|
Дневное освещениеДневное освещениеДэйлайтинг в переводе с английского означает дневное освещение. На практике это понятие означает взаимное размещение окон, светопрозрачных или отражающих конструкций таким образом, чтобы в течение дня именно естественный свет обеспечивал освещение помещения. Сегодня эта технология все чаще применяется при проектирования здания, ведь присутствие дэйлайтинга сделает работу более комфортной и сэкономит при этом электроэнергию. При этом возможно использование фотоэлементов, которые включают и регулируют искусственный свет в условиях низкой освещенности. Развенчанием мифов о дэйлатинге мы и займемся. Дэйлайтинг очень дорогойСчитается, что внесение в конструкцию здания элементов дэйлайтинга заметно увеличивает стоимость строительства. На самом деле с применением интегрированного проектного подхода стоимость строительства не увеличивается. Это обеспечивается за счет учета воздействия освещения на системы кондиционирования воздуха. Дело в том, что в ходе электрического освещения выделяется много тепла, тогда как при естественном свете такого не происходит. Меньшая степень нагрева воздуха при дэйлайтинге позволяет использовать более компактные системы охлаждения воздуха. Таким образом, сэкономленные средства и пускаются на внедрение дэйлайтинга. Дэйлайтинг очень сложенНа самом деле не надо ничего придумывать. Существует специальная программа Daylighting Collaborative, которая позволяет спроектировать дэйлайтинг, который будет успешно работать в большинстве коммерческих, учебных и социальных учреждений. Остается лишь скопировать апробированные проекты. В основе доступной технологии лежат года эксплуатации и проектирования дэйлатинга. В результате не требуются значительные инвестиции в проектирование, сберегаются трудозатраты и время. Дэйлайтинг пускает в дом летнюю жаруДля дэйлайтинга светотепловое отношение гораздо лучше, чем для электрических светильников. Правильно спроектированный дэйлайтинг обеспечивает 99% солнечного света, обеспечивая 50 футосвечей освещенности. Этого вполне достаточно для решения практически любых задач. Дэйлайтинг вызывает эффект ослепленияТакое происходит, когда в помещение попадает излишек света, кстати, так происходит в большинстве офисных помещений с традиционным освещением. Дэйлайтинг же тем и хорош, что позволяет продумать места расположения окон, наличие затеняющих приспособлений и устройств, использовать стекло с низким коэффициентом пропускания, которое заметно снижает яркость солнечного света и блокирует прямые лучи. Гораздо полезнее будет сделать инвестиции в улучшение систем теплоснабжения, освещения, вентиляции и кондиционированияЕсли есть желание сэкономить, то лучше уменьшить потребность в электрическом освещении и охлаждении, что и позволяет сделать кул-дэйлайтинг. Использование естественного света приводит к тому, что требуется меньше электричества, остается лишь ночное освещение. Отсюда проистекает уменьшение нагрева, уменьшение количества тепла, которое надо удалять кондиционированием, что повлечет и уменьшение энергозатрат. Естественно, что-то будет тратиться на охлаждение и освещение, но эти задачи можно и нужно решать с использованием самого эффективного оборудования. Эффективность и будет заключаться в том, чтобы потреблять наименьшее число энергии. В зданиях, использующих дэйлайтинг стекла должны быть постоянно чистымиНа самом деле абсолютно чистые окна как раз и впускают слишком много света, что неуместно для эффективной освещенности. Солнечные лучи дают освещенность порядка 7-10 тысяч футосвечей, а для рабочих мест сотрудников хватит всего 50 футосвечей. Большое число света дает эффект ослепления, а также и эффект пещеры при котором задняя стена будет темнее остальных. Чтобы нейтрализовать возникший контраст люди обычно зашториваются и включают свет. Так что при удачно спланированном дэйлайтинге даже зашторившись можно обойтись естественным светом, не прибегая к помощи верхнего искусственного. Дэйлайтинг и скайлайтинг по сути одно и то жеИспользование крышных или мансардных окон (что и есть скайлайтинг) действительно может стать хорошим решением в тех случаях, когда помещения уж очень изолированы. Но, как показала практика, в большинстве школ и офисов дэйлайтинг может дать света даже больше чем необходимо. Всего-то надо верно разместить окна и выбрать их размер. Крышные же окна нужны не всегда, их применяют в случаях, когда протяженность остекления больше 8 метров. Дэйлайтинг можно использовать только в солнечные дниОбратимся к языку цифр. Пасмурное небо обеспечивает освещенность в 5-6 тысяч футосвечей, что в 100 раз больше необходимого. А для северных широт именно пасмурное небо до некоторой степени является наилучшим источником освещения, так как образуется равномерный и рассеянный свет. Это, кстати, известно фотографам. В южных же странах количество природного освещения является катализатором для развития дэйлайтинга, но нельзя злоупотреблять этим, а следует тщательно управлять. Дневной свет в помещения может попасть лишь одним правильным путемДэйлайтинг обладает несколькими методами, которые выбираются с учетом расположения здания, его ориентации относительно местности, количества этажей, уровня компьютеризации и так далее. Дэйлайтинг предполагает разный подход в отношении офисов, школ, складов или правительственных учреждений. Здания, построенные на основе дэйлайтинга, состоят из одного стеклаЕсли здание будет полностью состоять из стекла, тогда хорошего дэйлайтинга не получится. Дело в том, что такие конструкции сильно перегреваются и генерируют слишком яркий свет. В эффективных дэйлайтинг-зданиях окна занимают всего 25-40% от площади стен, что примерно сопоставимо с обычными зданиями. Особенностью дэйлайтинга является правильное размещение окон и конструктивные и технические особенности их работы. К таковым относятся коэффициент пропускания видимого света, степень солнечного нагрева. Это не имеет прямого отношения к большому количеству стекол в здании. Комфортное освещение для работы и отдыха / ХабрМне редко встречались пространства с продуманным искусственным освещением, часто лампы светят в глаза, помещение недостаточно освещено и цвета предметов выглядят тусклыми или искажаются. Кроме того, освещение часто дает страшные тени на лицах. Я постарался разобраться в причинах и сделать приятное освещение. Эта заметка содержит описание общих принципов создания комфортного освещения и фактическую реализацию бюджетного освещения жилой мастерской.
