Развивающая стена в детском саду


Методическая разработка по теме: Развивающая стена,как средство организации образовательной деятельности дошкольника, развития его инициативности в условиях реализации ФГОС ДО.

РАЗВИВАЮЩАЯ СТЕНА,

КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, РАЗВИТИЯ ЕГО ИНИЦИАТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

(Выступление на семинаре для педагогов ДОУ)

«Разве не интересно хотя бы

прикоснуться к одной из самых

 сокровенных тайн человечества –

 к тайне превращения новорожденного

младенца в самостоятельного человека?»

Симон Соловейчик

(философ)

        Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации с 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО),в котором определены требования к дошкольному образованию.

         К чему же конкретно определены эти требования?(ответы воспитателей)

1) к условиям реализации общеобразовательной программы и

2)обозначены требования к позиции педагога, его профессиональной компетентности, умению создавать образовательное пространство, которое будет обеспечивать формирование у детей самостоятельности, а ребенок будет полноценным субъектом образовательных отношений.

        По мнению учёных, самостоятельность, как интегративное личностное качество объединяет и знания, и нравственно-волевые качества, и чувства. Как развивается это качество, вы все видите это  по  ежегодным итогам мониторинга.

          В каких качествах проявляется самостоятельность  в старшем дошкольном возрасте ?( ответы воспитателей)

 -сочетании личной мотивированной деятельности, самоорганизованности, инициативности, навыка самоконтроля и самооценки действий и поведения.

Интерес к проблеме развития самостоятельности обусловлен тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать.

         Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В. Д., Кузовковой К. П., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л., Буре Р. С., Островской Л. Ф., Т. Гуськовой, И. С. Кона, Люблинской А. А., Смирновой Е. О

        Самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. В условиях целенаправленной педагогической деятельности, направленной на развитие самостоятельности, дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности в общении, в трудовой, игровой, учебной деятельности.

        К сожалению, для многих взрослых самостоятельный ребёнок тот, который делает всё, что ему скажут, и при этом не требует помощи от взрослого, но это не совсем так. В педагогике считается, что дети должны научиться самостоятельно ставить цели и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, а также предполагать варианты решения проблемных ситуаций и находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

        Для этого необходима модернизации среды, которая является необходимым условием для организации воспитания самостоятельности. А воспитатели  должны быть готовы к переосмыслению и освоению новых способов развития и обогащения самостоятельной детской деятельности. Следовательно, возникает необходимость ориентироваться на рефлексию собственной деятельности в заданной области, повышение компетентности в организации среды, которая бы побуждала ребёнка к самостоятельной деятельности и позволяла свободно использовать её компоненты.

        В детском саду должна  реализоваться  идея ( может быть проведена в форме проекта), основная цель  которого заключается в создании в каждой группе развивающей стены, предназначенной для организации самостоятельной образовательной деятельности ребёнка и позволяющей ему познавать, творить – и все это в игре. Кроме того, такие стены дают возможность педагогам реализовать принцип ФГОС ДО, который заключается в реализации ООП, прежде всего в форме игры.

        На первом этапе реализации проекта необходимо изучить литературу по заданной области, разработать  проекты будущих развивающих стен, продумать систему работы с ней, изготовить игры и пособия.

         Одним из важных этапов - это освоение развивающей стены детьми через обучающие игры и игры-тренинги.

        Итак, что же такое развивающая стена? Развивающая стена носит функцию своеобразного путеводителя среди множества материалов, пособий, развивающих игр. Реализуя ещё один принцип ФГОС ДО «признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений» педагог, организуя работу с развивающей стеной, не должен пытаться руководить ребёнком и направлять в нужное русло, а напротив - уважать его интересы и индивидуальные особенности развития. Он лишь наблюдает, не вмешиваясь в деятельность, даже с целью поощрения. Предлагая выполнить задание, не навязывает ни темпа, ни процедуры решения, он не оценивает шаги к его выполнению.

        Следовательно, деятельность детей, занимающихся решением задачи самостоятельно, не регламентируется извне взрослыми. Педагог не подталкивает детей к правильному решению, он не сообщает ответ в случае затруднения. Однако деятельность детей управляема, но не взрослыми, а самим содержанием того задания или игры, над которыми они работают.

        Для изготовления игр и пособий для развивающей стены можно использовать самый разнообразный материал.

        Например, использовать плёнку для ламинирования и магнитную плёнку. Пригодятся игры на магнитах производственного изготовления, такие как буквы, цифры, мозаика. Приложением к многим играм могут быть образцы, схемы, карты-алгоритмы и т.д. Они особенно важны для младших дошкольников, когда ребёнок ещё не может обойтись без помощи и подсказки.

        Содержание игр и пособий обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями детей по всем образовательным областям.

  ИЗО. Так, для младших дошкольников первоначально понятны и интересны задания, не предъявляющие конкретных требований к результату: «Укрась варежку», «Собери букет в вазу»,«Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку» и т.п. Затем дети выкладывают конкретную фигурку с помощью образца. В старшем возрасте предлагаются более сложные дорисовки. Например: «Дорисуй человека».

ФЭМП.Для детей среднего дошкольного возраста, такие как «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…», «Расставь от низкого до самого высокого» и наоборот. Старшие дошкольники выкладывают более сложные фигуры из геометрических фигур с образцом или без него, выполняют игры – задания

 «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для машины», «Выложи в соответствии с цифрой», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши».

         Можно разработать и  многофункциональные пособия, которые можно использовать для творческой деятельности и для развития речи.

Например, для старших дошкольников- речевые игры, игры с элементами обучения грамоте: «Составь слово», «Какой первый звук в слове», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву» и т.д Логические игры, такие как «Что сначала, а что потом..», «Что лишнее», «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом».

        Все игры и пособия являются неотъемлемой частью развивающей стены, должны храниться в оборудованных для них шкафчиках, на полочках и всегда быть доступны детям. Также развивающая стена  должна быть снабжена всевозможными дополнительными материалами: маркерами, цветной изолентой, фишками, магнитами, которые размещаются  в специальных кармашках.

Так как, практически все подобные  игры на магнитах, соответственно центральным звеном развивающей стены должна быть магнитная доска, которая дополнена различными элементами. Это могут быть леска и прищепки, наборное полотно и ткань с лентой-липучкой, геодоска, втулки и вкладыши. Магнитную доску можно изготовить самостоятельно, обклеив лист металла самоклеющейся плёнкой. Кроме того, на магнитную доску можно навешивать панно с накладными элементами. Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может являться обычная стена с нарисованным сюжетом с небольшими металлическими пластинами, на которые легко крепятся фигурки на магнитах. Металлические пластины можно разместить и на фигурах, например в виде паровоза в младшей группе

Здесь магнитная стена будет  замаскирована в сюжете, основные герои которого – например, пчёлы. Именно они прилетают к детям с различными заданиями.

