Кремлевская стена в питере


Кремлёвская стена в Санкт-Петербурге | Санкт-Петербург Центр

Вот, уже более столетия стоит в центре Санкт-Петербурга Кремлёвская стена, что очень озадачивает не только приезжих, но и самих петербуржцев. Москвичи тоже диву даются.

В Северной столице много есть зданий XVIII и XIX веков постройки. Но они не кажутся почему-то не современными, и никто даже не задаётся вопросом. Так дело обстоит и с Кремлевской стеной в городе на Неве. Её обзор начинается, когда обойдёшь вокруг станции метро "Площадь Александра Невского", и тут сразу попадаешь в старинную Москву, поскольку буквально наталкиваешься на внушительного размера фрагмент стены Московского Кремля — такой же краснокирпичной, с башенками и арками. Данный архитектурный эпизод является частью храма Феодоровской иконы Божией матери.

Феодоровский собор

Официально этот Собор называется Храмом Феодоровской иконы Божией Матери, который был возведён по инициативе Александра III в честь 300-летия Дома Романовых в 1911 — 1914 гг. Поэтому в обиходе Храм называли — Романовской церковью в 1920-е гг. Сейчас часто можно услышать название в народе — Фёдоровский собор. Храм строился к 300-летнему юбилею Романовых на народные пожертвования. 

Это православный храм Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Сейчас он находится на реконструкции. Собор начали возводить по проекту Степана Кричинского. Замысел архитектора состоял в том, чтобы в Санкт-Петербурге воссоздать некую историю Москвы, где был бы храм, возведённый в стиле старинных Ростовских соборов в окружении целого комплекса зданий и памятников. Этим самым, ансамбль должен был служить символом единения русских земель под властью семьи Романовых после смутных времен, которые пережила Русь. 

Внутри собора — 2 храма, которые по своему убранству очень разные. 

Нижний храм

Нижний храм посвящён святому благоверному великому князю Александру Невскому и святой равноапостольной Марии Магдалине — небесным покровителям императора Александра III и его супруги императрицы Марии Федоровны.

Таким образом, нижний храм при его возведения ещё 100 лет назад, посвящённый святому Александру Невскому, предполагали оформить его в стиле XIII века, той эпохи, в которой жил великий князь.

Однако, нижний храм так и не был окончательно оформлен. Не сохра

peterburg.center

«Московская-Товарная», центральная окраина, кремлёвская стена в Петербурге и не только. Часть II.: samiznaetekto — LiveJournal

Феодоровский собор является основной доминантой рассмотренного нами в первой части места. Храм этот не характерен для нашего города с точки зрения архитектуры. И тому есть достойное оправдание. К началу возведения церкви (1911 год) в столице уже не боялись экспериментировать с самыми неожиданными стилями. В двух шагах от Петропавловской крепости только что построили среднеазиатскую мечеть, а подле Марсова поля чуть раньше открыли наконец роскошную церковь Спаса на Крови, словно прибывшую прямиком из Первопрестольной. Ее фактический заказчик — император Александр III — настоял на том, чтобы своим обликом памятник его отцу воспроизводил именно древнерусские церкви. И в том, что касается деталей — кокошников, луковиц, шатров, — они воспроизведены почти буквально.

В 1910-е годы такое копирование русской старины, казалось, уже вышло из моды. При всей консервативности церковных властей мотивы стиля модерн проникли и в православное храмостроение, и на улицах двух столиц на смену пестрым и скрупулезным подобиям храмов XVII века пришли лаконичные громады псково-новгородских церквей. «Красным», неоштукатуренным кирпичным храмам, решительно предпочли «белые», белокаменные или белёные.


Собор Феодоровской иконы Божией Матери, гражданский инженер Кричинский Степан Самойлович, проект 1910 года, 3-я премия. Источник: «Квартальный надзиратель»

Храм было велено проектировать в стиле времён воцарения Романовых, хотя в разорённой смутой России никакого стиля и не было. Участники конкурса как могли выпутывались из непростой ситуации. Больше других преуспел Николай Васильев, получивший в 1910 году первую премию. Однако строить церковь поручили не ему, а занявшему лишь третье место Степану Кричинскому, кстати, помогавшему Васильеву строить Петербургскую мечеть.


«Что не так? Всё не так!» Кроме пяти куполов здесь всё не так, как в окончательном варианте. Проект Кричинского, 1910 год. Источник: «СНиПов нет».

Относительно первоначального проекта Кричинского здание стало роскошнее и эклектичнее, словно кто-то вознамерился создать настоящий музей древнерусского зодчества с невероятным сочетанием разнообразных цитат. Поскольку «кремлёвская стена» в отличие от средневековых крепостей не замкнута, комплекс можно было достраивать вдоль Миргородской улицы, пополняя этот архитектурный «музей» все новыми экспонатами. Да и стена-то в итоге носила чисто утилитарную функцию — закрыть вид на товарную железнодорожную станцию.


Вид на «кремлёвскую стену» с Полтавской улицы, 1930-е годы. Источник и автор неизвестны.


Другой вид на «кремлёвскую стену» с Полтавской улицы, 1957 год. Источник и автор неизвестны.

«Зубцы» арки очень напоминают московские, которые, в свою очередь, напоминают итальянские, например, Венецианские. По необычной форме проездной арки в стене можно догадаться, какой из русских кремлей имел в виду зодчий — Великий Новогород, Детинец, XVI — XIX века. Подобный проём, более похожий на пролом и с точки зрения фортификаций уничтожающий саму идею крепостной стены, в Средние века был бы немыслим. Такими арками новгородскую твердыню украсили в эпоху ампира, когда никакой военной функции крепость уже не выполняла. Они близкие родственники петербургских арок Адмиралтейства и Главного штаба.


Зубцы и арки «кремлёвской стены» здесь прекрасно видны. И первая очередь комплекса «Царская столица» тоже прекрасно видна. Фотография августа 2015 года.

Судьба храма, который должен был стать «священным хранилищем святынь царствующего дома» (а в нём предполагалось собрать списки икон всех святых, покровителей династии Рюриковичей и Романовых) оказалась не самой счастливой. Заложенный весной 1911 года храм к моменту освящения был ещё не полностью построен — строительство затягивалось по причине нехватки средств. Достраивался он уже при Советской России в начале 1920-х годов. Внутреннее же убранство так окончательно и не было закончено.