ОсвещенностьОсвещенность, это, грубо говоря, количество света, падающего на единицу площади, измеряется в Люксах (lux). Днем освещенность на улице обычно от 2000 до 100,000 lux. Европейский стандарт для освещения рабочих помещенийрекомендует следующие значения освещенности:
По моим наблюдениям очень многие помещения в России страдают недостаточным уровнем освещенности, но в определенных местах встречается и переосвещенность. Есть данные о том, что неправильный уровень освещенности может вызывать головные боли, быструю утомляемость, нарушения зрения и другие неприятности. (подробнее в википедии: Light ergonomics, Light effects on circadian rhythm) Чтобы понять сколько нужно ламп для создания определенного уровня освещенности можно воспользоваться различными способами приблизительного расчета. Как измерить освещенность в своей комнате?Обычно освещенность измеряют на уровне рабочей поверхности, например стола. Для простоты я измерял на уровне 1 м над полом. Для измерения освещенности я использовал экспонометр, вместо него приблизительно измеритьосвещенность можно фотоаппаратом с экспонометром. При измерении экспонометром получаем EV и потом переводим в lux с помощью таблицы. Индекс цветопередачи (CRI)Источники света имеют такую важную характеристику как Индекс цветопередачи(Color rendering index, CRI), чем выше его значение тем лучше цветопередача, максимальное значение Ra = 100. По этой картинке заметно как страдает цветопередача красных и синих оттенков у люминесцентных ламп с низким CRI: В названии люминесцентных ламп обычно содержится 3 цифры, первая цифра характеризует индекс цветопередачи 1×10 Ra. Цветовая температураЦветовая температура это, грубо говоря, соотношение красных и синих волн в спектре излучения. Есть еще такой момент: цветовосприятие человека сильно изменяется в зависимости от освещенности. При небольшой освещенности мы лучше видим синий и хуже красный. Поэтому для каждого уровня освещенности существует наиболее подходящий диапазон цветовой температуры источников света. Проще говоря, это означает что приглушенный свет (20-50 lux) лучше делать теплым (2000-3000K), а яркий свет (300-600 lux) — более холодным (4000-6000 K). Какой свет нужен для продуктивной работы?Тема обширная, достойная отдельной статьи. Результаты некоторых исследований указывают, что холодный свет улучшает концентрацию внимания, снижает уровень сонливости и т.д. По всей видимости дело в том, что короткие волны (синий, ультра-фиолетовый свет) вызывают подавление мелатонина— гормона, регулирующего суточные ритмы и таким образом активизируют организм. Кроме того есть данные, что яркий холодный свет помогает справиться с зимней депрессией Seasonal affective disorder (SAD). Но при этом недостаток мелатонина может приводить к нарушению сна и другим проблемам, так что яркое холодное освещение ночью будет скорее вредным. Резюмируюя можно сказать, что умеренное облучение холодным ярким светом в дневное время может снизить сонливость и улучшить внимание. Ссылки на научные статьиСубъективные соображенияВ течении дня цветовая температура солнечного света изменяется: Также изменяется освещенность и направление света. Именно поэтому кажется логичным делать интенсивное верхнее освещение в течение дня и приглушенное теплое для вечера. В итоге решил сделать 2 режима освещения: дневнойверхний свет, с цветовой температурой 4000K и освещенностью ~ 300 lux и вечернийнижний свет 2700K ~ 50 lux. Выбор ламп и монтажТ.к. светодиодные лампы стоят пока слишком дорого, я остановился на люминесцентных лампах. Они бывают компактными или в трубках. Для меня трубки имеют ряд преимуществ:
Я выбрал лампы T8 Osram L 58W/940 (стоимость 240 р.), они имеют хорошую цветопередачу (Ra = 90) и цветовую температуру 4000К. Найти для них недорогие светильники с хорошими ЭПРА не получилось. Поэтому я купил патроны G13 (стоимость 9 р.) и скоммутировал лампы самостоятельно. Первый вариант монтажа представлен на заглавной картинке поста, но он оказался неудачным. Позже я закрепил лампы с помощью специальных пластиковых клипс (стоимость 6 р.). В качестве ЭПРА для питания двух ламп используются Osram QT-FIT8 2×58-70 Quicktronic (стоимость ~600 р.). Производитель рекомендует делать кабели идущие от ЭПРА к лампе как можно короче, а именно: Общий вид: Итоговое измерение освещенности: 6.8 EV, т.е. примерно 300 lux. Для вечернего нижнего освещения используется сферическая лампа, ставшая ненужной после ремонта в квартире. как выбрать идеальное освещение для офиса – NAYADA офисная мебель в МосквеВыбор освещения офиса — процесс важный, требующий не только знания нормативов освещения рабочих мест, но и психологии цвета. От того, какое освещение в офисе, зависит не только здоровье сотрудников (особенно при работе за компьютером и с большим количеством документов), но и их настроение, продуктивность и устойчивость к стрессам и нагрузкам. Идеально, если в офисе присутствуют большие окна, через которые проникает яркий солнечный свет. Если же в помещении естественного света мало, следует грамотно организовать систему ламп и светильников. Санитарные нормыДля начала обратимся к СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 — этот документ излагает требования к организации работы на местах, оснащенных компьютерами. Так, уровень света на месте офисного сотрудника должен находиться в пределах 300–500 люкс — это единица измерения света. По приблизительным расчетам выходит, что для помещения 20 на 20 метров с потолками высотой 3 метра потребуется 20 светодиодных потолочных светильников мощностью 18 Вт. При оформлении офиса мы рекомендуем воспользоваться одним из многочисленных калькуляторов, представленных на просторах интернета, или обратиться за помощью к специалистам. Типы светильниковИх существует множество, но мы рассмотрим основные два: верхний и точечный свет. К первому виду относятся светильники, монтируемые на потолке. Они задают основной уровень освещенности и должны быть всегда исправны. На рынке представлены лампы накаливания, энергосберегающие, светодиодные и другие виды, однако в офис лампы дневного света выбираются чаще остальных. Они привычны глазу, достаточно экономичны и долговечны. Точечные светильники, или настольные лампы устанавливаются непосредственно на рабочем месте и служат дополнительными источниками освещения. Предпочтительно, чтобы плафон полностью закрывал саму лампу во избежание негативного воздействия на глаза пользователя, мог поворачиваться и служить направленным источником света, а сама стойка была гибкой и легко подстраивалась под нужды работника. Температура светаКакой свет лучше: теплый или холодный? Наверняка нельзя ответить, так как температурные предпочтения бывают разными. Однако вот несколько фактов, на которые стоит обратить внимание:
Считается, что человек подсознательно стремится именно к естественному освещению. Так, на рассвете и закате свет теплый, днем и в облачную погоду нейтральный, а в разгар дня в ясную погоду — холодный. Зная это, крупные компании устанавливают несколько видов ламп в своих офисных помещениях или приобретают светодиодные светильники с опцией изменения цветовой температуры, чтобы сделать уровень освещенности более естественным. Перейти в каталог дневное освещение | это... Что такое дневное освещение?
