этого мемориала и осознать, что трагические последствия авторитаризма касаются каждого, а гребень может снова сорваться с места. В настоящее время монумент отлит, но не установлен – впереди еще много работы.

О фигурах

Образ сложился за пять минут – у меня очень быстрая концентрация, выброс идей происходит всегда мгновенно.

Идея кажется мне довольно ясной. Монумент называется "Стена скорби", но, скорее, это "коса смерти", или "гребень" – там, где сломанные зубья, люди остались в живых. Это стена, составленная из многочисленных рельефных фигур: тридцать метров в длину, шесть метров в высоту.

Фигуры абстрактные, и представляют они состояния ужаса и скорби. Скульптура работает самой формой, и содержание совпадает с состоянием этой формы. Для глаза нашего зрителя она кажется необычной, непривычной, именно потому, что это не рассказ, а состояние. Все должны это испытать. Конечно, у каждого появится своя трактовка, но в целом ощущения будут схожи.

О надписях

Из бронзы отлиты две плоскости-скрижали. На них только одно слово: "помни". Монументальное искусство требует лаконизма, способности выразить идею и попасть в точку.

В данном случае мне помог журналист и фотохудожник Юрий Рост. Изначально у меня была более длинная фраза, и я попросил его помощи – казалось, что можно сократить. Через две минуты он перезвонил и говорит: "Помни". Одно слово выражает все. Слово написано на двадцати двух языках: пятнадцать языков бывших республик СССР, шесть официальных языков ООН и немецкий язык.

Кроме того, моей рукой будет вырублена надпись на граните: "Жертвам политических репрессий". Все остальное люди должны понять сами.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Рабочие готовятся закрепить элементы конструкции монумента "Стена скорби" перед началом его транспортировки к месту установки в Москве

О конкурсе

Двусторонний рельеф был признан лучшим из 336 проектов, которые претендовали на победу в конкурсе на создание монумента жертвам политических репрессий.

Я – художник, который в основном занимается монументально-архитектурной пластикой. Для меня важны городские пространства, и я понимаю, как с этим обращаться, мне это интересно.

Каждый раз, когда объявляется конкурс, и возникает интерес к теме, я взвешиваю возможности на победу. Обычно я знакомлюсь с составом жюри. В данном случае жюри вселяло надежду, что решение будет объективным. Такое крайне редко бывает, практически никогда. Членами жюри оказались 24 человека, не ангажированных, не купленных. Шанс выиграть был один к 336.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Транспортировка монумента "Стена скорби"

О теме

Тема политических репрессий близка нам всем, я с детства много об этом знаю. После первого курса института я попал в экспедицию на Урал в поисках пермских деревянных скульптур. Мы не ожидали увидеть брошенные поселения, брошенные лагеря. Мы испытали этот ужас на себе и поняли, насколько это трагично. Увиденное там не давало мне спокойно жить, и сейчас не дает. Мы все жертвы этого страха: под этим жили, до сих пор боимся.

Я знаю, сколько потомков тех, кто пострадал, ожидали появления этого памятника. Это памятник надежды – надежды на то, что такое больше не повторится. Молодые люди думают, что это их не касается. Касается. Одно понимание и знание о том, что тогда происходило, – уже большая травма. Это рана, которая никогда не заживет. Я считал это своим долгом.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Скульптор Георгий Франгулян

О Сталине

Злодей не может быть кумиром, а кумир не должен быть злодеем. Вообще не время создавать кумиров, надо самому соответствовать своим убеждениям и взглядам. Надо создавать свое, полезное для других.

По последнему опросу ВЦИОМ, более 40% россиян считают сталинские репрессии вынужденной мерой. Я надеюсь, что эта картина не отражает реального положения вещей. Человек образованный, понимающий, знающий не может давать такую оценку. Значит, люди просто не вникают.

Об ответственности

Безусловно, пока "Стена скорби" – моя самая ответственная работа, но я не знаю, что ждет меня впереди. Как мне кажется, такой монумент необходим нашему государству.

В искусстве важно быть связующим звеном между прошлым и будущем. Если ты не являешься этой точкой, то получается разрыв цепи. Этого разрыва нельзя допустить. Не надо заниматься искусством, если неглубоко. Особенно скульптурой, особенно монументальной – это самый сложный вид искусства.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Скульптор Георгий Франгулян возле элементов конструкции монумента "Стена скорби"

О деньгах

"Стена скорби" будет установлена за счет государственных средств, а также народных пожертвований. На данный момент выделены только деньги московского правительства. Народные средства собираются, но я даже не вникаю и пока не знаю, как они будут использованы.

Как правило, на народные средства ничего не получается создать, и это не только в России. Деньги собирают, но всегда либо государство, либо меценаты добавляют.

Но в США, например, Мемориал памяти жертв 11 сентября 2001 года был создан за 600 миллионов долларов, из них 60 миллионов предоставило государство, а все остальное – 540 миллионов – удалось собрать. Было собрано очень много, но тут и стоимость, и качество монумента, не только художественная, но и исполнительная часть на высоком уровне.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Скульптор Георгий Франгулян в студии

О настоящем искусстве

Произведение искусства имеет свою цену. На самом деле, стоимость настоящего произведения состоит из стоимости миллионов бездарных работ. Их стоимость собирается в подлинном произведении. Искусство – это искусство, оно определяет время.

Об авторстве

Я – один автор, а архитектор у меня мой сын, потому что никому не могу доверить работу, а он очень тонко вникает, не по-родственному, а профессионально. Он всегда на подхвате. Больше никого. Это важно понимать, потому что в России почему-то считают, сколько рабочих работало. Какая разница? Автор один.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Транспортировка монумента "Стена скорби"

О Тбилиси

Тбилиси – моя родина, и я очень люблю этот город. Для меня это лучший город на земле, но он изменился в худшую сторону, потому что, прежде всего, большой отток интеллигенции произошел.

Чем славился Тбилиси? Это был интеллигентный многонациональный город. Невероятно высокий уровень образования, было множество учебных заведений. Грузин мог получать образование на русском языке, а русский или армянин – на грузинском. Все было смешано. Здесь единственный мощный сгусток культуры еще дореволюционной России на Кавказе. Туда вкладывались деньги, там было самое большое количество театров и библиотек. Мне в этом плане повезло.

Там экстерьер соединялся с интерьером. Существовало единое пространство. Воздух пах баклажанами, помидорами, поросятами, горячим грузинским хлебом – все это запах Тбилиси в каждом дворе. Этот запах лучше, чем Chanel No. 5.

Кроме его внешней красоты, город духовно был красив. Там жили удивительные люди, типажи, там была своя стилистика, там говорили на фантастическом русском языке, который основывался на классической русской литературе: содержание, построение фраз, образное богатство языка невероятно глубокое.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

Скульптор Георгий Франгулян

И конечно, общее единое пространство культуры. В Грузии очень большое количество было талантливых людей. Именно в силу той специфики, образного состояния этого города.

Рожденные в Тбилиси понимают, что такое образ, что такое чувство юмора. Тост за столом, например, – всегда произведение, а так как все выросли за столом, умение сформулировать свою мысль, создать некий образ – не проблема. Это с младенчества впитывается. С годами я все больше понимаю, что то, что было заложено в детстве, определило всю мою жизнь. До сих пор я образ того Тбилиси в себе несу.

