Картины стен ян


Стен, Ян — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ян Хавикзоон Стен (Ян Стэн, нидерл. Jan Havickszoon Steen; ок. 1626, Лейден — до 3 февраля 1679, Лейден) — голландский живописец.

Ян Стен родился в 1626 году в Лейдене. Он учился живописи у Николауса Кнюпфера в Утрехте, а потом, вероятно, обучался в Харлеме у Адриана ван Остаде и, возможно, у Дирка Халса. Искусствоведы находят в его творчестве признаки близкого знакомства с творчеством амстердамских художников начала XVII века, специализировавшихся на изображении жанровых сценок: Барента ван Сомерена, Виллема Корнелиса Дейстера, Питера Кодде.

В 1648 году он вступил в лейденскую гильдию художников, в 1649 г. женился и переехал в Гаагу, где работал до 1653 г. С 1654 по 1658 г. он проживал в Лейдене, потом до 1669 г. в Харлеме, а в 1672 г. приобрёл лицензию на открытие трактира в Лейдене.

Похороны Яна Стена проходили в Лейдене 3 февраля 1679 г.

Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, он прибегал в своём творчестве и к острой социальной сатире. Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором с элементами гротеска. Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими картинами общеизвестные пословицы и аллегории.

В работе с цветом Стен демонстрировал не всегда ровные результаты. Однако своими лучшими и тщательно выписанными работами он превосходит своих современников-коллег изящным сочетанием цветовой палитры и мастерским владением игрой теней.

Разносторонне образованный, любознательный и весёлый человек, Стен писал семейные портреты и сцены на постоялых дворах. Его творческое наследие составляют почти 400 картин, среди которых много написано на библейские сюжеты. Очень много работ Стена хранится в Рейксмузее в Амстердаме.

Картины[править | править код]

ru.wikipedia.org

Стен Картины биография Steen Jan

Стен Ян (Steen Jan) (около 1626–1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара. Учился живописи Ян Стен сначала у Николаса Кнюпфера в Утрехте, а затем, переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Галса и Адриана ван Остаде. Окончательно же развил свой талант и манеру письма Стен под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге. Будучи учеником Яна ван Гойена, Стен поначалу писал пейзажи, но затем стал изображать сцены из жизни среднего класса.

Ян Стен работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге. Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте. В 1661 году он переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами.

Стен писал портреты, пейзажи, библейские композиции (“Брак в Кане”, собрание Бейт, Лондон), но отдавал предпочтение бытовому жанру. Картины Стена, пронизанные грубоватым, но добродушным народным юмором, отличаются острой, подчас сатирической характеристикой персонажей, живой наблюдательностью, занимательностью повествования, мастерством в передаче фигур, деталей обстановки и одежды (“Больная и врач”, “Гуляки”, “Игра в трик-трак”, 1667, – все в Эрмитаже, Санкт-Петербург; “Семья художника в веселом обществе”, около 1663, Маурицхёйс, Гаага).

Старинные биографы Стена – Хоубракен и Кампо Вейерман – представляют Яна Стена отчаянным кутилой и беспросыпным пьяницей; но их повествования и хроники о художнике не заслуживают доверия и обязаны своим происхождением, по всей вероятности, тому, что живописец нередко изображал кабацкие и не совсем приличные сюжеты, причем иногда выводил на передний план в жанровых сценах своих картин самого себя в неприглядном виде. Как бы то ни было, Ян Стен – один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра 17 века.

В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором. Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит – теплый и гармоничный; письмо – широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них – небрежны по рисунку и суховаты по письму. Сын пивовара, он с 1654 года дополнил доход художника, став владельцем гостиницы. Безусловно, что картины и многие другие работы художника вдохновлены сценами веселья, свидетелем и участником которых был сам живописец.

Ян Стен черпал сюжеты для своих картин из быта всех слоев современного ему голландского общества и изображал в своих произведениях крестьянские пирушки, сцены в шинках и тавернах, модниц зажиточного класса, знатных голландских бюргеров и т.п. Картины Стена на библейские темы имеют также жанровый характер, не чуждый юмора. Важнейшие произведения этого мастера: “Семейство художника”, “Клетка с попугаем” (Рейксмузеум, Амстердам), “Зубной врач”, “Зверинец", “Мнимая больная девушка", “Посещение доктора", “Как поют старики так свищет молодежь" (Маурицхейс, Гаага), “Вербовка солдат” и “Галантный подарок” (Королевский музей изящных искусств, Брюссель), “Брак в Кане Галилейской” (Картинная галерея, Дрезден), “Веселое общество” (Музей Берлин-Далем), “Ночная серенада” (Картинная галерея, Прага) и другие.

В Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве находятся следующие картины Яна Стена: “Эсфирь пред Артаксерксом”, “Больная и врач”, “Летний праздник”, “Гуляки”, “Больной старик”, “Игроки в трик-трак”, “Крестьянская свадьба”, две “Сцены в таверне” и “Выбор между молодостью и старостью”.

Ян Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов. У Яна Стена не было никаких зарегистрированных учеников (за исключением Рихарда Брэкенберга), но работам художника широко подражали многие голландские живописцы еще при жизни мастера. Точная дата кончины Яна Стена (как и причина смерти) не установлена, но известно, что художник был похоронен 3 февраля 1679 года в семейной могиле в Питерскерке на окраине Лейдена.

Примечание.
1. Клик по миниатюре картины ► переход на страницу скрипта оригинального изображения.
2. Клик по активному названию картины (желтый цвет) ► переход на страницу с изображением максимального размера в масштабируемом виде и описанием.

smallbay.ru

Ян Стен картины

Ян Стен (Ян Хавикзоон Стен) — великий голландский живописец. Родился в городе Лейден около 1626 года. Учителями художника считаются Николаус Кнюпфер, Адриан ван Остаде и Дик Халс.

Ян Стен по праву считается самым остроумным художником своего времени. Его картины наполнены иронией и юмором. Разнообразие работ голландского художника довольно широкое. Ян Стен писал библейские сцены, жанровые и символические картины, портреты. Наиболее известны его картины, где художник изображал нижние и средние слои общества, сценки из повседневной жизни, застолья и шумные гуляния (Гуляки, Кавардак, Постоялый двор, Семейство гуляк и др.). Стоит здесь отметить, что Ян Стен, будучи сыном пивовара и владея собственным кабаком, прекрасно знал чем живут и как отдыхают обычные люди, трудяги, прожигатели жизни и выпивохи. Юмор его кажется немного грубоватым, но в этом и есть вся красота удивительного почерка Яна Стена. Непревзойдённый мастер бытового жанра умер в Лейдене 3 февраля 1679 года. Он оставил после себя великое наследие — около 400 картин. Работы Яна Стена считаются достоянием мирового искусства, и хранятся в самых известных музеях мира.