понятие, нормы, способы расчетов. Комбинированное освещениеВ этой статье поговорим на интересную тему — обсудим естественное и искусственное освещение. Разберем правила и нормы, которыми следует руководствоваться при разработке светодизайна. Вы узнаете, сколько света нужно для комфортного проживания в квартире. Что такое естественное освещениеЕстественный свет — лучи солнца, проникающие в помещение. Такие потоки комфортны для глаз и наполняют комнаты атмосферой уюта. Чтобы "впустить" в помещения побольше света, профессионалы изучают конструктивные особенности зданий и стараются учесть все факторы. Важно знать, как подразделяются системы естественного освещения. Условно можно выделить три типа:
Уровень естественного освещения может существенно меняться даже в течение светового дня. Идеально, если в окна в комнате расположены на двух противоположных стенах. В этом случае есть шанс уловить побольше солнечных лучей, даже если вмешиваются внешние факторы. Верхнее естественное освещение комнаты Вариант комбинированного естественного освещения в квартире Боковое естественное освещение через мансардное окно Вариант бокового естественного освещения через длинные узкие окна Важно! Если перед домом расположены деревья или высокие здания, солнечные лучи будут с трудом проникать в помещения. В таком случае проблему придется решать с помощью искусственного освещения. Естественное освещение для комфортной жизниЧеловеческое здоровье и настроение напрямую зависит от качества освещенности. Роль играет все: направление света, цветопередача, количество световых потоков. Поэтому профессионалы предусмотрели несколько правил, на которые которые опираются строители современных зданий. Основные требования:
Если в доме или квартире несколько комнат, как минимум 60% из них должны быть хорошо освещены. В зависимости от уровня естественного освещения необходимо продумать предназначение помещений. Чем больше посещаемость, тем больше должно быть света. Естественное освещение в квартире Преимущества естественного освещения перед искусственнымВы уже знаете, что такое естественное освещение помещения. Осталось разобраться, в чем его преимущества перед искусственным. Вот несколько факторов:
Однако без искусственных источников света не обойтись, ведь солнечные лучи исчезают в вечернее время. Во второй половине дня в помещениях станет светлее благодаря правильно подобранным лампам. Понятие и основные виды искусственного освещенияИскусственное освещение комнат достигается с помощью осветительных приборов: люстр, торшеров, ламп, бра и многих других. Чтобы создать в помещении комфортную атмосферу, специалисты тщательно планируют схему расположения элементов. Можно выделить три типа освещения:
Обычно в жилых помещениях организовывают комбинированное освещение — совокупность общего и местного. Такая схема позволяет сконцентрировать световые потоки во всех уголках комнаты. Потолочное искусственное освещение Локальное искусственное освещение настенными светильниками Комбинированное искусственное освещение в комнате Креативное искусственное освещение в комнате Что называется совмещенным освещениемМногим интересно, как называется комбинация естественного и искусственного освещения. Она носит название "совмещенное освещение". Система подразумевает, что недостаток естественного будет восполнен искусственным. Такая схема необходима в широких многоэтажных и одноэтажных зданиях, в окна которых попадает мало солнечных лучей. Декоративный свет в интерьереДекоративное освещение не несет особой функциональной нагрузки, зато создает в комнате неповторимую атмосферу. Варианты для реализации идеи:
Если грамотно продумать композицию, креативное освещение добавит в интерьер комнат изюминку. Можно воплотить в реальность идеи создания световых элементов своими руками. Получится неповторимый дизайн, которого точно не будет больше ни у кого. Креативное искусственное освещение гирляндой Креативное искусственное освещение ретро лампами Креативное искусственное освещение светодиодной лентой Креативное искусственное освещение неоновым элементом Как определяются нормы естественного и искусственного освещенияНельзя планировать схему освещения "на глазок". Работа требует предварительных расчетов и соотношения с ключевыми факторами: климатом, типом здания, высотой потолков, габаритами комнат. Предлагаем изучить, чем нормируется естественное и искусственное освещение. Методы правильного планирования естественного освещенияПри расчетах следует руководствоваться нормами СНиП 23-05-95. Сначала нужно разобраться, что такое коэффициент естественного освещения КЕО. Это процентное соотношение световых потоков, создаваемых в определенной точке заданной плоскости внутри комнаты к горизонтальной освещенности за счет полностью открытого небосвода. Существует специальная форма для расчета показателей. Важно оценить размер оконных проемов, тип остекления, способность оконных стекол пропускать солнечные лучи. Также играет роль климатический район, где расположено строение. Как нормируется естественное освещение с учетом этих факторов: eN = ен*m Расшифровываем:
Можно определить показатели с помощью профессионального прибора — люксометра. Этот способ позволяет получить наиболее точный результат, поэтому специалисты чаще выбирают именно его. Как рассчитать норму искусственного освещения в помещенииПроще всего производить расчеты, исходя из площади помещения. Достаточно умножить количество квадратных метров на рекомендуемую норму освещенности. Данные вы найдете в таблице.