 Или, например, дети, работая с развивающей стеной, путешествуют с гномами по лесу. Каждый день к детям приходит новый гном с игровыми заданиями. Гном крепится на леску и перемещается ребёнком от дерева к дереву по мере выполнения задания. Под каждым деревом педагогом заранее крепится геометрическая фигура, которая подскажет ребёнку, в каком конверте находится задание. Ребёнок должен найти конверт с такой же геометрической фигурой.

         В старших ребята могут встречаться с «живыми» буквами. Каждая буква детям готовит свои задания. Например, буква «М» всегда приносит задания по математике, буква «Л» отвечает за логические игры и т.д. Система организации работы в каждой возрастной группе  индивидуальна. Каждый педагог сам выбирает, каким образом будет осуществляться работа с развивающей стеной. Как правило, в младших группах, в силу возрастных особенностей задания даются на один день. В старших группах система может быть рассчитана на неделю и даже на месяц.         

        Например: Расчет  системы организации работы с развивающей стеной на неделю в подготовительной группе. Каждый понедельник в гости к детям приходит какой-либо сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает детям разрешить её в течение недели. Например, к детям приходит Буратино и рассказывает детям о том, что лиса Алиса и кот Базилио выкрали ключик, который случайно разломился у них на пять частей. Кот и лиса согласились вернуть ключик по частям при условии, что будут выполнены задания, находящиеся в конвертах. Таким образом. Детям каждый день предлагается конверт, соответствующий дню недели. В понедельник детям предлагаются задания по ФЭМП, во вторник по развитию речи и т.д. Работа с заданиями осуществляется детьми в течение дня поочерёдно в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Как правило, дети работают у стены по пять человек, в то время когда остальные дети заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. Вечером, после того как все дети поработали возле стены, они получают одну часть золотого ключика. В пятницу весь пазл с изображением золотого ключика будет собран и проблемная ситуация разрешиться.         Когда дети выполняют задания, педагог наблюдает за ними и помечает,как дети справились с ним. Как правило, дети справляются со всеми заданиями, так как они составлены уже по пройденным темам. Если же у ребёнка наблюдаются затруднения, то педагог работает с ним индивидуально. Лучше всего, если эта работа будет проведена не сразу и не возле развивающей доски, а чуть-чуть позже. Такой поход оградит ребёнка от возникновения неуверенности в собственных силах, негативного отношения к самостоятельной деятельности и развивающей стене. После индивидуальной работы с ребёнком, чтобы отследить, как ребёнок понял тему, педагог готовит для него подобное задание, кладёт его в конверт, рядом с которым располагает фотографию ребёнка. Дети, увидев свои фотографии возле конвертов, понимают, что они предназначены им.

        Система организации работы с развивающей стеной может быть рассчитана  и на месяц. Так в начале месяца воспитатель готовит задания, раскладывает их в цветные конверты. Например, в красные конверты – по ФЭМП, в жёлтые по развитию речи и т.д. К развивающей стене каждый день педагог крепит полотно с названием дня недели. В этом полотне есть кармашки, в которые и вкладываются конверты с заданиями.

        В основе организации работы с развивающей стеной группы может лежать интерактивное обучение, основанное на равноправии всех участников деятельности, объединённых в микрогруппы из 4-6 человек и имеющих лидеров. Педагог не должен делить детей на микрогруппы по своему усмотрению. Целесообразнее использовать другие способы деления на микрогруппы: «найди команду по геометрической фигуре», «найди команду по цвету», «найди команду по цвету одежды», «команду набирает назначенный лидер по взаимным симпатиям» и т.д. Набранная команда существует весь месяц, а лидера дети выбирают каждый день. В первую неделю одна из команд может выбрать, например жёлтый конверт. Этого же цвета конверт они могут выбрать и во вторник. Однако на второй неделе они не могут взять в понедельник жёлтый конверт, так как они уже выполняли это задание. Педагог же отслеживает, чтобы команда выбирала другие конверты. При правильной организации команда в течение месяца успевает поработать со всеми конвертами. В следующем месяце педагог готовит и раскладывает новые задания, формируются новые команды. Важно, чтобы каждый ребёнок мог поработать в группе со всеми сверстниками и обязательно побывать в роли лидера.

        В условиях систематической организации педагогом детской деятельности с развивающей стеной  должны произойти положительные изменения в жизни детей и педагогов.

Характеристика изменений, которые привносит в жизнь детей и педагогов развивающая стена

Методы обучения

Опосредованные, преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных и познавательных способностей ребенка.

Педагогические средства

- актуализация имеющегося личностного опыта ребенка;

- целенаправленное развитие познавательных способностей ребенка;

- исследовательская деятельность;

  1. - творческая деятельность и т.п.

Способы мотивации

Привлекательность обучения связывается в основном с получением удовлетворения, радости, проживания редких эмоций от решения загадок, раскрытия тайн, осуществления открытий, личностными достижениями, вовлеченностью в эмоционально насыщенные виды деятельности (игра, творчество, поиск), обеспечением самореализации. и т.д.

Дидактические материалы

Готовят дети, педагоги, родители. Рассчитаны на детей с различными познавательными склонностями и возможностями.

Тип взаимодействия

Ребенок в образовательном процессе сначала субъект своей собственной активности и инициативы, затем – собственного развития, в будущем – своей жизни.

Основные функции воспитателя

Проектируются и варьируются с учетом потребностей сложившейся образовательной ситуации.

Обеспечение ребёнка предметами, играми и игрушками, предоставить в его распоряжение всё необходимое для развития.

Литературные источники

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.-32 с.

Буре Р.С. Развитие самостоятельности и организованности в повседневной жизни детского сада. - М.: АПН РСФСР. -1962. - С.18-19.

Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1971. - 475 с.

Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Сборник научных трудов. - РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб. - 1996. -


nsportal.ru

Статья на тему: Методика «говорящих стен» как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста

Автор:

Трифонова Вера Николаевна

 воспитатель первой квалификационный категории

ГБДОУ детский сад № 60

 Колпинского района г. Санкт-Петербурга

адрес: пос. Металлострой, ул. Полевая, 6А

Тел.: +7 (812) 464-13-83

E-mail: [email protected]

Методика «говорящих стен» как система визуализации знаний и как процесс погружения в образовательную среду детей дошкольного возраста

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает все»: и люди, и книги, и понятия. В дошкольных образовательных учреждениях могут воспитывать стены.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «говорящей стены». Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.

Технология «говорящая стена» включает в себя развивающую, интерактивную, сенсорную стены в предметно-развивающей среде группы. Цель и задачи технологии «Говорящая стена»

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

Задачи:

  • Создать атмосферу эмоционального комфорта.
  • Создать условия для творческого самовыражения.
  • Создать условия для проявления познавательной активности детей.
  • Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

Развивающая стена – способ организовать самостоятельную деятельность детей.

Главная составляющая – магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, наборным полотном и тканью с лентой-липучкой, геодоской, втулками и вкладышами и так далее.

Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может стать обычная стена с нарисованным сюжетом и небольшими металлическими пластинами. На них легко крепятся фигурки на магнитах.

В специальных кармашках на развивающей стене размещается разнообразный материал: маркеры, цветная изолента, фишки, магниты и так далее.