Одна из составляющих моего образного мышления – музыка. Моя бабушка была музыкантом – классическую музыку слушал с самого детства. Я сто пятьдесят раз смотрел классические произведения. Нас все время водили, а мы в яму оркестровую заглядывали. Это все был единый мир: я во двор заглядывал, так и в оркестровую яму.

Кроме того, Тбилиси – город между гор. Это все – ощущение пространства. Если скульптор не видит пространства, он не скульптор.

Photo: courtesy of Levan Avlabreli

Фотоколлаж. Тифлис - Тбилиси. Старый город.

О тоске

Сейчас я бываю там редко, к сожалению. Мои все умерли, но там могилы. Остались школьные друзья. К сожалению, Тбилиси сегодня – достаточно грустное зрелище. Приезжаю и вижу, что почти все бедствуют. Мне очень неловко за свое положение перед ними. Знаете, кавказский обычай: если человек пришел, надо его принять, а я знаю, что им не на что меня принять, а принести что-то с собой, с базара прийти за стол – так это я их оскорбляю. Возникает неловкость. Два-три дня я выдерживаю, а потом – тоска.

Я хожу по тем улицам, вижу окна и не вижу тех людей, которые там жили. Окна для меня пустые.

© photo: Sputnik / Chkhetiani

Вид на Старый город Тбилиси

О политике

Когда-то мечтал создать памятник Окуджава в Тбилиси. Были договоренности, а потом это все рухнуло. Это уже политика, то, что уже не дает нормально жить. Связи разрываются, и это потеря не только для республики, потеря для всех, потому что существовала общая зона культуры. Разные национальные культуры дополняли друг друга, они давали глубину.

Я сейчас летел из Испании. Там паспорта подают, я смотрю, голубые, украинские. Ну что за безобразие. Раньше я никогда не смотрел, чей паспорт. Мне противно, что я на это обращаю внимание. Это падение человеческих чувств и отношений.

Мне не стыдно, что я люблю Грузию, я родился там. Я люблю Армению, восхищаюсь армянским раннехристианским зодчеством, ничего выше я не знаю. Я работал в Средней Азии, делал там фонтаны, восхищался их древнейшей культурой. Нельзя уважать только свою культуру.

Все сейчас смотрят телевизор. Общество мало сказать политизировано, оно убито этим. Искусство – вне политики. Когда надо было делать монументы политического содержания, я начал делать фонтаны. В монументально-декоративную область ушел, в формальную абстрактную скульптуру. Там задачи очень высокого уровня. Фундаментальные поиски формы, сочетания с пространством, с архитектурой.

sputnik-georgia.ru

о "Стене скорби", Сталине и Тбилиси

Бронзовая стена с прорезями, в форме человеческих фигур, состоит из множества безликих, взлетающих вверх фигур. Любой зритель сможет стать частью этого мемориала и осознать, что трагические последствия авторитаризма касаются каждого, а гребень может снова сорваться с места. В настоящее время монумент отлит, но не установлен — впереди еще много работы.

О фигурах

Образ сложился за пять минут — у меня очень быстрая концентрация, выброс идей происходит всегда мгновенно.Идея кажется мне довольно ясной. Монумент называется "Стена скорби", но, скорее, это "коса смерти", или "гребень" — там, где сломанные зубья, люди остались в живых. Это стена, составленная из многочисленных рельефных фигур: тридцать метров в длину, шесть метров в высоту.

Фигуры абстрактные, и представляют они состояния ужаса и скорби. Скульптура работает самой формой, и содержание совпадает с состоянием этой формы. Для глаза нашего зрителя она кажется необычной, непривычной, именно потому, что это не рассказ, а состояние. Все должны это испытать. Конечно, у каждого появится своя трактовка, но в целом ощущения будут схожи.

О надписях

Из бронзы отлиты две плоскости-скрижали. На них только одно слово: "помни". Монументальное искусство требует лаконизма, способности выразить идею и попасть в точку.

В данном случае мне помог журналист и фотохудожник Юрий Рост. Изначально у меня была более длинная фраза, и я попросил его помощи — казалось, что можно сократить. Через две минуты он перезвонил и говорит: "Помни". Одно слово выражает все. Слово написано на двадцати двух языках: пятнадцать языков бывших республик СССР, шесть официальных языков ООН и немецкий язык.

Кроме того, моей рукой будет вырублена надпись на граните: "Жертвам политических репрессий". Все остальное люди должны понять сами.

О конкурсе

Двусторонний рельеф был признан лучшим из 336 проектов, которые претендовали на победу в конкурсе на создание монумента жертвам политических репрессий.

Я — художник, который в основном занимается монументально-архитектурной пластикой. Для меня важны городские пространства, и я понимаю, как с этим обращаться, мне это интересно.

Каждый раз, когда объявляется конкурс, и возникает интерес к теме, я взвешиваю возможности на победу. Обычно я знакомлюсь с составом жюри. В данном случае жюри вселяло надежду, что решение будет объективным. Такое крайне редко бывает, практически никогда. Членами жюри оказались 24 человека, не ангажированных, не купленных. Шанс выиграть был один к 336.

О теме

Тема политических репрессий близка нам всем, я с детства много об этом знаю. После первого курса института я попал в экспедицию на Урал в поисках пермских деревянных скульптур. Мы не ожидали увидеть брошенные поселения, брошенные лагеря. Мы испытали этот ужас на себе и поняли, насколько это трагично. Увиденное там не давало мне спокойно жить, и сейчас не дает. Мы все жертвы этого страха: под этим жили, до сих пор боимся.

  • Скульптор Георгий Франгулян

    © Sputnik / Илья Питалев

  • Скульптор Георгий Франгулян в студии

    © Sputnik / Илья Питалев

  • Скульптор Георгий Франгулян возле элементов конструкции монумента "Стена скорби"

    © Sputnik / Илья Питалев

  • Скульптор Георгий Франгулян

    © Sputnik / Илья Питалев

1 / 4

© Sputnik / Илья Питалев

Скульптор Георгий Франгулян

Я знаю, сколько потомков тех, кто пострадал, ожидали появления этого памятника. Это памятник надежды — надежды на то, что такое больше не повторится. Молодые люди думают, что это их не касается. Касается. Одно понимание и знание о том, что тогда происходило, — уже большая травма. Это рана, которая никогда не заживет. Я считал это своим долгом.

О Сталине

Злодей не может быть кумиром, а кумир не должен быть злодеем. Вообще не время создавать кумиров, надо самому соответствовать своим убеждениям и взглядам. Надо создавать свое, полезное для других.

По последнему опросу ВЦИОМ, более 40% россиян считают сталинские репрессии вынужденной мерой. Я надеюсь, что эта картина не отражает реального положения вещей. Человек образованный, понимающий, знающий не может давать такую оценку. Значит, люди просто не вникают.

Об ответственности

Безусловно, пока "Стена скорби" — моя самая ответственная работа, но я не знаю, что ждет меня впереди. Как мне кажется, такой монумент необходим нашему государству.

В искусстве важно быть связующим звеном между прошлым и будущем. Если ты не являешься этой точкой, то получается разрыв цепи. Этого разрыва нельзя допустить. Не надо заниматься искусством, если неглубоко. Особенно скульптурой, особенно монументальной — это самый сложный вид искусства.

