|
Дом с одной стенойДоходный дом Г. РафаловичаВоронцовский переулок, 4
Тип здания: доходный дом Фасад Общий вид со стороны служебных строений Воронцовского дворца За время своего существования дом успел обрасти множеством легенд и домыслов, иногда мистических, но чаще попросту несуразных, призванных объяснить причины столь нетрадиционной планировочной формы здания. Следует отметить, что неправильную форму имеет не только тот участок, где выстроен дом, но и несколько соседних с ним по Воронцовскому переулку. В первой половине XIX века участки под нынешними номерами 4, 6 и 8 имели значительно большие размеры и относились не к переулку, который тогда еще не был застроен, а к Военному спуску, что объясняет современный неправильный угол поворота границ между ними относительно красной линии самого переулка. В первые десятилетия существования Одессы Военный спуск фактически был центральной артерией молодого города, выходом к морю — к Практической и Военной гаваням, а также центральной магистралью для ввоза товаров из порта, пересекавшей весь город через Греческий базар (ныне одноименная площадь), современный Александровский проспект, площадь Старого базара и далее. В 1820-х годах вдоль дороги, ранее огибавшей стоявшую над обрывом турецкую крепость (в левой части теперешнего Приморского бульвара), был проложен современный Воронцовский переулок, к четной стороне которого частично отошли смежные с ним участки по Военному спуску. Общий вид Застройка, занимавшая участок №4 в 1820—80 годы, едва ли относилась к презентабельной, да и сам переулок, несмотря на очень высокую цену земли в этом районе, по сути играл роль задворок парадного Приморского бульвара. Импозантные строения начали появляться здесь лишь в последние десятилетия XIX века. В середине — второй половине 1880-х годов участок приобрел представитель одной из самых успешных в тогдашней Одессе семей, сколотивших капитал на различного рода денежных операциях, один из семи братьев Рафалович — Георгий, финансист, банкир, совладелец торгового дома «Федор Рафалович и Ко» наряду с двумя братьями, Александром и Марком. Кроме того, он был консулом, представлявшим в разное время в Одессе интересы Бразилии, Перу и Дании. Он владел также имением площадью в 1812 десятин в Подольской губернии. Неудобная для строительства форма участка, доставшегося Г. Рафаловичу, нового владельца нисколько не смутила. В конце 1880-х архитектор Д. Я. Климов (по другим данным — Д. В. Тележинский) составил проект большого трехэтажного доходного дома, строительство которого было окончено уже в 1889 году. Квартира домовладельца находилась здесь же. Проживали в доме и другие члены его семьи. В 1890-е годы здесь квартировал Александр Рафалович, старший из братьев, купец 1-й гильдии, после смерти отца — Федора Рафаловича — с 1882 года глава торгового дома «Федор Рафалович и Ко» и председатель правления Бессарабо-Таврического земельного банка. После 1897 года в списках жильцов его имя не значится. Сам Александр Рафалович владел четырьмя домами в Одессе. Другой брат Г. Рафаловича, Артемий (Артем), жил здесь в 1890—93 году. К середине 1890-х Артемий Рафалович, финансист и «выдающийся банковский деятель», переехал из Одессы в Санкт-Петербург. Доходный дом Г. Рафаловича в окружающей архитектурной среде Жили по этому адресу и другие выдающиеся люди своего времени. Так, с 1894 года и до самой смерти в 1902 году квартиру в доме Рафаловича снимал Борис Юльевич Витте, председатель Одесской судебной палаты, заместитель городского головы, действительный статский советник. Он был родным братом Сергея Юльевича Витте, бывшего министром финансов в 1890-е годы, а впоследствии с 1903 года и до выхода в отставку в 1906 году — председателем комитета министров Российской империи. Сергей Юльевич в юности жил в Одессе, любил приезжать туда в гости и, разумеется, бывал в этом доме. Уровень арендной ориентированности дома не подлежит сомнению: основная часть квартир предназначалась для юристов, чиновников, крупных торговцев — представителей высшего сегмента так называемого «среднего класса» — и имела внушительную площадь. Учитывая эти факторы вкупе с высокой вероятностью неправильных планировок, автор проекта должен был с особой ответственностью подойти к его составлению. Доходный дом Рафаловича состоит из четырех крыльев, расположенных по периметру участка неправильной формы, напоминающей сильно деформированную трапецию. Боковые крылья примыкают к лицевому под различными острыми углами таким образом, что по мере приближения к обрыву над Военным спуском участок расширяется. Лицевое и боковые крылья — трехэтажные, тыльный флигель имеет два этажа (частично был надстроен в 2000-х годах) и расположен с отступом от края участка со стороны Военного спуска, образуя небольшой двор-террасу, огороженный каменным парапетом. Доступ туда из основного двора осуществляется через проходной подъезд самого флигеля. Просторный и хорошо освещенный двор имеет неправильную планировочную форму — два прямоугольника (в общих чертах), совмещенных под тупым углом. Функцию доходного исполняло не только лицевое крыло, но и боковые, в пользу чего свидетельствует их планировочная структура и презентабельная, хотя и более скромная, чем в лицевом, отделка подъездов. Строгая, несколько суховатая, но достаточно гармоничная архитектура дома типична для рубежа 1880—90-х годов. Облик главного фасада тяжело назвать запоминающимся, однако его архитектурная отделка носит характер импозантной и изысканной. Протяженность фасада по красной линии — 15 оконных осей, три центральные несут в себе сдвоенные окна второго и третьего этажей. Подчиненная горизонтальным ритмам композиция фасада прорезается тремя неглубокими, но выразительными ризалитами, два из которых занимают по одной крайней оси. Композиционный центр строго симметричного фасада сходится к центральному ризалиту в три оси шириной. Центральная ось как дома в целом, так и центрального ризалита подчеркнута высоким лучковым проемом проездной арки, ведущей во двор. Входная группа Портал арки до реставрации Фасадная плоскость полуподвального этажа покрыта глубоким рустом, на первом руст становится плоским и схематичным, веерно смыкаясь над окнами без наличников. Отделка первого этажа Полуподвал и первый этаж трактованы как цоколь, и архитектурное убранство верхних этажей в контрасте с ними выглядит более легким и вычурным. Оси центрального ризалита на двух верхних этажах композиционно разделены