Крестный ход в день освящения Храма 15 января 1914 года. За духовенством — Николай II. Источник: Flickr.

Фотография любопытна по крайней мере тем, что на ней отсутствует снег. Замечу, это январь 1914 года. Шах и мат жалующимся на то, что раньше бесснежных зим не было. Давайте ещё Александра Сергеевича вспомним, вернувшись ещё на сто лет назад: «В тот год осенняя погода / Стояла долго на дворе, / Зимы ждала, ждала природа / Снег выпал только в январе / На третье в ночь.»

Печальная участь постигла церковь десятью годами позже. Службы продолжались до 1932 года, затем храм был закрыт по причине «непроизводства ремонта» храма, которому на тот момент было от силы полтора десятка лет, а здание передано молокозаводу «Союзмолоко».


Постановление о закрытии храма от 10 мая 1932. Источник: Flickr.

Ходатайства верующих о пересмотре решения о закрытии храма удовлетворены не были.


Отказ в пересмотре постановления о закрытии храма. Источник: Flickr.

Верхний храм стал цехом по производству молочных продуктов: он был разделен железобетонными перекрытиями на три этажа и дополнен опорами.


Вид храма после после ухода молокозавода из его стен, начало 2000-х. Источник: Flickr.


Виды храма после возвращения Церкви, 2005 год. Источник: Flickr.

Затем были возведены дополнительные этажи над западной частью церкви для размещения там дирекции завода. Купола были сняты, позже убраны и барабаны.


Храм без куполов, вторая половина 1930-х. Источник: pastvu.com

Если верить легенде, в советское время церковь окончательно обезглавили из опасения, что следовавший в Ленинград по железной дороге вице-президент США Ричард Никсон обратит излишнее внимание на это несоветское сооружение. Впрочем, и после визита Никсона причудливое сооружение сохраняло церковные черты, странно сочетавшиеся с индустриальными деталями. Никуда не делись и «кремлёвская стена», и украшавшие фасад кресты. Так что восстановленный ныне Феодоровский собор нельзя назвать новоделом.


Окончательно обезглавленный собор, вторая половина 1980-х. Источник: Flickr.

Хороший и подробный рассказ о Феодоровском соборе совсем недавно написал известный петербургский исследователь Сергей Бабушкин: огромное количество фотографий строительства и внутреннего убранства, архивные документы и даже фотография архитектора Кричинского.

Итак, собор является доминантой района. Уже первые проекты нового жилого комплекса, выполненные мастерской Герасимова почти десять лет назад, обыгрывали пространство вокруг собора, удачно вписывая его в основную застройку:


Эскиз застройки территории ж/д станции «Московская-товарная». Источник: Архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнёры».

«Проект предполагает организацию городской среды в районе ж/д станции „Московская-товарная“ Санкт-Петербурга. Данный участок среды долгое время находился в плачевном состоянии, кроме того, не было единства застройки и возможности оптимального использования всей территории. Вследствие этого первостепенной задачей стало комплексное освоение территории, путем разделения пространства виадука на зону прямоугольных жилых кварталов — с одной стороны, и участок планировки улиц, сооружений общественного назначения, подчиненных влиянию реконструируемого собора Феодоровской Божьей Матери — с другой. Объединяет эти участки общая ось, образованная линией канала и пешеходной зоной, проходящей мимо всех значимых архитектурных доминант.»

К слову о названии: мне больше нравится «Московская-товарная». Но надо признать, что с точки зрения «продаваемости» это название никуда не годится. Однако, в 2007 году именно это название было официальным.


Источник: Фёдор Шумилов и «Анатомия Петербурга».

Вот ещё несколько «несостоявшихся» видов из первоначального проекта:


Вид от центрального канала. Источник: Архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнёры».


Вид с железнодорожных путей московского направления. Источник: Архитектурная мастерская «Евгений Герасимов и партнёры».

От эскизов перешли к делу. В макетной мастерской для лучшей визуализации был изготовлен деревянный макет с подсветкой.


Макет застройки территории ж/д станции «Московская-товарная». Источник: Градмакет.

Обратиим внимание на то, что между первой (вокруг собора) и второй очередями предполагалась многополосный виадук над железнодорожными путями с выходом на Лиговский проспект в створе, я так думаю, со Свечным переулком. Маловероятно, что это в ближайшее время будет реализовано. Хотя между первой и последующими очередями, согласно плана, оставлено расстояние порядка 75 метров.


Макет застройки территории ж/д станции «Московская-товарная». Источник: Градмакет.

Кстати, о макетах. Мне всегда нравилось строить домики. У меня было несколько совершенно разных конструкторов, из которых эти домики получались очень даже ничего такие. Вероятно, именно это детское увлечение подремав лет 25 проснулось, и теперь меня от домиков не оторвать. И от макетных домиков — тем более.

В макетной мастерской, в которой мне довелось побывать, работает замечательный человек Юрий Алексеевич Сенаторов. Он занимается макетами с 1969 года. Вот же усидчивость у человека! Чёткая, точная, кропотливая работа, требующая хорошей координации, пространственного воображения и «ровных» рук.

Картон или бумага для моделирования выбираются плотные и фактурные. Юрий Алексеевич закупает их в специальных магазинах, у него огромный набор на все случаи жизни. Точность создания макета напрямую зависит от точности чертежа, а вот с этим в архитектурной мастерской проблем нет. Обычно для бумажно-картонного макета используется масштаб 1:100, но возможны варианты.

Первым этапом моделирования является построение развёртки — развернутое на плоскости бумаги или картона изображение макета. Построение развёртки макета дома происходит с учетом точного размера стен, фронтонов и прибавки на клапаны для приклеивания. Оконные рамы, как и пилястры, эркеры, руст и прочие «архитектурные излишества», изготавливаются отдельно и, позднее, приклеиваются к основному макету.

Если модель дома более сложная, как в нашем случае, то её изготавливают путем поэтапного создания фасадов здания, крыши и основания. Затем уже модель собирается в законченную композицию.