Автопортрет с лютней

 

Автопортрет

 

Амнон и Тамар

 

Брачный контракт

 

Гуляки

 

Девушка с устрицами

 

Кавардак

 

Клетка с попугаем

 

Мужчина, предлагающий устрицы даме

 

Постоялый двор

 

Семейство гуляк

 

Таково течение жизни

 

Урок танцев

 

Сломался ваш ПК или ноутбук и теперь вы не знаете, куда обратиться за квалифицированной помощью? Контакты профессиональных мастеров вы можете узнать на этом сайте. Быстрый и качественный ремонт всех видов поломок, а также диагностика, восстановление, установка программ и многое другое.

art-assorty.ru

Ян Стен. Жизнь, как она есть

Говоря о самом ироничном и веселом художнике «золотого века» голландской живописи, невольно вспоминаешь Яна Стена (Ян Хавикзоон Стен (Jan Havickszoon Steen, около 1626—1679), совсем немного уступающего Рембрандту, Вермееру и Халсу. Его творческое наследие составляют около 400 картин, большинство из которых хранятся в Амстердаме. Он – непревзойденный мастер бытового жанра, смотревший на жизнь, как на калейдоскоп забавных ситуаций.

 

Стен прославился своим умением показывать жизнь такой, какая она есть. Его полотна пропитаны добрым грубоватым юмором и беззлобной иронией, а герои – живые люди, с присущими им достоинствами и недостатками.

Некоторые исследователи называют Яна Стена кутилой и пьяницей. Так, один из них, Арнольд Хоубракен, утверждает, что на картинах «из жизни беспутных семей» художник изображал жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: «Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал». Но поводом для такого предположения может послужить лишь содержание картин, других доказательств нет. Правда, художник часто изображал себя на переднем плане, в самом эпицентре веселья, кабацких попоек и неприличных сцен.

Но тогда возникает вопрос: если он вел такой образ жизни, то когда же успевал творить? Видимо, правы все же другие биографы Стена, которые в один голос говорят, что он писал очень много и быстро, буквально погружаясь в работу с головой.

Стен родился в семье пивовара в Лейдене. Он поступил в университет, но так и не закончил обучение. Состоял в Лейденском обществе художников. Его первым учителем живописи был Николас Кнюпфер, а, переехав в Харлем, Ян испытал влияние Дирка Галса и Адриана Остаде. Позднее, уже в Гааге, его талант развивался «под присмотром» Яна Гойена.

Проживая в Гааге, Стен держал на аренде пивоварню в Делфте, но о живописи не забывал. После смерти отца он окончательно переехал в Лейден и открыл там корчму с гостиничными номерами.

Несмотря на то что художник отдавал предпочтение бытовому жанру, на многих его полотнах изображены библейские мотивы. Также он писал портреты и пейзажи. И хотя рисунок на этих полотнах не всегда отличался правильностью, зато реалистичность, оригинальность и искренность - не говоря уже о юморе!- были неизменно на высоте. Причем иронии не избежали ни знатные голландские бюргеры, ни зажиточные модницы, ни простые селяне, изображенные на его картинах.

Пик известности Стена как художника-жанриста пришелся на 1660-1670 годы. Еще при жизни ему подражали многие голландские художники.

А как личность он был настолько популярен на родине, что в Нидерландах до сих пор бытует выражение «семья Яна Стена» - так голландцы называют семьи, где родители пренебрегают воспитанием отпрысков, которые растут как «трава на пустыре».

 

 

«Гуляки» - это полотно так же имеет названия «Выпивохи» или «Пьяницы». Название менялось при продаже в XVII и XVIII веках. Предположительно, Ян Стен изобразил на картине себя и свою жену Маргарет. Это своего рода автопортрет, в котором раскрываются детали жизни художника: занятия живописью не покрывали расходов большой семьи, и главе семейства приходилось держать трактир.

Как и многие работы Стена, это произведение пропитано беспечным настроением и благодушным юмором.

Уснувшая на краю стола молодая женщина и иронически улыбающийся мужчина – художник дает точную характеристику обоим героям благодаря достоверно прописанным деталям и предметам.

 

 

С годами смысл каких-либо действий или поговорок меняется или теряется вовсе. Так, картина «Мужчина, предлагающий устрицы даме» сейчас кажется нам вполне приличной. Но каких-то четыре века назад она считалась вульгарной, так как устрицы являются сильным афродизиаком. Соответственно, мужчина, предлагая даме устрицы, предлагает нечто иное…

Также яйца, которые художник неоднократно изображал на своих картинах, во времена Стена о многом говорили голландцам. Выражение «разбить яйца о сковородку» означало вступление в любовную связь.

 

 

Сцена, изображенная на полотне, повествует о только что заключенном браке. Нотариус составляет контракт, невеста грустит, мать ругается - и только жених весел. Стоит снова обратиться к недвусмысленным намекам голландского художника: разбитые яйца - образ потерянной невинности, а коромысло и клетка – символ счастливой семейной жизни.

Точная дата смерти Яна Стена не установлена, как и ее причина. Известно лишь то, что Стен был похоронен в семейной могиле на окраине Лейдена в феврале 1679 году.
 


Автор: Регина Сафонова

artifex.ru

Ян Стен: жизнь и творчество художника

Ян Хавикзоон Стен (Ян Стэн; ок. 1626, Лейден — до 3 февраля 1679, Лейден) — голландский живописец.

Содержание

Биография Яна Стена

Творчество Стена

Работы художника

Картины Яна Стена

Библиография

Биография Яна Стена

Ян Стен родился в 1626 году в Лейдене. Он учился живописи у Николауса Кнюпфера в Утрехте, а потом вероятно учился в Харлеме у Адриана ван Остаде и возможно у Дирка Халса.

В 1648 году он вступил в лейденскую гильдию художников, в 1649 г. женился и переехал в Гаагу, где работал до 1653 г. С 1654 по 1658 г. он проживал в Лейдене, потом до 1669 г. в Харлеме, а в 1672 г. приобрёл лицензию на открытие трактира в Лейдене.

Похороны Яна Стена проходили в Лейдене 3 февраля 1679 г.

Творчество Стена

Стен считается одним из самых остроумных мастеров голландской жанровой живописи, он прибегал в своём творчестве и к острой социальной сатире.

Ян Стен с долей изрядного юмора подходил к изображению библейских сцен, но большей частью он писал картины, изображавшие представителей среднего и нижнего слоёв бюргерства, в которых изящество и разнообразие стиля сочетаются с грубоватым, фривольным юмором с элементами гротеска.

Ему нравилось вкладывать в свои отличавшиеся обилием персонажей работы морализаторские идеи или своеобразно иллюстрировать своими картинами общеизвестные пословицы и аллегории.

В работе с цветом Стен демонстрировал не всегда ровные результаты. Однако своими лучшими и тщательно выписанными работами он превосходит своих современников-коллег изящным сочетанием цветовой палитры и мастерским владением игрой теней.

Разносторонне образованный, любознательный и весёлый человек, Стен писал семейные портреты и сцены на постоялых дворах.

Его творческое наследие составляют почти 400 картин, среди которых много написано на библейские сюжеты.