между собой мощными рустованными лопатками. Отделка второго этажа традиционно выполнена наиболее ярко. Сдвоенные проемы в центральном ризалите обрамляются строгими наличниками и венчаются общими сандриками на лепных консолях, между которыми расположены орнаментальные вставки с мелкомасштабной лепниной растительного характера. Сандрики крайних осей центрального ризалита прямые, центральный разорванный сандрик полуциркульной формы в сдержанной трактовке позаимствован из архитектуры барокко. В тимпане санрика и в пространстве, образуемом его разрывом, помещен пышный лепной картуш, подчеркивающий главенствующую композиционную роль сандрика на фасаде дома в целом. Отделка второго этажа Фасадные плоскости между ризалитами шириной в пять осей каждая ритмически расчерчены классическими одинарными окнами с наличниками, совершенно идентичными таковым в отделке окон центральных осей. Повторяется здесь и декор сандриков над ними, однако сами сандрики имеют классическую треугольную форму. Оформление окон крайних ризалитов ничем не отличается от остальных, кроме формы сандриков над ними — они лучковые. Лучковый сандрик одного из окон второго этажа (крайние ризалиты) Третий этаж лишен выразительных деталей. Сохраняя аналогичную второму этажу конфигурацию, его окна венчаются аскетичными прямыми сандриками на лепных консолях. Элементы третьего этажа В отделке обоих этажей применен также ряд совершенно аналогичных элементов: плоский линейный руст и строгие прямоугольные вставки без декора между подоконными консолями. Одна из подоконных вставок На главном фасаде дома расположено восемь балконов, по четыре на каждом этаже. Они размещены в крайних ризалитах и занимают боковые оси центрального. Все балконы сохранили великолепные ограждения криволинейного изгиба, чей дизайн находит отображение в секциях перил подъезда лицевого крыла. Балконы Фасадную плоскость дома венчает простой карниз небольшого выноса, средней ширины фриз без декора и еще один карниз, более массивный и опирающийся на ритм небольших лепных дентикул, которые в ризалитах дополнены пышными консолями. Консоли Ризалиты композиционно завершаются высокими аттиками в виде глухих балюстрад, а центральная ось дома подчеркнута изящной двухпроемной люкарной. Люкарна В оформлении арки проезда применены достаточно самобытные принципы декорирования, нигде более в Одессе не повторенные. Сама арка с лучковыми крестовыми сводами состоит из четырех пролетов различной протяженности, границы между которыми отмечены широкими, приземистыми ионическими пилястрами, капители которых украшены размашистыми лепными венками, а в основных плоскостях расположены каннелированные прямоугольные филенки. Арка проезда В предпоследнем (при счете с улицы) пролете расположены входы в квартиру первого этажа и сам подъезд, сохранившие обильно декорированные резьбой аутентичные двери. Двери подъезда Отделка подъезда представляет собой прекрасный пример парадного интерьера дорогого доходного дома конца XIX века. Стенные плоскости заполнены большими филенками-рамками сдержанной трактовки, между ними размещены пилястры с пышными капителями коринфского ордера, поддерживающие карниз потолка над лестничной клеткой. Подъезд лицевого крыла Общий вид с верхней площадки Капитель одной из пилястр Стены отделаны полихромной венецианской шпатлевкой под мрамор (на нижних этажах закрашена). Над карнизом протянут расписной орнаментальный фриз. Потолок над лестничной клеткой декорирован изящной, измельченных форм лепниной распространенного в домах того периода образца. Лепнина покрашена в полихромной цветовой гамме, однако аутентичность этих красок вызывает сомнения. Дорогие секционные лестничные перила относятся к очень редкой разновидности и, как уже писалось ранее, во многих чертах повторяют орнаментацию балконных ограждений главного фасада. Архитектурная отделка тыльного фасада лицевого крыла и фасадов остальных крыльев дома отличается от главного простотой и схематичностью. Окна обрамлены максимально упрощенными наличниками, которые на втором этаже венчаются простыми треугольными сандриками без изысков. Ажурные секционные ограждения балконов придают дворовым фасадам некоторую живописность, однако часть из них, к сожалению, не сохранилась. Дворовые фасады Тыльный фасад лицевого крыла и фрагмент левостороннего (относительно красной линии переулка) Правостороннее крыло и фрагмент тыльного служебного Одно из аутентичных балконных ограждений Подъезды боковых крыльев в целом очень аскетичны, однако достаточно недешевые секционные перила установлены и здесь, хотя их дизайн заметно упрощен по сравнению с перилами лицевого крыла. Еще одна лестничная клетка без изысков расположена в двухэтажном тыльном крыле дома, через сквозной подъезд которого осуществляется сообщение основного двора и малого двора-террасы, нависающего над Военным спуском (точнее — над бывшим участком Я. Наума по Военному спуску, 3). Подъезд правостороннего крыла Горизонтальная верхняя секция В советский период своей истории здание постигла судьба многих других жилых домов центра Одессы. Основательно «уплотненный», перепланированный под коммунальные квартиры дом десятилетиями не ремонтировался, что, разумеется, давно перестало удивлять горожан. Однако наиболее масштабные невзгоды в жизни постройки появились уже в постсоветские времена. В начале 2010-х годов один из жильцов третьего этажа предпринял попытку надстроить свои апартаменты мансардой. Строительные работы начались с разбора перекрытий чердака и крыши, на чем они «благополучно» завершились. В таком состоянии дом простоял без малого полтора(!) года, по стенам поползли трещины. В 2012 году по Одессе прокатилась волна общественного возмущения, связанная с началом строительства на примыкающем к дому участке (№6), что грозило утратой знаменитой оптической иллюзии дома. На волне вызванного этим скандала дом был включен в список памятников культурного наследия города Одессы, на фасаде проведены тщательные реставрационные работы, а строительство по соседству остановлено. Сегодня дом Рафаловича ежегодно привлекает тысячи туристов, продолжая удивлять неподготовленных людей иллюзией того, что от него осталась одна лишь фасадная стена. Во многих других городах иногда можно встретить подобные дома, да и для Одессы здание не является единичным: здесь строений подобной конфигурации насчитывается около десятка(!), однако «дом-стена» в Воронцовском переулке, 4 — самое знаменитое из них.
