|
Левкас стен что этоЛевкас стен – отделка самого высокого качества с использованием особых материалов - СамСтройМногие при ремонте квартиры сталкиваются с таким понятием, как левкас. Что это такое, знает не каждый человек. Из-за этого и могут возникать трудности при отделке стен своими руками. Левкас стен – отделка самого высокого качества с использованием особых материалов. Чаще всего для этого берется меловый или гипсовый раствор. Данный метод отделки подходит для подготовки стен под покраску. Технология нанесения левкаса . 1.Заштукатуривание стен с использованием данного приема можно сделать и самостоятельно. Вся работа проходит в несколько этапов: Подготовительный этап подразумевает очищение поверхности стен от старого покрытия. Очистка должна быть глубокой, поэтому даже слой штукатурки необходимо убирать. 2.Тщательно осмотреть поверхность стен. Все имеющиеся трещины и дыры (но только глубокие) нужно заделать шпатлевкой. На данном этапе нужно использовать состав на цементной основе. Также можно взять и алебастр (сухую смесь на основе гипса), особенно если в дальнейшем планируется левкас. Что это такое, было описано в начале статьи. 3.Места, где наблюдались особо крупные трещины, помимо цементной штукатурки необходимо проклеить стекло сетчаткой. Также с этой целью может использоваться серпянка. 4.Только после того, как все возможные крупные дефекты были устранены, можно проводить грунтовку. Данный этап упускать ни в коем случае нельзя. Дело в том, что грунтовка выполняет очень важную функцию. Благодаря ей можно достичь максимального скрепления отделочных материалов с поверхностью стены, а это минимизирует вероятность того, что шпаклевка отпадет. 5.После грунтовки накладывает выравнивающий слой шпаклевки. Его толщина должна быть всего лишь 2 мм. Этой толщины должно быть достаточно, чтобы в результате получить идеально ровную поверхность. Если достичь этого не удалось, то можно нанести еще один слой, однако каждый следующий пласт шпатлевки может наноситься только в том случае, если предыдущий окончательно высох. 6.Слой грунтовки. 7.Только теперь можно наносить левкас стен своими руками, используя при этом состав из мела или извести. Тщательно нужно следить за однородностью нанесения материала. После того как левкас (что это такое, было описано выше) полностью высох, можно приступать к покраске или оклейке обоев. Получение узорных росписей Левкас (что это такое, описано в статье) применяется и в том случае, если стены будут отделываться специальными узорными росписями. В данном случае технология немного другая: 1.Всю площадь нужно разделить на квадраты со стороной 30 или 40 см. 2.На каждый квадрат наложить шаблон выбранного узора, который обвести. 3.По нанесенным линиям нанести гипсовый раствор, при этом нужно тщательно следить, чтобы структура узора имела одинаковую структуру в каждом квадрате. 4.Оставить на двое суток для высыхания. 5.Убрать все неровности (избежать их, к сожалению, никак не удастся) с использованием специальной шкурки. Теперь стену с узором можно красить. В случае с левкасом лучше отдавать предпочтение акриловой краске на водной основе. – Состав левкаса Есть два варианта левкаса: с использованием мела или извести. В качестве они друг другу не уступают, однако есть некоторые отличия в подготовке раствора. Можно приготовить левкас своими руками. Смесь на основе мела: 5 л воды; 3 кг просеянного мела; 30 г клея. Воду необходимо нагреть до температуры около 40-50 градусов. После этого в емкость засыпать просеянный мел, довести до полного его растворения, и только теперь можно в смесь вводить клей. Необходимо тщательно следить, чтобы состав был однородным, без комочков. Известковый левкас Для известкового левкаса необходимо подготовить: 2-3 кг гашеной соды; 0,5 кг красителя; 50-80 г поваренной соли; 150-200 г алюмокалиевых квасцов; воду. Особенность состава – в том, что наносить его нужно только на увлажненную поверхность стен. Шпаклевка для левкаса Существуют специальные готовые смеси на основе гипса, например “Кнауф”, “Вебер Ветонит”, “Климс”, “Ивсил”. Их используют, если планируется получение объемных узоров. Приготовление их не займет много времени, поскольку сухой порошок достаточно развести водой до состояния вязкости. После приготовления любой смеси необходимо обязательно проверить уровень вязкости, поскольку этот параметр может влиять на качество конечного результата. Для этого небольшое количество материала нужно нанести на узкий шпатель, который потом развернуть вертикально. В таком положении смесь должна сползать медленно вниз, что свидетельствует о готовности шпатлевки. Если она получилась слишком жидкой, то нужно добавить немного порошкового компонента, если слишком густой – воды. Следить за уровнем вязкости нужно каждый раз, когда проводится замес. Инструменты для левкаса Перед тем как сделать левкас, нужно подготовить и специальные инструменты: 1.Пневматический распылитель, или краскопульт, для отделки стен мелом или известью. Можно использовать и ручной аналог, однако стоит учитывать площадь обрабатываемой поверхности стен. При использовании пневматического распылителя нужно заранее позаботиться и о средствах защиты, в частности, это касается резиновых перчаток, очков и респиратора. 2.Кисть-макловица. Более дешевый заменитель краскопульта. Главным в использовании этого инструмента является направление нанесения смеси для левкаса. Наносить необходимо несколько слоев, причем два последних должны быть перпендикулярны друг другу, а последний – направлен к окну. Такой способ нанесения позволит избежать появления разводов от кисти. 3.Широкий шпатель для нанесения вязкой гипсовой шпатлевки. При этом нужно соблюдать определенные правила. Количество материала, которое накладывается на шпатель не должно быть слишком большим и слишком маленьким. Наносить смесь можно с любого удобного места, но, как правило, делать это лучше с угла. Движения должны быть дуговыми, при этом слой смеси тонким. Каждый соседний слой должен накладываться внахлест к предыдущему. Также нужно подготовить дрель со специальной насадкой, чтобы легко и без особых усилий приготовить состав нужной консистенции. Левкас – способ отделки, который можно делать не только на стенах, но и на потолке, что позволит оформить комнату в единой стилистике. samstroy.com что это такое? Как сделать левкас своими руками?Многие при ремонте квартиры сталкиваются с таким понятием, как левкас. Что это такое, знает не каждый человек. Из-за этого и могут возникать трудности при отделке стен своими руками. Левкас стен – отделка самого высокого качества с использованием особых материалов. Чаще всего для этого берется меловый или гипсовый раствор. Данный метод отделки подходит для подготовки стен под покраску. Технология нанесения левкасаОтштукатуривание стен с использованием данного приема можно сделать и самостоятельно. Вся работа проходит в несколько этапов:
После того как левкас (что это такое, было описано выше) полностью высох, можно приступать к покраске или поклейке обоев. Получение узорных росписейЛевкас (что это такое, описано в статье) применяется и в том случае, если стены будут отделываться специальными узорными росписями. В данном случае технология немного другая:
Теперь стену с узором можно красить. В случае с левкасом лучше отдавать предпочтение акриловой краске на водной основе. Состав левкасаЕсть два варианта левкаса: с использованием мела или извести. В качестве они друг другу не уступают, однако есть некоторые отличия в подготовке раствора. Можно приготовить левкас своими руками. Смесь на основе мела:
Воду необходимо нагреть до температуры около 40-50 градусов. После этого в емкость засыпать просеянный мел, довести до полного его растворения, и только теперь можно в смесь вводить клей. Необходимо тщательно следить, чтобы состав был однородным, без комочков. Известковый левкасДля известкового левкаса необходимо подготовить: Особенность состава - в том, что наносить его нужно только на увлажненную поверхность стен. Шпаклевка для левкасаСуществуют специальные готовые смеси на основе гипса, например "Кнауф", "Вебер Ветонит", "Климс", "Ивсил". Их используют, если планируется получение объемных узоров. Приготовление их не займет много времени, поскольку сухой порошок достаточно развести водой до состояния вязкости. После приготовления любой смеси необходимо обязательно проверить уровень вязкости, поскольку этот параметр может влиять на качество конечного результата. Для этого небольшое количество материала нужно нанести на узкий шпатель, который потом развернуть вертикально. В таком положении смесь должна сползать медленно вниз, что свидетельствует о готовности шпатлевки. Если она получилась слишком жидкой, то нужно добавить немного порошкового компонента, если слишком густой – воды. Следить за уровнем вязкости нужно каждый раз, когда проводится замес. Инструменты для левкасаПеред тем как сделать левкас, нужно подготовить и специальные инструменты:
Также нужно подготовить дрель со специальной насадкой, чтобы легко и без особых усилий приготовить состав нужной консистенции. Левкас – способ отделки, который можно делать не только на стенах, но и на потолке, что позволит оформить комнату в единой стилистике. fb.ru Левкас стен своими рукамиМногие при ремонте квартиры сталкиваются с таким понятием, как левкас. Что это такое, знает не каждый человек. Из-за этого и могут возникать трудности при отделке стен своими руками. Левкас стен – отделка самого высокого качества с использованием особых материалов. Чаще всего для этого берется меловый или гипсовый раствор. Данный метод отделки подходит для подготовки стен под покраску. Технология нанесения левкасаОтштукатуривание стен с использованием данного приема можно сделать и самостоятельно. Вся работа проходит в несколько этапов:
После того как левкас (что это такое, было описано выше) полностью высох, можно приступать к покраске или поклейке обоев. Получение узорных росписейЛевкас (что это такое, описано в статье) применяется и в том случае, если стены будут отделываться специальными узорными росписями. В данном случае технология немного другая:
Теперь стену с узором можно красить. В случае с левкасом лучше отдавать предпочтение акриловой краске на водной основе. Состав левкасаЕсть два варианта левкаса: с использованием мела или извести. В качестве они друг другу не уступают, однако есть некоторые отличия в подготовке раствора. Можно приготовить левкас своими руками. Смесь на основе мела:
Воду необходимо нагреть до температуры около 40-50 градусов. После этого в емкость засыпать просеянный мел, довести до полного его растворения, и только теперь можно в смесь вводить клей. Необходимо тщательно следить, чтобы состав был однородным, без комочков. Известковый левкасДля известкового левкаса необходимо подготовить:
Особенность состава — в том, что наносить его нужно только на увлажненную поверхность стен. Шпаклевка для левкасаСуществуют специальные готовые смеси на основе гипса, например "Кнауф", "Вебер Ветонит", "Климс", "Ивсил". Их используют, если планируется получение объемных узоров. Приготовление их не займет много времени, поскольку сухой порошок достаточно развести водой до состояния вязкости. После приготовления любой смеси необходимо обязательно проверить уровень вязкости, поскольку этот параметр может влиять на качество конечного результата. Для этого небольшое количество материала нужно нанести на узкий шпатель, который потом развернуть вертикально. В таком положении смесь должна сползать медленно вниз, что свидетельствует о готовности шпатлевки. Если она получилась слишком жидкой, то нужно добавить немного порошкового компонента, если слишком густой – воды. Следить за уровнем вязкости нужно каждый раз, когда проводится замес. Инструменты для левкасаПеред тем как сделать левкас, нужно подготовить и специальные инструменты:
Также нужно подготовить дрель со специальной насадкой, чтобы легко и без особых усилий приготовить состав нужной консистенции. Левкас – способ отделки, который можно делать не только на стенах, но и на потолке, что позволит оформить комнату в единой стилистике. Многие при ремонте квартиры сталкиваются с таким понятием, как левкас. Что это такое, знает не каждый человек. Из-за этого и могут возникать трудности при отделке стен своими руками. Левкас стен – отделка самого высокого качества с использованием особых материалов. Чаще всего для этого берется меловый или гипсовый раствор. Данный метод отделки подходит для подготовки стен под покраску. Технология нанесения левкасаОтштукатуривание стен с использованием данного приема можно сделать и самостоятельно. Вся работа проходит в несколько этапов: После того как левкас (что это такое, было описано выше) полностью высох, можно приступать к покраске или поклейке обоев. Получение узорных росписейЛевкас (что это такое, описано в статье) применяется и в том случае, если стены будут отделываться специальными узорными росписями. В данном случае технология немного другая: Теперь стену с узором можно красить. В случае с левкасом лучше отдавать предпочтение акриловой краске на водной основе. Состав левкасаЕсть два варианта левкаса: с использованием мела или извести. В качестве они друг другу не уступают, однако есть некоторые отличия в подготовке раствора. Можно приготовить левкас своими руками. Смесь на основе мела:
Воду необходимо нагреть до температуры около 40-50 градусов. После этого в емкость засыпать просеянный мел, довести до полного его растворения, и только теперь можно в смесь вводить клей. Необходимо тщательно следить, чтобы состав был однородным, без комочков. Известковый левкасДля известкового левкаса необходимо подготовить:
Особенность состава — в том, что наносить его нужно только на увлажненную поверхность стен. Шпаклевка для левкасаСуществуют специальные готовые смеси на основе гипса, например «Кнауф», «Вебер Ветонит», «Климс», «Ивсил». Их используют, если планируется получение объемных узоров. Приготовление их не займет много времени, поскольку сухой порошок достаточно развести водой до состояния вязкости. После приготовления любой смеси необходимо обязательно проверить уровень вязкости, поскольку этот параметр может влиять на качество конечного результата. Для этого небольшое количество материала нужно нанести на узкий шпатель, который потом развернуть вертикально. В таком положении смесь должна сползать медленно вниз, что свидетельствует о готовности шпатлевки. Если она получилась слишком жидкой, то нужно добавить немного порошкового компонента, если слишком густой – воды. Следить за уровнем вязкости нужно каждый раз, когда проводится замес. Инструменты для левкасаПеред тем как сделать левкас, нужно подготовить и специальные инструменты: Также нужно подготовить дрель со специальной насадкой, чтобы легко и без особых усилий приготовить состав нужной консистенции. Левкас – способ отделки, который можно делать не только на стенах, но и на потолке, что позволит оформить комнату в единой стилистике. За счет шпаклевания окончательно выравниваются поверхности стен, перепад по плоскости не превышает миллиметра на погонном метре. Эта технология отделки стен используется в трех случаях, в зависимости от конкретного финишного покрытия примеряются различные материалы. Типы шпаклевок по кач еству шп аклеванияС учетом того, как именно будет выполняться финишное покрытие и фактического состояния поверхностей шпаклевка может быть двух видов.
На выбор шпаклевки оказывают влияние как перечисленные факторы, так и предпочтения и мастерство строителей. Опытные строители могут добиваться идеального качес т ва поверх но сте й и стартовыми со с та ва ми, а неопытные испортя т стену финишными. Виды шпаклевок по материалам изготовленияДля изготовления смесей промышленные компании применяют различные компоненты, их состав оказывает большое влияние на физические характеристики и стоимость.
Цены на популярные виды шпатлевкиТехники шпаклевкиСтроители различают три вида работ, у каждого есть свои сильные и слабые стороны. Механизированная шпаклевкаНаносится специальными аппаратами безвоздушного нанесения (шпаклевочными станциями). Очень быстрый метод, за счет сильного удара смеси о поверхность стены обеспечиваются максимальные показатели адгезии. Недостаток – надо иметь сложное оборудование . Непрофессиональным строителям покупать его для ремонта только собственного дома экономически невыгодно. ПолумеханизированнаяШпаклевка наносится при помощи обыкновенного компрессора и текстурного пистолета. По скорости уступает механизированному, но намного быстрее традиционного ручного. КлассическаяИспользуются различные шпатели и гладилки, мастер руками частями наносит шпаклевку на стену. Третья техника самая распространенная и доступная новичкам, и менно на ней остановим ся подробно . Перечень инструментов для производства работМы дадим перечень самых необходимых инструментов для нанесения шпаклевки на различные поверхности .