О деньгах

"Стена скорби" будет установлена за счет государственных средств, а также народных пожертвований. На данный момент выделены только деньги московского правительства. Народные средства собираются, но я даже не вникаю и пока не знаю, как они будут использованы.

Как правило, на народные средства ничего не получается создать, и это не только в России. Деньги собирают, но всегда либо государство, либо меценаты добавляют.

Но в США, например, Мемориал памяти жертв 11 сентября 2001 года был создан за 600 миллионов долларов, из них 60 миллионов предоставило государство, а все остальное — 540 миллионов — удалось собрать. Было собрано очень много, но тут и стоимость, и качество монумента, не только художественная, но и исполнительная часть на высоком уровне.

О настоящем искусстве

Произведение искусства имеет свою цену. На самом деле, стоимость настоящего произведения состоит из стоимости миллионов бездарных работ. Их стоимость собирается в подлинном произведении. Искусство — это искусство, оно определяет время.

Об авторстве

Я — один автор, а архитектор у меня мой сын, потому что никому не могу доверить работу, а он очень тонко вникает, не по-родственному, а профессионально. Он всегда на подхвате.

Больше никого. Это важно понимать, потому что в России почему-то считают, сколько рабочих работало. Какая разница? Автор один.

О Тбилиси

Тбилиси — моя родина, и я очень люблю этот город. Для меня это лучший город на земле, но он изменился в худшую сторону, потому что, прежде всего, большой отток интеллигенции произошел.

Чем славился Тбилиси? Это был интеллигентный многонациональный город. Невероятно высокий уровень образования, было множество учебных заведений. Грузин мог получать образование на русском языке, а русский или армянин — на грузинском. Все было смешано. Здесь единственный мощный сгусток культуры еще дореволюционной России на Кавказе.

Туда вкладывались деньги, там было самое большое количество театров и библиотек. Мне в этом плане повезло.

Там экстерьер соединялся с интерьером. Существовало единое пространство. Воздух пах баклажанами, помидорами, поросятами, горячим грузинским хлебом — все это запах Тбилиси в каждом дворе. Этот запах лучше, чем Chanel No. 5.

Кроме его внешней красоты, город духовно был красив. Там жили удивительные люди, типажи, там была своя стилистика, там говорили на фантастическом русском языке, который основывался на классической русской литературе: содержание, построение фраз, образное богатство языка невероятно глубокое.

И конечно, общее единое пространство культуры. В Грузии очень большое количество было талантливых людей. Именно в силу той специфики, образного состояния этого города.

Рожденные в Тбилиси понимают, что такое образ, что такое чувство юмора. Тост за столом, например, — всегда произведение, а так как все выросли за столом, умение сформулировать свою мысль, создать некий образ — не проблема. Это с младенчества впитывается. С годами я все больше понимаю, что то, что было заложено в детстве, определило всю мою жизнь. До сих пор я образ того Тбилиси в себе несу.

Одна из составляющих моего образного мышления — музыка. Моя бабушка была музыкантом — классическую музыку слушал с самого детства. Я сто пятьдесят раз смотрел классические произведения. Нас все время водили, а мы в яму оркестровую заглядывали. Это все был единый мир: я во двор заглядывал, так и в оркестровую яму.

Кроме того, Тбилиси — город между гор. Это все — ощущение пространства. Если скульптор не видит пространства, он не скульптор.

О тоске

Сейчас я бываю там редко, к сожалению. Мои все умерли, но там могилы. Остались школьные друзья. К сожалению, Тбилиси сегодня — достаточно грустное зрелище. Приезжаю и вижу, что почти все бедствуют. Мне очень неловко за свое положение перед ними. Знаете, кавказский обычай: если человек пришел, надо его принять, а я знаю, что им не на что меня принять, а принести что-то с собой, с базара прийти за стол — так это я их оскорбляю. Возникает неловкость. Два-три дня я выдерживаю, а потом — тоска.

Я хожу по тем улицам, вижу окна и не вижу тех людей, которые там жили. Окна для меня пустые.

О политике

Когда-то мечтал создать памятник Окуджаве в Тбилиси. Были договоренности, а потом это все рухнуло. Это уже политика, то, что уже не дает нормально жить. Связи разрываются, и это потеря не только для республики, потеря для всех, потому что существовала общая зона культуры. Разные национальные культуры дополняли друг друга, они давали глубину.

Я сейчас летел из Испании. Там паспорта подают, я смотрю, голубые, украинские. Ну что за безобразие. Раньше я никогда не смотрел, чей паспорт. Мне противно, что я на это обращаю внимание. Это падение человеческих чувств и отношений.

Мне не стыдно, что я люблю Грузию, я родился там. Я люблю Армению, восхищаюсь армянским раннехристианским зодчеством, ничего выше я не знаю. Я работал в Средней Азии, делал там фонтаны, восхищался их древнейшей культурой. Нельзя уважать только свою культуру.

Все сейчас смотрят телевизор. Общество мало сказать политизировано, оно убито этим. Искусство — вне политики. Когда надо было делать монументы политического содержания, я начал делать фонтаны. В монументально-декоративную область ушел, в формальную абстрактную скульптуру. Там задачи очень высокого уровня. Фундаментальные поиски формы, сочетания с пространством, с архитектурой.

ru.armeniasputnik.am

«Стена скорби». Как создают первый в России монумент жертвам массовых репрессий. Фото

30 октября 2017 года в Москве, на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца, будет открыт монумент жертвам массовых репрессий «Стена скорби». Автор проекта, скульптор Георгий Франгулян, задумал отлить из бронзы полукруглый двусторонний горельеф длиной 30 и высотой 6 метров с несколькими арками. Основа композиции — устремленные ввысь фигуры, символ хрупкости человеческой жизни на фоне беспощадной системы.

О том, как создают памятник на народные средства в подмосковных Химках — в фоторепортаже нашего корреспондента.

«Стена скорби» начинается с разогрева бронзы в огромном котле при температуре в 1200 градусов. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»Братья Сергей и Олег Антонян во время извлечения котла с расплавленной бронзой из печи. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»После извлечения с разогретой бронзы Сергей Ждан снимает «пригар». Затем литейщики разливают бронзу по формам. Всего их на стену будет отлито более трехсот. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»Формы создаются на один раз. Затем их разбивают на части и выкидывают. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»Когда бронза внутри застыла, форму поднимают на цепях и открывают. Бронзовая пластина еще горячая, поэтому ее аккуратно при помощи креплений извлекают из формы и дают остыть. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»Затем пластины отправляются в соседний цех на сборку и обработку. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»Анатолий — один из сварщиков, которые соединяют пластины в единое скульптурное полотно. Уже более 250 бронзовых пластин соединились в стене. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»Слово «Помни» на Стене скорби встречается на 22 языках. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»Скульптор «Стены скорби» Георгий Франгулян. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»Макет «Стены скорби» в музее истории ГУЛАГа. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

novayagazeta.ru

Москва скульптурная. Москва Франгуляна - Мы родом ... — LiveJournal

Ещё путешествия по Москве и ещё известные скульпторыГеоргий Франгулян в Москве
Фотоэкскурсии по Москве и вокруг

Имя этого скульптора известно меньше, чем его работы. Если же собрать хотя бы три вместе, то можно задуматься над «почерком мастера». Что-то странное, непривычное есть в этих фигурах, стоящих на улицах Москвы. Впрочем, мягко говоря, необычны были и люди, которых увековечивал [Георгий] Франгулян. Давайте посмотрим.