Использованная литература и архивы Авторы archodessa.com Плоский дом, описание, история, фотографии, особенностиКраткое описание и историяНедалеко от Приморского бульвара находится Воронцовский переулок, который на первый взгляд ничем не примечательный. Но каждый одессит знает, что в этом переулке, а точнее по адресу Воронцовский переулок, 4 находится весьма необычное здание – дом с одной стеной. Если же Вы посмотрите на него прямо, то оно покажется Вам самым обыкновенным домом, который ничем не отличается от остальных жилых зданий нашего города. Но стоит только посмотреть на него под нужным углом – и тут возникает недоразумение. Ведь оказывается, что у дома всего лишь одна фасадная стена и он совершенно плоский! Из-за своей необыкновенности, как только не называют этот дом – карточный, ведьмин, плоский, дом теней, дом-стена. Его построили в 1889 году по проекту архитектора Д. Я. Климова. Стили: ренессанс и эклектика. Первым его владельцем являлся Г. Рафалович - банкир, финансист и совладелец торгового дома «Федор Рафалович и Ко». Здание дома насчитывает три этажа. В ранние годы своего существования его квартиры занимали в основном представители «среднего класса» - чиновники, купцы, юристы. Архитектура Ведьминого дома, несмотря на свою некую строгость, является достаточно гармоничной и типичной для периода 1880 - 90-х годов. Нельзя сказать, что фасад здания сильно запоминающийся, но все же его отделка привлекает внимание своей изысканностью и импозантностью. Здесь Вы увидите восемь балконов, великолепные ограждения которых сохранились до нашего времени. Они имеют форму криволинейного изгиба, также как и перила в подъездах здания. Подъезды Плоского дома являются прекрасным примером интерьера дорогого доходного дома конца XIX века. Стены верхних этажей отделаны с помощью полихромной венецианской шпатлевки под мрамор, их украшают филенки-рамки, между которыми размещаются пилястры с роскошными капителями коринфского ордера. Они поддерживают карнизы потолка над лестничной клеткой. Над карнизом Вы можете увидеть протянутый расписной орнаментальный фриз. Потолок подъезда декорирован лепниной мелких форм, которая в свою очередь покрашена в полихромной цветовой гамме. В наше время дом с одной стеной посещают тысячи туристов! Так что обязательно присоединяйтесь к ним и посетите эту интересную и необычную достопримечательность! Как добраться?Добраться до Ведьминого дома Вы сможете маршрутными такси № 117, 137, 145, 220А, 221. К дому с одной стеной можно также добраться пройдя буквально 100 м от памятника Дюку де Ришелье в сторону памятника Екатерине ІІ и свернуть направо. ОсобенностиКак только Вы посмотрите на дом с одной стеной, у Вас тотчас возникнет множество вопросов: «Как такое возможно?», «Как здесь могут жить люди?» и множество других. Жильцы дома выходят на балконы, а потом исчезают за дверью. Но как? В этом нет никакой мистики и содействия потусторонних сил! Если же Вы подойдете к дому поближе, то и сами сможете разгадать секрет. Оптическая иллюзия создается из-за того, что боковые стены дома построены под острым углом. Изначально никто не планировал строительство дома именно такой формы, поэтому Плоский дом стал достопримечательностью Одессы совсем случайно. Поговаривают, что для строительства здания недоставало средств, в результате чего архитекторы придумали выход из сложившейся ситуации. Они приняли решение свести боковые стены дома так, чтобы он приобрел форму треугольника, а сели же на него посмотреть под определенным углом, то создавалось бы впечатление, что он плоский. Вторая легенда гласит, что все дело в пьяном руководителе строительства, подписывавшем документы и которого обманул подрядчик. В результате ему не хватило средств и он построил дом со всего лишь тремя стенами. Третья и наиболее вероятная версия заключается в том, что просто из-за нехватки земли пришлось построить здание именно такой формы. Не зависимо от того, как появился дом с одной стеной, он является одной из интереснейших достопримечательностей Одессы! Многие приходят сюда, чтобы посмотреть на это мистическое здание и разгадать секрет его постройки. Не упустите и Вы возможности увидеть это зрелище собственными глазами! www.bestkv.com Дом с одной стеной (доходный дом Рафаловича)Так называемый «Дом с одной стеной» по понятным причинам входит в число известнейших достопримечательностей исторического центра Одессы. Взгляд с определенного ракурса создает иллюзию отсутствия боковой стены дома: она примыкает к фасадной под очень острым углом и, когда взгляд направлен параллельно ей, попросту не видна. Дом с одной стеной Доходный дом Рафаловича был построен в стиле ренессанса с элементами эклектики в 1889 году архитектором Д.Я.Климовым или Д.В.Тележинским. Дом известен также под следующими наименованиями: «дом-стена», «плоский дом», «дом с одной стеной» и даже «ведьмин дом». Доходный дом Рафаловича За время своего существования дом успел обрасти множеством легенд и домыслов, иногда мистических, но чаще попросту несуразных, призванных объяснить причины столь нетрадиционной планировочной формы здания. К примеру, одна из наиболее распространенных городских легенд гласит , что во время строительства этого дома не хватило средств на постройку боковой стены, потому, мол, и пришлось строить треугольный дом. Доходный дом Рафаловича (дом с одной стеной) Есть и совсем дикие версии, например, что архитектор был пьян. На самом деле, форма здания обусловлена очертаниями участка, на котором он стоит. Земля в самом центре Одессы и тогда была дорогой, поэтому при строительстве площадь участка была использована по максимуму. Собственно, несколько соседних зданий по Воронцовскому переулку также стоят на участках неправильной формы. Дом с одной стеной. Все дело в ракурсе — шаг в сторону, и стена уже не одна В первой половине XIX века участки под нынешними номерами 4, 6 и 8 имели значительно большие размеры и относились не к переулку, который тогда еще не был застроен, а к Военному спуску. Сам Воронцовский переулок был проложен в 1820-х годах вдоль дороги, ранее огибавшей стоявшую над обрывом турецкую крепость. Тогда же к четной стороне переулка частично отошли смежные с ним участки по Военному спуску. Застройка, занимавшая участок №4 в 1820-1880-е годы, едва ли относилась к презентабельной, да и сам переулок, несмотря на очень высокую цену земли в этом районе, по сути играл роль задворок парадного Приморского бульвара. Импозантные строения начали появляться здесь лишь в последние десятилетия XIX века. Доходный дом Рафаловича. Деталь фасадного окна Во второй половине 1880-х годов участок приобрел представитель одной из самых успешных в тогдашней Одессе семей, сколотивших капитал на различного рода денежных операция, один из семи братьев Рафалович — Георгий, финансист, банкир, совладелец торгового дома «Федор Рафалович и Ко» наряду с двумя братьями, Александром и Марком. Кроме того, он был консулом, представлявшим в разное время в Одессе интересы Бразилии, Перу и Дании. Доходный дом Рафаловича. Арка проезда Неудобная для строительства форма участка, доставшегося Г.