Дело в том, что чем выше качество – тем легче не только работать, но и учиться. Кривыми и шероховатыми шпателями очень сложно наносить шпаклевку даже опытным профессионалам, а не то что новичкам. Материал постоянно приклеивается не к стене, а к поверхности шпателя, не перетекает, инструме нт оставляет после себя заметные следы и т. д. В настоящее время большинство мастеров переходит на полимерную шпаклевку, она дороже обыкновенной, но существенно увеличивает производительность труда. За с чет этого увеличение стоимости почти не оказывает негативного влияния на смету строительных работ. Что надо подготовить для шп а клевания?
Пошаговая инструкция по нанесениюДля выполнения шпаклевочных работ необходимы не только теоретические знания, но и опыт. Требуется натренировать мышечную память , движения не должны быть с к ованными, а легкими. Работу не стоит бояться, умение появится уже через несколько часов самостоятельных действий. У вас выработается сноровка, руки будут работать автоматически, держать правильный угол и скорость движений. По звуку шпателя вы сможете определя ть толщину нанесенного материала и состояние поверхности стены. Шаг 1 . Внимательно изучите инструкцию и приготовьте шпаклевку . Новичкам не надо экспериментировать и менять консистенцию, такие действия могут выполнять только профессиональные строители. В емкость всегда вначале наливается вода, а потом досыпается сухая шпаклевка. Налейте вод ы примерно три литра, для первого раза достаточно, нет надобности готовить большое количество материала. Сыпьте в воду сухую шпаклевку до тех пор, пока ее конус не будет возвышаться над уровнем воды примерно на 5–10 см, потом по мере необходимости добавляется немного воды или шпаклевки. Мешать можно мастерком (долго, трудно и некачественно) или миксером. Цена на строительный миксерШаг 2 . Подготовьте поверхность стены для нанесения материала . Делать это можно во время настаивания подготовленной шпаклевки. Тщательно шпателем срежьте все неровности. Если есть подозрения к качеству штукатурки, то надо проверить поверхность стены. Делается это длинным уровнем ил и любой ровной рейкой , прикладывайте ее в различных местах стены и смотрите на просвет.
При срезани и неровностей можно повредить поверхность инструмента, во время шпаклевания будут оставляться полоски от зазубрин. Китайские шпатели не жалко, их постоянно применяйте для таких работ. А шпаклевку нужно наносить новыми качественными инструментами . Шаг 3 . Прог рунтуйте стену. Это очень важный э тап, никогда н е пропускайте его, гр унт о в ка выполняет очень важные функции.
Наносить состав лучше валиком с удлинителем, в труднодоступных местах надо пользоваться малярной кистью. Цены на грунтовку глубокого проникновенияШаг 4 . Приступайте к шпаклевке стены, можно использовать несколько способов.
Движения шпателя должны быть согласованными, одновременно вниз и в сторону. Зачем делается эта операция? Дело в том, что во время работы шпатель должен все время находиться под одним углом к стене, на нее накладывается только часть шпаклевки с инструмента. Большинство остается на нем под таким же углом. После снятия и накладывания новой порции материала на гладилку стена опять снимает ту часть массы, которая имеет угол больше, чем ранее заданный наклон. Вам необходимо постоянно выдерживать гладилку в одном и том же положении, эти действия также тренируются до выработки устойчивой мышечной памяти. Не начинайте учебу на длинных шпателях, с непривычки вам будет трудно правильно выполнять технологию. Новичкам рекомендуется приобрести основной шпатель длиной не более 35 см, а вспомогательный 10 см. С появлением практического опыта можно переходить на работы с большими инструментами. Практические советыВыполнение рекомендаций профессионалов намного уск орит процесс обучения, не пробуй те изобретать новые методики . Э то только на первых порах кажется, что только вы знаете, как правильно надо шпаклевать, а все мастера до этого работали плохо . Такой период проходят все обучающиеся, лишь потом они начинают понимать, что ничего еще не смыслят в работе, им надо долго учиться, а все советы профессионалов были правильными.
Как видим, на первый взгляд шпаклевать несложно, но это глубоко ошибочное впечатление, недаром высококлассные мастера ценятся на вес золота. У читесь, не отчаивайтесь, осваивайте новую профессию. Видео – Как шпаклевать стены: видео новичкам
Видео — Шпаклевка стен под обои для начинающих
englishpromo.ru Рецепты Приготовления Грунта Левкас. | Журнал Ярмарки МастеровГрунт левкас, используется для выравнивания поверхности пористых материалов, которые хорошо впитывают влагу. К ним относятся: виды бумаги и картона, дерево и древесно-стружечные материалы, штукатурка, гипсокартон и прочее. В левкас можно добавлять любую колеровочную пасту, предназначенную для водно-дисперсионных красок. При использовании этого грунта, поверхность не деформируется и не коробится. Данный вид грунтовки можно как преобрести в специализированном магазине, так и приготовить самим. Сегодня, хотелось бы остановиться именно на грунте, изготовленном в домашних условиях. Вот несколько рецептов: Рецепт 1 Для приготовления левкаса в 0,5 л воды комнатной температуры кладут 50 г сухого желатина. Через 1 час, когда желатин"разбухнет", его подогревают на водяной бане при температуре 60 - 65°C (небольше, в противном случае желатинпотеряет свою клейкость). В теплый (но не в горячий!) раствор клея через сито просеивают мел ~3 части от объема жидкого клея. Аккуратно перемешать мел с клеем, стараясь не образовывать воздушные пузырьки в массе левкаса. Качество левкашения не будет высоким, если левкас несвежий, поэтому готовить его следует небольшими порциями, рассчитанными на 2—3 дня работы. По своей консистенции и составу левкасы отличаются крепостью (зависит от количества клея) и густотой (зависит от количества наполнителя). Для первых слоев покрытия приготовляют более крепкий левкас, а для последующих — менее крепкий, но более густой. В качестве пластификатора в левкас добавляют льняное масло (до 8% по объему). При золочении на полимент и на клей льняное масло в левкас не добавляют! Рецепт 2 Берем желатин пищевой — 25г (это если желатин фирмы Аромикс, а если Мрия — 50 г), разбавляем в 0,5 л кипяченой и отстоянной воды. Размешиваем и оставляем на чаc набухать. Потом ставим левкас на водяную баню до образования однородной массы,без всяких желейных комков.Теплый желатин переливаем в 3 л банку. Мел Рецепт 3 Возьмите 75 гр. желатина, 25 гр. мездрового клея, залейте 800 гр. холодной кипяченой воды. Оставить на 4-5 часов для набухания. Разбухший клей поставьте на паровую баню и сварите, периодически помешивая до появления пленки. Само собой, вода в "бане" не должна кипеть. Если клей плохого качества при варке будет выступать белая пена, ее нужно убрать. После появления пленки, предварительно просеянный через сито мел, засыпать небольшими порциями в клей, не снимая клей с огня. Засыпать мел можно столовой ложкой, стараясь попасть в центр варящейся массы. Клей не помешивать! Маленькие порции мела, засыпаемые в раствор, будут тонуть, образуя меловой конус. Когда вершина этого мелового конуса не будет больше осыпаться и будет возвышаться над поверхностью клея примерно на 3 см, левкас можно снять с огня, добавить еще 5-6 столовых ложек мела и перемешать. Должна получиться однородная масса без комков консистенции жидкой сметаны. В слегка остывшую теплую массу можно добавить 2 чайные ложки глицерина или Рецепт 4 Приготовление клея: осетровый - 160гр.,а мездровый 170-180 гр. на литр воды. На один объем готового клея 3,5 - 4 объема мела,хорошо перемешать рукой. На 0,5 литра готовой массы 1 чайные ложки моющего ср-ва "Прогресс"и 4 стол.