Дом, над которым работает сейчас Юрий Алексеевич, не из жилого комплекса «Царская столица», но закрытый внутренний двор напоминает дома первой очереди:

На фотографии изображён этап подготовки каркаса и внутреннего двора. Внешние стены уже тоже готовы, осталось это всё только соединить. Но ведь хочется и хоть немного оживить макет. Самые распространённые инструменты «оживляжа» макета это деревья и автомобили. В роли вторых выступают детские машинки, грузовички и экскаваторы. В роли первых выступают растения, например, пижма.

На целый лес наберётся, да и не для одного проекта:

За работой макетных дел мастера можно наблюдать вечно. А ещё Юрий Николаевич очень приятный и интересный рассказчик. С удовольствием ещё раз приду в гости в мастерскую Герасимова. Да и обещали тут пригласить ещё в одну небольшую макетную мастерскую, будет интересно сравнить технологии и приёмы.

Окружение изучили, на макеты насмотрелись, пора бы и непосредственно к строящимся и готовым домам переходить. Однако остались ещё два озвученных, но не раскрытых вопроса: Петербург в виде кратера и высотный регламент. Сейчас будет мало картинок и много текста.

Начнём с кратера. «Еще в 70-е годы я высказал банальную мысль: для Петербурга больше всего подходит образ лунного кратера, где центром является плоскость этого кратера, с отдельными всплесками, а к краям этот кратер имеет всплески, которые могут быть любых габаритов, любой высоты. В Петербурге небоскребы могли бы быть по краям кратера. На мой взгляд, такими краями могли бы быть зоны у Вантового моста, севернее Муринского ручья и, конечно, Кольцевая дорога.» Источник: архитектор Сергей Шмаков, Член Градостроительного совета; выступление 28 июня 2007 года в агентстве «Росбалт».

Первый раз линия силуэта Ленинграда оказалась под угрозой ещё в 1930-х годах, когда влиятельный аппарат советской власти требовал большого количества новых помещений и пространств для обеспечения своей деятельности. На защиту исторического центра встал влиятельный человек, главный архитектор Ленинграда Лев Ильин. Он вовремя распознал опасность и убедил Кремль в целесообразности переноса административной части города в район южной части Московского проспекта. Несмотря на то что война помешала воплощению проекта, специалисты утверждают, что Лев Ильин спас центр Ленинграда. В Москве же из-за аналогичной ситуации центральная часть города была серьезно перестроена и, как полагают градостроители и эксперты, можно говорить даже о частичном уничтожении исторического центра столицы.


Г. А. Симонов, С. В, Васильковский, О. И. Гурьев, Лев М. Хидекель, при участии Б. Д. Судоплатова. Проект под девизом «Петербург-Ленинград». II-я премия. Источник: "Ленинград. Конкурсы на Дом Советов. 1936, 1939-1940."

Если рассуждать с архитектурной точки зрения, то Петербург город сложный, но в целом плоский. До 1832 года издавались отдельные указы, регулировавшие строительный процесс, которые в 1832 г. были собраны в «Устав строительный». В 1857 году этот устав переиздается, в него вводятся дополнения и уточнения. В 1874 он переиздаётся ещё раз. Ограничение высоты зданий — 11 саженей, 23,5 метра — не выше последнего карниза Зимнего дворца. Устанавливается минимальная высота каждого жилого этажа — 3,5 аршина, 2,133 метра. Существовали так называемые красные улицы — основные, на них находилось жилье наиболее богатых людей и существовал приоритет высоты застройки. Таким образом, ситуация была обратной сегодняшней: чем ближе к центру, тем выше можно было строить дома, а жители менее престижных районов ограничивались невысокими зданиями.

Из строительного указа 1874 года, «О фасадах частных зданий в городах», § 358: «В С.-Петербурге относительно высоких зданий и построек этажей на существующих зданиях наблюдаются следующие правила: высота возводимых вновь частных домов, во сколько бы этажей оные не были, не должна вообще превышать ширину улиц и переулков... На площадях же и на таких улицах, которые имеют ширину более одиннадцати сажен, не допускают постройки жилых частных зданий выше сей меры, т. е. одиннадцати сажен.» 1 сажень = 2.1336 метра, 11 саженей = 23.4696 метра.

Историки утверждают, что дело тут было не только и не столько в том, что кто-то из подданных Императора мог бы осмелиться посягнуть на его величие. Все гораздо прозаичнее. Строить здания свыше 11 саженей нельзя было по одной причине: в таком случае в городе, где и без того никогда не хватало солнечного света, его освещенность была бы снижена до предела. А это неизбежно привело бы к

samiznaetekto.livejournal.com

Квартальный надзиратель №117

сли следовать по главной магистрали города в той ее части, что по традиции называется Староневским проспектом, на короткое мгновение в перспективе Полтавской улицы взгляду явится нечто необычное — то ли крепость, то ли монастырь. Еще лучше этот ансамбль виден с перрона Московского вокзала. Если верить легенде, в советское время церковь окончательно обезглавили из опасения, что следовавший в Ленинград по железной дороге вице-президент США Ричард Никсон обратит излишнее внимание на это несоветское сооружение.

А когда-то, как представляется, храм задумали именно таким — не вполне петербургским. Чтобы приезжим из Центральной России казалось, что столица встречает их причудливым осколком допетровской Руси. Теперь его немного скрывают более поздние вокзальные постройки, но воссозданные купола хорошо заметны.

прочем, к началу возведения этой церкви (1911 год) в столице уже не боялись экспериментировать с самыми неожиданными стилями. В двух шагах от Петропавловской крепости только что построили среднеазиатскую мечеть, а подле Марсова поля чуть раньше открыли наконец роскошную церковь Спаса на Крови, словно прибывшую прямиком из Первопрестольной. Ее фактический заказчик — император Александр III — настоял на том, чтобы своим обликом памятник его отцу воспроизводил именно древнерусские церкви. И в том, что касается деталей — кокошников, луковиц, шатров, — они воспроизведены почти буквально.

В 1910-е годы такое копирование русской старины, казалось, уже вышло из моды. При всей консервативности церковных властей мотивы стиля модерн проникли и в православное храмостроение, и на улицах двух столиц на смену пестрым и скрупулезным подобиям храмов XVII века пришли лаконичные громады псково-новгородских церквей. Красным (неоштукатуренным кирпичным) храмам решительно предпочли белые (белокаменные или беленые). Но перед самой революцией всеобщее разочарование в модерне вкупе со все более серьезным изучением древнерусской архитектуры, ну и, конечно же, последние попытки удержать народонаселение страны в повиновении монаршей воле породили новую волну копиизма. Ее кульминацией стал точный слепок церкви Покрова на Нерли — Спас на водах в конце Английской набережной (снесен в 1930-е).