Рафаловичу, нового владельца нисколько не смутила. В конце 1880-х архитектор Д.Я.Климов (по другим данным — Д.В.Тележинский) составил проект большого трехэтажного доходного дома, строительство которого было окончено уже в 1889 году. Квартира домовладельца находилась здесь же. Проживали в доме и другие члены его семьи. В 1890-е годы здесь квартировал Александр Рафалович, старший из братьев, купец 1-й гильдии, после смерти отца — Федора Рафаловича — с 1882 года глава торгового дома «Федор Рафалович и Ко» и председатель правления Бессарабо-Таврического земельного банка. После 1897 года в списках жильцов его имя не значится. Сам Александр Рафалович владел четырьмя домами в Одессе. Другой брат Г. Рафаловича, Артемий (Артем), жил здесь в 1890—93 году. К середине 1890-х Артемий Рафалович, финансист и «выдающийся банковский деятель», переехал из Одессы в Санкт-Петербург. Доходный дом Рафаловича. Входная дверь в проезде Жили по этому адресу и другие выдающиеся люди своего времени. Так, с 1894 года и до самой смерти в 1902 году квартиру в доме Рафаловича снимал Борис Юльевич Витте, председатель Одесской судебной палаты, заместитель городского головы, действительный статский советник. Он был родным братом Сергея Юльевича Витте, бывшего министром финансов Российской империи в 1890-е годы, а впоследствии с 1903 года и до выхода в отставку в 1906 году — председателем комитета министров Российской империи. Сергей Юльевич в юности жил в Одессе, любил приезжать туда в гости и, разумеется, бывал в этом доме. Арендная ориентированность дома не подлежит сомнению: основная часть квартир предназначалась для юристов, чиновников, крупных торговцев — представителей высшего сегмента так называемого «среднего класса» — и имела внушительную площадь. Учитывая эти факторы вкупе с высокой вероятностью неправильных планировок, автор проекта должен был с особой ответственностью подойти к его составлению. Доходный дом Рафаловича. Лестница центрального подъезда Доходный дом Рафаловича состоит из четырех крыльев, расположенных по периметру участка неправильной формы, напоминающей сильно деформированную трапецию. Боковые крылья примыкают к лицевому под различными острыми углами таким образом, что по мере приближения к обрыву над Военным спуском участок расширяется. Лицевое и боковые крылья — трехэтажные, тыльный флигель имеет два этажа (частично был надстроен в 2000-х годах) и расположен с отступом от края участка со стороны Военного спуска, образуя небольшой двор-террасу, огороженный каменным парапетом. Доступ туда из основного двора осуществляется через проходной подъезд самого флигеля. Просторный и хорошо освещенный двор имеет неправильную планировочную форму — два прямоугольника (в общих чертах), совмещенных под тупым углом. Функцию доходного исполняло не только лицевое крыло, но и боковые, в пользу чего свидетельствует их планировочная структура и презентабельная, хотя и более скромная, чем в лицевом, отделка подъездов. Двор доходного дома Рафаловича Строгая, несколько суховатая, но достаточно гармоничная архитектура дома типична для рубежа 1880—90-х годов. Облик главного фасада тяжело назвать запоминающимся, однако его архитектурная отделка носит характер импозантной и изысканной. Балконы сохранили великолепные ограждения криволинейного изгиба, чей дизайн находит отображение в секциях перил центрального подъезда. Доходный дом Рафаловича. Балкон Отделка подъезда представляет собой прекрасный пример парадного интерьера дорогого доходного дома конца XIX века. Дорогие секционные лестничные перила относятся к очень редкой разновидности и во многих чертах повторяют орнамент балконных ограждений главного фасада. Доходный дом Рафаловича. Перила центральной лестницы В советский период своей истории здание постигла судьба многих других жилых домов центра Одессы. Основательно «уплотненный», перепланированный под коммунальные квартиры дом десятилетиями не ремонтировался, что, разумеется, давно перестало удивлять горожан. Однако наиболее масштабные невзгоды в жизни постройки появились уже в постсоветские времена. В начале 2010-х годов один из жильцов третьего этажа предпринял попытку надстроить свои апартаменты мансардой. Строительные работы начались с разбора перекрытий чердака и крыши, на чем они «благополучно» завершились. В таком состоянии дом простоял без малого полтора(!) года, по стенам поползли трещины. В 2012 году по Одессе прокатилась волна общественного возмущения, связанная с началом строительства на примыкающем к дому участке (№6), что грозило утратой знаменитой оптической иллюзии дома. На волне вызванного этим скандала дом 1 марта 2013 года был включен в список памятников культурного наследия города Одессы, на фасаде проведены тщательные реставрационные работы, а строительство по соседству остановлено. Доходный дом Рафаловича — дом с одной стеной Сегодня дом Рафаловича ежегодно привлекает тысячи туристов, продолжая удивлять неподготовленных людей иллюзией того, что от него осталась одна лишь фасадная стена. Во многих других городах иногда можно встретить подобные дома, да и для Одессы здание не является единичным: здесь строений подобной конфигурации насчитывается около десятка(!), однако «дом-стена» в Воронцовском переулке, 4 — самое знаменитое из них. Дом неоднократно снимался в кино — вообще Воронцовский переулок весьма популярен среди кинематографистов. Вот, с разбегу удалось найти кадр из советского фильма 1977 года «Волшебный голос Джельсомино». Мужчина на фото — отец главного героя, его играл Виктор Ильченко. За его спиной виден фасад дома с одной стеной. Кадр из фильма «Волшебный голос Джельсомино» А вот что рассказывает про дом с одной стеной известная артистка Нонна Гришаева: Доходный дом Рафаловича (дом с одной стеной) на карте Одессы: Поделиться новостью в соцсетях Метки: Одесские легенды, пер.Воронцовский « Предыдущая запись Следующая запись » histodessa.ru Дом без одной боковой стены