Очень много работ Стена хранится в Рейксмузее в Амстердаме.

Как бы то ни было, Ян Стен — один из самых талантливых и характерных представителей голландского бытового жанра 17 века.

Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.

Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное.

Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму.

Безусловно, что картины и многие другие работы художника вдохновлены сценами веселья, свидетелем и участником которых был сам живописец.

Работы художника

  • Веселое общество, 1660
  • Празднование крестин, 1664
  • Течение жизни, 1665-1667
  • Доктор и пациентка, 1670
  • Гулянка в день рождения принца Вильгельма III
  • Веселая компания, 1668
  • Риторики в окне, 1662-1665
  • Больная и врач, 1660-е
  • Веселье в семье художника, 1663-1665
  • Семейный праздник, 1679
  • В таверне, 1679
  • Клетка с попугаем, 1670

Библиография

  • Стэн, Ян // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, smallbay.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Ян Стен: картины художника


Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Ян Стен: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

ЯН СТЕН - Картины рассказывают...

ДЕВУШКА  с  УСТРИЦАМИ

 

 

Ян Стен  -  Рассказы в картинах

Картины Стена полны шутливых намеков и каламбуров, многие из которых непонятны современному зрителю. Впрочем, наслаждаться его живописью это не мешает. 

 В Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса.

О том, насколько глубоко вошли образы, созданные художником, в народную культуру, свидетельствует распространенное голландское выражение "семья Яна Стена".

Так называют голландцы семьи, где взрослые пренебрегают своими обязанностями, а дети растут, как трава на пустыре. Картины "из жизни беспутных семейств" и в самом деле отменно удавались Стену. 

    Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: "Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал".

Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким "тяжелым пьяницей" и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.

 Кроме того, в каждом из "подвыпивших автопортретов" Стена есть изрядная доля шутки, что говорит о здоровом чувстве юмора.

В эрмитажном полотне "Гуляки" Ян Стен предположительно изобразил самого себя и свою жену Маргарет.

Картина проникнута беззаботным настроением и добродушным юмором, свойственным многим работам Стена.

Художник дает точные характеристики обоим участникам сцены - уснувшей на краю стола молодой женщине и иронично улыбающемуся мужчине. Достоверно написанные предметы служат важными штрихами более тонкой обрисовки характеров персонажей. В этом автопортрете раскрывается характерная сторона жизни Стена - занятия живописью не обеспечивали художника, отягощенного большой семьёй, и ему приходилось содержать трактир.

 Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях.

 

Современному зрителю не всегда легко понять подлинный смысл картин Стена, связанный с голландскими пословицами и поговорками, давным-давно устаревшими и вышедшими из употребления. Мог ли мастер предположить, что то, что было ясно любому голландскому школяру XVII столетия, в XXI веке придется расшифровывать? 

 Мужчина, предлагающий устрицы даме.

Например, полотно "Девушка с устрицами"   или  "Мужчина, предлагающий устрицы даме"  вовсе не кажется нам неприличным, хотя в свое время оно, вероятно, заставило покраснеть не одну добродетельную матрону.

Дело в том, что устрицы в XVII веке считались сильным  средством для повышения потенции...   Таким образом, мужчина, предлагающий устрицы, на самом деле предлагает нечто совсем другое... 

... Что особенного мы углядим в женщине, штопающей чулок? Ничего. А во времена Стена словом "чулок" обозначался женский половой орган.... Яйца, присутствующие в ряде работ художника, тоже о многом говорили голландцу, изо дня в день слышавшему выражение "разбивать яйца о сковороду" и понимавшему, что речь идет вовсе не о яичнице, а о вступлении в любовную связь. 
 

  Основная тема его работ, как правило, -  городские жанровые сцены. Героями их обыкновенно являются относительно зажиточные бюргеры, которые изображаются в интерьерах своих приличных (и даже не лишенных некоторого налета роскоши) домов. Эти картины многие историки искусства считают предвестниками стиля рококо, появившегося лишь в следующем столетии, через несколько десятков лет после смерти художника.

Однако время от времени Стен возвращается к своей "первой любви" - и тогда пишет гуляк, пирующих в дешевом трактире. 
 

 

ТАНЕЦ ЯИЦ (ок.1674г.) -  Музей Веллингтон. Лондон

 Так называемый "танец яиц" - народная забава, бывшая во времена Стена очень популярной во многих европейских странах.

Суть ее состоит в следующем:   каждый танцор должен во время общего танца подталкивать ногой сырое яйцо - так, чтобы не разбить его.

Танцующие, впрочем, не занимают в композиции Стена основного места. Они собрались в свой, отдельный кружок, а прочие посетители гостиницы развлекаются кто во что горазд.

Сцена содержит множество фривольных  намеков, которые позволяют нам предположить, что перед нами  "гостиница с номерами". Обратите внимание на группу в дверном проеме (справа) -щеголеватого вида мужчина приглашает даму войти, другой кавалер останавливает ее...  дама колеблется, и мы  не можем суверенностью определить - войдет она в эту "обитель греха" или так и не отважится сделать это...

 

 СЦЕНА в КАБАЧКЕ

   Вдохновение Стен в этот период черпал в работах Питера Брейгеля Старшего. Не был он глух и к исканиям современных художников. Например, он охотно учился у Питера де Хооха, с которым познакомился, живя в Делфте. Но все, что Стен заимствовал у других живописцев, он заимствовал творчески, перерабатывая их технические и композиционные приемы, "перекраивая" их под себя.  

 ИГРА в ТРИК-ТРАК

 
 Мастер виртуозно владел кистью. Джошуа Рейнолдс, замечательный английский художник XVIII столетия, с восхищением называл манеру Стена "необычайно мощной и смелой". А подобная оценка в устах строгого (и даже придирчивого) Рейнол-дса чего-нибудь да стоит. Конечно, очень сложно оценить мазок Стена по репродукциям, которые, как бы хороши они ни были, всегда сглаживают индивидуальные черты стиля. Придется нам, за неимением под рукой подлинника Стена, поверить Рейнолдсу на слово. 

    Со временем Стен испытал влияние еще одного мастера, Франса Хальса (ок. 1582-1666). Довольно долго прожив в Харлеме, он просто не мог не познакомиться с его работами. И, вероятно, к Хальсу наш герой относился если не с пиететом, то с большим уважением. Не зря в его интерьерных сценах то и дело появляются картины Хальса. Но его уважение было признанием заслуг, равного себе живописца, а не преклонением ученика, перед учителем. Стен никогда не работал в стилистике Хальса, а лишь отдавал ей должное.
 

БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ

Картина «Брачный контракт», из коллекции Государственного Эрмитажа, повествует о счастливом союзе, который вот-вот будет заключен между потерпевшей девушкой и ее веселым ухажером. Нотариус уже составил контракт, и как бы не ругалась мать невесты, а другого выхода из сложившейся ситуации ей уже не найти...  