Для изготовления игр и пособий можно использовать плёнки для ламинирования и магнитную плёнку. Большинство игр на магнитах производственного изготовления: буквы, цифры, мозаика.

Обязательное приложение к играм − образцы, схемы, карты-алгоритмы. Они особенно нужны старшим дошкольникам, которым трудно обойтись без помощи и подсказки.

Какие игры можно проводить на развивающей стене?

I. Игры для развития изобразительных способностей:

  • в младших группах: «Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку»;
  • в старших группах: «Дорисуй человека»
  • Игры по ФЭМП:
  • в средней группе «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…»,
  • «Расставь от низкого до самого высокого и наоборот»;
  • в старших группах: «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для машины», «Выложи в соответствии с цифрами», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши»

II. Речевые игры и игры с элементами обучения грамоте:

  • в младших группах: «Кто как кричит», «Скажи словечко»
  • в средней группе «Выложи правильно и расскажи», «Кто где?»
  • в старших и подготовительных группах: «Составь слово», «Какой первый звук в слове», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву» и так далее.

III. Логические игры:

  • в средней группе «Что сначала, а что потом…», «Что лишнее»;
  • в старших группах: «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом», «Лабиринт».

Педагог сам выбирает, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной.

В каждой группе она индивидуальна.

В младших группах, в силу возрастных особенностей воспитанников, задания даются на каждый день.

В старших группах они могут быть рассчитаны на неделю или на месяц.

Например, в подготовительной группе работа с развивающей средой рассчитана на неделю. Каждый понедельник к детям приходит какой-нибудь сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает разрешить её в течение недели. Дошкольники выполняют задание в течение дня поочерёдно в ходе самостоятельной деятельности. Как правило, у стены собирается до пяти человек, в то время как другие дети заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. К пятнице задание выполнено, проблемная ситуация разрешилась.

Если ребёнок испытывает затруднения, педагог работает с ним индивидуально. Рекомендуется проводить эту работу не сразу и не около развивающей стены. Такой подход оградит воспитанников от чувства неуверенности в себе, негативного отношения к самостоятельной деятельности и дидактическому материалу. После индивидуальной работы педагог готовит подобное задание, кладёт его в конверт, рядом с которым помещает фотографию ребёнка. Дети, увидев свои фотографии, понимают, что конверты предназначены для них и с удовольствием выполняют задания.

Если работа в подготовительной группе рассчитана на месяц. В начале месяца воспитатель готовит задания и раскладывает их в цветные конверты: в красные – по ФЭМП, жёлтые – по развитию речи и так далее. К развивающей стене педагог каждый день крепит полотно с названием дня недели. В этом полотне есть кармашки, в которые он помещает конверты с заданиями.

В основе работы с развивающей стеной – интерактивное обучение, которое предусматривает:

  • равные права всех участников деятельности;
  • работу в микрогруппах из 4-6 человек;
  • определение лидеров.

Педагог не должен делить детей на микрогруппы по своему усмотрению. Целесообразнее использовать другие способы объединить воспитанников по геометрическим фигурам, цвету, элементам одежды, симпатиям лидера и так далее.

Состав команды не меняется в течение месяца, а лидера дети выбирают каждый день. В первую неделю одна из команд может выбрать, например, жёлтый конверт. Конверт этого же цвета они выбирают и во вторник. Однако уже на второй неделе они не могут взять в понедельник жёлтый конверт, т.к. уже выполняли это задание. При правильной организации члены команды в течение месяца успевают поработать со всеми конвертами.

В следующем месяце педагог готовит и раскладывает новые задания. Формирует новые команды. Важно, чтобы каждый ребёнок мог поработать в группе со всеми сверстниками и побывать в роли лидера. В результате не взрослый управляет деятельностью детей, а содержание задания (или игры) «диктует», что им делать

Таким образом, развивающая стена выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребёнок выбирает самостоятельно.

При систематической организации детской деятельности на развивающей стене педагог увидит положительную динамику развития самостоятельности у воспитанников. Кроме того, изменится тип взаимодействия с детьми, способы их мотивации.    

В основе работы с развивающей стеной лежит интерактивное обучение.

Само слово интерактивность (от английского interaction − «взаимодействие») означает понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Используя в работе интерактивную стену, это дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.    

 Развивающая интерактивная стена − это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения, своеобразный живой экран.

Сенсорная стена -  одно из направлений развивающей стены.

Слово сенсорный происходит от латинского «senstus» – «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Сенсорная стена – это особая предметно-развивающая среда, которая представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир, развивать моторику пальцев, мышление и логику.

Одним из видов сенсорной стены является бизиборд – своеобразный путеводитель среди множества материалов, пособий, игр.

Бизиборд представляет собой деревянную панель из двух досок с закрепленными на ее поверхности предметами: кнопками, молниями, липучками, звонками, дверными молоточками и так далее. Чем больше различных элементов закреплено на доске, тем более интересна она будет ребенку. На ней размещены также деревянные счеты, тканевые кармашки, крутящиеся мебельные колесики, зеркало, велосипедный звонок, калькулятор и другие объекты с кнопками (выключатели), кусочки тканей и разные на ощупь материалы (шерсть, фланель, мебельные ткани, отделочные материалы).

Для детей младшего возраста панель размещена на небольшой высоте таким образом, что дети могут поиграть с заинтересовавшим их предметом. Ребенок работает руками, но развивает мышление. Он звонит в велосипедный звонок, прикрепленный к доске, слышит звук, запоминает, какой объект его издает, анализирует свои действия и решает, что нужно сделать, чтобы снова услышать звон.

Затем он делится своими открытиями с другими воспитанниками. При этом взрослый не принуждает детей к действию: ребенок сам – инициатор деятельности. Если другие дети тоже хотят позвонить, но не могут дождаться своей очереди, они договариваются между собой, зачастую обращаются к взрослому либо переключают внимание на другой объект стены (социально-коммуникативное развитие).

При организации игровой деятельности с сенсорной стеной речевое развитие происходит постоянно: дети делятся впечатлениями, выражают свои эмоции.

Самое ценное − объекты бизиборда побуждают дошкольников задавать вопросы: «Почему крутится колесико?», «Что спрятано в кармашке?», «Почему шарик выкатился из трубы, а кубик – нет?».

Сенсорная стена – доступный и важный объект для развития детей, поддержки их активности и инициативы.

Зачастую в группе не хватает места для рисования. В этом случае, возможно организовать зону творческого самовыражения прямо на стене.

Можно на высоте двух метров закрепить металлическую трубу при помощи специальных держателей. На трубу повесить рулон обоев, его конец пропустить под неплотно закрепленной на стене рамкой.

Выбирая высоту для закрепления рамы, учитывается рост ребенка. Прямо на стене рядом с рамой расположить контейнеры с материалами для рисования: восковые мелки и фломастеры, так как они значительно мягче при нажатии, чем цветные карандаши, оставляют более толстые и яркие линии, не текут (в отличие от красок).

Во время индивидуальной работы рисование на стене позволяет переключить внимание детей на творческую деятельность, дать выход энергии, увлечь пассивного или загрустившего ребенка.