Найти это необычное здание просто – находится оно в конце Приморского бульвара, прямо позади Воронцовского дворца. Если же идти от памятника Дюку, то плоский дом находится в квартале (в 100 метрах) от памятника, параллельно Приморскому бульвару. С первого взгляда – дом как дом, мало чем отличающийся от остальных старых жилых построек. Это, если на дом смотреть нормально - прямо перед собой. Но какое же удивление постигнет вас, если немного пройти и посмотреть на него сбоку, с определенного ракурса. Да, зрение вас не обманывает – дом действительно выглядит плоским, как будто от него осталась одна фасадная стена! А вторую стену дома кто-то взорвал, и она осела. Еще этот дом в народе называют "Дом-стена". Первый вопрос, который появляется в голове, оправившись после легкого шока: «Как, как такое может быть, и как там могут жить люди!?». Да, это трудно представить, но цветы на подоконниках, занавески и кондиционеры упорно говорят о наличие жильцов в этом доме. На самом деле, секрет такого архитектурного обмана в том, что задняя стенка дома сразу прилегает к фасадной, то есть здание имеет треугольную форму. Историческая справка говорит о том, что во время строительства этого дома, еще в период царской России, не хватило средств на постройку боковой стены, вот и пришлось свести две стены вместе. Тогда никто и подумать не мог, что в итоге это здание станет одной из достопримечательностей Одессы, и будет вызывать море удивления и восхищения у гостей и жителей города. У знаменитого плоского дома есть еще и другие названия: «Дом одной стенки», «Ведьмин дом», "Дом без боковой стены". "Интересная ситуация" возникла в последнее время с самим домом, точнее с крышей дома. Половину крыши, известно какими методами, приватизировал местный «самый хитрый» жилец Алексей Полтавчук. Он купил квартиру в доме на 3-ем этаже, разобрал чердак, снял все перекрытия, и на этом весь его "ремонт" закончился. В таком состоянии дом простоял полтора года (?). По дому пошли трещины. Поднявшись через коммуналку на чердак, открывшийся вид просто озадачил. Остаётся только удивляться, как полутора вековой дом ещё стоит и умудряется быть достопримечательностью. Ситуация изнутри – абсолютно такая же, как с домом Руссова: несущие стены с облупленной штукатуркой распираются ржавыми швеллерами. Крыша словно мелкое решето: старый шифер пропускает и свет и воду. На полу, под слоем грязи и битого ракушечника, видавший виды, но всё ещё шикарный паркет. В коммуналке живут 4 семьи. «Когда дождь – нас заливает, когда снег – здесь сугробы, когда жара – температура за сорок», - говорят жильцы- соседи Алексея Полтавчука. Надежду на хоть какие-то изменения в лучшую сторону они давно потеряли. Ситуация с домом – прямое следствие некомпетентности городской власти и управления ЖКХ, где работают временщики, цель которых – урвать кусок от Одессы. Когда будете в Одессе, обязательно сходите посмотреть на дом с одной стеной, и дополнительный запас впечатлений вам гарантирован. Не забудьте сводить туда ещё своих друзей. Их реакция от увиденного запомнится вам надолго...
Знаменитый дом-стена может пострадать от ближайшей стройкиНешуточные страсти разгораются вокруг знаменитого дома-стены в Воронцовском переулке. Резонансный конфликт набирает обороты. Жильцы дома продолжают возмущаться, поскольку застройщики все ещё намерены возвести запланированное двухэтажное здание, которое, по мнению людей, навредит историческому сооружению. Майя Ивановна 65 лет живёт в славно известном доме-стене в Воронцовском переулке. О родном доме она знает практически всё. Двери квартир жильцов не успевают закрываться от любознательных туристов, за впечатлениями сюда даже Пугачёва и Киркоров приезжали. Теперь же, Одесса может потерять уникальное здание. Майя Ивановна, 65 лет живёт в доме-стене: дому нашему 200 лет, здесь жили придворные графа Воронцова. Посмотрите на наши шикарные парадные. Это действительно историческая часть города. Кто может себе позволить взять и закрыть то, что принадлежит одесситам. Это наша гордость. Александр Левицкий, живёт в соседнем доме: проектом строительства предусмотрена ещё копка котлована впритык к этому историческому дому. Естественно, копка будет проводиться не ручным методом, а с применением тяжёлой техники, вывозом грунта. Елена Кара, живёт в доме с одной стеной: не одна экскурсия мимо не проходит, всё-таки достопримечательность нашего города и его застроить, я считаю, что это очень нелогично. Анна Марич, живёт в доме с одной стеной: это наше культурное достояние. Сюда с 94-го года, сколько я здесь живу, приезжают делегации, его показывают. Он, конечно, не памятник, поэтому к нему такое отношение, но я считаю, что это лицо, история Одессы. Зоя Яковлевна, воспитатель детского сада № 37: понижена освещаемость помещения, а если ещё возведут здание, то дети будут лишены стопроцентного освещения, и, естественно, нарушение зрения у детей будет. За помощью жильцы дома обратились к депутату горсовета от партии "Родина" Георгию Селянину. Он пообещал разобраться в конфликтном строительстве. Георгий Селянин, депутат Одесского горсовета от партии «РОДИНА»: Оперный театр, Потёмкинская лестница, Тёщин мост, Воронцовский дворец и дом-стена - это единый туристический маршрут, единый комплекс достопримечательностей. Я не позволю чиновникам закрывать глаза на то, что город теряет одну из своих визитных карточек. Я добьюсь, чтобы этот вопрос был рассмотрен на градостроительном совете. Я добьюсь, чтобы было принято решение в интересе Одессы и одесситов. Владимир Мещеряков, руководитель управления по вопросам охраны объектов культурного наследия Одесского горсовета: к нам в управление этот проект не поступал, мы его не рассматривали, заключения не давали, я могу сказать, что нарушений Закона об охране культурного наследия, это разрешение выдано областным ГАСКом на территории исторического ареала, более того, на территории, которую планируют включить в основной список исторического наследия ЮНЕСКО. Это недопустимо. Владимир Мещеряков: он включён в предварительный список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО 2009 года. И для того, чтобы Одесса могла номинироваться в основной список, необходимо, чтобы на этой территории было как можно меньше изменений. http://atv.odessa.ua, Юлия Никандрова