Ещё с Франгуляном: «Стена скорби»

Бродский — поэт в двух измерениях


Самое удивительное в памятнике Бродскому, открытому весной 2011 года (между прочим, создал он на личные деньги скульптора, который не один год добивался, чтобы его установили) - то, что он напрочь лишен толщины. То есть, если снимаешь его "в фас", то Бродский фактически исчезает...
2.
Взгляд поэта устремлен к ему одному ведомым далям.
3.
Наполовину бесформенные фигуры других людей - как отражение того, что поэту не было до них дела??
4.
Кстати, много было написано о том, что памятник стоит напротив американского посольства. Это не совсем так: скорее напротив торгового центра (Новинский пассаж). Но на американское посольство (бело-желтый дом) действительно неплохо проецируется.

Хачатурян - танец для скрипки и фортепьяно


5.
Этот памятник привлекает внимание прежде всего своей позой: сидя? стоя? а может быть, в танце, в движении? Во всяком случае название первого музыкального произведения композитора (см. заголовок) здесь кажется уместным, тем более, что и скрипка, и фортепьяно - здесь же.
6.
А лицо - тревожное и обрюзгшее. А какое еще лицо, как вы думаете, может быть у четырежды лауреата Сталинской премии, секретаря Союза композиторов - и при этом великого музыканта и достойного человека?
7.
Памятник (дар Армении Москве) поставлен в 2006 году во дворе в Брюсовом переулке, где находится тот самый Союз композиторов, где жил сам Хачатурян и многие музыкантыю Поэтому и "соседи" у него соответствующие - Ростропович и Муслим Магомаев.

Окуджава - "дворянин Арбатского двора"


8.
Окуджава стоит на Арбате с 2002 года. Две арки, два дерева, стол со скамеечкой... остались ли такие Арбатские дворы где-то, кроме как в виде памятника? Сутулая фигура московского интеллигента, рубашка без галстука, газета торчит из кармана непарадного пиджака. Лицо... что в этом лице?
9.
Величия нет точно. Доброта? Печаль замотанного жизнью человека? Житейские тревоги?
...

Есть и еще один памятник Окуджаве работы Франгуляна - в Теплом Стане в школе Ямбурга, куда Окуджава приезжал в школу в 1982 году, пел, читал стихи, общался со старшеклассниками (Ямбург Е.А. является автором культорологического проекта «Арбат на Юго-Западе». В рамках проекта в 2007 году в Центре образования №109 был открыт памятник поэту, музыканту Б.Ш. Окуджаве).

...

И еще один памятник - не вполне на тему, потому что не Москва. Но если бы я его не увидела сравнительно недавно, вряд ли стала писать этот пост. Балтийск, Калининградская область, императрица Елизавета Петровна.


14.


15.


Бродский - Новинский бульвар, около дома 22. Хачатурян - двор дома 9 по Тверской улице. Окуджава - угол Арбата и Плотникова переулка.


16.

yarodom.livejournal.com

В Москве сооружают Стену скорби: скульптор Франгулян рассказал о памятнике

Автор надеется увидеть свой памятник через сто лет

Сразу найти нужное место оказалось делом непростым. Все вокруг огорожено строительными заборами, рабочие укладывают плитку. Точно такая же горячая точка напротив. Котлован, высокий кран, грохот строительной техники… Случайные прохожие пытаются проникнуть туда и посмотреть на происходящее. Строители ругаются, говорят, что можно получить увечье: огромная, почти 40-тонная махина парит над землей. Но и мы находим дыру в заборе — и тут же натыкаемся на человека, похожего на Франгуляна. Лицо закрыто от солнца козырьком. Минута сомнений: он ли это? Разговаривать сложно: шумно, на нас наезжает экскаватор с огромным ковшом… Главное — вовремя увернуться.

— Вас сразу не узнаешь!

— Да я и сам себя еще не видел в таком виде. Встретил бы где-нибудь — прошел мимо…

— Сколько лет ушло на создание Стены? Долго рождался замысел?

— Какой замысел? Придумал, и все. А работа длилась полтора года. Как объявили конкурс на создание памятника, все и родилось за пять минут. У меня все быстро происходит. Я так живу. Любая идея рождается за пять минут. Дольше не было. Я умею сильно концентрироваться.

фото: Наталия Губернаторова

— Вы видели работы других? Что это за идеи?

— Конечно, видел. Каждый из авторов от чего-то своего отталкивался, у каждого — своя мотивация… Я не готов ответить на ваш вопрос, поскольку всего было подано на рассмотрение 336 проектов. Жюри было большое и заседало многократно. Сначала отобрали 50 работ, потом, по-моему, 20, после чего уже остановились на моей.

— В чем ее суть?

— Это Стена скорби. Суть — жертвы политических репрессий. А как я ее выразил пластически — это уже мое видение.

— И все-таки что это — наитие, озарение?..

— Ну, что такое художник? Родился замысел, я его воплотил. Меня волновало именно такое решение, и я его осуществил. Это будет стена высотой в 6 метров. Ее длина составит 30 метров. Это многофигурная, многочастная композиция из бронзы, гранитные объемы, которые сложатся в единый ансамбль. Таким образом, будет вылеплена вся площадь. Надеюсь, все сложится в тот самый образ, на который я рассчитываю. Это не только сама скульптура, но и все вокруг.

— На какую человеческую реакцию вы рассчитываете?

— Я вообще не рассчитываю. Людей много, каждый имеет право на свое восприятие. Надеюсь, что все будет верно понято, и память об этом кошмаре не исчезнет. Для этого и делаю памятник.

— Его судьба, наверное, будет непростой. Найдутся митингующие…

— Возможно. Но кто знает? Может быть, он будет принят, а люди со временем многое поймут. Допускаю, что кто-то станет противиться. Тут уж ничего не могу гарантировать. Да и не касается это меня. Мое дело — сделать. Мы все приходим в этот мир ненадолго, а памятники имеют более протяженную жизнь. Может быть, он простоит 50 или 100 лет. Что бы ни случилось, это уже самостоятельная жизнь памятника. Я бы хотел лет через 100 увидеть, как это будет выглядеть. Вдруг удастся, если меня будут беречь окружающие…

Смотрите фоторепортаж по теме: В Москве начали устанавливать памятник жертвам политических репрессий

www.mk.ru

Франгулян, Георгий Вартанович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Франгулян.

Гео́ргий Варта́нович Франгуля́н (арм. Գեորգի Վարդանի Ֆրանգուլյան; род. 29 мая 1945, Тбилиси, СССР) — советский и российский скульптор, профессор.

Академик РАХ (2009; член-корреспондент 2001). Народный художник Российской Федерации (2011). Член Союза художников СССР с 1973 года.