Переход образовательного пространства из горизонтали в вертикаль – наиболее эффективный способ модернизации предметно-пространственной среды ДОО в условиях малых групповых помещений.

Список литературы

1. Кончакова, С.В. Сенсорная комната в детском саду «Ласточка» / С.В. Кончакова // Педагогическая мастерская Первое сентября. – Режим доступа: http://открытыйурок.рф/статьи/606021/, свободный.− Загл. с экрана.

2. Могильникова, С.В. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / С.В. Могильникова // MAAM. RU – Международный образовательный портал. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/vystuplenie-na-temu-interaktivnaja-stena-kak-yelement-predmetno-razvivayuschei-sredy-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdeni.html, свободный. – Загл. с экрана.

3. Стафурова, Е. Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Е. Стафурова // Учительская газета – независимое педагогическое издание. – Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/1104, свободный. – Загл. с экрана.

4. Шакирова, Е. Из горизонтали – в вертикаль / Е. Шакирова // Журнал «Дошкольное воспитание», № 09. − 2017.

5. «Говорящие стены» // Журнал «Дошкольное образование», − 2002.

6. Организуем самостоятельную деятельность детей на развивающей стене // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения, № 9. − 2016.

7. Сенсорная стена «Разноцветные домики» // Официальный сайт МБДОУ детский сад № 232. – Режим доступа: http://жемчужинка73.рф/page.php?id=90, свободный. – Загл. с экрана.

nsportal.ru

Интерактивная стена как элемент предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении

Правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении (в группе) предоставляет каждому ребёнку равные возможности для приобретения тех или иных качеств личности, возможности для всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

С этой целью была разработан авторский проект по внедрению в предметно-развивающую среду дошкольного образовательного учреждения интерактивной стены.

Что же такое интерактивность?

Интерактивность (от английского interaction - «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами.

Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.     Интерактивная стена - это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения. Интерактивная стена представляет собой абстрактную картину, разделенную на несколько зон:

- социально-коммуникативная зона,

- зона художественно-эстетического развития.

 

Основные цели и задачи интерактивной стены

Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада.

Задачи:

- Создать атмосферу эмоционального комфорта.

- Создать условия для творческого самовыражения.

- Создать условия для проявления познавательной активности детей.

- Создать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства, книжных иллюстраций.

 

Демонстрирующийся на интерактивной стене динамический ряд взаимодействует с детьми напрямую. При этом все манипуляции происходят на обычной стене. Интерактивная стена открывает безграничные возможности для создания неповторимых, оригинальных и индивидуальных интерактивных игр и презентаций. И совершенно неважно, будет это занятие по математике, изобразительной деятельности, обучению грамоте и т.д. – каждый элемент может предстать в новом образе. С помощью предложенных воспитателем на интерактивной стене» предметов ребенок может получить необходимую информацию. От педагогического мастерства зависит, как ненавязчиво и незаметно расширить, закрепить полученный детьми опыт.

 

Использование интерактивной стены помогает развивать у детей внимание, память, мелкую моторику, мышление и речь, зрительное и слуховое восприятие, словесно-логическое мышление. Развивающие занятия с использованием стены становятся намного ярче и динамичнее.

Внедрение интерактивной стены позволило разнообразить материальное оснащение группы. Дети стали более инициативными, самостоятельными, общительными как в игровой, так и в познавательной видах деятельности.

Екатерина СТАФУРОВА, воспитатель детского сада №8 «Чебурашка» городского округа города Скопина Рязанской области, лауреат Всероссийского конкурса «Воспитатель года России-2015»

www.ug.ru

«Развивающая стена. Организация самостоятельной деятельности детей»

Структурное отделение начального общего образования с дошкольными группами МКОУ «КСОШ №2»

Доклад на тему:«Развивающая стена. Организация самостоятельной деятельности детей».

Подготовила воспитатель:

Никитина О.Ю.

Апрель 2017г.

«Разве не интересно хотя бы прикоснуться

к одной из самых сокровенных тайн человечества – к тайне

превращения новорожденного младенца

в самостоятельного человека?» Симон Соловейчик (философ)