Похожие страницы: Свежие страницы из раздела: Предыдущие страницы из раздела: odesskiy.com Ведьмин дом. Дом-стена. ОдессаПлоский дом в Одессе Не каждый гость и даже житель города Одессы знает, что по адресу Воронцовский переулок 4, находится самый смешной и необычный, можно даже сказать, мистический дом города. С первого взгляда – дом как дом, мало чем отличающийся от остальных старых жилых построек. Но какое же удивление постигнет вас, если немного пройти и посмотреть на него сбоку, с определенного ракурса. Да, зрение вас не обманывает – дом действительно выглядит плоским, как будто от него осталась одна фасадная стена! Еще этот дом называют Дом-стена. Плоский дом или Дом-стена Первый вопрос, который появляется в голове, оправившись после легкого шока: «Как такое может быть, и как там могут жить люди!?». Да, это трудно представить, но цветы на подоконниках, занавески и кондиционеры упорно говорят о наличие жильцов в этом доме. Дом-стена. Секрет архитектурного решения На самом деле, секрет такого архитектурного обмана в том, что задняя стенка дома сразу прилегает к фасадной, то есть здание имеет треугольную форму. Историческая справка говорит о том, что во время строительства этого дома, еще в период царской России, не хватило средств на постройку боковой стены, вот и пришлось свести две стены вместе. Тогда никто и подумать не мог, что в итоге это здание станет одной из достопримечательностей Одессы, и будет вызывать море удивления и восхищения у гостей и жителей города. Приморский бульвар Найти это необычное здание просто – находится оно в конце Приморского бульвара, прямо позади Воронцовского дворца. Если же идти от памятника Дюку, то плоский дом находится в квартале от памятника, параллельно Приморскому бульвару. Когда будете в Одессе, обязательно сходите посмотреть на дом с одной стеной, и дополнительный запас впечатлений вам гарантирован. И не забудьте сводить туда своих друзей, их реакция от увиденного запомнится вам надолго. GPS: 46°29’21”N 30°44’17”EGoogle MapsАдрес: г. Одесса, Воронцовский переулок 4100travels.com.ua Дом с одной стеной - запись пользователя Наталя (Ursya) в сообществе Зачатие в категории Будни нашего городка
www.babyblog.ru Обыкновенное чудо: дом с одной стеной | Журнал о путешествиях по РоссииТолпы туристов поднимаются вверх по Воронцовскому переулку, где раньше собирались сомнительные личности. Они спешат к недавно открытой одесской достопримечательности — удивительному дому-стене: абсолютно плоскому, шириной не более метра. Признаемся, на нас он тоже произвел впечатление. Поэтому мы решили узнать у одесситов все про фасад, за которым магическим образом живут люди. И сами того не желая, развеяли одну из городских легенд. Где эта улица, где этот домДо главной точки нашего сегодняшнего маршрута надо идти так: поднимаетесь по Потемкинской лестнице, затем идете по Приморскому бульвару и сворачиваете с него в Воронцовский переулок. Оглядывайтесь по сторонам, рассматривайте дома. Вы поймете, что пришли в нужное место, когда замрете от удивления при виде абсолютно нелепого строения: вроде бы это и дом, но стоит только фасад. Первой придет на ум мысль о землетрясении: все обрушилось, осталась одна стена. Но почему тогда на балконе сушатся вещи, висят кондиционеры, на окнах — занавески? Неужели там живут худые люди, которые и спят, и едят исключительно стоя? В общем, первое впечатление — полнейший абсурд. «Мы шли по этой узкой улочке. Экскурсовод говорит: обратите внимание на этот дом. Что вы можете о нем сказать? Сначала все не поняли, стояли, молчали. Потом посмотрели на стену — да он плоский! Все шуметь, фотографировать начали», — рассказывает Алла Клочнева, недавно приехавшая из Одессы. На этот эффект и рассчитывают организаторы обзорных экскурсий. Увидели, изумились, потом нашли отгадку. «Сначала действительно кажется, что это только фасад. К тому же сама эта улочка очень узкая, экскурсовод подвел так, что мы и не могли полностью дом рассмотреть», — добавляет Алла. Долго мучить головоломками и мы вас не будем. Тем более что это здание сейчас — одна из визитных карточек Одессы. Интернет заполнен фотографиями плоского дома № 4 в Воронцовском переулке, с загадками и отгадками. Суть такова: туристы и фотографы смотрят на дом с определенного ракурса. Создается зрительный обман, будто бы дом абсолютно плоский. Секрет в том, что задняя стена дома расположена под острым углом. С одной стороны она прилегает к дому, отчего сверху он выглядит как треугольник. Вот, в общем-то, и вся загадка. Кажется, что вся интрига ушла? На этом моменте, кстати, и заканчиваются все заметки об этом доме, да и экскурсоводы о нем больше ничего не говорят. Максимум, выдвинут две-три версии о происхождении «уникума». Самая популярная байка, связанная с эти домом гласит, что во времена «царской России», что само по себе очень расплывчато, заказчику дома не хватило денег на его строительство, и он заставил архитектора срочно придумывать выход из ситуации. В результате на одной стенке пришлось сэкономить. Более нелепый вариант — архитектор был пьян, когда подписывал контракт, и не обратил внимания на то, в какую сумму ему придется уложиться. Когда пришел в себя, понял, что его одурачил заказчик, и, в свою очередь, преподнес ему сюрприз в виде треугольного дома. В это, кстати, свято верят многие туристы. А уж в то, что заказчик был отъявленным скупердяем и подавно. Как создавалась легенда, и как мы ее разрушилиКонечно, можно было бы оставить любителей экзотики в неизвестности и намекнуть, что с домом действительно произошло что-то таинственное. Тем более что часто его зовут «Ведьмин дом». Мы решили спросить у одесситов, почему за ним закрепилась дурная слава. В ответ — удивленные возгласы обычных горожан и даже знатоков. «О Боже. Первый раз слышу. Туристическая байка», — безапелляционно заявила экскурсовод, специалист по архитектуре Одессы Светлана Мицай. Та же реакция у Ольги Допиры, которая, кстати, работает как раз в этом доме. «Я одесситка, но в первый раз слышу, чтобы его называли Ведьмин дом. Знаю около пяти разных названий, но такого не припомню», — удивленно сказала нам Ольга. Единственный, кто смог пролить хотя бы слабый свет на происхождение такого прозвища — известный одесский краевед и экскурсовод компании ЮСС-ТУР Владиль Иванович Шмиголь. «Честно говоря, я всего несколько раз слышал, чтобы дом так называли. Мне кажется, что это связано с криминальным прошлым Одессы. Место было не из приятных, особенно ночью. Напротив еще в начале прошлого века располагался публичный дом. Народ там был соответствующий. Да вы сами загляните во двор этого дома — становится просто страшно», — рассказывает Владиль Иванович. И мы заглянули. Но не сами, а с помощью Ольги Допиры. Офис, в котором она работает, расположен как раз у входа во двор возле арки. Мы уже приготовились услышать рассказ о зловещих закоулках и таинственных исчезновениях, но нас снова ждало разочарование. «Вы знаете, это совсем не типичный «одесский дворик». Все новое, выложено плитами, елочка растет, стоят скамейки. Делали ремонт на свои деньги жильцы, городские власти пока не дошли до этого дома». Оказалось, все достаточно прозаично. Ни о каких ведьмах и шабашах во дворе одесситы и не знают. В отличие от туристов, которые находят тайны даже там, где их в принципе нет. Однако мы должны признать, что этот дом все-таки обладает своей загадкой. Но, к сожалению, не из разряда мистики. Неизвестностью окутано имя архитектора и скупого заказчика, и это удивляет. Почему у «одесского курьеза», как его сейчас зовут экскурсоводы, визитной