 

Как обычно в полотнах голландских мастеров XVII века картина Стена полна недвусмысленных намеков на суть происходящего. Так, искусствоведы трактуют разбитые яйца и кошку, крадущуюся к убитой птице, как образы утраченного девичества, а коромысло на переднем плане и птичью клетку, которую вносит в комнату один из гостей, как образы символизирующие счастливую семейную жизнь.


    Все биографы в один голос говорят о том, что Стен писал очень быстро и был буквально "одержим" работой. Этому легко поверить, поскольку за свою сравнительно недолгую жизнь художник создал довольно много картин. А то, что до нас не дошло ни рисунков, ни набросков Стена, говорит еще и о том, что мастер был великим импровизатором и "досочинял" свои картины "на ходу". Удивительно, как удавалось ему выстраивать столь сложные композиции, не пользуясь предварительными зарисовками. 

    Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. Его обыкновенно считают "художником-рассказчиком" (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин). Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. Так что популярность Стена обусловливается не только его "занимательностью".

 

Биография

 

 

 

Ян Стен - самый весёлый голландский художник. Его темы - жанровая живопись. У него нет парадных сцен, его герои - живые люди с их достоинствами и недостатками.

Сам остроумный и весёлый человек, он показывает жизнь и быт голландских бюргеров (средний слой городского населения, состоявший главным образом из самостоятельных мастеров — ремесленников,обычно объединявшихся в цехи, и средних и мелких торговцев) с преувеличенным юмором: врач и больная девушка, учитель и ученики, дети, отдых простых людей в играх, на праздниках и пирушках.

Немного известно об обучении художника; однако, согласно его первому биографу, Стен учился у Утрехтского живописца Николауса Кюпфера(Nikolaus Knupfer) и позже у Андриана ван Остаде (Adriaen van Ostade) в Харлеме.

Стен, заканчивает Латинскую школу и в 1646г, в возрасте 20 лет, поступает в Лейденский университет, но 1648 он вступает в Лейденское общество художников, в гильдию Святого Луки.
Позже он работает в Гааге в мастерской художника-пейзажиста Ян ван Гоена(Jan van Goyen), на дочери которого он женился.

В 1654г Стен переезжает в Делфт, где отец, желая помочь сыну, арендовал для него пивоваренный завод. Это отвлекало Стена от работы художника и известно немного картин этих лет.
С 1657 Стен живёт в маленькой деревне Вармонд, недалеко от от Лейдена. С 1660 - в небольшом городке Харлеме, где уже ничто не мешает полностью отдаться живописи.

Через год после смерти жены, умер отец, и в 1670г Стен поселился в одном из домов семейства в Лейдене, где он работал до смерти (в 1679).

Через 2 года, он получил лицензию на открытие таверны в своём большом доме. Это давало дополнитльный доход, чтобы содержать большую семью. 

 

===================================

Мы не знаем точной даты рождения Яна Стена. Но, скорее всего, он появился на свет в 1626 году в Лейдене. Этот вывод мы можем сделать исходя из собственных слов художника — в одном из документов 1646 года он указал, что ему двадцать лет. Кроме того, известно, что родители будущего живописца обвенчались в 1625 году, и потому 1626 — вполне «правдоподобный» год его рождения.
Отец Яна Стена, Хавик Стен, был пивоваром и торговцем зерном, а мать, Элизабет Капитейн,— дочерью муниципального служащего. Поэтому у нас нет оснований доверять тем биографам художника, которые говорят о том, что Стен вырос в нищете. Действительно, в 1620-е годы дела его отца шли не слишком успешно, но в 1630—40-х годах пивоваренная индустрия Лейдена была на подъеме, поэтому, вероятнее всего, живописец сумел получить неплохое начальное образование.
В ноябре 1646 года двадцатилетний Стен стал студентом Лейденского университета. Для поступления в это учебное заведение требовалось знать латинский язык. Следовательно, Стен должен был окончить городскую Латинскую школу (ту самую, где двумя десятилетиями ранее учился Рембрандт).
Университетского курса он, надо думать, так и не одолел. Некоторые историки искусства высказывают предположение, что он поступал туда не столько ради знаний, сколько ради привилегий, которые давал статус студента (освобождение от службы в рядах городской милиции и уплаты городских налогов на вино и пиво).
Уже 18 марта 1648 года имя Яна Стена появляется в списке только что созданной Лейденской гильдии художников. Заметим, что членом гильдии мог стать только тот, кто прошел обучение у признанного мастера. У кого именно учился герой нашего выпуска — 
 

сказать трудно. Мнения биографов на этот счет расходятся. Вернее всего, однако, азы ремесла молодой живописец постигал под руководством Николауса Кнупфера, немецкого художника, жившего в Утрехте. Но, возможно, некоторое время он учился и у Яна ван Гойена. По крайней мере, в его дом Стен был вхож, поскольку
3 октября 1649 года он женился на дочери ван Гойена. А Хоубракен, один из ранних биографов мастера, отмечал, что ко дню свадьбы невеста уже находилась в «интересном положении». И даже не без подробностей описывал объяснение, произошедшее по этому поводу между Стеном и ван Гойеном. Сохранившиеся документы этой пикантной версии не подтверждают. Они свидетельствуют, что первый ребенок Стенов родился в феврале 1651 года.
 

 существования обеспечить не могут. В сущности, он был прав. В 1652—54 годах Голландия вела войну с Англией, и на рынке произведений искусства это сказалось не лучшим образом. Спрос на пиво, между тем, ничуть не упал.
Но дела у Стена-пивовара не задались. Хоубракен объяснял это его органической неспособностью заниматься чем бы то ни было, кроме живописи. Мы не оспариваем точку зрения биографа, но, вполне вероятно, неудачи Стена были обусловлены еще и «независящими от него обстоятельствами». 12 октября 1654 года, то есть вскоре после открытия его пивоварни, в Делфте взорвались пороховые склады. Взрыв сильно разрушил город и унес жизни многих людей (среди погибших был и Карел Фабрициус, один из самых талантливых учеников Рембрандта). Естественно, это трагическое событие не могло не отразиться на «бизнесе» художника.
В июле 1657 года Стен бросил свою пивоварню. Теперь он будет всю жизнь называть себя  бывшим пивоваром» и выплачивать долги, которые успел наделать за эти несколько лет. Живописец возвратился в Лейден, а через некоторое время перебрался в Вармонд, небольшую деревушку в пригороде. Здесь, в Вармонде, он прожил с 1658 по 1660 год. До сих пор местные жители с удовольствием показывают любопытствующим путешественникам дом XVII века, где якобы жил Стен. В 1660 году художник перебрался в Харлем и в следующем году стал членом местной гильдии живописцев.
«Харлемский период» (а здесь мастер прожил до 1670-х годов) стал самым плодотворным в жизни Стена. Впрочем, неудачи, которые вечно сопутствовали ему, не оставляли его и здесь. В 1662 году он серьезно заболел и, будучи уже уверен, что в скором времени сойдет в могилу попросил городские

 

власти взять на себя опеку над его детьми. Подпись на этом документе настолько неразборчива (вероятно, рука художника сильно дрожала), что муниципальным служащим пришлось подтвердить ее своими подписями. В 1663 году, однако, Стен выздоровел, и власти Харлема, таким образом, были избавлены от хлопот о несостоявшихся сиротах.
В марте 1665 года война между Голландией и Англией возобновилась. Картины вновь стали никому не нужны. Дела Стена шли в эту пору настолько плохо, что он взял в долг большую сумму денег, хотя еще не расплатился с прежними долгами. В июле 1667 года враждующие державы заключили мир, и голландские художники (а вместе с ними — и наш герой) вздохнули несколько свободнее. Но уже очень скоро новая беда посетила живописца: после тяжелой болезни умерла его жена, оставив его одного с шестью детьми на руках. О том, в какой беспросветной нужде жила в это время семья Стена, красноречиво говорит то обстоятельство, что ему нечем было даже заплатить аптекарю, приготовлявшему лекарства для больной.
 