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации с 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В нём определены требования к условиям реализации общеобразовательной программы и обозначены требования к позиции педагога, его профессиональной компетентности, умению создавать образовательное пространство, которое будет обеспечивать формирование у детей самостоятельности, а ребенок будет полноценным субъектом образовательных отношений. По мнению учёных, самостоятельность как интегративное личностное качество объединяет и знания, и нравственно-волевые качества, и чувства. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность проявляется в сочетании личной мотивированной деятельности, самоорганизованности, инициативности, навыка самоконтроля и самооценки действий и поведения. Интерес к проблеме развития самостоятельности обусловлен тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В. Д., Кузовковой К. П., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л., Буре Р. С., Островской Л. Ф., Т. Гуськовой, И. С. Кона, Люблинской А. А., Смирновой Е. О Самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. В условиях целенаправленной педагогической деятельности, направленной на развитие самостоятельности, дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности в общении, в трудовой, игровой, учебной деятельности. К сожалению, для многих взрослых самостоятельный ребёнок тот, который делает всё, что ему скажут, и при этом не требует помощи от взрослого, но это не совсем так. В педагогике считается, что дети должны научиться самостоятельно ставить цели и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, а также предполагать варианты решения проблемных ситуаций и находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата. Не все воспитатели готовы к переосмыслению и освоению новых 3 способов развития и обогащения самостоятельной детской деятельности, к модернизации среды, которая является необходимым условием для организации этой деятельности. Следовательно, возникает необходимость ориентировать воспитателей на рефлексию собственной деятельности в заданной области, повышение компетентности в организации среды, которая бы побуждала ребёнка к самостоятельной деятельности и позволяла свободно использовать её компоненты. Cоздании в каждой группе развивающей стены, предназначенной для организации самостоятельной образовательной деятельности ребёнка и позволяющей ему познавать, творить – и все это в игре. Кроме того, такие стены дают возможность педагогам реализовать принцип ФГОС ДО, который заключается в реализации ООП, прежде всего в форме игры. На первом этапе реализации проекта педагоги изучили литературу по заданной области, затем через различные формы методической работы (консультации, сайт-экспедиции, бюро находок, работу творческих групп, дизайн мастерские, педагогическую типографию, педагогические практикумы) разработали проекты будущих развивающих стен, продумали систему работы с ней, изготовили игры и пособия. Одним из важных этапов стало освоение развивающей стены детьми через обучающие игры и игры-тренинги. Итак, что же такое развивающая стена? Развивающая стена носит функцию своеобразного путеводителя среди множества материалов, пособий, развивающих игр. Реализуя ещё один принцип ФГОС ДО «признание ребенка полноценным субъектом образовательных отношений» педагог, организуя работу с развивающей стеной, не пытается руководить ребёнком и направлять в нужное русло, а напротив - уважает его интересы и индивидуальные особенности развития. Он является наблюдателем, не вмешиваясь в деятельность, даже с целью поощрения. Предлагая выполнить задание, не навязывает ни темпа, ни процедуры решения, он не оценивает шаги к его выполнению. Следовательно, деятельность детей, занимающихся решением задачи самостоятельно, не регламентируется извне взрослыми. Педагог не подталкивает детей к правильному решению, он не сообщает ответ в случае затруднения. Однако деятельность детей управляема, но не взрослыми, а самим содержанием того задания или игры, над которыми они работают. Для изготовления игр и пособий для развивающей стены педагоги использовали самый разнообразный материал, большая часть которых создана с использованием плёнки для ламинирования и магнитной плёнки. Пригодились игры на магнитах производственного изготовления, такие как буквы, цифры, мозаика. Обязательным приложением к многим играм стали образцы, схемы, карты-алгоритмы и т.д. Они особенно важны для младших 4 дошкольников, когда ребёнок ещё не может обойтись без помощи и подсказки. Педагогами изготовлены игры по всем образовательным областям. Содержание игр и пособий обусловлено возрастными и индивидуальными особенностями детей. Так, для младших дошкольников первоначально понятны и интересны задания, не предъявляющие конкретных требований к результату: «Укрась варежку», «Собери букет в вазу». Затем дети выкладывают конкретную фигурку с помощью образца. Старшие дошкольники выкладывают более сложные фигуры из геометрических фигур с образцом или без него. Для развития изобразительных способностей, в младших группах используются игры такие как «Дорисуй лучики солнышку», «Нарисуй дорожку» и т.п. В старшем возрасте предлагаются более сложные дорисовки. Например: «Дорисуй человека». Педагогами изготовлено множество игр по ФЭМП. Для детей среднего дошкольного возраста, таких как «Подбери по размеру», «Выложи столько же, сколько…», «Расставь от низкого до самого высокого» и наоборот. Для старших дошкольников: «Найди соседа», «Посчитай и подбери гараж для машины», «Выложи в соответствии с цифрой», «Больше или меньше», «Посчитай и запиши». Разработаны многофункциональные пособия, которые можно использовать для творческой деятельности и для развития речи. Для старших дошкольников созданы речевые игры, игры с элементами обучения грамоте: «Составь слово», «Какой первый звук в слове», «Найди пропущенный слог», «Сложи букву» и т.д Большое внимание уделено логическим играм, таким как «Что сначала, а что потом..», «Что лишнее», «Соотнеси геометрическую фигуру с предметом». Все игры и пособия являются неотъемлемой частью развивающей стены, хранятся в оборудованных для них шкафчиках, на полочках и всегда доступны детям. Так как, практически все игры на магнитах, соответственно центральным звеном развивающей стены является магнитная доска, которая дополнена различными элементами. Это могут быть леска и прищепки, наборное полотно и ткань с лентой-липучкой, геодоска, втулки и вкладыши. Развивающая стена снабжена всевозможными материалами: маркерами, цветной изолентой, фишками, магнитами, которые размещены в специальных кармашках. Кроме того, на магнитную доску можно навешивать панно с накладными элементами. Вместо магнитной доски элементом развивающей стены может являться обычная стена с нарисованным сюжетом с небольшими металлическими пластинами, на которые легко крепятся фигурки на магнитах. Дизайн стены в каждой группе индивидуален. Как правило, дизайн стены соответствует названию группы. Так, например, в группе «Полянка» все уголки выполнены из одного материала - связаны из ниток. Заходя в группу, 5 действительно ощущаешь себя как на поляне. Ягодка – это уголок дежурства, грибочки – уголок настроения, мышка украшает выставку детского творчества, а цветы – элементы развивающей стены.. Под каждым деревом педагогом заранее крепится геометрическая фигура, которая подскажет ребёнку в каком конверте находится задание. Ребёнок должен найти конверт с такой же геометрической фигурой. В Группе «АБВГДейка» ребята встречаются с «живыми» буквами. Каждая буква детям готовит свои задания. Например буква «М» всегда приносит задания по математике, буква «Л» отвечает за логические игры и т.д. Система организации работы с развивающей стеной в каждой группе индивидуальна. Каждый педагог сам выбирает каким образом будет осуществляться работа с развивающей стеной. Как правило, в младших группах, в силу возрастных особенностей задания даются на один день. В старших группах система может быть рассчитана на неделю и даже на месяц. Так в подготовительной группе «Морячки» система организации работы с развивающей стеной рассчитана на неделю. Каждый понедельник в гости к детям приходит какой-либо сказочный герой с проблемной ситуацией и предлагает детям разрешить её в течение недели. Например, к детям приходит Буратино и рассказывает детям о том, что лиса Алиса и кот Базилио выкрали ключик, который случайно разломился у них на пять частей. Кот и лиса согласились вернуть ключик по частям при условии, что будут выполнены задания, находящиеся в конвертах. Таким образом. Детям каждый день предлагается конверт, соответствующий дню недели. В понедельник детям предлагаются задания по ФЭМп, во вторник по развитию речи и т.д. Работа с заданиями осуществляется детьми в течение дня поочерёдно в свободное от непосредственно образовательной деятельности время. Как правило, дети работают у стены по пять человек, в то время когда остальные дети заняты свободной игровой, продуктивной деятельностью. Вечером, после того как все дети поработали возле стены, они получают одну часть золотого ключика. В пятницу весь пазл с изображением золотого ключика будет собран и проблемная ситуация разрешиться. Когда дети выполняют задания, педагог наблюдает за ними и помечает в тетради наблюдений как дети справились с ним. Как правило, дети справляются со всеми заданиями, так как они составлены уже по пройденным темам. Если же у ребёнка наблюдаются затруднения, то педагог работает с ним индивидуально. Лучше всего, если эта работа будет проведена не сразу и не возле развивающей доски, а чуть-чуть позже. Такой поход оградит ребёнка от возникновения неуверенности в собственных силах, негативного отношения к самостоятельной деятельности и развивающей стене. После индивидуальной работы с ребёнком, чтобы 6 отследить как ребёнок понял тему, педагог готовит для него подобное задание, кладёт его в конверт, рядом с которым располагает фотографию ребёнка. Дети, увидев свои фотографии возле конвертов, понимают, что они предназначены им. Система организации работы с развивающей стеной в группе «Солнышко» рассчитано на месяц. Так в начале месяца воспитатель готовит задания, раскладывает их в цветные конверты. Например, в красные конверты – по ФЭМП, в жёлтые по развитию речи и т.д. К развивающей стене каждый день педагог крепит полотно с названием дня недели. В этом полотне есть кармашки, в которые и вкладываются конверты с заданиями. В основе организации работы с развивающей стеной группы «Солнышко» лежит интерактивное обучение, основанное на равноправии всех участников деятельности, объединённых в микрогруппы из 4-6 человек и имеющих лидеров. Педагог не должен делить детей на микрогруппы по своему усмотрению. Целесообразнее использовать другие способы деления на микрогруппы: «найди команду по геометрической фигуре», «найди команду по цвету», «найди команду по цвету одежды», «команду набирает назначенный лидер по взаимным симпатиям» и т.д. Набранная команда существует весь месяц, а лидера дети выбирают каждый день. В первую неделю одна из команд может выбрать, например жёлтый конверт. Этого же цвета конверт они могут выбрать и во вторник. Однако на второй неделе они не могут взять в понедельник жёлтый конверт, так как они уже выполняли это задание. Педагог же отслеживает, чтобы команда выбирала другие конверты. При правильной организации команда в течение месяца успевает поработать со всеми конвертами. В следующем месяце педагог готовит и раскладывает новые задания, формируются новые команды. Важно, чтобы каждый ребёнок мог поработать в группе со всеми сверстниками и обязательно побывать в роли лидера. В условиях систематической организации педагогом детской деятельности с развивающей стеной, произойдут положительные изменения в жизни детей и педагогов Характеристика изменений, которые привносит в жизнь детей и педагогов развивающая стена Методы обучения Опосредованные, преимущественно продуктивные, построены с учетом индивидуальных и познавательных способностей ребенка. Педагоги ческие средства - актуализация имеющегося личностного опыта ребенка; - целенаправленное развитие познавательных способностей ребенка; - исследовательская деятельность; - творческая деятельность и т.п.7