ложки льняной олифы,перемешиваете, 5-ю часть в холодильник,а в оставшиеся 4 части доливаете 3%(осетр) или 5%(мездр.),до густого кефира. Паволока клеится на тот-же клей. Сперва наносится жидкий левкас кистью, 6-8 слоев, а на след.день (если высох) густой левкас (котор.был в холод.)шпателем в притирочку 2-4 слоя Левкасить лучше с 2-х сторон,особенно большие доски. Тыльная сторона и торцы закрашиваются масляной краской и вощатся. Рецепт 5 Готовим клей. Пачку пищевого желатина — 25 гр. надо замочить в стакане холодной воды не менее чем на 2 часа, лучше на ночь. Разбухший желатин помещаем в паровую баню, где он распускается до состояния однородного клея. Для пропитки доски разводим клей пополам с почти кипящей водой. Примерное соотношение клеевого раствора и мела: Рецепт 6 Для первого слоя в ведре воды проваривают килограмм столярного клея хорошего качества. В еще не остывший раствор примешивают до густоты шпаклевки толченый просеянный гипс. Для второго слоя варят в таком же ведре воды 200 граммов клея, который смешивают с гипсом и одной четвертой частью мела. Грунт для третьего слоя варится из 800 граммов клея на тоже количество воды, смешивается с равными частями гипса и мела, перемешивается до густоты шпаклевки. На доску грунт накладывается шпателем. После каждой шпаклевки грунт хорошо просушивается. Во время всего процесса грунтовки в помещении поддерживается температура от двадцати до двадцати пяти градусов, так как от неравномерной температуры грунт может потрескаться. После просушки последнего слоя грунт зачищается ровным бруском пемзы с водой, после чего он делается чистым и ровным. Надеемся, что эта информация оказалась для Вас полезной! www.livemaster.ru Создаем живописную работу в технике "левкас"На этом мастер-классе я научу вас старинной технике левкаса на дереве. Левкас — (от греч. leukуs белый), название грунта в русской средневековой живописи. После XVII в. название левкас сохранилось в иконописи за традиционным для русской иконы грунтом в виде порошкообразного мела, размешанного на животном или рыбьем клею. Основа для такого грунта – деревянная доска. В наше время технику левкаса художники используют, сохраняя технологии, но заменив некоторые ингредиенты современными материалами. На моём мастер-классе я научу вас создать живописную работу в технике левкаса с момента подготовки доски до окончательной полировки готового произведения. 1. Начнём с доски. Она может быть любого размера. Сегодня мы берём обычную сосновую доску размером 25Х40 см. Пусть она будет не совсем гладкой, с шершавостями на местах спила, с такими вот фактурами — для нас это не имеет значения. 2.Обычной марлей из аптеки проклеиваем на ПВА нашу досточку. Следим, чтобы и торцы были хорошо заклеены марлей. Кладём ткань ровно, без складок. И кисточкой промазываем сверху уже приклеенной марли ещё раз. Просушиваем. 3. Теперь берём обыкновенный гипс из строительного магазина, пва и воду из-под крана. Смешиваем ПВА и гипс в пропорции 1 Х2, добавляем воду, чтобы получилась масса, по консистенции похожая на жидкую сметанку. Для этого подойдёт пластиковый стакан большой. Когда вы насыпите гипс в стакан, плюхнете туда пва, перемешайте и сразу добавляйте воды, перемешайте. Помните, что гипс очень быстро затвердевает. Поэтому не пейте чай в перерывах и не болтайте долго по телефону — действуйте сразу. Добавьте в полученную массу немного коричневого пигмента (тоже из строительного магазина, чтобы она равномерно окрасилась). Это и есть готовый левкас, который описан в древних рецептах иконописцев. Только рыбий клей и прочие старинные ингредиенты мы заменили на гипс и ПВА. Кстати, не подпускайте котов близко к процессу — они нюхают гипс, а это вредно для их чувствительных носиков. Я Сёму не могла отогнать, он любопытный и лезет во все мои дела. 4. Сейчас мы будем получившейся массой аккуратно и не торопясь промазывать досточку, проклеенную марлей. Для этого сойдёт и пластиковый нож, если у вас нет мастихина. Наденьте резиновые перчатки — дело это для рук не очень приятное. Ваша задача «закрыть» все дырочки между нитями марли, сровнять фактуру. Но! Не стоит замазывать совсем, до гладкой ровности. Оставляйте ощущение холста, это придаст живописную ценность вашей будущей работе. 5. Когда первый слой подсохнет, наложите ещё один. Старайтесь аккуратно промазывать и торцы вашего будущего произведения. Всё, ждите теперь, когда всё хорошо просохнет. Теперь можно принять ванну, выпить чашечку кофе. Покормите кота! 7. Я сразу делаю несколько досточек для того, чтобы был запасец. Возня с гипсом — дело хлопотное и лучше уж один раз наделать много досточек, чтобы потом , когда захотелось порисовать — достали из шкафчика готовую досточку и рисуйте себе! 8. Для того, чтобы хорошо отполировать поверхность, вам понадобится наждачная бумага — погрубее для того, чтобы прошкурить основные неровности и нулёвочка — для придания окончательного лоска. Не увлекайтесь чересчур, не трите до посинения. Помните, что под слоем левкаса — ткань, которую при грубом нажатии наждачкой лекго взлохматить. Движения должны быть лёгкими. Главное, чтобы поверхность стала однородной. Ну всё, сдуйте остатки счищенного гипса, протрите отполированный левкас чуть влажной тряпочкой. 9. Всё, можно приступать к живописанию. Заранее придуманную картинку, эскиз — перенесите карандашом на левкас. Подмалёвок, основную прокраску можно сделать акриловыми красками — они быстро сохнут и по ним писать маслом — одно удовольствие. А маслом вы будете прорабатывать детали — глазки, усики, ротики, складочки, ракушки. 10. И вот, готово! Осталось чуть сбрызнуть матовым лаком IDEA, который вы купите в магазине для художников. Вам хватит его на 100 таких картин! Моя картинка в технике левкас, масло — посвящена всем счастливым, добрым и весёлым. Будь то кот, русалка или человек. Да здравствует творчество! www.livemaster.ru что это такое в иконописи? Техника иконописи :: SYL.ruИконописцы используют множество специфических названий материалов, с которыми они работают, одно из подобных слов – левкас. Что это такое, читатель сможет узнать из нашей статьи. Происхождение словаНазвание «левкас» происходит от греческого слова, которое в переводе означает «белый» или «светлый». Так, город Лефкасия, в древности бывший столицей Кипра, дословно переводится как «белый город». Левкас – что это такоеВ иконописи левкасом называют особый грунт белого цвета, который готовится из мела, истолченного в порошок и смешанного с рыбьим или животным клеем и льняным маслом. Этой смесью иконописцы покрывали доски для икон, чтобы краска лучше ложилась и дольше держалась на поверхности дерева. Обычно наносится десять и больше слоев грунта, для того, чтобы заполнить мельчайшие пространства в структуре доски. В качестве основы иконы обычно использовали древесину кипариса, лиственницы или липы. Иногда, прежде чем нанести грунтовку, на доску клеили специальную холстину, а потом уже пропитывали ее левкасом – она называлась паволокой и способствовала долгому сохранению иконы. Если говорить о древесине как материале для иконы, то здесь она является дополнительным напоминанием о кресте, на котором распяли Иисуса - Истинном древе Спасителя. Прежде чем нанести левкас на доску, ее предварительно обрабатывают и шлифуют. Затем грунт кладут несколькими слоями, чем более тонкими и равномерными они получаются, тем лучше будет сохранность иконы. После того как грунтовка полностью высохнет, ее тщательно шлифуют – древнерусские иконописцы делали это при помощи стебельков хвоща, сейчас для этой цели используют мелкозернистую наждачную бумагу. Для того чтобы проверить качество получившегося грунта, на него насыпали мелкий угольный порошок, который затем сметали крупным птичьим пером. На идеально отполированных поверхностях уголь не задерживался, но зато оставался в сохранившихся неровностях. Если такие обнаруживались, то шлифовку повторяли. Когда левкас полируют особенно