Также необходимо рассчитать показатель светового потока, который измеряется в люменах. Чтобы получить число, можно воспользоваться формулой: А * Б * В. Расшифровка: А — норма освещенности помещения. Б — площадь помещения в квадратных метрах. В — коэффициент высоты потолка. Разберемся со слагаемым В. Если высота потолка до 2,7 м, коэффициент равен 1,0. При показателях 2,7-3,0 м — 1,2. При 3,0-3,5 м — 1,5. Если высота потолка больше 3,5 м, следует включить в формулу число 2,0. Важно! При разработке схемы искусственного освещения необходимо учитывать мощность разных типов ламп. Работа над организацией оптимального уровня освещения — сложная и неоднозначная задача. Однако ее нужно решить самостоятельно или с помощью специалистов. Зато потом можно наслаждаться комфортом, не опасаясь проводить вечера в полумраке. Освещение в интерьере детской комнаты. Советы и рекомендацииДетская комната – это особое, многофункциональное помещение, обустройство которого должно быть тщательно продумано. Спальня, игровая и кабинет должны быть совмещены в одной комнате так, чтобы ребенок рос и развивался в этой обстановке наиболее гармонично. Удобная и безопасная мебель, правильная цветовая гамма, дизайн освещения в детской комнате – все это надо оформить с соблюдением всех норм. При планировке комнаты для детей необходимо учесть ряд основных факторов: расположение помещения в квартире, сколько детей там будут жить, их возраст и чем они будут там заниматься. Освещение в интерьере детской комнаты играет наиболее важную роль. Необходимый уровень освещенности, реализованный при помощи светильников и правильного их расположения, поможет ребенку сохранить зрение даже при постоянных нагрузках: чтении, уроках, играх с мелкими предметами и т.д.
Какое освещение должно быть в детской комнате?Ответ на этот вопрос предельно прост: естественное освещение наиболее предпочтительно для развития ребенка. В первую очередь необходимо позаботиться о свободном доступе солнечного света в комнату. Для этого постарайтесь соблюдать следующие рекомендации: 1) При выборе помещения для детской обратите внимание, на какую сторону выходят окна. Самые оптимальные варианты для соблюдения режима ребенка – это восточная и юго-восточная стороны: в утренние часы солнечный свет будет освещать комнату, а вечером образуется естественный полумрак. 2) Если же окна выходят на запад, то ситуация прямо противоположная: утром не будет хватать солнечного света, а вечером он будет мешать отдыху. Следовательно, придется использовать плотные шторы или жалюзи с ярким искусственным освещением – это позволит правильно регулировать освещение в интерьере детской комнаты в течение всего дня. 3) Если в дневное время солнечного света слишком много, и создается избыточная нагрузка на глаза ребенка, то старайтесь притенять оконные проемы шторами различной прозрачности. Можно использовать несколько слоев. Например, одни шторы можно повесить полупрозрачные, а вторые – цветные. 4) Если солнечного света в течение дня мало в вашей комнате, например, если она выходит окнами на север, то всегда можно увеличить дневную освещенность. Постарайтесь выполнить дизайн в детской комнате в светлых тонах и использовать отражающие поверхности для естественного освещения. Можно еще увеличить оконный проем, если это позволяет конструкция дома. 5) При оформлении детской старайтесь использовать натуральную цветовую гамму: зеленые, желтые и синие оттенки. Воздерживайтесь от ярких и ядовитых цветов: красный, оранжевый и т.д.