Родился 29 мая 1945 года в Тбилиси в старинном районе Сололаки. Место рождения, по словам скульптора, во многом определило его творческий метод и отношение к жизни:

«Я родился и вырос в Грузии, в Тбилиси, среди гор. И мое ощущение пространства было воспитано именно там. Когда видишь, что облака плывут ниже тебя, что орлы летают внизу, и ты следишь за их скольжением на фоне гор, за движением воздушных потоков, поднимающегося тумана, тогда и рождаются ощущения, определяющие твою жизнь»[1].

Имеет армянское происхождение.

Бабушка Франгуляна была пианисткой, в доме приветствовалось всё, связанное с искусством. Атмосфера музыки и творчества создавала определённую ауру, формируя особое отношение к жизни и будущий творческий метод скульптора.

В 1956 году семья Франгуляна переехала в Москву. Здесь будущий скульптор поступил в знаменитую физико-математическую «Вторую школу», известную тем, что помимо мощного математического образования давала ученикам широчайший пласт гуманитарных знаний. В то время там преподавали такие мастера отечественной педагогики, как Феликс Раскольников[2] и Израиль Сивашинский[3]. Учитель литературы Раскольников, рискуя статусом и положением, открывал ученикам запрещённых авторов, в том числе одного из любимых писателей Франгуляна — Исаака Бабеля. Спустя годы, работая над памятником писателю, установленном в Одессе в 2011 году, скульптор признавался, что колорит и сущность бабелевского языка во многом его сформировали:

«Здесь нет пустых мест, есть невероятная плотность образов и необычный русский язык ….пожалуй, Исаак Бабель — скорее скульптор от литературы»[1]

В школе также работал шекспировед и специалист по античности Владимир Рогов[4]. Инициатива Рогова поставить в школьном театре трагедию Софокла «Филоктет» сыграла решающую роль в определении будущей профессии. В подарок режиссёру Франгулян вылепил статуэтку Филоктета. Случайно увидев статуэтку, друг семьи, скульптор Михаил Смирнов[5] дал ей высокую оценку, открыв Франгуляну двери в мир искусства.

В 1964 году поступил на отделение скульптуры Высшего художественно-промышленного училища имени Строганова. В Строгановке Георгий Франгулян воспитывался на пересечении двух школ — Георгия Мотовилова и Александра Матвеева, чьи ученики преподавали пластическое искусство (этюд, лепка фигуры). Однако поступить с первого раза в училище будущему скульптору не удалось. В отличие от ребят, окончивших средние специальные заведения, Франгулян поздно начал заниматься и не был достаточно подготовлен, поэтому пришлось ещё год активно работать, обучаясь ремеслу рисовальщика. Как впоследствии отмечал скульптор, это сыграло существенную роль в осмыслении профессии. Каждый художник должен быть идеальным рисовальщиком, потому что ремесло формирует личный почерк, определяющий художника как индивидуальность. И только впитав в себя все этапы развития мирового искусства, можно стать его частью[6].

Ещё учась в Строгановке, Франгулян стал постоянным участником отечественных и международных художественных выставок. На протяжении творческого пути скульптор принял участие более чем 100 выставках[7].

В 1983 году создал первое в СССР авторское литейное производство[8]. В то время в СССР существовала монополия на цветные металлы, отлить скульптуру из бронзы было возможно только на государственных предприятиях, а возможность попасть туда без специального госзаказа была исключена. Однако в 1982 году, после посещения симпозиума по литью в Венгрии, Франгулян попал под обаяние процесса и во дворе своей мастерской построил собственный литейный цех. Желание творить было сильнее обстоятельств, художник рискнул и первым в СССР стал самостоятельно отливать бронзовые скульптуры, подчиняясь только своим убеждениям и желаниям.

Георгий Франгулян работает в жанре станковой и монументальной скульптуры с различными материалами, в том числе бронзой, мрамором, деревом, керамикой, если нужно, использует воск, стекло, зеркала и даже воду. Особое место в творчестве Франгуляна занимает графика.

Одной из граней графического творчества художника является созданная им оригинальная техника восковых рисунков[1], отдаленно напоминающая технику энкаустики. В ней работали древние египтяне, создавая знаменитые фаюмские портреты. В своей авторской технике художник использует графит, тушь, акварель и расплавленный воск. Такое сочетание как бы оживляет бумагу, дает возможность создавать на плоскости пластически-подвижные образы.

В 1990-е годы Георгий Франгулян создал новый жанр, который условно можно назвать «скульптурным дизайном» — оригинальные по своему образному воплощению функциональные вещи (серия «Часы», 1993 г., бронза, позолота, серебрение, полудрагоценные камни)[9].

Широкой публике Франгулян известен своими монументальными работами в разных городах России и бывшего СССР, а также в Венгрии, Болгарии, Италии, Бельгии.

Мастерская[править | править код]

Предмет отдельного интереса представляет собой мастерская художника[10], расположенная в старинном бревенчатом особняке недалеко от Арбата. Когда-то в соседнем доме работал Илья Репин, а Валентин Серов брал здесь уроки рисования. Помимо пространства мастерской, во дворе расположен литейный цех и галерея скульптурных и живописных произведений. Уникальное, живое пространство, созданное художником, несёт атмосферу прекрасного мгновения жизни, искру эмоции, абсолютной победы над повседневностью.

Во всех произведениях Франгуляна сочетается проникновенный лиризм и трезвый расчёт, тонкая интуиция и высокая профессиональная культура, открытое жизнелюбие и склонность к профессиональному анализу. Фраза скульптора — эпиграф к каталогу выставки, проходившей в Академии художеств — определяет творческое кредо художника: «Можно разрушить храм, но каждая его часть будет нести в себе дух созидания»[11].

Монументальное творчество[править | править код]

Основные монументальные работы
  • 1977 — «Венок славы», мемориальный комплекс «Бульвар Героев», Новокузнецк (бронза)
  • 1986 — фонтан «Кан и Енисей», Зеленогорск (бронза)
  • 1990 — «Распятие» для собора Святого Франциска, Равенна, Италия (бронза, освящено Ватиканом)
  • 1994 — аллегорические фигуры на здании Российской академии наук, Москва (бронза)
  • 1998 — памятник Петру I (Антверпен), Бельгия (бронза)
  • 1999 — памятник Александру Пушкину, Брюссель, Бельгия (бронза)
  • 2002 — памятник Булату Окуджаве, Москва, Арбат (бронза)
  • 2004 — памятник Елизавете Петровне, Балтийск (бронза)
  • 2006 — памятник Араму Хачатуряну, Москва, Брюсов переулок (бронза)
  • 2007 — «Ладья Данте», Венеция (бронза)[источник не указан 2250 дней]
  • 2008 — надгробие Бориса Ельцина на Новодевичьем кладбище, Москва (белый мрамор, голубая византийская мозаика, красный порфир)
  • 2011 — памятник Борису Ельцину, Екатеринбург (мрамор)
  • 2011 — памятник Иосифу Бродскому, Москва (бронза)
  • 2011 — памятник Исааку Бабелю, Одесса, (бронза)
  • 2013 — памятник Егору Гайдару, Москва
  • 2014 — скульптурная композиция «Белый город», Москва (нержавеющая сталь)
  • 2015 — памятник Дмитрию Шостаковичу, Москва (бронза)
  • 2015 — памятник Альберту Эйнштейну, Иерусалим (бронза)
  • 2017 — монумент «Стена скорби», Москва (бронза)
  • 2018 — памятник Анатолию Тарасову, Москва
  • 2018 — памятник Михаилу Афанасьевичу Булгакову, Москва, Большая Пироговская улица
  • 2019 — памятник Евгению Примакову, Москва

Станковое творчество[править | править код]

Одна из главенствующих тем в станковом творчестве художника — тема обнажённой натуры. Это одиночные или парные композиции преимущественно в бронзе, реже в камне, дереве и керамике, детализированные или наоборот, неизменно экспрессивные по выраженному в них движению.