Максимальной же концентрации «Древней Руси» достигли в Царском Селе, где построили главный храм, увековечивший трехсотлетие дома Романовых. Творение Владимира Покровского, однако, никаким образцам не следовало, и его смелый облик разбавили игрушечным Федоровским городком. Автором городка был Степан Кричинский, параллельно трудившийся над аналогичным собранием архитектурных декораций у Николаевского вокзала. Этот зодчий успел поработать во всех стилях, популярных в России в начале XX века: для художника Павла Щербова построил в Гатчине коттедж в духе английского движения «Искусства и ремесла», для бухарского эмира (сам зодчий происходил из польско-литовских татар) — ренессансное палаццо на Петроградской стороне, для графини Елизаветы Воронцовой-Дашковой — усадьбу в стиле ампир в Шуваловском парке, ну а для царя — нечто из времен призвания Романовых на царство.

Перенос святынь из подворья Городецкого монастыря в Федоровский собор. После этого церковь на Полтавской была разобрана

  рам — напоминание о славных днях выхода России из состояния смуты под водительством новой династии собирались сначала возвести в центре Петербурга, на Троицкой площади. Старейший собор города уже давно обветшал, а затем и вовсе сгорел, к тому же всем так хотелось закрыть русской церковью голубые купола мечети. Но затем инициативу на себя взял владевший участком у вокзала Городецкий монастырь, на подворье которого и построили новый храм. Феодоровская икона Божией Матери, ныне хранящаяся в Костроме, в XIII столетии находилась в соборе именно Городецкого монастыря. Название ее связывают с церковью Феодора Стратилата, куда она попала затем. По легенде, этим образом благословили на царствование первого Романова — Михаила Федоровича, пережидавшего в Костроме Смутное время. С той поры икону считали семейной реликвией царствующего дома, отчего большинство русских императриц при переходе в православие получали отчество Федоровна.

Извод иконы в обрамлении древа, в ветвях которого изображены известные русские святые, был воспроизведен на фасаде Федоровского собора мирискусником Сергеем Чехониным, затем утрачен, а ныне воссоздан. Храм было велено проектировать в стиле времен воцарения Романовых, хотя в разоренной смутой России никакого стиля и не было. Участники конкурса как могли выпутывались из непростой ситуации. Больше других преуспел Николай Васильев, получивший в 1910 году первую премию. Однако строить церковь поручили не ему, а занявшему лишь третье место Степану Кричинскому (кстати, помогавшему Васильеву строить петербургскую мечеть). Замысел Кричинского показался кому-то на самом верху более определенным: не начало XVII века с его едва уловимым стилем, но конец, причем не в московском, а в более строгом и монументальном ростовском варианте. В Ростове Великом митрополит Иона Сысоевич в 1670-е годы возвел тоже довольно игрушечный кремль (по сути, свой дворец).

Относительно первоначального проекта Кричинского здание стало роскошнее и эклектичнее, словно кто-то вознамерился создать настоящий музей древнерусского зодчества с невероятным сочетанием разно образных цитат. Автор проекта, словно предчувствуя конец церковного строительства в России, вызванный приходом новой Смуты, подводил его итоги. Поскольку «кремлевская стена» в отличие от средневековых крепостей не замкнута, комплекс можно было достраивать вдоль Миргородской улицы, пополняя этот архитектурный «музей» все новыми экспонатами.

В действительности же даже внутреннее убранство собора не было завершено. В 1932 году его передали предприятию «Союзмолоко», тогда исчезли купола, затем икона на фасаде. Впрочем, и после визита Никсона причудливое сооружение сохраняло церковные черты, странно сочетавшиеся с индустриальными деталями. Никуда не делись и «кремлевская стена», и украшавшие фасад кресты… Так что восстанавливаемый ныне Федоровский собор нельзя назвать новоделом. Ему повезло несравнимо больше, нежели другой церкви Кричинского — храму Палестинского общества, что зодчий построил в начале той самой Полтавской улицы, которую замыкает краснокирпичная стена. Диалог двух построек в русском стиле продолжался недолго, в том же 1932 году церковь на 2-й Советской взорвали. А храм-памятник остался, став со временем памятником и тому древнему зодчеству, что погубил своими реформами основатель города, Петр Алексеевич Романов. И. С.

Уничтоженная в советское время майоликовая икона вновь заняла свое место на фасаде собора

kn.sobaka.ru

Кремлевская стена в Санкт-Петербурге и Федоровский собор — По-европе.рф

Думаете, это Москва? А вот и нет, это Санкт-Петербург.

Да, да, да, вы не ослышались, в центре Петербурга стоит Кремлевская стена. Правда, о ней знают немногие, хотя стена и находится в 3 минутах ходьбы от Невского проспекта.

На самом деле, история этой стены не такая древняя, как история самого московского Кремля. В конце 19 века, Александр III решил построить в Санкт-Петербурге церковь, посвященную празднику 300-летия воцарения династии Романовых. Так свое рождение получила Феодоровская Церковь, а вместе с ней и кремлевская стена.

По мнению архитектора С.С. Кричинского церковь и Кремлевская стена должны были воссоздать кусочек Москвы. Эта Кремлевская стена должна была стать символом единения народа и избрания на трон после Смутного времени первого царя династии Романовых, Михаила Романова.

Однако, что-то пошло не так и спустя 4 года после праздника 300-летия воцарения династии Романовых в 1913 году состоялась революция и столица была перенесена большевиками обратно в Москву. Надобность в стене отпала, но зато теперь она стала прекрасной достопримечательностью Санкт-Петербурга.

Читайте также про единственный православный собор Парижа

Собор Феодоровской иконы Божией матери — является самой недооцененной достопримечательностью Петербурга. Построенный в стиле традиционных русских церквей, Собор ярко отличается от других петербургских построек. Внутри Собора вы погрузитесь в историческое прошлое: убранство церкви, как во время первых русских царей.