Искусственное освещение в интерьере детской комнатыКакое бы ни было естественное освещение в детской комнате, его в любом случае не достаточно для полноценного соблюдения всех норм. Поэтому необходимо продумать расположение и характеристики искусственных источников так, чтобы глаза ребенка не напрягались ни при каких обстоятельствах. Постарайтесь следовать нашим советам, и ваша детская комната будет самым любым местом вашего ребенка. 1) Во-первых, настоятельно рекомендуем использовать светодиодные лампы, так как они самые безопасные и экологичные. Даже при постоянной работе светодиоды не нагреваются до такой степени, чтобы ребенок смог обжечься, а в случае поломки они не выделяют вредных веществ. 2) Правильно рассчитайте мощность светильников. Норма освещенности детской комнаты, согласно СНиП, равна 200 люксам (Лк). Это означает, что один квадратный метр помещения должен получать световой поток 200 люмен (Лм). Одна светодиодная лампа мощностью 7 Вт выдает 560Лм. Посчитайте, сколько Лм должно быть на вашу комнату, и сразу станет понятно: сколько ламп и какой мощности вам понадобится. Например, для помещения площадью 15 квадратных метров необходимо 3000 люмен. Делим 3000 на 560, округляем и получаем количество лам по 7Вт – 6 штук. Потолочная люстра с 6 рожками идеально подойдет для этого примера. 3) Совмещайте общее освещение в интерьере детской комнаты с дополнительным. Вместе с потолочным светильником обязательно используйте бра, торшеры, споты или точечные источники для различных зон. Вся площадь детской должна быть одинаково освещена, так как дети могут играть во всех уголках, и важно, чтобы они там не напрягали зрение. 4) При выборе центрального освещения советуем отдать предпочтение не люстре с декоративными элементами, а практичному и безопасному потолочному светильнику с матовыми плафонами или абажурами. Чем выше будет висеть светильник, тем меньше шансов, что дети его разобьют и поранятся. По этой же причине не стоит покупать стеклянное или хрустальное изделие. 5) При освещении письменного стола в детской правильно располагайте настольную лампу. Свет от нее не должен создавать тени на поверхности стола и попадать в глаза ребенку. Если над столом есть полки для книг, то на них можно установить точечные светильники с направленным светом. 6) Если дизайн освещения в детской комнате предполагает использование диммера, то не упускайте такую возможность. Это позволит настраивать интенсивность освещения в зависимости от ситуации. 7) Для безопасности вместо подвижных торшеров и настольных светильников можно использовать настенные светильники с подвижной арматурой. Это исключит вероятность того, что ребенок разобьет лампу и поранится об осколки. Освещение в интерьере детской комнаты должно быть безопасным для здоровья ребенка. Тщательно проверьте светильники на соответствие всем требованиям, источники света располагайте так, чтобы они были труднодоступны для детей, лампочки находились вне досягаемости, а розетки, выключатели и провода прячьте в электрокороба. Как эффективно использовать естественное освещениеили Секреты съемки с естественным освещением Владимир Нескоромный Главный редактор сайта alphapro.sony.ru Осваивая новое умение, мы, как правило, сталкиваемся с ограничениями и помехами, которые, кажется, мешают нашему занятию. Однако научившись преодолевать преграды, нередко обнаруживаем в них неожиданный потенциал и новые возможности для продвижения вперед. Ключевое условие для фотографии - свет. Потому что именно он лежит в ее основе, ведь фотография — это светопись. Одной из разновидностей фотографического света является естественное освещение. Дмитрий Куликов. «Друзья». Колумбия, 2019. «Я снимал закатное солнце и искал интересный передний план для силуэта. Увидев на соседнем дереве цаплю, обошел его и занял контрпозицию. Через какое-то время прилетела птица поменьше и села в метре от цапли. Походив несколько минут, я, наконец, смог совместить их обеих в кадре на фоне солнечного диска». Снято на Sony RX10M4. Неуправляемый солнечный свет Занимаясь пейзажной, жанровой или портретной съемкой под открытым небом, мы сталкиваемся с тем, что отсутствует какая-либо возможность... настроить этот свет. Его можно только дожидаться и слегка модифицировать. Естественное освещение не очень сложное по схеме. Направленный свет от Солнца и объемный от атмосферы — своеобразный большой параболический рефлектор в залитой светом студии с генераторами дыма. Но - неуправляемый. Последнее усложняет съемку и заставляет ради достижения цели разбираться в механике естественного освещения и учиться прогнозировать эффект. В свою очередь, природа щедро компенсирует наши усилия, предлагая в качестве бонусов разнообразные оптические и погодные феномены - радуги, гало, тучи, молнии, рассветное и закатное время. Елена Шумилова. «Танец с птицами». Город Голд-Кост, Австралия, 2018. «Было красивое закатное освещение, и я захотела получить максимально естественный результат. Подобные кадры сложно запланировать, их приходится только терпеливо ждать, поскольку они случаются всегда неожиданно. В них удачно сочетаются все факторы: локация, свет, герои, настроение фотографа». Снято на Sony A7R III и Sony FE 85 мм F1.4 GM. Правило f/16 Благодаря громадным габаритам небесного осветителя, легко настроить экспозицию по освещенности. Хотя современный фотограф и предпочитает доверять настройке экспозиции по яркости объекта съемки, ему не помешает держать в уме такую полезную особенность естественного освещения, как равномерность по пространству. В результате для установки корректной экспозиции для любого объекта на обширной территории можно воспользоваться простым «правилом f/16». Его суть заключается в том, что в ясный солнечный день (в дневное время) для объектов, освещенных солнцем, при установке выдержки, равной обратному значению светочувствительности (к примеру, 1/100 сек. для ISO 100), нужно закрыть диафрагму до f/16. Чтобы при желании установить другие значения светочувствительности, выдержки и диафрагмы, нужно просто пересчитать эту тройку параметров на другую — эквивалентную. Сергей Семенов. «Гонконг в розовом свете». Гонконг, 2018. «Забрался на Пик Виктория. Закат был просто потрясающий! Лучи заходящего солнца подсветили дневную дымку, и она буквально погрузила город в розовое облако. Потом подул ветер, начали подсвечиваться облака повыше и появляться первые огни города. Волшебство! К сожалению, предугадать подобные атмосферные явления невозможно». Снято на Sony A7R III и Sony FE 24–70 мм F2.8 GM. У правила есть целый ряд поправок. К примеру, для пасмурной погоды нужно добавить 3 ступени. При съемке в тени - 0,5-2 ступени. Во время съемки на пляже или заснеженной местности следует уменьшить экспозицию на одну ступень. Кроме таких случайных поправок, есть и регулярные. На широту местности — добавить 2 ступени на каждые 10 градусов широты от базовой (40-45 градусов). На время года - до 2 ступеней разницы для летних и зимних месяцев в средних широтах в полдень. В летнее время в течение 5-6 околополуденных часов поправка не требуется. Но уже через 3 часа после полудня (или до него) нужно увеличить экспозицию на ступень, а через (или до) 5-6 часов - уже на две. Для зимних месяцев одна ступень экспозиции от полудня нарастает через 2 часа, а 2 ступени - через 3 часа. Магомед Шапиев. «Фактура крыш». Село Кубачи, Дахадаевский район, Дагестан, 2017. «Из-за природных особенностей, село почти всегда погружено в облако тумана. Этот снимок я сделал утром, когда солнечный свет освечивает дома сбоку и не проходит сквозь туман, рассеиваясь в нем. В качестве точки съемки я выбрал старую сторожевую башню. Нужный мне свет продолжался до семи часов утра.