тщательно, в конце работы, после нанесения красок, он мягко светится сквозь них, создавая эффект легкого сияния. Это хорошо видно на старинных иконах. Таким образом, грунт сообщал дополнительный сакральный смысл произведению мастера. Стоит сказать, что часто левкасом доску покрывал отдельный мастер – левкасчик, а процесс грунтования основы назывался левкашением. Традиционная техника иконописи предполагает несколько вариантов приготовления грунта. Клей обычно готовится либо из костей и чешуи различных рыб (сейчас он продается в виде готовых пластин, раньше мастера вываривали его самостоятельно) или же из обрезков кожи (так называемый мездровый клей). Кроме того, в современной иконописи используют также желатин и осетровый клей, которые обладают всеми необходимыми свойствами связующего материала. Рельеф и украшенияУзнав, что это такое - левкас, можно обратиться к его разновидностям. На многих иконах можно увидеть рельеф в качестве украшения. В частности, существовал особый подвид грунта – чеканный левкас. Сверху он покрывался сусальным золотом, а края обрабатывались при помощи чекана (средневековое холодное оружие) – точно так же, как чеканят металл. Узор, получающийся в итоге, зависел от формы инструмента. Это самый древний вид левкаса, который можно видеть на старинных иконах 12 века. В 16 веке широкое распространение в Западной Европе и Украине получила резьба по левкасу. До начала живописных работ на грунт наносили рисунок и при помощи специальных инструментов вырезали необходимый узор, а затем подготавливали золочение точно так же, как для чеканного левкаса. Также популярен были лепные рельефы, которые наращивали той же левкасной массой по краю иконы, ориентируясь на заранее намеченный рисунок. Он мог быть как невысоким и несколько расплывшимся – такой рельеф выполняли при помощи жидкого грунта, а мог быть высоким и четким – значит, для его изготовления применяли густую массу, которая при нанесении на поверхность не растекается. Но в этом способе украшения иконы есть свой минус – со временем такие рельефы могли начать слоиться. Менее распространенным был оттиск разнообразных узоров на сыром грунте левкасе. Если узор был недостаточно читаемым, его углубляли с помощью резцов, а затем золотили. Нанесение красок на левкасПрежде чем приступить непосредственно к нанесению слоя краски, особый мастер – знаменщик – переносил рисунок на высохший левкас. Это был очень ответственный этап, поскольку рисунок должен был выглядеть аккуратно и точно. Техника иконописи предполагает, что обычно он наносился при помощи угля, а затем более тщательно прорисовывался черной краской (в современности для этого используют тушь). Маститые иконописцы рисовали сразу, без предварительной разметки углем. Но мастера, опыт которых был еще невелик, напротив, могли пользоваться прорисями, специальные контурами, которые обозначали общие линии иконы, а также некоторые детали. Стенной левкасДля того чтобы создавать монументальные произведения, стены предварительно грунтовались смесью, в основе которой была гашеная известь. В отличие от иконного левкаса, для стенного использовались различные добавки: песок, дробленый кирпич или известняк, древесные волокна. Соответственно, способ такого письма у русских мастеров назвался стеннаяой росписью по сырому левкасу. Более позднее название такого вида работ, «фреска», было заимствовано у живописцев-итальянцев. Техника работы была действительно сложной, что можно понять из текстов, посвященным тонкостям росписи стен: так, в «Указе стенному письму» подробно прописаны этапы работы и специфика материалов. В итоге работа получается очень прочной, так как вода, в которой разводили краски для иконописи, впитывается в еще влажный левкас, образуя тщательно прокрашенный известняк – фактически новый качественный материал. Левкас специально делали белым и густым, чтобы он просвечивал сквозь яичную темперу, которую использовали для нанесения рисунка. Собственно, особенность этой грунтовки и состоит в том, что она как бы втягивает краски, давая им мягкое сияние. Левкас в западной традицииНесмотря на этимологию названия, этот грунт не всегда белого цвета – он может быть и коричневым, и охристым. Но цветной левкас используют в основном в католических иконах. Левкас в современном строительствеЗдесь под этим определением понимают отделку особенно высокого качества, при помощи которой можно сделать идеально гладкой необходимую поверхность, заготавливаемую под окрашивание. Точно так же, как и в иконном левкасе, за основу раствора берут меловой или гипсовый порошок. Но, в сущности, левкасом в строительстве называют обычную грунтовку, хорошо и качественно выполненную. Все-таки основное применение этого термина сохраняется в области иконописи. Багет для живописиТакже стоит узнать, что это такое - левкас в сфере живописи, где его применяют в отделке рам. Для изготовления багетов используют подобный грунт с целью создания идеально гладкой поверхности. Его наносят шпателем, тщательно шлифуют, а затем проклеивают, чтобы он не впитал краску, которую наносят поверх грунта (так же, как и в иконописи, он обладает способностью впитывать красочный материал). Левкас, применяемый здесь, состоит из смеси гипса и раствора желатина или специального клея. www.syl.ru что это такое? Как сделать левкас своими руками?На чтение 5 мин. Многие при ремонте квартиры сталкиваются с таким понятием, как левкас. Что это такое, знает не каждый человек. Из-за этого и могут возникать трудности при отделке стен своими руками. Левкас стен – отделка самого высокого качества с использованием особых материалов. Чаще всего для этого берется меловый или гипсовый раствор. Данный метод отделки подходит для подготовки стен под покраску. Технология нанесения левкасаОтштукатуривание стен с использованием данного приема можно сделать и самостоятельно. Вся работа проходит в несколько этапов: После того как левкас (что это такое, было описано выше) полностью высох, можно приступать к покраске или поклейке обоев. Получение узорных росписейЛевкас (что это такое, описано в статье) применяется и в том случае, если стены будут отделываться специальными узорными росписями. В данном случае технология немного другая: Теперь стену с узором можно красить. В случае с левкасом лучше отдавать предпочтение акриловой краске на водной основе. Состав левкасаЕсть два варианта левкаса: с использованием мела или извести. В качестве они друг другу не уступают, однако есть некоторые отличия в подготовке раствора. Можно приготовить левкас своими руками. Смесь на основе мела:
Воду необходимо нагреть до температуры около 40-50 градусов. После этого в емкость засыпать просеянный мел, довести до полного его растворения, и только теперь можно в смесь вводить клей. Необходимо тщательно следить, чтобы состав был однородным, без комочков. Известковый левкасДля известкового левкаса необходимо подготовить:
Особенность состава — в том, что наносить его нужно только на увлажненную поверхность стен. Шпаклевка для левкасаСуществуют специальные готовые смеси на основе гипса, например «Кнауф», «Вебер Ветонит», «Климс», «Ивсил». Их используют, если планируется получение объемных узоров. Приготовление их не займет много времени, поскольку сухой порошок достаточно развести водой до состояния вязкости. После приготовления любой смеси необходимо обязательно проверить уровень вязкости, поскольку этот параметр может влиять на качество конечного результата. Для этого небольшое количество материала нужно нанести на узкий шпатель, который потом развернуть вертикально. В таком положении смесь должна сползать медленно вниз, что свидетельствует о готовности шпатлевки. Если она получилась слишком жидкой, то нужно добавить немного порошкового компонента, если слишком густой – воды. Следить за уровнем вязкости нужно каждый раз, когда проводится замес. Инструменты для левкасаПеред тем как сделать левкас, нужно подготовить и специальные инструменты: Также нужно подготовить дрель со специальной насадкой, чтобы легко и без особых усилий приготовить состав нужной консистенции. Левкас – способ отделки, который можно делать не только на стенах, но и на потолке, что позволит оформить комнату в единой стилистике. hochyvseznat.ru что это такое? Как сделать левкас своими руками?Домашний уют 21 ноября 2016Многие при ремонте квартиры сталкиваются с таким понятием, как левкас. Что это такое, знает не каждый человек. Из-за этого и могут возникать трудности при отделке стен своими руками. Левкас стен – отделка самого высокого качества с использованием особых материалов. Чаще всего для этого берется меловый или гипсовый раствор. Данный метод отделки подходит для подготовки стен под покраску. Технология нанесения левкасаОтштукатуривание стен с использованием данного приема можно сделать и самостоятельно. Вся работа проходит в несколько этапов:
После того как левкас (что это такое, было описано выше) полностью высох, можно приступать к покраске или поклейке обоев. Получение узорных росписей Левкас (что это такое, описано в статье) применяется и в том случае, если стены будут отделываться специальными узорными росписями. В данном случае технология немного другая:
Теперь стену с узором можно красить. В случае с левкасом лучше отдавать предпочтение акриловой краске на водной основе. Состав левкасаЕсть два варианта левкаса: с использованием мела или извести. В качестве они друг другу не уступают, однако есть некоторые отличия в подготовке раствора. Можно приготовить левкас своими руками. Смесь на основе мела:
Воду необходимо нагреть до температуры около 40-50 градусов. После этого в емкость засыпать просеянный мел, довести до полного его растворения, и только теперь можно в смесь вводить клей. Необходимо тщательно следить, чтобы состав был однородным, без комочков. Известковый левкас Для известкового левкаса необходимо подготовить:
Особенность состава - в том, что наносить его нужно только на увлажненную поверхность стен. Шпаклевка для левкасаСуществуют специальные готовые смеси на основе гипса, например "Кнауф", "Вебер Ветонит", "Климс", "Ивсил". Их используют, если планируется получение объемных узоров. Приготовление их не займет много времени, поскольку сухой порошок достаточно развести водой до состояния вязкости. После приготовления любой смеси необходимо обязательно проверить уровень вязкости, поскольку этот параметр может влиять на качество конечного результата. Для этого небольшое количество материала нужно нанести на узкий шпатель, который потом развернуть вертикально. В таком положении смесь должна сползать медленно вниз, что свидетельствует о готовности шпатлевки. Если она получилась слишком жидкой, то нужно добавить немного порошкового компонента, если слишком густой – воды. Следить за уровнем вязкости нужно каждый раз, когда проводится замес. Инструменты для левкаса Перед тем как сделать левкас, нужно подготовить и специальные инструменты:
Также нужно подготовить дрель со специальной насадкой, чтобы легко и без особых усилий приготовить состав нужной консистенции. Левкас – способ отделки, который можно делать не только на стенах, но и на потолке, что позволит оформить комнату в единой стилистике. Источник: fb.rumonateka.com ИКОННЫЙ ЛЕВКАС | АРТконсервацияГрунтом в древнерусском изобразительном искусстве является левкас. В монументальной живописи его называли «стенной левкас», основным компонентом которого была гашенная известь. В иконописи употребляли "иконный левкас", приготовлявшийся из порошка мела или алебастра и мездрового, осетрового и подобных им клеев. На протяжении всех веков грунт под яичную темперу делали белым, гладким и плотным, чтобы он просвечивал из-под слоя живописи и не втягивал связующее красок. СОСТАВ ГРУНТА И ЕГО ПРИГОТОВЛЕНИЕ1-й способ приготовления левкаса На доску накладывают три слоя грунта разного состава. Для первого слоя в ведре воды проваривают килограмм столярного клея хорошего качества. В еще не остывший раствор примешивают до густоты шпаклевки толченый просеянный гипс. Для второго слоя варят в таком же ведре воды 200 граммов клея, который смешивают с гипсом и одной четвертой частью мела. Грунт для третьего слоя варится из 800 граммов клея на тоже количество воды, смешивается с равными частями гипса и мела, промешивается до густоты шпаклевки. На доску грунт накладывается шпахтелем. После каждой шпаклевки грунт хорошо просушивается. Во время всего процесса грунтовки в помещении поддерживается температура от двадцати до двадцати пяти градусов, так как от неравномерной температуры грунт может потрескаться. После просушки последнего слоя грунт зачищается ровным бруском пемзы с водой, после чего он делается чистым и ровным, на нем можно хорошо рисовать, писать яичными красками и производить позолоту. По этому грунту хорошо писать и масляными красками, надо лишь предварительно пропитать его вареным льняным маслом. Во время грунтовки нужно строго следить, чтобы составы грунта не испортились, так как они быстро «протухают», а на испорченном грунте краски и золото поднимаются пузырями и слетают. Такой грунт называется «левкасо-меловым». Он считается лучшим для живописи по дереву. 2-й способ приготовления левкаса Процесс состоит из получения клеевого раствора и приготовления левкасной массы. Сухой клей взвешивают, засыпают в сосуд и заливают холодной или слегка теплой водой на срок от трех часов до одних суток в зависимости от сорта клея. Частицы клея набухают в воде, но глютин не растворяется. Для его извлечения сливают воду и набухший клей заливают дистиллированной водой. Сосуд ставят в водяную баню и нагревают. Клей готовят при температуре, не выше 60—70°. Превышение температуры или длительное нагревание при допустимой температуре приводит к тому, что молекулы глютина разрушаются и гидролизуются. При этом клеевая масса теряет ряд своих ценных технологических качеств: снижается желатинизация (загустение), замедляется схватывание, уменьшается эластичность. Для приготовления левкасной массы в клеевой раствор постепенно всыпают при постоянном перемешивании порошок мела или алебастра до получения жидкой сметанообразной массы. Посуду с массой левкаса ставят на несколько часов в тепло, чтобы порошок достаточно пропитался клеем. Материалы Материалы наполнителя — мел и реже алебастр. Мел — это природный материал, хорошие сорта которого содержат до 95—96% чистого углекислого кальция. Порошок из природного мела очищают от песка и других примесей отмучиванием в воде. Алебастр — сернокислый кальций, одна из минеральных разновидностей гипса. Материалами связующего являются коллагеновые клеи. Коллагеновые клеи — это клеи животного происхождения, содержащие белковое вещество коллаген. При нагревании в воде хрящей, кож, костей коллаген присоединяет к себе воду. В результате гидролиза получается глютин — клеящее вещество, собственно клей. Глютин набухает в холодной воде и распускается в ней при нагревании, образуя коллоидный раствор. При охлаждении раствор превращается в упругий студень. При высыхании получается твердая пленка, не утрачивающая способности к повторному набуханию. Поскольку клеящим веществом коллагеновых клеев служит глютин, постольку эту группу клеев часто называют глютиновыми. Из современных клеев наиболее чистые глютины содержат осетровый клей и желатин. Осетровый клей выпускают в виде полупрозрачных, слегка волокнистых плоских листков различной формы, которые получают посредством сушки внутренних плавательных пузырей хрящевидных рыб (осетрины, белуги и других). Рыбий клей выпускается в виде светлых, полупрозрачных пластин. Изготовляют его из костей и чешуи различных рыб. Лучшим сортом считается астраханский клей. Большую группу коллагеновых