карточки, коей такими темпами точно станет плоский дом, нет своей летописи? Может быть, ее намеренно кто-то скрыл? С каждым новым ответом легенда стремительно разрушалась, превращаясь в пыль. Первый удар по мифу нанесла Ольга Допира. «Я не думаю, что вообще в данном случае можно говорить о чьей-то скупости. Понимаете, дом находится в очень элитном районе, в центре города, земля здесь всегда была дорогая, люди жили очень богатые. И слабо верится, что кому-то не хватило денег на постройку одной стены. Да и про пьяного архитектора, скорее всего, выдумки. Дома здесь возводили в основном итальянцы, известные в то время архитекторы. Так что абы кому дом не доверили бы. Мне кажется, что заказчик дома просто был большой оригинал». Версия про чудаковатого барина, захотевшего построить себе нестандартные апартаменты, тоже вполне достойна внимания туриста. Интрига есть — заказчик-то не в себе, нафантазировал дом загадочный, чтобы все голову ломали, как в нем жить. Но, увы, и тут нам пришлось столкнуться с прозой жизни. И недостаток фактического материала, и то, что дом долгое время пребывал в забвении, объясняется тем, что строение в Воронцовском переулке абсолютно типовое. Обычное, как «хущевка», как многоэтажка в спальном районе. «На самом деле, самый обыкновенный дом, я вообще не понимаю, почему он так людям нравится. У нас в городе таких домов сотни. Как архитектурный объект он вообще не представляет никакой ценности. Он даже не входит в экскурсию «Архитектура Одессы». И даже я не могу вам сказать ни чей он, ни кто он», — рассказывает экскурсовод Светлана Мицай. Получается, что дом стал достопримечательностью по ошибке. Абсолютно типичное, по крайней мере, по мнению архитектора, здание, стало хитом благодаря туристам, а не своей уникальности. «Сейчас мимо него мы ходим во время обзорной экскурсии. А раньше мы туда ходили вообще очень редко, потому что у нас на бульваре были объекты, море было видно. Сейчас там стенка стоит, опору новую строят, и нашим туристам приятнее ходить по этому переулку. Вот мы и ходим. Постепенно дом стал каким-то популярным», — рассказывает Светлана. По ее словам, если присмотреться, подобные дома можно найти в любом городе. Необычная форма никогда не была самоцелью. Причина изменения классических архитектурных канонов заключалась в элементарной нехватке земли и исторически сложившейся застройке улицы. Чтобы понять, почему в Воронцовском переулке появился такой дом, нужно заглянуть на несколько веков назад. Раньше на этом месте была расположена турецкая крепость, узкая кривая улочка осталась еще с тех времен. И застройка сохранилась соответствующая — одноэтажные дома, в которых одна дверь выходила на улицу, а все окна — во двор. Постепенно европейские дома вытеснили старые турецкие постройки. По предположению краеведа Владиля Шмиголя, практически вся улица была застроена одновременно, ориентировочно в 30-х годах XIX века. Однако Светлана Мицай высказала противоположное мнение. Она считает, что возведение зданий на улице шло постепенно, и дом, который прочно связывают с имперским периодом в жизни России, был сооружен лишь на его закате, в самом в начале XX века. «Исторически так сложилось, что земля особенно дорогая, если на улицу выходит фасад дома. В средние века вот все домики были узеньки и длинненькие. Потому что фасадная земля была очень дорогая. Так вот и тот человек, который купил землю под этот дом, попал в ситуацию, когда у него была большая часть фасада. Если вы зайдете в соседний двор, то там стоит одноэтажный дом. Раньше все здесь было частное, и земля была очень дорогая. Поэтому по фасаду он построил большой дом, а остальную часть — под острым углом. Мы-то привыкли, что стены расположены под углом в 90 градусов. Так что ничего особенного в этом доме нет, кроме того, что заказчику не хватало земли», — пояснила Светлана Ивановна. Серые будни одесского чудаТаким образом, имена заказчика и архитектора остались неизвестны даже тем, для кого знакомить туристов с городом — профессия. Специально обращаться за этим в архивы не приходило в голову даже историкам архитектуры Одессы. Именно потому, что дом для них не является достопримечательностью. Светлана Мицай так объяснила отсутствие сведений о строителе плоского дома: «С архитекторами была такая же путаница, как и сейчас. Допустим, была фирма Иванова. Он подписывал все чертежи, хотя он был и не архитектор. А архитекторов обычно несколько бывает. И в литературе часто встречаешь на один дом несколько разных архитекторов, хоть и жили они в одно время. Подписывает Беликов, а строит, к примеру, Плитун». Однако туристам не всегда важна историческая ценность здания. Достаточно, чтобы оно было эффектно преподнесено. Именно поэтому каждый день у дома с одной стеной выстраивается целая очередь приезжих, желающих найти нужный ракурс и удивить фотографиями друзей. Как рассказывает Ольга Допира, некоторые особенно любознательные туристы пытаются попасть внутрь плоского дома, чтобы посмотреть, как там помещаются шкафы и кровати. Но сделать это невозможно: на подъездах установлены домофоны, и вход охраняют бдительные бабушки-консьержки. «Только в прошлом году мы с сотрудниками решили посмотреть, что же в других подъездах. Были приятно поражены — внутри сохранились старинные интерьеры: кованные перила, мраморные лестницы, лепнина на потолках. Какое убранство в квартирах, я, конечно, не знаю, но подъезд выглядит так, как он, наверное, выглядел сто лет назад. И все в отличном состоянии, жильцы следят и делают ремонт на свои деньги», — рассказывает Ольга. Так что внутри дом еще менее загадочен, чем снаружи. Стоит заметить, что, как и в начале прошлого века, дом в Воронцовском переулке является очень престижным жильем. Поэтому от живописных одесских коммуналок в нем осталось всего ничего — старожилы живут на последнем этаже. Все остальные коммуналки скупили и переделали под новые, очень приличные по размеру квартиры. И покой жителей элитных апартаментов нарушают не призраки, а толпы туристов под окнами. Однако для фирмы, расположенной в доме, это только плюс. «Клиенты с удовольствием идут к нам в офис. От такого расположения компания только выигрывает, поскольку люди видят, в каком доме мы находимся, и сразу начинают интересоваться, — рассказывает Ольга. — Мы начали арендовать здесь помещение примерно восемь лет назад, как только его освободили от бывших коммуналок и стали сдавать под офис. У нас внутри, конечно, все переделали практически, получился обычный современный офис». Получается, что «одесский курьез» выглядит лучше изнутри, чем снаружи. Энтузиазма состоятельных жильцов мало для того, чтобы привести в порядок фасад здания. «Нужна же специальная бригада, мастера по