Сюда можно приезжать в любое время года, и даже зимой. Интересные фотографии получаются и на рассвете, и на закате». Снято на Sony A7R II и Sony FE 28 мм F2. Конечно, сейчас нет нужды использовать описанную методику. В каждой камере имеется экспонометр и умный калькулятор. Однако на пути к качественной и выразительной фотографии нельзя обойтись без понимания того, как работает дневное освещение. И многое можно взять из правила f/16 и его поправок. Во-первых, это скорость падения освещенности по мере удаления времени от полудня. Во-вторых, соотношение освещенности солнечного света и рассеянного света атмосферы. По поправке на тени можно оценить эту разницу в ясный полдень в одну ступень - свет, рассеянный атмосферой, слабее направленного. Разобравшись с общей экспозицией, посмотрим на такие нюансы естественного света, как его направленность и цвет. Сергей Гаврилов. «Ромашки». Модель Тома Колединцева. Съемка на пленэре. Московская область, 2016. «Я использовал рассеянный мягкий свет от вечернего облачного неба, который создавал идеальный светотональный рисунок. Чтобы уменьшить тени на лице (под носом, под глазами), я разместил серебряный отражатель (заполняющий свет). Даже если свет не слишком благоприятен, попробуйте поискать такое положение модели (стоя, сидя, лежа), в котором он превратится в вашего союзника». Снято на Sony A7R II и Sony FE 24–70 мм F2.8 GM. Направленность света и цвет Если правильная экспозиция исключает грубые ошибки и гарантирует получение хоть какого-то снимка, попадающего в экспозиционную широту фотоматериала, то понимание направленности позволит выбрать место и время съемки для проработки объекта съемки, для получения выразительного светотеневого рисунка. Ну, а понимание цветовой схемы позволит не только соблюсти корректный цветовой баланс, но и воспользоваться небом как красивым фоном. Стоит отметить, что эти нюансы более чувствительны к стараниям фотографа, чем общая экспозиция. И при наличии отражателей, рассеивающих экранов, светофильтров и вспышки можно существенно улучшить результат. Направленность естественного освещения, модулированная направлением восход-запад, сильно зависит от времени суток. Еще до появления Солнца над горизонтом утренняя заря начинает работать как атмосферный светорассеиватель и отражатель. Аналогичное явление (симметричное по времени) наблюдается и вечером. Александр Доринов. Без названия. Местечко Папоа, город Пенише, Португалия, 2017. «В изображении присутствует очень красивое закатное освещение. Во время съемки я пытался поймать лучи солнца в волнах, чтобы вода приобрела золотистый оттенок, и мне это удалось. Получилась очень красивая фактура воды. И даже брызги подсвечены красиво. Попробуйте в своих работах поэкспериментировать с солнечным светом. Ну, и, конечно, помните про «золотой час», когда освещение самое благоприятное для фотосъемки». Снято на Sony A7S II и Sony Carl Zeiss Planar T* FE50 мм F1.4 ZA. С восходом Солнца к этому заполняющему осветителю добавляется более сильный (существенно более сильный утром и вечером и лишь немного сильнее в полдень) по экспозиции источник направленного света. Суммарный уровень освещенности постепенно усиливается по мере подъема Солнца к зениту. При этом синхронно меняется соотношение мощности рассеянного и направленного света и цветовой состав. Направленный свет поворачивается от горизонтального через вертикальный к горизонтальному в течение светового дня. У рассеянного света примерно такая же по характеру диаграмма направленности, но повернутая на 90 градусов (он сильнее подсвечивает с боков от направленного, как и положено заполняющему свету) и существенно менее выраженная. Юрий Афанавьев. «Сиреневый закат. Приключения в небе». Город Oлюдениз/Ölüdeniz, Турция, 2017. «Закат состоялся строго по расписанию. Начало в 18:39 - завершение в 19:34. Теплый воздух напоен влагой. Дымка испарений от теплого моря пытается скрыть от любопытных зрителей все происходящее. В то же время она придает плоской картинке, спрессованной телевиком, максимальный объем. При съемке подобных сюжетов очень важно поймать тот короткий момент, когда в небе после захода солнца возникают нежные цветовые переходы». Снято на Sony A7R II и Sony FE 70-300mm F4.5-5.6 G OSS. А что происходит с цветом? Поскольку неоднородности воздуха в большей степени рассеивают преимущественно короткие волны, свет атмосферы - более синий, холодный. Теплый (условно красный) свет — это остатки от солнечного света после того, как коротковолновая составляющая была рассеяна в атмосфере (и окрасила небо в синий). После восхода атмосфера будет эффективно работать как объемный рассеиватель, создавая холодный свет. А проходящие сквозь нее солнечные лучи по отношению к этому рассеянному свету будут более теплыми. Чем ближе Солнце к зениту, тем через меньшую толщу атмосферы проходят лучи (видимые наблюдателем в конкретном месте), и его свет меньше теряет синей составляющей и выглядит холоднее. Наиболее выразительна (как инструмент) конфигурация «Солнце-атмосфера» утром и вечером, когда светило находится над горизонтом. В это время цветовой контраст направленного и рассеянного света наиболее силен. В полдень же контраст по цвету минимален. Антон Уницын. «Поцелуй». Нью-Йорк, США, 2017. «Закат - потрясающее время для фотографии. Большую часть этой съемки было пасмурно, и только перед самым заходом солнца, к нам пробились его лучи. Получился золотистый, магический свет. Это длилось какие-то минуты, но этого хватило, чтобы сделать кадр». Снято на Sony A9 и Sony Carl Zeiss Sonnar T* FE 55 мм F1.8 ZA. Как управлять природой Как можно управлять общей экспозицией дневного света? В инструментарии фотографии для этого имеются нейтральные фильтры. Если нужно управлять светом локально (портрет), поможет диффузный рассеиватель или отражатель. Для управления соотношением направленного и рассеянного света применяются поляризационные фильтры, а локально - те же отражатели (нейтральные или цветные, если нужно усилить цветовой контраст). В черно-белой фотографии кроме поляризационных могут применяться цветные фильтры, пропускающие или блокирующие синий цвет неба.