клеев составляют извлечения из кож и костей различных млекопитающих. Клей мездровый (столярный) производят из обрезков кож. Поступает в продажу в виде коричневатых плиток или небольших прямоугольных кусочков. Желатин получают в результате специальной очистки продуктов, полученных из кож, костей и других частей животных организмов. Выпускается в виде мелких крупинок. В зависимости от содержания чистого глютина в желатине, а также примесей различают его сорта — пищевой и фотоэмульсионный, или технический. Как нанести левкасЛицевая сторона хорошо просушенной доски проклеивается жидким столярным клеем и снова хорошо просушивается. Теперь на нее гладко натягивают марлю или какую-нибудь редкую ткань, промоченную в столярном клее средней густоты. Эта ткань называлась паволокой. На подготовленную поверхность наклеивали паволоку и наносили левкас. Ткань паволоки, предназначенную для наклейки, в течение нескольких часов (иногда до суток) выдерживали в теплом клеевом отваре, чтобы волокна ее хорошо пропитались клеем. Перед наклейкой на доску ее слегка отжимали, без выкручивания, чтобы в ткани не получились складки. Ткань накладывали на поверхность доски и притирали ладонью или гладким округлым камнем. После просыхания паволоки приступали к нанесению левкаса. Для первого слоя брали чуть теплую грунтовочную массу, чтобы сильно не размягчать клеевую пленку на поверхности доски. Наносили левкасную массу, притирая ладонью руки, или торцом толстой щетинной кисти, или мочалкой, чтобы поверхность имела фактуру. Второй слой левкаса накладывали также чуть теплой массой (иногда даже слегка застуденившейся) с помощью деревянного шпателя или ладонью руки. В один прием наращивали обычно по два-три тонких слоя, после чего в течение двух-трех дней (в зависимости от погоды или сухости в помещении) давали возможность грунту хорошо просохнуть. Затем наращивание продолжали до толщины слоя в 3—5 мм. Просохший левкас выравнивали острым ребром металлического ножа-скоблила. Снова наносили слои левкаса, которые после просушки опять выскабливали. Поверхность левкаса (особенно под позолоту) делали очень ровной и гладкой. Если грунт оказывался пористым или неровным, его выравнивали, нанося еще тонкий слой с помощью шпателя, щетинной кисти или ладонью, которыми двигали по поверхности не очень быстро, чтобы не вспенивать грунтовочную массу. Шлифовали поверхность хвощем (в современной практике левкас шлифуют тонкозернистой шлифовальной бумагой). Гладкость поверхности проверяли следующим образом: на нее насыпали мелкий порошок угля и сметали его птичьим крылом. С гладких участков грунта порошок сметался, а в неровностях и порах оставался. Для ликвидации обнаруженных дефектов грунтование и шлифовку повторяли. Как сделать рельеф по левкасуСуществует немало икон, часть поверхности которых украшена рельефами по левкасу. Рельефные орнаменты создавались до или после писания и золочения иконы. Существовали четыре способа создания рельефа — чеканка по вызолоченному левкасу, резьба по левкасу, лепные рельефы из левкаса и оттискивание рельефа в сыром левкасе. Чеканка по вызолоченному левкасу. Это самый древний способ в русской иконописи. Он наблюдается уже на иконах XII века. Вызолоченный левкас чеканили металлическими чеканами также, как чеканят металл. Узор определялся формой наконечников чеканов и состоял из точек, окружностей, лунок и тому подобных углублений. Крестчатый узор нимба, дополнялся «канфаркой» — глубокими точками на поверхности между линиями пересекающихся окружностей. Такой узор можно часто видеть на новгородских и псковских иконах XV и последующих веков. Сложные чеканные узоры особенно характерны для икон второй половины XIX века, написанных во «фряжской манере». Резьба по левкасу. В XVI веке для получения рельефного узора на фонах русских икон применяли способ резьбы по гладкому левкасу. Прием этот широко использовался художниками Западной Европы в XV—XVI веках, а в Белоруссии и на Украине — в XVI—XVIII веках. На гладкой поверхности левкаса до начала живописных работ рисовали узор. Линии его вырезали резцами, получая углубления в гладкой поверхности левкаса. Поверхность подготавливали к листовому золочению так же, как под позолоту ровной поверхности левкаса. Золотили рельеф сусальным золотом. Лепные рельефы из левкаса. Этот способ появляется в украинской иконописи в XVI веке, а в русской — со второй половины XVII века. Рельеф наращивали левкасной массой по рисунку, сделанному на гладкой поверхности левкаса. Лепные левкасы были двух типов. Первый — с невысоким оплывшим рельефом и второй — с высоким и четким рельефом (возвышающимся на 3—4 мм над поверхностью основного левкаса). Рельефы первого типа наносили жидкой левкасной массой. Благодаря такой консистенции рельеф этот получался оплывшим, но зато он прочно склеивался с поверхностью основного грунта. Почти все эти рельефы были сделаны в одно время с первоначальной живописью. Рельефы второго типа, как правило, создавались при поновлении икон в XIX веке. Первоначальный грунт вокруг изображений поновители заменяли новым, поверх которого рисовали орнаменты и по этому рисунку наносили несколько слоев густого (нерастекающегося) левкаса. Слои наращивали постепенно, давая просохнуть каждому предшествующему слою, четко повторяя постепенно утончающиеся рельефные полосы орнамента. Связь между слоями получалась недостаточно прочной. Поэтому со временем такие рельефы расслаиваются. Оба типа лепных рельефов золотили (как правило, на полимент) . Оттискивание рельефа в сыром левкасе. На фоновую часть образа наносили свежий левкас и, пока он не застыл, матрицами, которыми чеканили басмы, оттискивали рельефный узор. Просохший левкас золотили. Если узор оказывался недостаточно четким, углубленные линии прочеканивали. Такими золочеными рельефам, начиная со второй половины XVI века, имитировали басменные оклады. Первоисточник: Икона. Кравченко А.С. М., 1993art-con.ru
www.olx.kz Глава 3. ЛЕВКАС | АРТконсервацияГрунтом в древнерусском изобразительном искусстве является левкас. В монументальной живописи его называли «стенной левкас», основным компонентом которого была гашеная известь. В иконописи употребляли «иконный левкас», приготовлявшийся из порошка мела или алебастра и мездрового, осетрового и подобных им клеев. На протяжении всех веков грунт под яичную темперу делали белым, гладким и плотным, чтобы он просвечивал из-под слоя живописи и не втягивал связующее красок. МАТЕРИАЛЫ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ ИКОННОГО ЛЕВКАСА Материалы. Материалы наполнителя — мел и реже алебастр. Мел это природный материал, хорошие сорта которого содержат до 95—96% чистого углекислого кальция. Порошок из природного мела очищают от песка и других примесей отмучиванием в воде. Алебастр — сернокислый кальций, одна из минеральных разновидностей гипса. Материалами связующего являются коллагеновые клеи. Коллагеновые клеи — это клеи животного происхождения, содержащие белковое вещество коллаген. При нагревании в воде хрящей, кож, костей коллаген присоединяет к себе воду. В результате гидролиза получается глютин — клеящее вещество, собственно клей. Глютин набухает в холодной воде и распускается в ней при нагревании, образуя коллоидный раствор. При охлаждении раствор превращается в упругий студень. При высыхании получается прочная твердая пленка, не утрачивающая способности к повторному набуханию. Поскольку клеящим веществом коллагеновых клеев служит глютин, постольку эту группу клеев часто называют также глютиновыми. Из современных клеев наиболее чистые глютины содержат осетровый клей и желатин. Осетровый клей выпускают в виде полупрозрачных, слегка волокнистых плоских листков различной формы, которые получают посредством сушки внутренних стенок плавательных пузырей хрящевидных рыб (осетрины, белуги и других). Рыбий клей выпускается