Обязательно посетите Феодоровский собор, прогуляйтесь вдоль Кремлевской стены. Оцените масштаб здания и его органичность.

Где находится Кремлевская стена и Федоровский собор:

Как добраться:

Вам нужно доехать до станции метро Площадь Восстания. Выйдя из метро, держите путь на Невский проспект 111. Далее поверните направо. Перед вами будет Полтавская улица, и вы сразу же увидите Феодоровский Собор.

Также, ближайшая остановка для наземного транспорта: «Полтавская улица». От нее до Собора примерно 2-3 минуты пешком.


Читайте другие статьи о Санкт-Петербурге и России на нашем сайте!


xn----dtbib5bdcfh.xn--p1ai

Кремлевская стена в Петербурге - Удачи и свободы Вашему Я! — LiveJournal


Вы думаете это Москва? Отнюдь!))))))  Санкт-Петербург! 15 мин от Невского пешком.


Судьба этого храма очень интересная. Сначала он был Федоровским собором, построенным на народные деньги,  в честь 300-т летнего юбилея Романовых. Затем наступила эра СССР и он был, как простой кубик. Без куполов и пристроек, совершенно неузнаваемый. Тут был молокозавод. Наверное молоко было освященное автоматически и долго не скисало...

О нем я обязательно напишу на днях отдельный пост. В проеме ворот он смотрится великолепно.

Стена тут смотрится гармонично, словно всегда выполняла оборонительные функции.

У нее можно фильмы снимать ))) вот только кондиционеры снять ))) Рядом строятся новые дома.

Стены толстые... почти как кремлевские... завтра и про Храм напишу...



pantv.livejournal.com

Московский Кремль — Википедия

Московский Кремль[1] — крепость в центре Москвы и древнейшая её часть, главный общественно-политический и историко-художественный комплекс города, официальная резиденция Президента Российской Федерации, была официальной резиденцией Генерального секретаря ЦК КПСС.

Расположен на высоком левом берегу Москвы-реки — Боровицком холме, при впадении в неё реки Неглинной. В плане Кремль — неправильный треугольник площадью 27,5 гектара. Южная стена обращена к Москве-реке, северо-западная — к Александровскому саду, восточная — к Красной площади.

Финно-угорское поселение[править | править код]

Первые поселения на территории Московского Кремля относятся к бронзовому веку (II тысячелетие до н. э.). У современного Архангельского собора было найдено финно-угорское поселение, относящееся к раннему железному веку (вторая половина I тысячелетия до н. э.). В это время поселение дьяковского типа занимало центр верхней надпойменной террасы Боровицкого холма (район современной Соборной площади) и, возможно, уже имело укрепления. С северо-востока селение было защищено двумя оврагами: один, к северу от нынешних Троицких ворот, выходил к реке Неглинной, другой лежал между Петровской и Второй Безымянной башнями современного Кремля[2].

Посёлок вятичей[править | править код]

С началом в X веке славянской колонизации бассейнов Оки и Москвы-реки вершину Боровицкого холма заселили вятичи (возможно, осваивая прежнее городище). Предположительно, поселение вятичей на холме состояло из двух укреплённых центров — первый, больший по площади, находился на месте современной Соборной площади, второй занимал оконечность мыса. Предположительно, оба центра защищало кольцевое укрепление, состоявшее из рва, вала и частокола. Вятичи включили в состав оборонительных сооружений и два соединённых промоиной оврага, выполнявших ту же функцию ещё в дославянское время; овраги были преобразованы в ров глубиной до 9 м и шириной около 3,8 м. Предположительно, на мысовой части поселения располагался некий политико-административный центр: при археологических раскопках здесь была найдена киевская вислая печать конца XI века. Обе части, вероятно, имели свои культовые центры — верхний в районе Соборной площади, нижний — «под Бором». На этом месте находилась старейшая в Москве церковь Рождества Иоанна Предтечи. К докняжескому времени относятся и кремлёвские топонимы «Маковица», «Горы» и «Бор». Эти два центра окружал посад, раскинувшийся вдоль рек Неглинной и Москвы. Развитие и процветание поселения было связано с пролегающими здесь торговыми путями: по Москве-реке шла оживлённая торговля между Востоком и Западом. Помимо водного пути, рядом проходили две сухопутные дороги — одна в Новгород (позже Волоцкая), другая из Киева через Смоленск на северо-восток; обе дороги соединялись у подножия Боровицкого холма бродом через Москву-реку (в районе нынешнего Большого Каменного моста)[3].

Первая крепость[править | править код]

Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году. В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 м и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16–18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Вал был укреплён дубовыми брусьями, скреплявшимися на польский манер[неизвестный термин]. Во время монгольского нашествия после пятидневного сопротивления монголы взяли Москву, которую защищали младший сын Юрия Владимир и воевода Филипп Нянка «с малым войском»[4]. Кремль был разрушен, все его защитники — убиты, а Владимир Юрьевич — взят в плен. По свидетельству Лаврентьевской летописи, были сожжены все монастыри и церкви с сёлами.

Княжеская резиденция[править | править код]

С 1264 года Кремль являлся резиденцией московских удельных князей. В 1272 году князь Даниил Александрович (внук Ярослава Всеволодовича и младший сын Александра Невского) в первый год своего княжения устроил здесь Спасопреображенскую церковь. Предание об этом событии упоминает исследователь истории Кремля Александр Воронов.[5]

В 1293 году Москва была взята войском татарского царевича Тудана («Дюденева рать»).

С самого начала XIV века обострился конфликт между московскими и тверскими князьями, который начался при Данииле Александровиче. Этот междоусобный конфликт продолжался до 1329 года и в конечном итоге закончился существенным укреплением Великого княжества Московского[6].

В 1339 году были построены стены и башни из дуба.

В XIV веке в Кремле были устроены пять монастырей[6]. Первый из них (Спасо-Преображенский монастырь на бору) был создан в 1330 году, к тысячелетию Константинополя — «Нового Рима». Его центром стала древняя московская церковь Собора Спаса на Бору, или собор Спас-Преображения «что на Бору»[5][7]. Здесь происходили погребения московских князей и княгинь, пока роль усыпальницы не перешла к Архангельскому собору для мужчин и Вознесенскому монастырю (также разрушенному) для женщин. После учреждения Новоспасского монастыря в конце XV века собор Спаса на Бору получил статус придворного храма. В результате сооружения Кремлёвского дворца в 1830–1840 годах храм Спаса оказался вписанным во внутренний двор Дворца. Храм был уничтожен 1 мая 1933 года на основании решения Политбюро ЦК ВКП(б).