Основные станковые работы

Работы скульптора находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в Государственном Русском музее, в музеях Сочи, Томска, Тбилиси, Тамбова, Бердянска, Калининграда, а также за рубежом — в Австрии, Венгрии, Болгарии, Италии и др. В частных собраниях России, Италии, Германии, США, Франции, Швеции, Испании, Венгрии, Чехии, Болгарии, Австралии, Англии, Японии.

В фойе Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина установлен памятник А. С. Пушкину работы скульптора (1983).

  • 1967 — Первое участие в художественной выставке в Москве
  • 1984 — участие в Молодёжном соборе в Париже (Франция)
  • 1986 — «Московские скульпторы» в Национальной галерее Болгарии
  • 1990 — «В саду Миллеса», Стокгольм (Швеция)
  • 1990 — «50 anos de arte sovietico», Барселона (Испания)
  • 1991 — выставка под эгидой Юнеско в Спаццио-центре, (Флоренция, Италия)
  • 1992 — «Сказка о хлебе и слезах», Любляна (Югославия)
  • 1993 — Персональная выставка «Скульптура Франгуляна» Российская академия художеств, Москва
  • 1993 — Персональная выставка «Rome» Палаццо Альбертони, Рим (Италия)
  • 1994 — «Жизнь. Любовь. Смерть», Бордигера (Италия)
  • 1994 — Персональная выставка в г. Кольмар (Франция).
  • 1994 — «Белая скульптура и рисунок». Персональная выставка Галерея «Московская палитра», Москва
  • 1998 — Персональная выставка в галерее Катрин Альтин, Антверпен (Бельгия)
  • 1999 — Персональная выставка на Гран плац, Брюссель (Бельгия)
  • 2001 — «Иисус Христос» Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
  • 2002 — Персональная выставка в редакции журнала «Наше наследие», Москва
  • 2002 — Выставка, посвященная А. С. Пушкину, Государственный музей А. С. Пушкина, Москва
  • 2006 — Персональная выставка «Георгий Франгулян. Пространство скульптуры» ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва
  • 2019 — Персональная выставка "Георгий Франгулян. Твердая линия", Музей современного искусства Эрарта, Санкт-Петербург[13]
  • 1979 — Серебряная медаль им. Грекова за Мемориальный комплекс в Новокузнецке
  • 1982 — «Гран-при» Международного конкурса малой пластики (Ньиредьхаза, Венгрия)
  • 1986 — Орден «Знак Почёта»
  • 1987 — «Гран-При» Международного конкурса скульптуры (Познань, Польша)
  • 1988 — Приз жюри Международного конкурса скульптуры Центра «Дантеско» (Равенна, Италия)
  • 1990 — Золотая, серебряная и бронзовая медали центра «Дантеско» (Равенна, Италия)
  • 1996 — Серебряная медаль Российской академии художеств
  • 1998 — Золотая медаль Российской академии художеств
  • 1999 — Диплом Российской академии художеств
  • 1999 — Золотая пушкинская медаль Союза художников Российской федерации
  • 1999 — Медаль муниципалитета Антверпена, Бельгия
  • 2004 — Заслуженный художник Российской Федерации
  • 2011 — Высший орден Российской Академии художеств Золотой крест
  • 2011 — Народный художник Российской Федерации
  • 2015 — Медаль Российской Академии художеств «За заслуги перед Академией»
  • 2015 — Золотая медаль Союза художников России «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России»
  • 2015 — Орден «Серебряный крест» Общероссийской общественной организации «Союз армян России»
  • 2015 — Медаль Мовсеса Хоренаци за выдающиеся творческие достижения в областях армянской культуры, искусства, литературы, образования, гуманитарных наук[14]
  • 2017 — Юбилейная медаль в память 100-летия геноцида армян
  • 2019 — Орден Дружбы (29 апреля 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[15]

ru.wikipedia.org

Время возводить стену. Монумент жертвам политрепрессий — уже на углу Сахарова и Садового

Макет «Стены скорби» скульптора Г.В. Франгуляна в музее истории ГУЛАГа. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

В центре Москвы продолжают устанавливать «Стену скорби» — памятник жертвам массовых репрессий. Двусторонний горельеф длиной 30 и высотой 6 метров с несколькими арками монтируют по ночам — чтобы не мешать автомобилистам. Монумент планируют собрать целиком до конца августа.

Основа композиции «Стены скорби» — устремленные ввысь фигуры, символ хрупкости человеческой жизни на фоне беспощадной системы. На стене на 22 языках написано слово «Помни».

По словам скульптора Георгия Франгуляна, монумент призван напомнить о прошлых репрессиях и предотвратить будущие. «Стену скорби» откроют 30 октября.

Как создается памятник — в фотографиях нашего корреспондента Виктории Одиссоновой.

В цеху литейщики разливают бронзу по формам. Всего на стену отлито более трехсот форм. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»Бронзовая пластина еще горячая, поэтому ее аккуратно при помощи креплений извлекают и дают остыть. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»Скульптор Г.В. Франгулян в цеху во время создания монумента. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»«Стену» перевозят ночью. Первая часть с инициалами скульптора и архитектора перевезена на место установки 5 августа. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»11 августа. Установка монумента на пересечении проспекта Академика Сахарова и Садового кольца. Фото: Виктория Одиссонова / «Новая газета»

novayagazeta.ru

Осенью в Москве появится монумент "Стена Скорби" / Новости культуры / Tvkultura.ru

Осенью в Москве появится монумент «Стена Скорби» - он посвящен памяти жертв политических репрессий. В конкурсе на создание комплекса участвовало более 300 работ. Победил проект народного художника России Георгия Франгуляна. Большая часть масштабного монумента, а его размеры 6 метров в высоту и 30 - в длину, уже готова. Эти фрагменты сейчас находятся в литейном цехе мастера. Репортаж Маргариты Масленниковой. 

В котле - бронза, расплавленная до температуры тысяча градусов. Ею заполняют формы, а потом из них извлекают уже готовые фигуры будущего монумента. Из 500 деталей осталось отлить одну треть. Когда все будет готово, композицию по частям перевезут на место - пересечение проспекта академика Сахарова и Садового кольца. «Стена Скорби» - это множество взмывающих ввысь силуэтов людей.

Монумент состоит из нескольких частей. Помимо основного горельефа – стены скорби, будут и скрижали, которые уже тоже готовы. Они расположатся по бокам основной скульптуры. На этих скрижалях слово «помни» будет написано на более чем 20 языках. 

Георгию Франгуляну хотелось создать настоящий символ трагедии. Сам образ родился на бумаге всего за пять минут. На то, чтобы сделать памятник, ушло больше года и… 90 тонн материала.