в виде светлых, полупрозрачных пластин. Изготовляют его из костей и чешуи различных рыб. Лучшим сортом считается астраханский клей. Большую группу коллагеновых клеев составляют извлечения из кож и костей различных млекопитающих. Клей мездровый (столярный) производят из обрезков кож. Поступает в продажу в виде коричневатых плиток или небольших прямоугольных кусочков. Желатин получают в результате специальной очистки продуктов, полученных из кож, костей и других частей животных организмов. Выпускается в виде мелких крупинок. В зависимости от содержания чистого глютина в желатине, а также примесей различают его сорта — пищевой и фотоэмульсионный, или технический. Приготовление левкаса. Процесс состоит из получения клеевого раствора и приготовления левкасной массы. Сухой клей взвешивают, засыпают в сосуд и заливают холодной или слегка теплой водой на срок от трех часов до одних суток в зависимости от сорта клея. Частицы клея набухают в воде, но глютин не растворяется. Для его извлечения сливают воду и набухший клей заливают дистиллированной водой. Сосуд ставят в водяную баню и нагревают. Клей готовят при температуре, не выше 60—70°. Превышение температуры или длительное нагревание при допустимой температуре приводит к тому, что молекулы глютина разрушаются и гидролизуются. При этом клеевая масса теряет ряд своих ценных технологических качеств: снижается желатинизация (загустение), замедляется схватывание, уменьшается эластичность. Для приготовления левкасной массы в клеевой раствор постепенно всыпают при постоянном перемешивании порошок мела или алебастра до получения жидкой сметанообразной массы. Посуду с массой левкаса ставят на несколько часов в тепло, чтобы порошок достаточно пропитался клеем. Современный рецепт приготовления левкаса помещен вглаве «Восстановление участков утраченного левкаса» (см. с. 84). ЛЕВКАШЕНИЕ Нанесение левкаса на основу произведения называлось левкашением. Сначала иконную доску проклеивали (но до этого ее держали в сухом теплом помещении, так как теплая поверхность лучше впитывает в себя раствор клея). Промазывали доску жидким горячим раствором несколько раз, чтобы поверхность доски насытилась клеем и на ней образовалась равномерная тончайшая пленка. На подготовленную поверхность наклеивали паволоку и наносили левкас. Ткань паволоки, предназначенную для наклейки, в течение нескольких часов (иногда до суток) выдерживали в теплом клеевом отваре, чтобы волокна ее хорошо пропитались клеем. Перед наклейкой на доску ее слегка отжимали, без выкручивания, чтобы в ткани не получились складки. Ткань накладывали на поверхность доски и притирали ладонью или гладким округлым камнем. После просыхания паволоки приступали к нанесению левкаса. Для первого слоя брали чуть теплую грунтовочную массу, чтобы сильно не размягчать клеевую пленку на поверхности доски. Наносили левкасную массу, притирая ладонью руки, или торцом толстой щетинной кисти, или мочалкой, чтобы поверхность имела фактуру. Второй слой левкаса накладывали также чуть теплой массой (иногда даже слегка застуденившейся) с помощью деревянного шпателя или ладонью руки. В один прием наращивали обычно по два-три тонких слоя, после чего в течение двух-трех дней (в зависимости от погоды или сухости в помещении) давали возможность грунту хорошо просохнуть. Затем наращивание продолжали до толщины слоя в 3—5 мм. Просохший левкас выравнивали острым ребром металлического ножа-скоблила. Снова наносили слои левкаса, которые после просушки опять выскабливали. Поверхность левкаса (особенно под позолоту) делали очень ровной и гладкой. Если грунт оказывался пористым или неровным, его выравнивали, нанося еще тонкий слой с помощью шпателя, щетинной кисти или ладонью, которыми двигали по поверхности не очень быстро, чтобы не вспенивать грунтовочную массу. Шлифовали поверхность хвощем (в современной практике левкас шлифуют тонкозернистой шлифовальной бумагой). Гладкость поверхности проверяли следующим образом: на нее насыпали мелкий порошок угля и сметали его птичьим крылом. С гладких участков грунта порошок сметался, а в неровностях и порах оставался. Для ликвидации обнаруженных дефектов грунтование и шлифовку повторяли. РЕЛЬЕФЫ ПО ЛЕВКАСУ Существует немало икон, часть поверхности которых украшена рельефами по левкасу. Рельефные орнаменты создавались до или после писания и золочения иконы. Существовали четыре способа создания рельефа — чеканка по вызолоченному левкасу, резьба по левкасу, лепные рельефы из левкаса и оттискивание рельефа в сыром левкасе. Чеканка по вызолоченному левкасу. Это самый древний способ в русской иконописи. Он наблюдается уже на иконах XII века. Вызолоченный левкас чеканили металлическими чеканами также, как чеканят металл (ил. 87). Узор определялся формой наконечников чеканов и состоял из точек, окружностей, лунок и тому подобных углублений. Крестчатый узор нимба, дополнялся «канфаркой» — глубокими точками на поверхности между линиями пересекающихся окружностей. Такой узор можно часто видеть на новгородских и псковских иконах XV и последующих веков. Сложные чеканные узоры особенно характерны для икон второй половины XIX века, написанных во «фряжской манере». 87. Полностью раскрытый из-под записей слой живописи начала XV в. и тонирование мест с утраченным красочным слоем по поверхности первоначального левкаса. То же произведение Резьба по левкасу. В XVI веке для получения рельефного узора на фонах русских икон применяли способ резьбы по гладкому левкасу. Прием этот широко использовался художниками Западной Европы в XV—XVI веках, а в Белоруссии и на Украине — в XVI—XVIII веках. На гладкой поверхности левкаса до начала живописных работ рисовали узор. Линии его вырезали резцами, получая углубления в гладкой поверхности левкаса. Поверхность подготавливали к листовому золочению так же, как под позолоту ровной поверхности левкаса. Золотили рельеф сусальным золотом (ил. 21). 21. Резной рельефный орнамент по левкасу. Фрагмент иконы «Спас на пистоле». Конец XVII в. Угличский музей Лепные рельефы из левкаса. Этот способ появляется в украинской иконописи в XVI веке, а в русской — со второй половины XVII века. Рельеф наращивали левкасной массой по рисунку, сделанному на гладкой поверхности левкаса. Лепные левкасы были двух типов. Первый — с невысоким оплывшим рельефом и второй — с высоким и четким рельефом (возвышающимся на 3— 4 мм над поверхностью основного левкаса). Рельефы первого типа наносили жидкой левкасной массой. Благодаря такой консистенции рельеф этот получался оплывшим, но зато он прочно склеивался с поверхностью основного грунта. Почти все эти рельефы были сделаны в одно время с первоначальной живописью. Рельефы второго типа, как правило, создавались при поновлении икон в XIX веке. Первоначальный грунт вокруг изображений поновители заменяли новым, поверх которого рисовали орнаменты и по этому рисунку наносили несколько слоев густого (нерастекающегося) левкаса. Слои наращивали постепенно, давая просохнуть каждому предшествующему слою, четко повторяя постепенно утончающиеся рельефные полосы орнамента. Связь между слоями получалась недостаточно прочной. Поэтому со временем такие рельефы расслаиваются (ил. 56). 56. Отставание левкаса, расслоение и утраты лепного орнамента на иконе XIX в. (вверху), тот же участок после укрепления (внизу) Оба типа лепных рельефов золотили (как правило, на полимент). Оттискивание рельефа в сыром левкасе. На фоновую часть образа наносили свежий левкас и, пока он не застыл, матрицами, которыми чеканили басмы, оттискивали рельефный узор. Просохший левкас золотили. Если узор оказывался недостаточно четким, углубленные линии прочеканивали. Такими золочеными рельефами начиная со второй половины XVI века имитировали басменные оклады. Первоисточник: Реставрация станковой темперной живописи. Филатов В. В. - М. 1986art-con.ru |