Другим древнейшим сооружением был Чудов монастырь, основанный митрополитом Алексием в 1365 году, находился в восточной части территории Кремля, примыкая к Вознесенскому монастырю. Название получил по церкви Чуда Архангела Михаила в Хонех, ставшей впоследствии усыпальницей митрополита Алексия. В 1483 году на территории монастыря была сооружена Алексиевская церковь. По распоряжению чудовского архимандрита Геннадия в неё перенесли мощи митрополита Алексия. В 1501–1503 древнюю церковь Михаила Архангела сменил храм, возведённый итальянскими мастерами[8]. В начале XX века в подклете Алексиевской церкви была сооружена усыпальница, где погребли останки великого князя Сергея Александровича, погибшего в Кремле в 1905 году от рук террористов. Склеп великого князя находился под полом, точно под ракой святителя Алексия. В 1929 году все постройки Чудова монастыря были снесены.

Белокаменный Кремль Дмитрия Донского[править | править код]

Лицевой летописный свод: «В том же году Князь великий Дмитрий Иоаннович заложил град Москву каменный, и начали делать беспрестанно»

В 1366—1368 годах, при великом князе Дмитрии Донском, деревянные стены Кремля заменяются стенами и башнями из местного белого камня (по данным археологии каменными были башни и наиболее важные части стены, откуда была наибольшая опасность штурма)[9]. С этого периода в летописях часто встречается название — «Москва белокаменная». Вскоре после постройки белокаменных стен они дважды — в 1368 и 1370 годах — выстояли против осады войск князя Ольгерда; в 1382 году хан Тохтамыш обманным путём проник в Кремль и разорил его, однако крепость быстро была восстановлена. Постепенно плотная деревянная застройка Кремля заменялась каменной, чему способствовали частые пожары. В 1404 году Лазарь Серб собрал и установил первые часы близ Благовещенского собора на подворье князя Василия Дмитриевича. К середине XV века в Кремле перестроили и расширили Благовещенский собор, на Митрополичьем дворе воздвигли церковь, названную позднее Ризоположенской, купец Ховрин перед своим домом построил церковь Воздвижения. В конце 1450-х — 1460-х годах на подворье Симонова монастыря, у Никольских ворот, возвели церковь Введения с каменной палатой, к Успенскому собору пристроили придел Похвалы Богородицы, на подворье Троице-Сергиева монастыря воздвигли церковь Богоявления, на территории великокняжеского двора поставили каменную церковь Иоанна Предтечи[10].

Постепенно белокаменные укрепления Кремля ветшали; прочность материала оказалась недостаточной и сооружения «поплыли» — летописи XV века содержат множество упоминаний о проводившихся восстановительных работах. В 1462 году масштабный ремонт стен от Свибловой стрельницы до Боровицких ворот осуществил В. Д. Ермолин[11].

Кирпичный Кремль Ивана III[править | править код]

Во второй половине XV века, при Иване III Великом, началась коренная перестройка Московского Кремля. Первым начали строить новый Успенский собор, ибо старый, построенный Иваном Калитою, к тому времени уже сильно обветшал. Строительство в 1471 году первоначально было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину, однако доведённое до сводов здание рухнуло в 1474 году при землетрясении — «известь была неклеевита, а камень нетвёрд»[12]. Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, который воздвиг к 1479 году существующее здание по подобию Успенского собора во Владимире. В 1484–1486 годах псковскими мастерами была возведена новая Ризоположенская церковь, а в 1484–1489 годах — новый Благовещенский собор на подклете прежнего храма. К тому времени вслед за Фиораванти в Москву были приглашены и другие итальянские зодчие. В 1485 году началось возведение нового Великокняжеского дворца, продолжавшееся с большими перерывами до 1514 года. Ранее всего была построена парадная часть дворца, от которой до наших дней сохранилась Грановитая палата, которую в 1487–1491 годах построили итальянские зодчие Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари. Строительством княжеских хором и внутренней стены, отделявшей их от остальной территории Кремля, занимался Алевиз Фрязин; он же перенёс на новое место парадную часть дворца — с южной стороны на восточную, обращённую к Соборной площади. Несмотря на то, что строительством дворца руководили итальянские зодчие, его архитектура полностью сохранила принципы сооружения древнерусских хором: на едином высоком каменном подклете были возведены отдельные каменные и деревянные объёмы[13][14]. С возведением в 1505–1508 годах Архангельского собора (архитектор Алевиз Новый) и колокольни Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин), а также здания Казённого двора между ними формирование Соборной площади как главной площади Московского Кремля в основном завершилось[11][15].

В начале XVI века в Кремле итальянские мастера строят новые храмы: собор Чудова монастыря (1501–1503), собор Вознесенского монастыря (1519), церковь Иоанна Лествичника (1505–1508), церковь Николы Гостунского, перестраивается храм Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1504)[16][17].

Одновременно с сооружением Великокняжеского дворца и обновлением кремлёвских храмов шло строительство новых Кремлёвских стен и башен. Начиная с 1485 года на протяжении целого десятилетия под руководством итальянских зодчих белокаменные прясла стен и башни разбирали, а на их месте возводили новые из обожжённого кирпича. Площадь крепости была увеличена за счёт присоединения значительных территорий на северо-западе и достигла 27,5 га, а Кремль получил современные очертания неправильного треугольника[18]. Форма башен и завершения стены в виде зубцов напоминают замок Скалигеров в Вероне и замок Сфорца в Милане[15]. Московский Кремль повторяет замок Сфорца вплоть до мельчайших деталей — верх стен крепости в России венчали 1045 зубцов в форме ласточкиного хвоста. Даже высота у них одинакова — 71 м[19].

В 1508 году вдоль стен был вырыт Алевизов ров, вода в который поступала из Неглинной. Кремль окончательно превратился в неприступную, окружённую водой со всех сторон крепость, обособленную от разросшегося к тому времени города[16]. При реставрации стен и башен в 1946–1950 годах и в 1974–1978 годах внутри их кирпичной кладки, в нижних частях и фундаментах были обнаружены белокаменные блоки, использованные в качестве забутовки. Возможно, что это и есть остатки белокаменных стен Кремля времени Дмитрия Донского.