Литературные источники:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.-32 с.

2. Буре Р.С.Развитие самостоятельности и организованности в повседневной жизни детского сада. - М.: АПН РСФСР. -1962. - С.18-19.

Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М., «Просвещение», 1971. - 475 с.

3. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. Сборник научных трудов. - РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб. - 1996. -С.21.

infourok.ru

Учебно-методический материал на тему: Интерактивная стена

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленка»

Августовская конференция

Тема: «Как сделать в группе интерактивную стену:

советы воспитателям»

                                                            Подготовили: воспитатели

МБДОУ «Детский сад «Аленка»

                                                              Акишина Е.В.

                                                                                               Гринько Н.А.

                                                            Нвумова Т.Н.

                                                                Строганова Н.П.

п. Тюльган, 24.08.2018г.

Тема: Как сделать в группе интерактивную стену: советы воспитателям. (слайд 1)

 Цель: обобщить педагогический опыт  в сфере дошкольного образования. (слайд 2) 

Задачи:

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике интерактивных педагогических технологий.

- Передача опыта путем прямого и комментированного показа интерактивных педагогических методов и приемов в воспитательно - образовательном процессе ДОУ.

- Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.

Ожидаемый результат: повышение коммуникативных компетенций педагогов, внедрение в практику работы самих педагогов интерактивных форм работы.

Оснащение: мультимедийное оборудование, раздаточный материал на каждую малую группу

План проведения:

  1. Вхождение в тему. Актуальность выбранной темы.
  2. Знакомство с понятием
  3. Особенности работы с интерактивной стеной
  4. Практическая поэтапная демонстрация
  5. Подведение итогов. Рефлексия.

I.Основная часть

Созданию предметно–развивающей среды в современном ДОУ сегодня  уделяется большое внимание. Педагоги стремятся использовать инновационные подходы и принципы построения предметно–игрового пространства, т.к. группа детского сада для детей является их вторым домом, ведь здесь они проводят большую часть дня.

Сегодня система дошкольного образования проживает период серьезного обновления: новые формы финансирования, новая система оплаты труда, новые ФГОС. Изменились программы, формы организации образовательной деятельности, существенно изменилась социокультурная среда, в которой растут современные дети. (Слайд 3)

         Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в предметно–развивающую среду. Вопрос организации предметно–развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно–пространственная среда. Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением – создание интерактивной образовательной среды.

Что же такое интерактивность? (слайд 4)

Интерактивность (от английского interaction - «взаимодействие») - понятие, которое раскрывает  характер и степень взаимодействия между объектами.

Интерактивная стена дает возможность взрослому и ребенку совместно участвовать в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться.     Интерактивная стена - это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду дошкольного развивающего учреждения.

Приглашаем посетить «Волшебный детский сад», где используют современные технологии. (ВИДЕО).

Так как, наш детский сад «Аленка» не имеет, таких современных технологий наши воспитатели используют в игре и в обучении интерактивные стены, сделанные своими руками. (слайд 5)

Все воспитатели готовят группы к новому учебному году. Обратите внимание на пустующие стены, ведь их тоже можно оформить и использовать в работе с детьми. Например, сделать одну из стен интерактивной.  

Цель интерактивной стены: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с конкретными особенностями и требованиями образовательной программы детского сада

Интерактивная стена решает важные задачи:

- создает условия для игровой, познавательной, творческой активности детей;

- позволяет изменять предметно-пространственную среду с учетом образовательной ситуации;

- развивает внимание, память, мелкую моторику, речь, зрительное и слуховое восприятие, воображение, творческое мышление дошкольников;

- обеспечивает эмоциональный комфорт в группе.

  Интерактивная   стена      носит функцию  своеобразного  путеводителя  среди  множества  материалов,  пособий, развивающих игр.      Реализуя  ещё один принцип   ФГОС ДО    «признание ребенка  полноценным      субъектом  образовательных  отношений»  педагог,  организуя работу с интерактивной   стеной, не   пытается руководить ребёнком и  направлять  в  нужное  русло,  а    напротив  -    уважает  его  интересы  и индивидуальные  особенности  развития.  Он    является  наблюдателем,  не вмешиваясь  в  деятельность,  даже  с  целью  поощрения.  Предлагая  выполнить задание,    не  навязывает    ни  темпа,  ни  процедуры решения,  он  не  оценивает шаги к его выполнению. Следовательно, деятельность   детей, занимающихся решением  задачи  самостоятельно,  не  регламентируется  извне  взрослыми.

   Система  организации работы с интерактивной стеной   в каждой группе  индивидуальна.      Каждый  педагог  сам  выбирает,  каким  образом  будет осуществляться  работа  с  интерактивной  стеной.  Как  правило,  в  младших группах,  в  силу  возрастных  особенностей    задания    даются  на  один  день.  В старших группах система может быть рассчитана на неделю и даже на месяц.  

Все игры и пособия  являются неотъемлемой частью интерактивной стены.  Содержание    игр  и    пособий  обусловлено  возрастными  и  индивидуальными  особенностями  детей.  

(слайд 6) Например, в нашем детском саду для младшего возраста  (3-4 лет) была придумана вот такая интерактивная стена, с помощью которой можно играть в следующие дидактические игры: «Посчитай бабочек»,  «Раздай игрушки детям», «Дорисуй лучики солнышку», «Найди предмет», «Наш день», «Найди такую же фигуру», «На что похоже солнышко»  и многие другие.  

(Слайд 7) Для детей средней возраста (4-5 лет)  была  разработана интерактивная экологическая стена с наглядной сменой времен года,  которая может служить и как календарь природы. Работа со стеной позволяет уточнить у дошкольников временные и естественно -научные представления развить мыслительные операции, зрительное и слуховое внимание и восприятие, связную речь, навыки звукового и слогового анализа слов. С помощью интерактивной стены  дети играют в следующие игры: «Подбери и расскажи», «Когда это бывает», «Угадай по описанию», «Какое это время года», «Так бывает или нет», «У кого кто», «Лето или осень» и многие другие.