После свадьбы живописец с женой некоторое время (около пяти лет) жили в Гааге, хотя все эти годы Стен сохранял свое членство в Лейденской гильдии художников. Некоторое время он, очевидно, работал под крылом своего тестя. Но с ним, по отзывам современников, наш герой не очень-то ладил и поэтому уже вскоре начал заявлять о себе как о самостоятельном мастере. Увы, картины Стена не пользовались популярностью, и он решил сменить поле деятельности. В 1654 году он, при помощи своего отца, открыл в Делфте собственную пивоварню. Вероятно, именно Хавик Стен настоял на том, чтобы сын продолжил традиции семьи, рассудив приблизительно так: пиво нужно всем и всегда, а картины стабильного

В скором времени скончалась и мать живописца, а в марте 1670 года не стало его отца. Зная бедственное положение сына, Хавик Стен оставил ему по завещанию свой дом в Лейдене, и в конце 1670 года художник вместе со своим осиротевшим семейством вернулся в родной город. Этот переезд стал последним в жизни Стена. Вернувшись домой, он восстановил членство в Лейденской гильдии и в последующие годы занимал здесь весьма престижные

посты. Это дает нам основания говорить о том,что к 1670-м годам мастер пользовался определенной известностью и уважением. К сожалению, известность не облегчила его материальных затруднений. А в 1672 году началась третья война Голландии с Англией, на стороне которой была теперь еще и Франция. Военные действия продолжались до 1676 года и нанесли сокрушительный удар по экономике страны.Через несколько месяцев после начала войны Стен окончательно понял, что ремеслом живописца не сможет прокормить свою семью, и открыл небольшую таверну. Теперь ему пришлось творить «в свободное от основной работы время».
В 1673 году живописец женился во второй раз — на вдове с двумя маленькими детьми. Биографы склонны истолковывать эту женитьбу как шаг отчаявшегося человека — Стен не мог в одиночку управиться со своими подрастающими отпрысками и таверной. Богатого приданого новая жена художника с собою не принесла — ее муж умер банкротом. Хоубракен пишет, что семья Стенов питалась в это время, главным образом, студнем из овечьих голов и копыт. В 1674 году у четы родился сын и, следовате

luv-vie.livejournal.com

Стен Ян (Steen Jan) - Все интересное в искусстве и не только. — LiveJournal

"Стен Ян (Steen Jan) (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара. Учился живописи Стен сначала у Николаса Кнюпфера в Утрехте, а затем, переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Галса и Адриана ван Остаде.


Окончательно же развил свой талант и манеру письма Стен под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге. Будучи учеником Яна ван Гойена, Стен поначалу писал пейзажи, но затем стал изображать сцены из жизни среднего класса. Работал, как живописец, в Лейдене, а также в Делфте, Вармонде, Харлеме, Гааге. Проживая в последнем из названных городов и занимаясь живописью, Стен в то же время держал на аренде пивоварню в Делфте.

В 1661 году Стен переселился в город Харлем, ставший в дальнейшем ареной самой блестящей творческой деятельности художника. И, наконец, после смерти своего отца, в 1669 году, Стен окончательно поселился в Лейдене, где в 1672 открыл корчму с гостиничными номерами.

Стен отдавал предпочтение бытовому жанру. Картины Стена, пронизанные грубоватым, но добродушным народным юмором, отличаются острой, подчас сатирической характеристикой персонажей, живой наблюдательностью.

В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором.


Ян Стен является, пожалуй, самым жизнерадостным и остроумным живописцем Голландии 17 столетия и самым известным художником-жанристом, благодаря юмористическим бытовым сценам в своих картинах, наполненных теплой сердечностью, добродушием и беззлобной иронией, в которых художник рассматривает жизнь как обширную комедию нравов".

http://smallbay.ru/steen.html

tanjand.livejournal.com

Великий рассказчик Ян Стен: vakin — LiveJournal

Девушка с устрицами

Картины Стена полны шутливых намеков и каламбуров, многие из которых непонятны современному зрителю. Впрочем, наслаждаться его живописью это не мешает.

Голландии слава Яна Стена лишь немногим уступает славе Рембрандта, Вермеера или Хальса.

О том, насколько глубоко вошли образы, созданные художником, в народную культуру, свидетельствует распространенное голландское выражение "семья Яна Стена".

Так называют голландцы семьи, где взрослые пренебрегают своими обязанностями, а дети растут, как трава на пустыре. Картины "из жизни беспутных семейств" и в самом деле отменно удавались Стену.

Арнольд Хоубракен, ранний биограф живописца, настаивает на том, что тот запечатлел в подобных работах жизнь своего собственного семейства. Биограф отмечает: Можно сказать, что Стен писал так, как жил, и жил так, как писал.

Однако вряд ли словам Хоубракена можно верить безоглядно. Если уж художник был таким "тяжелым пьяницей" и распутником, то когда он писал свои картины? До нас дошло около 800 его работ, что не так уж мало. И в каждой из них присутствует множество тонко подмеченных и тщательно выписанных деталей.

Кроме того, в каждом из "подвыпивших автопортретов" Стена есть изрядная доля шутки, что говорит о здоровом чувстве юмора.

В эрмитажном полотне "Гуляки" Ян Стен предположительно изобразил самого себя и свою жену Маргарет.

Картина проникнута беззаботным настроением и добродушным юмором, свойственным многим работам Стена.

Художник дает точные характеристики обоим участникам сцены - уснувшей на краю стола молодой женщине и иронично улыбающемуся мужчине. Достоверно написанные предметы служат важными штрихами более тонкой обрисовки характеров персонажей. В этом автопортрете раскрывается характерная сторона жизни Стена - занятия живописью не обеспечивали художника, отягощенного большой семьёй, и ему приходилось содержать трактир.

Полотно Яна Стена также известно под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы», которые были даны картине при её продаже на художественных аукционах в Голландии в 17 и 18 столетиях.