В итоге у Франгуляна получился не только мощный визуальный, но и эмоциональный образ. Главной задачей для автора было - передать все то, что пережили тысячи репрессированных. 

«Безликие - это гораздо более "ликие", потому что там каждый может увидеть того, кого хочет, своего близкого своего родственника, себя в конце концов. Это та мера условности, которая в искусстве необходима. Здесь самой формой выражена идея, и она будет работать как музыка», - говорит скульптор, народный художник России Георгий Франгулян.

«Стена Скорби» – проект, который стал действительно народным: внести пожертвование может каждый. Но для того, чтобы полностью его реализовать, предстоит собрать еще немалую сумму. Ведь помимо скульптурной композиции, на проспекте академика Сахарова появится еще несколько сооружений.

«Площадь будет с особым мощением, там будет еще каменная часть и информационная», - рассказывает директор Музея истории ГУЛАГа Роман Романов.

Основной же монумент - «Стену Скорби» - планируют установить 30 октября в День памяти жертв политических репрессий.

Новости культуры 

tvkultura.ru

Георгий Франгулян: Биография

Скульптор, народный художник России, действительный член Российской Академии художеств, лауреат международных конкурсов, профессор Международной Академии архитектуры

Родился 29 мая 1945 года в Тбилиси (Грузия) в старинном квартале Сололаки. Место рождения, по словам скульптора, во многом определило его творческий метод и отношение к жизни.

«Я родился и вырос в Грузии, в Тбилиси, среди гор. И мое ощущение пространства было воспитано именно там. Когда видишь, что облака плывут ниже тебя, что орлы летают внизу, и ты следишь за их скольжением на фоне гор, за движением воздушных потоков, поднимающегося тумана, тогда и рождаются ощущения, определяющие твою жизнь».

Бабушка Франгуляна была известной пианисткой, в доме приветствовалось все, связанное с искусством. Атмосфера музыки и творчества создавала определенную ауру, формируя особое отношение к жизни и будущий творческий метод скульптора.

В 1956 г. Семья Франгуляна переехала в Москву. Здесь будущий скульптор поступил в знаменитую физико-математическую «Вторую школу», известную тем, что помимо мощного математического образования, она давала ученикам широчайший пласт гуманитарных знаний. В то время там преподавали такие мастера отечественной педагогики, как Феликс Раскольников и Израиль Севашинский. Учитель литературы Раскольников, рискуя статусом и положением, открывал ученикам запрещенных авторов, в том числе, одного из любимых писателей Франгуляна - Исаака Бабеля.
Спустя годы, работая над памятником писателю, установленном в Одессе в 2011 году, скульптор признавался, что колорит и сущность бабелевского языка во многом его сформировали – «Здесь нет пустых мест, есть невероятная плотность образов и необычный русский язык ….пожалуй, Исаак Бабель - скорее скульптор от литературы».
В школе также работал известный шекспировед и специалист по античности Владимир Рогов. Инициатива Рогова поставить в школьном театре трагедию Софокла «Филоктет» сыграла решающую роль в определении будущей профессии. В подарок режиссеру Франгулян вылепил статуэтку Филоктета. Случайно увидев статуэтку, друг семьи, скульптор Михаил Смирнов, дал ей высокую оценку, открыв Франгуляну двери в мир искусства.

В 1964 году поступил на отделение скульптуры Высшего художественного-промышленного училища имени Строганова. В Строгановке Георгий Франгулян воспитывался на пересечении двух школ – Георгия Мотовилова и Александра Матвеева, чьи ученики преподавали пластическое искусство (этюд, лепка фигуры). Однако поступить с первого раза в училище будущему скульптору не удалось. В отличие от ребят, окончивших средние специальные заведения, Франгулян поздно начал заниматься, и не был достаточно подготовлен, поэтому пришлось еще год активно работать, обучаясь ремеслу рисовальщика. Как впоследствии отмечал скульптор, это сыграло существенную роль в осмыслении профессии. Каждый художник должен быть идеальным рисовальщиком, потому что ремесло формирует личный подчерк, определяющий художника как индивидуальность. И только впитав в себя все этапы развития мирового искусства, можно стать его частью.

Еще учась в Строгановке, Франгулян стал постоянным участником отечественных и международных художественных выставок. На протяжении творческого пути скульптор принял участие более чем 100 выставках.

В 1983 году создал первое в СССР авторское литейное производство. В то время в СССР существовала монополия на цветные металлы, отлить скульптуру из бронзы было возможно только на государственных предприятиях, а возможность попасть туда без специального госзаказа была исключена. Однако в 1982 году, после посещения симпозиума по литью в Венгрии, Франгулян попал под обаяние процесса и во дворе своей мастерской построил собственный литейный цех. Желание творить было сильнее обстоятельств, художник рискнул и первым в СССР стал самостоятельно отливать бронзовые скульптуры, подчиняясь только своим убеждениям и желаниям.

Георгий Франгулян работает в жанре станковой и монументальной скульптуры с различными материалами, в том числе бронзой, мрамором, деревом, керамикой, если нужно использует воск, стекло, зеркала и даже воду. Особое место в творчестве Франгуляна занимает графика. Его графические серии «Художник и модель», «Натюрморты», «Мотивы» и другие давно стали предметом коллекционирования среди собирателей графики в России, Италии, Франции и Австрии. Одной из граней графического творчества художника является созданная им оригинальная техника восковых рисунков, отдаленно напоминающая технику энкаустики. В ней работали древние египтяне, создавая знаменитые фаюмские портреты. В своей авторской технике художник использует графит, тушь, акварель и расплавленный воск. Такое сочетание как бы оживляет бумагу, дает возможность создавать на плоскости пластически-подвижные образы.

В 1990-е Георгий Франгулян создал новый жанр, который условно можно назвать «скульптурным дизайном» - оригинальные по своему образному воплощению, функциональные вещи (серия «Часы», 1993 г., бронза, позолота, серебрение, полудрагоценные камни – собрание НПО «КРОСНА» Москва).
Широкой публике Франгулян известен своими монументальными работами в разных городах России и бывшего СССР, а также в Венгрии, Болгарии, Италии, Бельгии.

ОСНОВНЫЕ МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ:

1977 г. – «Венок славы», мемориальный комплекс «Бульвар Героев», Новокузнецк (бронза)
1986 г. – фонтан «Кан и Енисей», Зеленогорск (бронза)
1990 - «Распятие» для собора Святого Франциска, Равенна, Италия (бронза, освящено Ватиканом)
1992-1993 - Аллегорические фигуры на здании Российской академии наук, Москва (бронза)
1998 - Памятник Петру I, Антверпен, Бельгия(бронза)
1999 - Памятник Александру Пушкину, Брюссель, Бельгия (бронза)
2002 - Памятник Булату Окуджаве, Москва, Арбат (бронза)
2003 г. - Памятник Императрице Елизавете Петровне, Балтийске (бронза)
2007 г - Памятник Араму Хачатуряну , Москва, Брюсов переулок (бронза)
2007 г. - Ладья Данте, Венеция (бронза)
2008 г. - Надгробие на могиле Бориса Ельцина, Новодевичье кладбище, Москва (белый мрамор, голубая византийская мозаика, красный порфир)
2011 г. - Монумент Борису Ельцину, Екатеринбург (мрамор)
2011 г. – памятник Исааку Бабелю, Одесса (бронза)
2011 г. – памятник Иосифу Броскому, Москва (бронза)
2013 г. — памятник Егору Гайдару, Москва (бронза)
2014 г. – скульптурная композиция «Белый город», Москва (нержавеющая сталь)
2015 г. - памятник Дмитрию Шостаковичу, Москва (бронза)
2015 г. - памятник Альберту Эйнштейну, Иерусалим (бронза)
2017 – памятник жертвам политических репрессий «Стена скорби», Москва (бронза)
2018 – памятник Анатолию Тарасову, Москва (бронза)
2018 - памятник Михаилу Булгакову, Москва (бронза)
2019 - памятник Евгению Примакову, Москва