(слайд8) В старшей дошкольной группе (5-6 лет) дети с помощью интерактивной стены отправляются на «рыбалку с котом Леопольдом». Каждый день кот Леопольд знакомит их с новыми игровыми заданиями (цифрами, фигурами и т.д.). С такой интерактивной стеной дети этого возраста могут играть в следующие игры «Подбери по размеру», «Расставь от низкого до самого высокого» ,«Что шире, что уже», «Посчитай рыбок», «Каких фигур больше» и т.д.

( слайд 9,10) В подготовительной группе дошкольники путешествую на паровозике, который знакомит их с новым материалом и с помощью которого можно играть в следующие дидактические игры: «Выложи в соответствии с цифрой», «Больше  или  меньше»,  «Посчитай  и  запиши».  

Разработаны многофункциональные пособия, которые можно использовать   для творческой деятельности  и  для    развития  речи.  Для  старших  дошкольников  созданы речевые игры, игры  с элементами обучения грамоте: «Угадай фрукт по описанию», «Какой первый  звук  в  слове»,  «Опиши профессию»   и  т.д.  

Таким образом, интерактивная стена позволяет разнообразить оснащение группы, сделать ее привлекательной для детей. Динамический ряд, который демонстрируется на интерактивной стене, воздействует на сознание и воображение воспитанников. С помощью стены педагог и дети могут создавать оригинальные интерактивные игры и презентации. Ее можно использовать на занятиях по ФЭМП, обучению грамоте, развитию речи, изобразительной деятельности, – каждый элемент представлять в новом образе. Интерактивная стена помогает педагогу ненавязчиво закрепить и расширить полученный детьми опыт, сделать образовательную деятельность яркой и динамичной, при этом проявить педагогическое мастерство.

II. Практическая часть

Предлагаем приступить к практической части.  (Проводится игра «Дерево», деление  слушателей на 3 команды).

1. команда: художественно-эстетическое направление;

2. познавательное направление;

3. социально – коммуникативное направление.

В начале учебного года проявим свое творчество и оформим пустующую стену, используя предложенный вам материал (картинки, бумага, ножницы, клей, карточки, скотч и т.д.) и обыграем её.

III. Рефлексия

-Если  сегодня вы узнали что-то новое и полезное, то украсьте свою «Интерактивную стену» цветами яркого цвета.

-А если нет, возьмите цветок темного цвета.  

nsportal.ru

Детский садик с обучающими стенами Ольги Крохичевой

Художница из Санкт-Петербурга Ольга Крохичева решила отдать ребенка в детский сад, а закончилось все реализацией проекта «Обучающие стены». Детский сад, куда Ольга принесла заявление, имел во всех помещениях абсолютно белые стены. У Ольги, как у мамы и как у художника, сразу возник вопрс :"Насколько комфортно чувствуют себя в подобной безликой обстановке малыши?" Она предложила заведующей разрисовать стены, при чем абсолютно бесплатно. Было согласовано два условия - детский сад обеспечивает Ольгу краской и если, ее работа не понравится, то она приведет все в первозданный вид.

Идея Ольги заключалась в том, чтобы создать «обучающие» стены. Чтобы малыши разглядывая рисунки на них могли познавать окружающий мир, как по энциклопедии.

«Основная идея проекта – трансформация среды обитания детей в обучающую среду при помощи художественных средств выражения. Дети видят форму, слышат слово, складывают одно с другим и получают образы. Эти образы во многом определяют их сознание и память. И чем гармоничнее окружающая среда, тем лучше образы, в которых запечатывается информация о мире, тем богаче воображение ребенка и стремительнее развитие. Теперь ежедневное путешествие ребёнка по детскому саду – это ненавязчивое запоминание более 100 познавательных слов.

Предлагаемая система – гибкая идея, которую можно видоизменять, дополнять, реализовывать разными способами и, надеюсь, вдохновит родителей на то, чтобы улучшать среду ребенка там, где нас временно нет рядом» - говорит автор.

На работу ушло примерно 50 дней, если не считать перерывов по болезни ребенка. В результате получилось такая необычная обучающая обстановка.

Музыкальный зал:

На первой лестнице фруктовый сад. В корзинах - муляжи фруктов.

Виноградники:

На второй лестнице деревья, наиболее часто встречающиеся в нашем климате:

Дальше самый большой кусок работы. 20 метров коридор.
По одной стороне коридора подводный мир.

Лифт, на котором в кухню поднимают продукты.

По 5 метров с двух сторон коридора Млечного пути и созвездий.

Планеты солнечной системы и солнце частично продублированы УФ–красками.
Зодиакальные созвездия нарисованы невидимой УФ–краской, поэтому при естественном освещении не видны, точнее выглядят так, как будто прозрачным лаком нарисованы.

Вторые пять метров солнечной системы.

www.livemaster.ru

Презентация мастер-класса - Дошкольное образование

Просмотр содержимого документа
«Презентация мастер-класса»

Развивающая стена как средство организации самостоятельной деятельности старшего дошкольника

Подготовил: Воспитатель Еловская Наталья Васильевна

МБДОУ Детский сад № 96

ЦЕЛЬ

Способствовать повышению профессионального мастерства педагогов и интереса к поиску новых способов развития самостоятельной деятельности детей с помощью развивающей стены.

Задачи

  • Дать практические знания и умения по изготовлению развивающей стены;
  • Инициировать поиск приемов работы с разным подручным материалом;
  • Привлечь внимание педагогов к творчеству, раскрытию своего потенциала;

Актуальность

Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство, способное обеспечить развитие самостоятельной деятельности, детей , сделать его полноценным субъектом образовательных отношений

Что такое

развивающая стена?

  • Развивающая стена - это пространство для самостоятельных игр детей, способ ориентированный на личностный подход к каждому ребенку.

Как оформить

развивающую стену?

Необходимая часть развивающей стены – материалы, игры, пособия. Главное составляющее развивающей стены – свободное пространство на стене, магнитная доска с различными элементами: лесками, прищепками, иллюстрациями, дидактическими играми, магнитами, фишками и т.д.

Как работать с

развивающей стеной?

Педагог сам выбирает, каким образом он будет осуществлять работу с развивающей стеной. В каждой группе она индивидуальна. В старшей группе она может быть рассчитана на неделю или месяц. В основе работы с развивающей стеной – интерактивное обучение, которое предусматривает :

  • Равные права для всех участников деятельности
  • Работу в микрогруппах из 4-6 человек

Развивающая стена «Путешествие Незнайки»

Развивающая стена «Веселые пальчики»

Развивающая стена «Любознай-ка»

Спасибо за внимание

multiurok.ru

Пособие для игр и занятий "Дидактическая стена"

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Дидактическая игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другие.

Играя, дети учатся применять свои знания, умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Дидактическая игра имеет большое образовательное значение, она тесно связано обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами.

Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.