Современному зрителю не всегда легко понять подлинный смысл картин Стена, связанный с голландскими пословицами и поговорками, давным-давно устаревшими и вышедшими из употребления. Мог ли мастер предположить, что то, что было ясно любому голландскому школяру XVII столетия, в XXI веке придется расшифровывать?


Мужчина, предлагающий устрицы даме.

Например, полотно "Девушка с устрицами" или "Мужчина", предлагающий устрицы даме вовсе не кажется нам неприличным, хотя в свое время оно, вероятно, заставило покраснеть не одну добродетельную матрону.

Дело в том, что устрицы в XVII веке считались сильным  средством для повышения потенции... Таким образом, мужчина, предлагающий устрицы, на самом деле предлагает нечто совсем другое...

...Что особенного мы углядим в женщине, штопающей чулок? Ничего. А во времена Стена словом "чулок" обозначался женский половой орган... Яйца, присутствующие в ряде работ художника, тоже о многом говорили голландцу, изо дня в день слышавшему выражение "разбивать яйца о сковороду" и понимавшему, что речь идет вовсе не о яичнице, а о вступлении в любовную связь.

Основная тема его работ, как правило, - городские жанровые сцены. Героями их обыкновенно являются относительно зажиточные бюргеры, которые изображаются в интерьерах своих приличных (и даже не лишенных некоторого налета роскоши) домов. Эти картины многие историки искусства считают предвестниками стиля рококо, появившегося лишь в следующем столетии, через несколько десятков лет после смерти художника.

Однако время от времени Стен возвращается к своей "первой любви" - и тогда пишет гуляк, пирующих в дешевом трактире.

Танец яиц (ок.1674г.) -  Музей Веллингтон. Лондон

Так называемый "танец яиц" - народная забава, бывшая во времена Стена очень популярной во многих европейских странах.

Суть ее состоит в следующем:   каждый танцор должен во время общего танца подталкивать ногой сырое яйцо - так, чтобы не разбить его.

Танцующие, впрочем, не занимают в композиции Стена основного места. Они собрались в свой, отдельный кружок, а прочие посетители гостиницы развлекаются кто во что горазд.

Сцена содержит множество фривольных намеков, которые позволяют нам предположить, что перед нами  "гостиница с номерами". Обратите внимание на группу в дверном проеме (справа) - щеголеватого вида мужчина приглашает даму войти, другой кавалер останавливает ее... дама колеблется, и мы &не можем суверенностью определить - войдет она в эту "обитель греха" или так и не отважится сделать это...

Сцена в кабачке

Вдохновение Стен в этот период черпал в работах Питера Брейгеля Старшего. Не был он глух и к исканиям современных художников. Например, он охотно учился у Питера де Хооха, с которым познакомился, живя в Делфте. Но все, что Стен заимствовал у других живописцев, он заимствовал творчески, перерабатывая их технические и композиционные приемы, "перекраивая" их под себя.

Игра в трик-трак

Мастер виртуозно владел кистью. Джошуа Рейнолдс, замечательный английский художник XVIII столетия, с восхищением называл манеру Стена "необычайно мощной и смелой". А подобная оценка в устах строгого (и даже придирчивого) Рейнол-дса чего-нибудь да стоит. Конечно, очень сложно оценить мазок Стена по репродукциям, которые, как бы хороши они ни были, всегда сглаживают индивидуальные черты стиля. Придется нам, за неимением под рукой подлинника Стена, поверить Рейнолдсу на слово.

Со временем Стен испытал влияние еще одного мастера, Франса Хальса (ок. 1582-1666). Довольно долго прожив в Харлеме, он просто не мог не познакомиться с его работами. И, вероятно, к Хальсу наш герой относился если не с пиететом, то с большим уважением. Не зря в его интерьерных сценах то и дело появляются картины Хальса. Но его уважение было признанием заслуг, равного себе живописца, а не преклонением ученика, перед учителем. Стен никогда не работал в стилистике Хальса, а лишь отдавал ей должное.

Брачный контракт

Картина «Брачный контракт», из коллекции Государственного Эрмитажа, повествует о счастливом союзе, который вот-вот будет заключен между потерпевшей девушкой и ее веселым ухажером. Нотариус уже составил контракт, и как бы не ругалась мать невесты, а другого выхода из сложившейся ситуации ей уже не найти...

Как обычно в полотнах голландских мастеров XVII века картина Стена полна недвусмысленных намеков на суть происходящего. Так, искусствоведы трактуют разбитые яйца и кошку, крадущуюся к убитой птице, как образы утраченного девичества, а коромысло на переднем плане и птичью клетку, которую вносит в комнату один из гостей, как образы символизирующие счастливую семейную жизнь.

Все биографы в один голос говорят о том, что Стен писал очень быстро и был буквально "одержим работой. Этому легко поверить, поскольку за свою сравнительно недолгую жизнь художник создал довольно много картин. А то, что до нас не дошло ни рисунков, ни набросков Стена, говорит еще и о том, что мастер был великим импровизатором и "досочинял" свои картины "на ходу". Удивительно, как удавалось ему выстраивать столь сложные композиции, не пользуясь предварительными зарисовками.

Фактуру и колорит Стен чувствовал прямо-таки кожей. Его обыкновенно считают "художником-рассказчиком" (и то, что он так полюбился современным зрителям, объясняют именно сюжетностью, повествовательностью его картин). Но лишь очень немногие из современных ему живописцев (кроме разве что Рембрандта и Хальса) так же точно улавливали тончайшие тональные переходы. Так что популярность Стена обусловливается не только его "занимательностью".

Биография


Авторпортрет
Около 1670
Масло, холст, 73 см, 62 см. Государственный музей (Амстердам). Викисклад

Ян Стен - самый весёлый голландский художник. Его темы - жанровая живопись. У него нет парадных сцен, его герои - живые люди с их достоинствами и недостатками.

Сам остроумный и весёлый человек, он показывает жизнь и быт голландских бюргеров (средний слой городского населения, состоявший главным образом из самостоятельных мастеров — ремесленников,обычно объединявшихся в цехи, и средних и мелких торговцев) с преувеличенным юмором: врач и больная девушка, учитель и ученики, дети, отдых простых людей в играх, на праздниках и пирушках.

Немного известно об обучении художника; однако, согласно его первому биографу, Стен учился у Утрехтского живописца Николауса Кюпфера(Nikolaus Knupfer) и позже у Андриана ван Остаде (Adriaen van Ostade) в Харлеме.

Стен, заканчивает Латинскую школу и в 1646 г, в возрасте 20 лет, поступает в Лейденский университет, но 1648 он вступает в Лейденское общество художников, в гильдию Святого Луки.

Позже он работает в Гааге в мастерской художника-пейзажиста Ян ван Гоена(Jan van Goyen), на дочери которого он женился.

В 1654г Стен переезжает в Делфт, где отец, желая помочь сыну, арендовал для него пивоваренный завод. Это отвлекало Стена от работы художника и известно немного картин этих лет.