Небо как фон Небесный свод служит не только источником света для натурной съемки, но и фоном. К сожалению, при хорошей погоде только в утренние и вечерние часы Солнце освещает воздушный слой локально, что позволяет найти на небе такой участок, который по яркости будет близок к яркости снимаемого объекта, освещенного солнечным светом. Днем же небо выжигает на снимке белую дыру, если экспозиция подбирается по объекту съемки. Для балансировки по экспозиции (чтобы на снимке были проработаны и небо, и объект) приходится подсвечивать объект отражателем, вспышкой (для портретистов особенно полезна вспышка с режимом скоростной синхронизации), применять для притемнения неба поляризационный фильтр. Сергей Семенов. Национальный парк Чиинкве-Теерре. Город Манарола, Италия, 2015. «Мы приехали сюда на майские праздники и приходили на точку за 30 минут до рассвета. В процессе съемки я использовал нейтрально-серый фильтр ND-400». Снято на Sony A7 и Sony Carl Zeiss Vario-Tessar T* FE 16-35 мм F4 ZA OSS. Инструменты непогоды Хотя непогода потому так и названа, что создает дискомфорт, для фотографа любые атмосферные явления — отличные средства для управления атмосферным светом и способ использования атмосферы в качестве фона. Облака, от локальных до сплошных, представляют собой естественные модификаторы, которые меняют и световой баланс (направленный-рассеянный свет), и цветовой баланс. Например, часто рекомендуют облачную погоду как решение проблемы высококонтрастного освещения. Но облака могут работать и как шторки, направляя свет и эффектно подсвечивая ландшафт яркими лучами. Кроме того, облака могут формировать и фоны совершенно разных типов. В зависимости от их характера, времени суток (высоты Солнца над горизонтом), облака могут быть разными по яркости - от высоких белых, до низких и темных до черноты. Капли воды и кристаллы льды, из которых состоят облака, не только рассеивают свет, но и переотражают его. Поэтому и цвет облаков может быть разным - от синего (для рассеянного света) до красного (для проходящего и отраженного). Влад Шутов. «Одиночество». Модель Мария. Московская область, 2017. «Снимок сделан во второй половине дня. Серое небо — свет практически мертвый. Я сразу понял, что буду переводить цветное изображение в черно-белое. Именно это пасмурное освещение позволило хорошо выделить ноги, которые контрастируют с белой блузкой и черными волосами. И всю эту композицию обрамляет серый фон — трава. Появляется даже «пленочное» ощущение. Используйте пасмурное освещение. У него есть свои преимущества, которыми, правда, надо уметь пользоваться. Например, в этом случае при более ярком свете контраст между голенью и бедрами был бы слишком сильным, и композиция могла бы развалиться». Снято на Sony A7R II и Sony FE 24–70 мм F2.8 GM. Заключение К сожалению, полноценно управлять всем этим богатством природы невозможно. Наверное, фотографу нужно стать немного метеорологом, чтобы разобраться в преобладающих погодах для места съемки в определенный сезон и время суток. При планировании съемки на местности частично поможет анализ чужих снимков. Благодаря разнообразным сервисам публикации снимков с отображением геоданных, можно не только подсмотреть хорошие ракурсы, но и время (сезон и время суток) для съемки. Таким образом, не стоит полагаться на авось. Постепенно придет понимание, что, когда и как снимать. Конечно, фотограф не сможет управлять природой, но максимально использовать ее характеристики — вполне.
Alpha-советы: 1. Изучите правило f/16 и поправки к нему для установки корректной экспозиции. 2. Изучите характер естественного освещения в зависимости от времени суток - рассеянный и направленный свет. А также как меняется цветовая составляющая света. 3. Используйте для съемки на пленэре светофильтры (нейтральные, поляризационные, проч.) диффузный рассеиватель, отражатель, вспышки. 4. Используйте облака как естественные модификаторы для изменения светового (направленный-рассеянный свет) и цветового баланса.