В конце XV — начале XVI веков были отрегулированы и расширены основные кремлёвские улицы — Спасская, Никольская и Чудовская[20]. К тому времени в Кремле находилось ещё немало дворов бояр, духовенства и удельных князей, которые селились, в основном, на Подоле и к северу от Соборной площади. При Василии III и Иване Грозном, по мере обострения борьбы с удельными князьями, великий князь изымал их дворы и передавал своим приближённым[16]. В XVI веке строительство в Кремле сводилось в основном к обновлению и совершенствованию уже существовавших зданий и ансамблей. В 1532–1552 годах к колокольне Ивана Великого пристроили Воскресенскую церковь, в середине века перестроили Благовещенский собор, на Митрополичьем дворе появились церкви Соловецких чудотворцев и Трёх Святителей, неоднократно перестраивался и расширялся великокняжеский (затем царский) дворец. Благовещенский собор стал девятиглавым, а главы его, как и главы Успенского собора, были покрыты золотом, вывезенным из покорённой Казани. На Троицком подворье возведена уникальная шатровая церковь. Иван Грозный долгое время жил на «опричном дворе» вне Кремля; после отмены опричнины для царя выстроили новые Постельные палаты в четыре покоя неподалёку от церкви Спаса на Бору[21] (на месте нынешнего Георгиевского зала).

Первые изображения Кремля сохранились от конца XVI — начала XVII веков: план, помещённый в «Записках о Московии» австрийского посла Сигизмунда Герберштейна, и опубликованный голландским картографом Герритсом Гесселем план, получивший название «Кремленаград»[22][23]. Последний даёт представление о существовавшем тогда характере застройки Кремля. Среди тесно стоящих строений видны отчётливые очертания Соборной (Царской) и Ивановской площадей; от Ивановской площади две улицы ведут через северо-восточную часть крепости к Спасским (тогда Фроловским) и Никольским воротам; всю юго-западную часть занимает новый дворцовый комплекс, сооружение которого шло в течение всего царствования Бориса Годунова и завершилось в 1601–1603 годах[24][23]. Иранский дипломат Орудж-бек Баят, посетивший Москву в 1599 году, в своих записках заключал: «Дома в Кремле построены в стиле итальянских архитекторов и украшены красивыми орнаментами. Дворец царя особенно красив…»; он же писал о большом количестве в Кремле деревянных строений[25].

В 1610–1612 годах Кремль был занят польско-литовским гарнизоном Александра Гонсевского.

Расцвет Кремля в XVII веке[править | править код]

С воцарением Романовых возобновилось активное строительство церковных и светских зданий. В 1624 году надстроена Спасская башня. В 1635–1636 годах построен Теремной дворец и дворцовые церкви.

А. М. Васнецов. «Расцвет Кремля. Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века». 1922. Бумага на картоне, акварель, уголь, карандаш. 64 × 109. Музей Москвы, Москва

В правление царя Фёдора Алексеевича (1676–1682) и царевны Софьи (1682–1689) произведена масштабная перестройка кремлёвского ансамбля, в результате которой он получил логическое завершение. Были возведены новые корпуса Приказов и Чудова монастыря, верховые сады, палаты цариц и царевен, а все башни Кремля (кроме Никольской) получили многоярусные надстройки с украшенными цветной черепицей шатрами. В это же время Кремль изменил свой цвет: из красно-кирпичного он стал белым. 7 июля 1680 года, как говорится в одном древнем историческом акте, царь Фёдор Алексеевич «указал город Кремль выбелить известью»[26].

XVIII век[править | править код]

С началом царствования Петра I значение Московского Кремля заметно изменилось — царь переехал сначала в Преображенское, а затем в Петербург, и крепость потеряла статус постоянной царской резиденции. В начале XVIII века изменился и характер кремлёвской застройки: после опустошительного пожара 1701 года, Пётр издал в 1704 году указ, запрещающий строить внутри Кремля деревянные здания[27]. В 1702 году на выгоревшей части между Троицкой и Собакиной башнями начинается строительство здания Арсенала (Цейхгауза), продолжавшееся с перерывами до 1736 года. С началом Северной войны возникла угроза вторжения в Москву войск Карла XII, в связи с чем Пётр I распорядился возвести вдоль кремлёвских стен бастионы, а осушенные в XVII веке рвы наполнить водой. Однако использовать эти укрепления не пришлось — после победы русской армии под Полтавой опасность миновала[27][28].

При Елизавете Петровне в 1743–1750-х годах были разобраны древние Столовая, Ответная и Золотая палаты дворца и заменены небольшим богато декорированным зданием Зимнего дворца по проекту В. В. Растрелли, построенным под наблюдением Д. В. Ухтомского. Одновременно Ухтомский возвёл на месте снесённого здания Большой казны галерею Оружейной палаты и занимался перестройкой Приказов. При обветшании кремлёвских строений ставилась задача прежде всего их ремонта, а при его невозможности — старые здания разрешалось ломать и восстанавливать «таким же видом как прежде были»[29].

В 1768 году для строительства нового Кремлёвского дворца по проекту В. И. Баженова была создана специальная государственная организация — Экспедиция кремлёвского строения[30]. При подготовке места для нового дворца была ликвидирована вся застройка юго-восточной части бровки холма, уничтожены многие памятники древнерусской архитектуры, в том числе разобрана южная часть кремлёвской стены вместе с Тайницкой и Первой Безымянной башнями. Баженов ставил перед собой цель «обновить вид сего древностью обветшалого и нестройного града» в соответствие с господствующей тогда эстетикой классицизма — предполагалось не только выстроить новый дворец, но и осуществить коренную перепланировку основных улиц и площадей Кремля, оставив лишь отдельные соборы и строения нарышкинского и петровского барокко[31]. Однако в 1775 году строительство дворца было отменено, официальной причиной чего была названа осадка Архангельского собора; способствовали этому решению огромные затраты на переустройство и нелюбовь Екатерины II к Москве. Разобранная стена с башнями была вскоре восстановлена в прежних формах[32].