С 1657 Стен живёт в маленькой деревне Вармонд, недалеко от от Лейдена. С 1660 - в небольшом городке Харлеме, где уже ничто не мешает полностью отдаться живописи.

Через год после смерти жены, умер отец, и в 1670г Стен поселился в одном из домов семейства в Лейдене, где он работал до смерти (в 1679).

Через 2 года, он получил лицензию на открытие таверны в своём большом доме. Это давало дополнитльный доход, чтобы содержать большую семью.

***

Мы не знаем точной даты рождения Яна Стена. Но, скорее всего, он появился на свет в 1626 году в Лейдене. Этот вывод мы можем сделать исходя из собственных слов художника — в одном из документов 1646 года он указал, что ему двадцать лет. Кроме того, известно, что родители будущего живописца обвенчались в 1625 году, и потому 1626 — вполне «правдоподобный» год его рождения.

Отец Яна Стена, Хавик Стен, был пивоваром и торговцем зерном, а мать, Элизабет Капитейн,— дочерью муниципального служащего. Поэтому у нас нет оснований доверять тем биографам художника, которые говорят о том, что Стен вырос в нищете. Действительно, в 1620-е годы дела его отца шли не слишком успешно, но в 1630—40-х годах пивоваренная индустрия Лейдена была на подъеме, поэтому, вероятнее всего, живописец сумел получить неплохое начальное образование.

В ноябре 1646 года двадцатилетний Стен стал студентом Лейденского университета. Для поступления в это учебное заведение требовалось знать латинский язык. Следовательно, Стен должен был окончить городскую Латинскую школу (ту самую, где двумя десятилетиями ранее учился Рембрандт).

Университетского курса он, надо думать, так и не одолел. Некоторые историки искусства высказывают предположение, что он поступал туда не столько ради знаний, сколько ради привилегий, которые давал статус студента (освобождение от службы в рядах городской милиции и уплаты городских налогов на вино и пиво).

Уже 18 марта 1648 года имя Яна Стена появляется в списке только что созданной Лейденской гильдии художников. Заметим, что членом гильдии мог стать только тот, кто прошел обучение у признанного мастера. У кого именно учился герой нашего выпуска — сказать трудно. Мнения биографов на этот счет расходятся. Вернее всего, однако, азы ремесла молодой живописец постигал под руководством Николауса Кнупфера, немецкого художника, жившего в Утрехте. Но, возможно, некоторое время он учился и у Яна ван Гойена. По крайней мере, в его дом Стен был вхож, поскольку 3 октября 1649 года он женился на дочери ван Гойена. А Хоубракен, один из ранних биографов мастера, отмечал, что ко дню свадьбы невеста уже находилась в «интересном положении». И даже не без подробностей описывал объяснение, произошедшее по этому поводу между Стеном и ван Гойеном. Сохранившиеся документы этой пикантной версии не подтверждают. Они свидетельствуют, что первый ребенок Стенов родился в феврале 1651 года.

В 1652—54 годах Голландия вела войну с Англией, и на рынке произведений искусства это сказалось не лучшим образом. Спрос на пиво, между тем, ничуть не упал.

Но дела у Стена-пивовара не задались. Хоубракен объяснял это его органической неспособностью заниматься чем бы то ни было, кроме живописи. Мы не оспариваем точку зрения биографа, но, вполне вероятно, неудачи Стена были обусловлены еще и «независящими от него обстоятельствами». 12 октября 1654 года, то есть вскоре после открытия его пивоварни, в Делфте взорвались пороховые склады. Взрыв сильно разрушил город и унес жизни многих людей (среди погибших был и Карел Фабрициус, один из самых талантливых учеников Рембрандта). Естественно, это трагическое событие не могло не отразиться на «бизнесе» художника.

В июле 1657 года Стен бросил свою пивоварню. Теперь он будет всю жизнь называть себя бывшим пивоваром» и выплачивать долги, которые успел наделать за эти несколько лет. Живописец возвратился в Лейден, а через некоторое время перебрался в Вармонд, небольшую деревушку в пригороде. Здесь, в Вармонде, он прожил с 1658 по 1660 год. До сих пор местные жители с удовольствием показывают любопытствующим путешественникам дом XVII века, где якобы жил Стен. В 1660 году художник перебрался в Харлем и в следующем году стал членом местной гильдии живописцев.

«Харлемский период» (а здесь мастер прожил до 1670-х годов) стал самым плодотворным в жизни Стена. Впрочем, неудачи, которые вечно сопутствовали ему, не оставляли его и здесь. В 1662 году он серьезно заболел и, будучи уже уверен, что в скором времени сойдет в могилу попросил городские власти взять на себя опеку над его детьми. Подпись на этом документе настолько неразборчива (вероятно, рука художника сильно дрожала), что муниципальным служащим пришлось подтвердить ее своими подписями. В 1663 году, однако, Стен выздоровел, и власти Харлема, таким образом, были избавлены от хлопот о несостоявшихся сиротах.

В марте 1665 года война между Голландией и Англией возобновилась. Картины вновь стали никому не нужны. Дела Стена шли в эту пору настолько плохо, что он взял в долг большую сумму денег, хотя еще не расплатился с прежними долгами. В июле 1667 года враждующие державы заключили мир, и голландские художники (а вместе с ними — и наш герой) вздохнули несколько свободнее. Но уже очень скоро новая беда посетила живописца: после тяжелой болезни умерла его жена, оставив его одного с шестью детьми на руках. О том, в какой беспросветной нужде жила в это время семья Стена, красноречиво говорит то обстоятельство, что ему нечем было даже заплатить аптекарю, приготовлявшему лекарства для больной.

После свадьбы живописец с женой некоторое время (около пяти лет) жили в Гааге, хотя все эти годы Стен сохранял свое членство в Лейденской гильдии художников. Некоторое время он, очевидно, работал под крылом своего тестя. Но с ним, по отзывам современников, наш герой не очень-то ладил и поэтому уже вскоре начал заявлять о себе как о самостоятельном мастере. Увы, картины Стена не пользовались популярностью, и он решил сменить поле деятельности. В 1654 году он, при помощи своего отца, открыл в Делфте собственную пивоварню. Вероятно, именно Хавик Стен настоял на том, чтобы сын продолжил традиции семьи, рассудив приблизительно так: пиво нужно всем и всегда, а картины стабильного

В скором времени скончалась и мать живописца, а в марте 1670 года не стало его отца. Зная бедственное положение сына, Хавик Стен оставил ему по завещанию свой дом в Лейдене, и в конце 1670 года художник вместе со своим осиротевшим семейством вернулся в родной город. Этот переезд стал последним в жизни Стена. Вернувшись домой, он восстановил членство в Лейденской гильдии и в последующие годы занимал здесь весьма престижные посты. Это дает нам основания говорить о том,что к 1670-м годам мастер пользовался определенной известностью и уважением. К сожалению, известность не облегчила его материальных затруднений. А в 1672 году началась третья война Голландии с Англией, на стороне которой была теперь еще и Франция. Военные действия продолжались до 1676 года и нанесли сокрушительный удар по экономике страны.Через несколько месяцев после начала войны Стен окончательно понял, что ремеслом живописца не сможет прокормить свою семью, и открыл небольшую таверну. Теперь ему пришлось творить «в свободное от основной работы время».