реставрации. Надеемся, что городские власти обратят на нас внимание. Пару домов в переулке уже отреставрировали, может, в скором времени и до нас очередь дойдет», — добавляет Ольга Допира. А пока жильцы с неизменным одесским юмором реагируют на живой интерес к своему дому. Летом на балконе на последнем этаже висел самодельный плакат. На нем большими буквами было написано: «Дом-стена тебе хана!». Возможно, это был крик души жильца, у которого крыша протекла, а может, это был своеобразный способ еще раз подзадорить туристов, которые сами сделали этот дом легендой. strana.ru Дом с одной стеной в Одессе — VilingStoreНайти это необычное здание просто – находится оно в конце Приморского бульвара, прямо позади Воронцовского дворца. Если же идти от памятника Дюку, то плоский дом находится в квартале (в 100 метрах) от памятника, параллельно Приморскому бульвару. С первого взгляда – дом как дом, мало чем отличающийся от остальных старых жилых построек. Это, если на дом смотреть нормально — прямо перед собой. Но какое же удивление постигнет вас, если немного пройти и посмотреть на него сбоку, с определенного ракурса. Да, зрение вас не обманывает – дом действительно выглядит плоским, как будто от него осталась одна фасадная стена! А вторую стену дома кто-то взорвал, и она осела. Еще этот дом в народе называют «Дом-стена». Первый вопрос, который появляется в голове, оправившись после легкого шока: «Как, как такое может быть, и как там могут жить люди!?». Да, это трудно представить, но цветы на подоконниках, занавески и кондиционеры упорно говорят о наличие жильцов в этом доме. Секрет дома-стены в ОдессеНа самом деле, секрет такого архитектурного обмана в том, что задняя стенка дома сразу прилегает к фасадной, то есть здание имеет треугольную форму. Историческая справка говорит о том, что во время строительства этого дома, еще в период царской России, не хватило средств на постройку боковой стены, вот и пришлось свести две стены вместе. Тогда никто и подумать не мог, что в итоге это здание станет одной из достопримечательностей Одессы, и будет вызывать море удивления и восхищения у гостей и жителей города. У знаменитого плоского дома есть еще и другие названия: «Дом одной стенки», «Ведьмин дом», «Дом без боковой стены». «Интересная ситуация» возникла в последнее время с самим домом, точнее с крышей дома. Половину крыши, известно какими методами, приватизировал местный «самый хитрый» жилец Алексей Полтавчук. Он купил квартиру в доме на 3-ем этаже, разобрал чердак, снял все перекрытия, и на этом весь его «ремонт» закончился. В таком состоянии дом простоял полтора года (?). По дому пошли трещины. Поднявшись через коммуналку на чердак, открывшийся вид просто озадачил. Остаётся только удивляться, как полутора вековой дом ещё стоит и умудряется быть достопримечательностью. Ситуация изнутри – абсолютно такая же, как с домом Руссова: несущие стены с облупленной штукатуркой распираются ржавыми швеллерами. Крыша словно мелкое решето: старый шифер пропускает и свет и воду. На полу, под слоем грязи и битого ракушечника, видавший виды, но всё ещё шикарный паркет. Continue Readingvilingstore.net Дом с одной стеной - Интересная жизнь — LiveJournalМногие, кто бывал в Одессе, знают про этот дом. На самом деле, в нем ничего особенного вроде бы нет, но для одесситов он стал близкой к сердцу достопримечательностью. А недавно я вспомнил, что в кипрском Пафосе у него есть конкурент :) Одна из легенд гласит, что при царе заказчику якобы не хватило денег на строительство здания, и архитектор сэкономил средства, срезав стену. На самом деле, это неправда. Причиной изменения архитектурных канонов стала элементарная нехватка земли. Что будет дальше пока неизвестно, остается надеяться, что у ответственных людей хватит совести не портить архитектурное наследие города. Ведь уже очень многое угробили... Не так помпезно конечно же. А вы знаете еще примеры подобного эффекта в архитектуре? travelodessa.livejournal.com Дом одной стены в ОдессеНеобычный дом, состоящий всего из одной стены, находится в Одессе, в самом конце Приморского бульвара за Воронцовским дворцом. Местные жители прозвали эту мистическую достопримечательность Одессы «Ведьмин дом» или «Дом одной стены». И действительно: когда идешь по улице, то можешь и не заметить, что дом-то плоский, что он состоит из одного фасада! Но ведь глядя спереди на дом, на занавесочки на окнах, на балконы, на кондиционеры ты понимаешь, что он заселен, но как же в нем живут люди? На самом деле отгадка простая: этот плоский дом — это визуальный обман. Он просто навсего имеет 3 стороны вместо общепринятых четырех. Он треугольный! Поговаривают, что причиной такой мистической особенности дома стала не задумка и фантазия архитектора, а банальная нехватка денежных средств для строительства одной стены. vse-krugom.ru Дом с одной стеной / Кристиан КересДом с одной стеной / Кристиан Керес
Текстовое описание, предоставленное архитекторами. Двухсемейный дом - это здание со стеной, которое делит его на две половины. Перегородка - единственная стена во всем доме. Его нельзя пересечь нигде. Он должен выполнять функции, условно назначенные нескольким архитектурным элементам. Это несущая конструкция и ядро установки, ее складки определяют все помещения и определяют, как вид из полностью застекленного здания разделен между двумя живыми единицами. Простота концепции, сокращение архитектуры до одного элемента, создает существенную зависимость и, в свою очередь, делает здание очень сложным. Только благодаря этой зависимости стена приобретает убедительный и убедительный характер, хотя сама по себе она может следовать любому выбранному курсу. Диаграмма 1 У стены между двумя юнитами есть складки в ней, чтобы она не упала, как сгибание листка бумаги, чтобы она могла встать дыбом. Складки отличаются от пола к полу. Одна комната вогнутая, другая выпуклая. Одна комната - открытая, другая - секция. Форма стены меняется на противоположную сторону в каждой из квартир - с одной стороны выступающий изгиб, с другой - ниша; с одной стороны - широкое пространство, с другой - узкое. Каждый этаж состоит из одной длинной комнаты. Несмотря на ограниченную площадь, удлиненные комнаты кажутся просторными. Они чрезвычайно экспансивны. Это объясняет, почему здание выглядит намного меньше снаружи, чем изнутри. Во всем доме есть только одна область, которая полностью закрыта: ванная комната. Но это также вытекает из логики сложенной стены. Раздвижная дверь с раздвижной дверью встроенного гардероба, расположенная перед ней, является продолжением среза стены. Ни гардероб, ни ванная не прерывают ход стены; вместо этого они расширяют и умножают его. Стены, их размещение, варь rus.architecturaldesignschool.com |