Октябрь 2019 похожие статьи Лампы дневного светаФаза пробужденияУбедитесь, что фаза наблюдения соответствует их потребностям. Есть модели, в которых можно индивидуально настроить фазу пробуждения. Часто это возможно не на минуты, а, например, на 15 минут. Другие дневные будильники указывают время фазы пробуждения или предлагают фиксированное количество возможных раз. Тем не менее, минимальный период 30 минут рекомендуется для колебаний уровня гормонов. Фаза засыпанияНе только для того, чтобы вставать, но и при засыпании, ваш лучший выбор - будильник с функцией засыпания или засыпания. ЛампыОбычно используются в будильниках, а также в лампах дневного света. Они характеризуются низким энергопотреблением и длительным сроком службы. Интенсивность освещения;Оптимальное освещение подходит для освещения лампами пробуждения на расстоянии от 200 до 300 люкс около 50 см. Чтобы получить представление о яркости этого значения: согласно DIN 5035, например, в торговых залах или конференц-залах требуется освещение 300 люкс.Лампы с интенсивностью 200 люкс можно найти в офисах для потребления человеком или в холлах отелей. Цветовые тонаЭто дело вкуса - это просто белый свет с разной степенью яркости или изменение цвета от красного к оранжевому и к белому, как на восходе солнца. Это не имеет значения для пробуждения. Потому что синяя часть света сама по себе заставляет свет мигать. Синий процент можно найти в любом свете разной высоты. Время пробужденияКогда время пробуждения меняется в течение одной недели, ручная установка времени пробуждения должна быть проблемой. Разумнее выбрать будильник, который записывает несколько раз пробуждения. Например, в выходные не проблема запрограммировать время будильника позже, чем в рабочие дни. Звуковые сигналыЧтобы не только использовать свет как функцию пробуждения, большинство дневных будильников также имеют звуковые сигналы.В зависимости от устройства имеется встроенное радио или USB-соединение для воспроизведения списков воспроизведения на вашем смартфоне. Кроме того, будильник позволяет выбирать классические мелодии будильника или воспроизводить тихие звуки природы, например пение птиц. Чтобы не нарушать моральный покой при прослушивании радиостанций или в лесу, предпочтение следует отдавать соответствующему качеству звука. Диммируемый дисплейНекоторым людям нужна полная темнота, чтобы спать и спать.Так как дневной будильник находится довольно близко к лицу, дисплей может нарушить яркое отображение. В этом случае помогает, если дисплей с регулировкой яркости. Функция ночного освещенияЕсли будильник имеет освещенность от 200 до 300 люкс, его также можно использовать как ночник. Например, для чтения уровня яркости вполне достаточно. .90,000 10 фактов, почему в вашем доме должно быть больше естественного света -Скоро, 28 октября, мы перейдем с летнего времени на зимнее. Стоит осознать важность естественного света в нашей жизни. Исследования показывают, что это оказывает огромное влияние на наше здоровье, благополучие, жизненную энергию и способность к обучению. Иногда достаточно внести несколько изменений в свой дом, чтобы лучше использовать его неоспоримые преимущества в течение всего года.Осень – это не только смена осени на зиму, которая по-прежнему вызывает массу эмоций, но и время, когда мы часто страдаем от различных заболеваний, вызванных ограниченным доступом к достаточному количеству естественного света в наших домах и офисах. Речь здесь идет, например, о сезонной депрессии или респираторных инфекциях. Интересно, что большинство людей ценят важную роль дневного света в их жизни, но не знают, насколько сильно он влияет на их здоровье и самочувствие. Вот 10 фактов о пользе дневного света1.Улучшает умственные способности Об этом свидетельствует исследование компаний, которое установило, что после переезда в здания с лучшим естественным освещением производительность их сотрудников увеличилась на 15%. В другом исследовании студенты, проходившие тот же тест в условиях хорошего освещения, набрали от 7 до 18% лучших результатов, чем те, кто сидел в темных комнатах. 2. Влияет на наше самочувствие По оценкам специалистов около 30% населения земного шара в большей или меньшей степени страдает от сезонной депрессии (т.н.Сезонное аффективное расстройство (САР), вызванное недостатком дневного света. В то же время известно, что светотерапия и дневное освещение выше 1000 люкс могут действовать как лекарство от САР. Таким образом, это природный антидепрессант. 3. Регулирует секрецию гормонов и нейротрансмиттеров в головном мозге Человеческий глаз имеет особую сенсорную систему и использует дневной свет для секреции гормонов и нейротрансмиттеров в головном мозге. Этот процесс включает регуляцию уровня кортизола, т.н.гормон стресса или мелатонин – отвечает за здоровый сон, который воспринимается как состояние сна. Проживание в плохо освещенных помещениях ограничивает этот процесс и ослабляет умственные способности человека. 4. Влияет на выработку витамина D в организме Солнечный свет оказывает большое влияние на выработку витамина D, который необходим, например, детям для правильного развития костной системы. Исследования показывают, что его дефицит приводит к мышечной слабости и повышенной восприимчивости к инфекциям.Кроме того, витамин D положительно влияет на нормализацию артериального давления. 5. Улучшает работу биологических часов Организм человека имеет встроенные биологические часы, правильная работа которых зависит от соответствующего уровня естественного освещения днем и ночью. Ночью часы приводят тело в расслабленное состояние, снижая обмен веществ, увеличивая выработку гормонов роста и выводя токсины. 6. Повышает уровень жизненной энергии и снижает риск респираторных инфекций Результаты общеевропейского исследования для отчета «Барометр здоровых домов» за 2016 г. показывают, что достаточное количество дневного света в доме снижает риск упадка сил уровня почти наполовину.Важно отметить, что отличное самочувствие и постоянная энергия декларировались в первую очередь поляками, которые были вынуждены пользоваться искусственным светом в течение дня вообще или в незначительной степени. Также было обнаружено, что солнечный свет снижает риск развития инфекций верхних дыхательных путей. 7. Уменьшает чувство так называемого блики Блики, или нарушение остроты зрения, — это расстройство зрительного процесса, при котором человек испытывает зрительный дискомфорт или снижается его способность распознавать детали.Ограничение ослепления – одно из основных требований, которым должно отвечать хорошее освещение, особенно на рабочих местах, в том числе офисных. Чем лучше помещение освещено дневным светом, тем меньше риск испытать ощущение бликов. 8. Однозначно лучше искусственного света Нет такого искусственного источника света, который бы по качеству соответствовал дневному свету. Поэтому дневной свет должен давать достаточно света в комнате и на рабочем столе для работы, чтобы он мог быть основным или единственным источником света в течение дня. 9. Солнечные лучи – источник тепла Основой энергоэффективного дома является получение тепловой энергии от солнца. Это еще одно важное преимущество солнечного света, который будет не только освещать, но и согревать строения зимой. Современные окна играют важную роль в получении тепловой энергии от солнца. 10. Вы можете увеличить его доступность в зданиях Окна играют ключевую роль в обеспечении дневного света в здании. Стоит знать, что мансардные окна дают в два раза больше дневного света, чем фасадные окна аналогичных размеров, и в три раза больше, чем окна, установленные в мансардных окнах.Это связано с их расположением на крыше и лучшим попаданием солнечных лучей. Как повысить уровень дневного света дома? |