СТАНКОВОЕ ТВОРЧЕСТВО:

Одна из главенствующих тем в станковом творчестве художника - тема обнаженной натуры. Это одиночные или парные композиции преимущественно в бронзе, реже в камне, дереве и керамике, детализированные или наоборот, неизменно экспрессивные по выраженному в них движению.

Основные работы:

1. Серия фигурок «Чертики», керамика, 1965 г. (именно эта серия Франгуляна была впервые экспонирована, с этой вещи фамилию скульптора запомнили).
2. «Античный цикл», 1980 г. (Государственная Третьяковская галерея)
3. Натюрморты с включением конных статуй, 2001 г. (Собрание автора)

АВТОР ЗНАКОВ И ПРЕМИЙ:

1. Знак музыкального фестиваля «Crescendo»
2. Премия «Выбор» правозащитного движения «Сопротивление»
3. Премия имени раввина Иммануэля Якобовица Конференции Европейских Раввинов (CER) – «Тора» из литого серебра
4. Поэтическая премия «Московский счёт» - бронзовая «Арка»
5. Премия журнала «Огонек» - «Лучший вратарь года»
6. Серия подарков для членов правительства и глав государств
7. Медаль Данте, которой награждались победители биеннале мелкой пластики на тему «Божественной комедии» Данте в Равенне
8. Медаль международного конкурса Сергея Михалкова «Сегодня -дети, завтра- народ».

Работы скульптора находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, галерее «Альбертина» в Вене, Музее центра «Дантеско» в Равенне (Италия), в центральной библиотеке г. Кольмар (Франция), в Бодлианской библиотеке в Оксфорде, музеях в Сочи, Тамбове, Бердянске, Калининграде, Софии, а также в частных собраниях в Италии, Германии, США, Франции, Швеции, Испании, Венгрии, Чехии, Болгарии.

ОСНОВНЫЕ ВЫСТАВКИ:

1967 - Первое участие в художественной выставке в Москве
1984 - участие в Молодежном соборе в Париже (Франция)
1986 - «Московские скульпторы» В Национальной галерее Болгарии
1990 - «В саду Милесса», Стокгольм (Швеция)
1990 - «50 anos de arte sovietico”, Барселона (Испания)
1991 - выставка под эгидой Юнеско в Спаццио-центре, (Флоренция, Италия)
1992 - «Сказка о хлебе и слезах», Любляна (Югославия)
1993 - Персональная выставка «Скульптура Франгуляна» Российская академии художеств, Москва
1993 - Персональная выставка «Rome» Палаццо Альбертони , Рим (Италия)
1994 - «Жизнь. Любовь. Смерть», Бордигера (Италия)
1994 - Персональная выставка в г. Кольмар (Франция).
1995 - «Белая скульптура и рисунок». Персональная выставка Галерея «Московская палитра», Москва
1998 - Персональная выставка в галерее Катрин Альтин, Антверпен (Бельгия)
1999 - Персональная выставка на Гран плац, Брюссель (Бельгия)
2001 - «Иисус Христос» Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
2002 - Персональная выставка в редакции журнала «Наше наследие», Москва
2002 - Выставка, посвященная А.С. Пушкину Государственный музей А.С.Пушкина, Moсква
2006г. - Персональная выставка «Георгий Франгулян. Пространство скульптуры» ГМИИ имени А.С.Пушкина, Москва
2019 г. - персональная выставка "Георгий Франгулян. Твердая линия" музей "Эрарта", Санкт-Петербург

НАГРАДЫ:

1979 г. - Серебряная медаль им. Грекова за Мемориальный комплекс в Новокузнецке
1982 г.- «Гран-при» Международного конкурса малой пластики (Ньиредьхаза, Венгрия)
1986 г. - Орден «Знак Почета»
1987 г. – «Гран-При» Международного конкурса скульптуры (Познань, Польша)
1988 г. - Приз жюри Международного конкурса скульптуры Центра «Дантеско» (Равенна, Италия)
1990 г. - Золотая, серебряная и бронзовая медали центра «Дантеско» (Равенна, Италия)
1996 г. - Серебряная медаль Российской академии художеств
1998 г. – Золотая медаль Российской Академии художеств
1999 г. – Диплом Российской Академии художеств
1999 г. – Золотая пушкинская медаль Союза художников Российской федерации
1999 г. - Медаль муниципалитета г. Антверпен, Бельгия
2004 г. - Заслуженный художник России
2011 г. – Высший орден Российской Академии художеств – Золотой крест
2011 г. – Народный художник России
2012 премия Федерации Еврейских общин России «Человек года»
2015 г. – медаль Российской академии художеств «За заслуги перед Академией»
2015 г. – золотая медаль Союза художников России "За выдающийся вклад в изобразительное искусство России"
2015 г. - орден «Серебряный крест» Общероссийской общественной организации «Союз армян России»
2015 г. - Медаль Мовсеса Хоренаци за выдающиеся творческие достижения в областях армянской культуры, искусства, литературы, образования, гуманитарных наук.
2017 г. – Юбилейная медаль в память 100-летия геноцида армян
2019 — Орден Дружбы (29 апреля 2019 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность

Предмет отдельного интереса представляет собой мастерская художника, расположенная в старинном бревенчатом особняке недалеко от Арбата. Когда-то в соседнем доме работал Илья Репин, а Валентин Серов брал здесь уроки рисования. Помимо пространства мастерской, во дворе расположен литейный цех и галерея скульптурных и живописных произведений. Уникальное, живое пространство, созданное художником, несет атмосферу прекрасного мгновения жизни, искру эмоции, абсолютной победы над повседневностью. Здесь и сегодня создаются эскизы, модели, отливается бронза, запечатлевая энергию Мастера и останавливая миг красоты.

Во всех произведениях Франгуляна сочетается проникновенный лиризм и трезвый расчёт, тонкая интуиция и высокая профессиональная культура, открытое жизнелюбие и склонность к профессиональному анализу. Фраза скульптора - эпиграф к каталогу выставки, проходившей в Академии художеств - определяет творческое кредо художника: «Можно разрушить храм, но каждая его часть будет нести в себе идею созидания».

georgy-frangulyan.ru


Смотрите также

Читать далее

Контактная информация

194100 Россия, Санкт-Петербург,ул. Кантемировская, дом 7
тел/факс: (812) 295-18-02  e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Строительная организация ГК «Интелтехстрой» - промышленное строительство, промышленное проектирование, реконструкция.
Карта сайта, XML.