В 1775 году был утверждён Прожектируемый план — план реконструкции Москвы, для реализации которого был создан Каменный приказ во главе с П. Н. Кожиным. В конце 1776 года Кожин составил отдельный доклад о реконструкции Московского Кремля, который предполагал создание в Кремле регулярных площадей, постройку новых дворцов и правительственных зданий с «самонаилучшей фасадой по правилам новейшей архитектуры». При этом возведение новых построек предполагалось осуществлять на удалении от древних зданий, которые бережно сохранялись[33]. В 1763 году указом императрицы Екатерины II Сенат был поделён на департаменты и два из них — ведающий правами дворян и судебный — перевели из столицы в Москву[28][34]. Для их размещения в 1776–1787 годах по проекту Матвея Казакова было построено здание Присутственных мест (Сената), ставшее первым крупным сооружением Кремля в стиле классицизма. С возведением Сената с территории Кремля исчезли последние частные владения[35]. В те же годы Казаков построил на Ивановской площади Архиерейский дом и готический портик Чудова монастыря[36][34].

В 1797 году Казаков составил новый план общей реконструкции Кремля, что было вызвано коронацией Павла I. Как и проект Баженова, казаковский план реконструкции Кремля остался неосуществлённым, однако утвердил представление о Кремле как о едином архитектурном ансамбле[36][37].

XIX век[править | править код]

В первые годы XIX века Кремль начал восприниматься современниками как символ исторической и боевой славы России, что вызвало появление в его застройке ярких псевдоготических форм. Архитектор И. В. Еготов использовал готические элементы при перестройке Потешного дворца и ряде других кремлёвских построек[38].

Вместе с тем, на начало XIX века пришёлся снос множества древних строений. В числе прочих были уничтожены знаменитые Гербовые ворота, Сретенский собор, часть Потешного дворца, несколько храмов Вознесенского монастыря, а также комплексы Хлебенного дворца, Цареборисова двора и Троицкого подворья.

В 1812 году Москва и Кремль были захвачены армией Наполеона. Французская армия вошла в Кремль 2 сентября 1812 года, а сам Наполеон — 3 сентября. Однако уже на следующий день он бежал из Кремля по потайному ходу под угрозой распространившегося огня[39]. Отступая, Наполеон приказал заминировать и взорвать кремлёвские здания. Несмотря на то, что большинство зарядов не взорвалось, урон был значительным. Взорваны были Арсенал, Водовзводная, Петровская и Первая безымянная башни, серьёзно пострадали Угловая Арсенальная башня и пристройки к колокольне Ивана Великого, частично был повреждён Сенат[40]. Восстановление вёл архитектор Ф. К. Соколов; ряд башен был отстроен по проектам и под наблюдением О. И. Бове. В ходе реконструкции Красной площади Бове придал Никольской башне готический облик. Арсенал был восстановлен и получил новую отделку позднее — в 1815–1828 годах по проекту московских зодчих А. Н. Бакарева, И. Л. Мироновского, И. Т. Таманского и Е. Д. Тюрина[34]. Тогда же вокруг Арсенала расположили трофейные пушки, которые были присланы в Москву по специальному распоряжению Александра I[41]. Всего на ликвидацию последствий взрыва в Кремле ушло более двадцати лет: последние работы завершились к 1836 году.

В 1817 году на Ивановской площади устроили плац для военного парада, для чего в одну ночь был разобран древний храм Николы Гостунского. В 1823 году по проекту В. П. Стасова надстроили царский дворец, который вновь оказался мал, и уже в 1824 году купленный ранее казной дом митрополита был также надстроен и стал с 1831 года именоваться Малым Николаевским дворцом[41]. В начале 1830-х годов начались реставрационные работы на древних памятниках Кремля. Одним из первых академиком Ф. Г. Солнцевым и архитектором П. А. Герасимовым был восстановлен в 1836–1849 годах Теремной дворец. В 1836 году архитектор О. Монферран поднял и установил на специальном постаменте Царь-колокол, упавший в пожар 1737 года и пролежавший всё это время в яме[41].

К 1830-м годам вернулись к идее строительства на южном склоне холма вдоль реки нового царского дворца. В 1839 году Николай I поручил строительство Большого Кремлёвского дворца архитектору К. А. Тону, по проекту которого в то же время сооружался храм Христа Спасителя. Строительство здания заняло около десяти лет и было завершено к 1849 году. Ещё до его окончания была разобрана небольшая церковь Иоанна Предтечи на Бору, масштаб которой не соответствовал новому сооружению. Тогда же разобрали все старые дворцовые сооружения, за исключением Теремного дворца, Грановитой и Малой Золотой палат, включённых в общую систему нового дворца. В 1844–1851 годах по проекту Тона было возведено новое здание Оружейной палаты; старую палату перестроили в казармы[42][43].

Во второй половине XIX века каких-либо существенных перестроек в Кремле не производилось, за исключением реставрации Н. А. Шохиным Потешного дворца, вернувшей зданию облик XVII века[44]. В 1893—1898 годах на юго-восточной стороне склона кремлёвского холма на народные средства был построен памятник Александру II (проект скульптора А. М. Опекушина, художника В. В. Жуковского и архитектора Н. В. Султанова)[44].

Начало XX века[править | править код]

В 1908 году между зданиями Сената и Арсенала около Никольской башни на месте гибели князя Сергея Александровича был воздвигнут крест-памятник.

План Кремля. 1917

Проход на территорию Московского Кремля был свободным для всех. Входить было принято через Спасские ворота, поклонившись иконе Спаса. Император с семьёй бывал в своей московской резиденции нечасто, поэтому, взяв бесплатный билет в дворцовой конторе, посетитель имел право пройтись по всем кремлёвским дворцам.

Во время вооружённого восстания в октябре — ноябре 1917 года Кремль, на территории которого находились отряды юнкеров, серьёзно пострадал от артиллерийского обстрела, произведённого революционными войсками. Были сильно повреждены стены,

ru.wikipedia.org


Смотрите также

Читать далее

Контактная информация

194100 Россия, Санкт-Петербург,ул. Кантемировская, дом 7
тел/факс: (812) 295-18-02  e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Строительная организация ГК «Интелтехстрой» - промышленное строительство, промышленное проектирование, реконструкция.
Карта сайта, XML.