Также игра - одна из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

Прежде всего, игра - своеобразное отражение жизни. Великий русский педагог К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал большое воспитательное значение игры, готовящий ребенка к творческому труду, деятельности, жизни. Он отмечал, что в игре ребенок ищет не только удовольствия, но и серьезных занятий; игра - это мир практической деятельности ребенка, которая удовлетворяет не только физически, но и духовные его потребности.

В дидактических играх дети не механически запоминают, а должны осмысливать, как и какие лучше применить полученные ранее знания, самостоятельно ищут пути решения дидактической задачи. У них развивается умение рассуждать, доказывать, доводить начатое до конца, что очень важно для подготовки к школе. В своей группе я разработала пособие, которое называется «Дидактическая стена».

Как изготовить «Дидактическую стену»

1. Из деревянных планок сколотить квадрат размером 2*2 метра.

2. По периметру квадрата закрепить колечки диаметром 1,5 см.

3. Через колечки продеть цветную тесьму вертикальными и горизонтальными полосками.

4. Горизонтально натягиваем леску с теннисными шариками: на первой полоске 10 шариков одного цвета, на второй полоске по 5 шариков каждого цвета (всего тоже 10).

5. На верхней планке сквозь колечки продеваем цветные тесёмки с закреплёнными на них мягкими игрушками.

6. Изготавливаем геометрические фигуры из цветного картона разного размера.

7. Подеваем тесьму сквозь контейнеров от киндер-сюрприза.

8. Собираем прищепки разного цвета.

9. Цифры и буквы.

10. Подготовить демонстрационный материал.

 

Фото 1. Дидактическая стена

Применение пособия «Дидактическая стена» в практике

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение между детьми и воспитателем, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Дидактическая стена ценна тем, что здесь можно разместить сюжетные и предметные картинки на занятии или просто красивую картинку которая понравилась детям. К стене в группе у дошкольников свободный доступ, они могут сами переместить зайку или мышонка «на этаж ниже» или выше. Дети здесь размещают схемы своего настроения, фотографии своих мам и пап на праздники. На интегрированных занятиях рисуем схемы стихов, потом дошкольники сами на прищепки зацепляют их, так на много легче запомнить стихотворение.

Практика показывает, что дидактические игры применяется на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Использование дидактических игр оправдано только тогда, когда они тесно связаны с темой урока, органически сочетаются с учебным материалом, соответствующим дидактическим целям игры.

При объяснении нового материала необходимо использовать такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в ней должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или действий.

При изучении раздела "Нумерация чисел первого десятка" используются прежде всего такие игры, с помощью которых дети осознают приемы образования каждого последующего и предыдущего числа. В этом случае можно производить счёт и отсчёт теннисных шариков или геометрических фигур, закрепленных на дидактической стене прищепками.

На этом этапе можно применять различные игры, на основе которых дети наглядно убеждаются, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее число получается путем вычитания единицы из последующего числа. Такие игры можно использовать на этапе объяснения нового материала.

В ходе игры "Составим поезд" можно предложить сосчитать число вагонов слева – направо и справа - налево и подводит их выводу: считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропускать ни одного предмета и не сосчитать его дважды. Вытягивая мягкие игрушки по очереди, можно определить какая игрушка выше или ниже, слева или справа от объекта.

Игра «Научи медвежонка»

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости.

Содержание игры:

1-й вариант: В центре стены крепится большая мягкая игрушка Медвежонок. Мелкие мягкие игрушки располагаются вокруг него. Воспитатель предлагает ребёнку рассказать Медвежонку, кто находится слева от него, справа от него и т.д.

2-й вариант: Вокруг Медвежонка располагаются геометрические фигуры разного цвета и размера. (Постепенно можно усложнять цели игр)

Игра «Вкусная цепочка»

Цель: Учить детей подбирать модели съедобного.

Материал: круги – фишки разного цвета.

Содержание игры: Воспитатель берёт фишку, например белую, и говорит словосочетание «сахар сладкий», зацепляет фишку прищепкой, следующий участник должен выбрать ассоциацию со словом «сладкий», и взять соответствующую фишку - «сладкий чай», далее – «чай с лимоном» - и т.д.

dohcolonoc.ru

Интерактивная стена - «Дошколёнок.ру»

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. Она должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим и игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.

Существует много вариантов интерактивных игр, но способ их проведения достаточно универсален и основывается на следующем алгоритме:

1. Подбор педагогом заданий и упражнений для группы детей (возможно, проведение подготовительной работы).

2. Дошкольников знакомят с проблемой, которую предстоит решить, с целью, которую надо достичь. Проблема и цель задания должны быть четко и доступно сформулированы воспитателем, чтобы у детей не возникло ощущение непонятности и ненужности того, чем они собираются заниматься. Детей информируют о правилах игры, дают им четкие инструкции.

3. В процессе игры дети взаимодействуют друг с другом для достижения поставленной цели. Если какие-то этапы вызывают затруднение, педагог корректирует действия дошкольников.

4. По окончании игры (после небольшой паузы, призванной снять напряжение) анализируются результаты, подводятся итоги. Анализ состоит из концентрации внимания на эмоциональном аспекте – на чувствах, которые испытали дошкольники, и обсуждения содержательного аспекта (что понравилось, что вызвало затруднение, как развивалась ситуация, какие действия предпринимали участники, каков результат).

В результате проведения игры, у ее участников формируются конкретные знания, соответствующие умения и навыки по творческому использованию знаний. Дидактические игры включают в себя обучающие предметные и учебные игры. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. Она активизирует психические процессы, вызывает у них живой интерес к процессу познания.

Собираясь сделать обучающую игру-презентацию, изначально надо:

  • определить обучающие задачи, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, требованиями программы;
  • Продумать игровую мотивацию: что будем делать, для кого или для чего?
  • определить способ выполнения задания: как это делать?
  • уточнить, как ребенок должен действовать в игре, чтобы решалась обучающая задача. Самому ребенку совсем необязательно знать дидактические намерения. Его интересует совершенно иное: (Сюжет игры, мотив, игровая задача и способ выполнения игровой задачи).

Поэтапное создание интерактивной дидактической игры «Четвёртый лишний»

Цель: Развитие у дошкольников процесса образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.

Обучающая задача - в этой игре у детей развивается процесс образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения.

Игровая мотивация – найти, что лишнее.

Способ выполнения задания - если ребенок называет объект правильно, вывешивается нужная картинка.

Работа с интерактивной стеной включает в себя: дидактические игры и упражнения; коммуникативные игры; проблемные ситуации; овладение символами, моделями, мнемотехникой; творческие задания; совместную деятельность детей и многое другое. Использование ИД в совместной и самостоятельной деятельности ребёнка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации его обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

В целом интерактивная доска в детском саду позволяет развивать у детей способность ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими навыками работы с информацией, развивать разносторонние умения, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребёнка к школе.

dohcolonoc.ru


Смотрите также

Читать далее

Контактная информация

194100 Россия, Санкт-Петербург,ул. Кантемировская, дом 7
тел/факс: (812) 295-18-02  e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Строительная организация ГК «Интелтехстрой» - промышленное строительство, промышленное проектирование, реконструкция.
Карта сайта, XML.