В 1673 году живописец женился во второй раз — на вдове с двумя маленькими детьми. Биографы склонны истолковывать эту женитьбу как шаг отчаявшегося человека — Стен не мог в одиночку управиться со своими подрастающими отпрысками и таверной. Богатого приданого новая жена художника с собою не принесла — ее муж умер банкротом. Хоубракен пишет, что семья Стенов питалась в это время, главным образом, студнем из овечьих голов и копыт. В 1674 году у четы родился сын и, следовательно, жить им стало еще труднее.

Точная дата смерти художника неизвестна...

Источник -
www.artniderland.ru
www.artprojekt.ru
www.art-estetic.ru
www.essentialvermeer.com
www.liveinternet.ru


vakin.livejournal.com

Картина «Гуляки», Ян Стен

Ян Стен (Ян Хавикзоон Стен, Jan Havickszoon Steen, 1626-1679) — великий голландский живописец. Известен своими жанровыми картинами, которые пропитаны юмором, сатирой и социальной составляющей. К числу шедевров этого мастера относится немало замечательных работ, но всё же одной из самых заметных среди всех других является картина «Гуляки».

Наравне с другими картинами Яна Стена, эта работа очень ироничная и в своеобразной манере высмеивает человеческие пороки. Была написана около 1660 года, (дерево, масло). Так как Ян  Стен, помимо профессии живописца, был ещё и владельцем небольшого кабака, тема гуляний, пьянства и всего, что из этого следует, была ему прекрасно знакома. По причине того, что тема весёлых застолий была близка художнику, именно этой сфере обывательской жизни он посвятил изрядное количество своих работ. К любителям погулять Ян Стен относил и себя. На картине «Гуляки», в частности, он изобразил самого себя с трубкой и стаканом вина. Подвыпившая женщина, которая спит на столе рядом — жена художника Маргарет.

Картина комичная и даже самоироничная. В мельчайших деталях она показывает будни обычных людей, которые любят хорошо повеселиться. Картина наполнена ощущением беззаботности и добродушием. На это указывают и тёплые оттенки и весёлая улыбка мужчины. Несмотря на то, что вещи разбросаны на первый взгляд в хаотическом порядке, художник разместил их именно там, где им положено быть, чтобы подчеркнуть разгульный образ жизни или момент после весёлой пирушки в его кабаке.

Картина «Гуляки» также известна под названиями «Выпивохи» или «Пьяницы». В настоящее время находится в собраниях Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Ян Стен — Гуляки

Самая удобная и качественная мебель для вашего рабочего места на Адвант. Кресло офисное: купить недорого, широкий выбор на любой вкус и предпочтение.

art-assorty.ru

Ян Стен, «Фантастический интерьер». Всё спокойно? | Культура

«Фантастический интерьер» — само название говорит о том, что в действительности было нечто другое, явно проще изображенного на полотне. Возможно, таково было желание заказчика — преуспевающего пивовара Геррита Шоутена. Возможно, художник предложил своё решение — и заказчик согласился. А почему бы и нет? Так красиво, что пивовар и вообразить не мог.

Комната с очень высокими потолками, камин с мраморными колоннами. Над камином в резной золочёной раме висит картина боя с участием слона — символическая ссылка на пивоварню «Слон» Шоутена, источник семейного богатства. Дополняют эту роскошь клавесин на замысловатой подставке, классическая Венера и амуры на дорогом платяном шкафу, на каминной полке — бюст c украшенным лавровым венком черепом вместо головы, дорогая одежда на детях.

Сам Стен — в центре семьи Шоутена (очень может быть, что они были знакомы с детства: родители Яна Стена тоже были пивоварами). Художник стоит под козырьком камина и указывает на Шоутена, который сидит лицом к зрителю. Жена хозяина дома Гертруя готовит устриц на кухне (на заднем плане).

Одна из дочерей Шоутена играет на лютне, другая стоит возле клавесина, покоящегося на трёх херувимах, ещё одна (видимо, самая старшая) сидит с нотами (художник посадил её в геометрическом центре полотна), брат ей предлагает лимон.

Чёрный, как уголь, слуга наклонился достать вино из вазона, стоящего за креслом. Ящик справа — жаровня для подогрева ног: на улице и в доме, несмотря на деревянные полы, довольно прохладно, в горшке тлеют угли. И две собачки на переднем плане (видимо, для оживления пустого пространства).

Внизу на откинутой крышке клавесина — латинская надпись: «Soli Deo Gloria» (Тебя, единого Господа, славим). Скорее всего, они играют и поют что-то из произведений Клаудио Монтеверди (1567−1643), итальянского композитора, а сборники нот — книги мадригалов Монтеверди (всего их было девять, последний — девятый — был напечатан после смерти композитора).

Ещё одна деталь картины говорит о тщеславии хозяина дома: он хочет получить дворянство. Что это за деталь? На спинке стула висит перевязь со шпагой — принадлежность дворянина (если бы Шоутен был дворянин, эта шпага была бы у него на поясе).

Ян Стен написал ещё по крайней мере два полотна для семьи Шоутена: портрет самого Геррита Шоутена и его жены Гертруи.

Первое впечатление от полотна: всё такое радостное, всё такое благополучное. Но…

Надпись на картуше камина «Disciti mori» — «Привыкни к мысли о смерти». На пюпитре клавесина — ещё одно изречение: «Музыка отдаляет уход». На откинутой вниз крышке клавесина — «Тебя, единого Господа, славим». И увенчанный лавром череп. Как-то всё это выделяется, выпячивается из картины как напоминание о бренности земного существования, о неустойчивости обеспеченной и спокойной жизни.

При всём том, что всё хорошо, «Memento mori» — «Помни о смерти»…

P. S. И ещё одна любопытная деталь: тезка Геррита Шоутена, тоже Геррит Шоутен (1779−1839), сын голландского служащего и негритянки с острова Суринам, суринамский художник, писавший картины, посвящённые жизни островитян.

Он сделал 24 диорамы, которые изображали жизнь аборигенов. Диорамы были заказаны суринамскими плантаторами как сувенир для отправки в Нидерланды. Сейчас большинство из них находятся в музеях Нидерландов, одна — вернулась в Суринам, несколько — в руках частных владельцев.

Был ли этот художник потомком пивовара, запечатлённого Яном Стеном, или это случайное совпадение имен — установить не удалось.

shkolazhizni.ru


Смотрите также

Читать далее

Контактная информация

194100 Россия, Санкт-Петербург,ул. Кантемировская, дом 7
тел/факс: (812) 295-18-02  e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Строительная организация ГК «Интелтехстрой» - промышленное строительство, промышленное проектирование, реконструкция.
Карта сайта, XML.