|
Далай лама у стены плачаДалай-лама о паломничестве по святым местамЛхаса, столица Тибета, на протяжении многих веков являлась одним из главных мест паломничества. И по сей день жители даже самых отдаленных уголков Тибета стараются посетить ее хотя бы раз в жизни. Нередко они отправляются в путь пешком и даже босиком. Некоторые особенно крепкие паломники «простираются» — распластываются по земле в полный рост на протяжении всего пути. Когда они добираются до города, то часто, не останавливаясь даже на чашку чая, спешат в Джоканг, главный храм, чтобы вознести почтение образу Будды, Джово Ринпоче. Источник - Эзотерика. Живое Знание Паломничество по святым местам – непременный атрибут практически любой религии. Верующие отправляются в путь, чтобы обреcти добродетели и накопить заслуги. Буддисты посещают места, где когда-то медитировал тот или иной буддийский наставник. Его пребывание в этом месте сделало его благословенным или заряженным энергетически, словно окруженным неким электрическим полем. Паломники приходят, чтобы ощутить эти мистические вибрации, разделить его духовные прозрения. На пути они преодолевают преграды, не помышляя о выгоде материального толка. Каждый их шаг, каждое движение проникнуты духом духовного прогресса. Некоторые стремятся сделать свое паломничество еще труднее, отправляясь в путь пешком или всю дорогу читая молитвы и мантры, чтобы приумножить обретаемую ими духовную заслугу. Мы, буддисты, считаем, что обретаем заслугу, когда приобщаемся к религии, руководствуясь дисциплиной и верой, ибо таким образом мы взращиваем в себе правильную мотивацию. Правильная мотивация превращает в паломничество любое путешествие к святому месту. Будда наставлял, что со временем для того, чтобы пробудить в людях интерес к его учениям, нужно будет рассказать им о местах, связанных с основными событиями в его жизни. Говоря так, он не преследовал цели возвеличивать самого себя, но заботился о благополучии своих последователей. Мы полагаем, что когда мы проявляем уважение к Будде и восхищаемся его качествами, совершая подношения и предпринимая паломничество, то тем самым способствуем собственному духовному росту. У тибетцев большая склонность к кочевому образу жизни, что помогает им переносить тяготы паломничества. Наша земля – источник вдохновения не только из-за обилия храмов и монастырей, но также и потому, что мы считаем священными даже природные образования. Особенно знаменита гора Кайлас в западном Тибете. Буддисты почитают ее священным местом божества Чакрасамвара. Для индуистов, это обитель Шивы и Парвати. У джайнов и сикхов свои ассоциации с этим местом. Даже для тех, кто не исповедует какой-либо веры, форма и цвет этой горы превращают ее в символ чистоты. Для тибетцев Индия – священная земля. Здесь родился основоположник буддийской культуры, здесь источник мудрости, которая была принесена в Тибет сотни лет назад, через горы, индийскими святыми и провидцами. Первая возможность воздать ей почтение выдалась мне в 1956 году, когда меня пригласили участвовать в праздновании 2. 500-летней годовщины со дня рождения Будды. Я был вне себя от радости. Мне представился шанс посетить Бодхгайю, место, которое я, как и всякий буддист, связывал с высочайшим достижением на духовном пути – совершенным Просветлением Будды. И когда я, наконец, оказался там, где Будда достиг Просветления, то испытал глубочайшее переживание. Размышляя о великом подвиге Будды Шакьямуни, совершенном на этом месте, я не мог не думать о его безбрежной доброте ко всем живым существам. Он не только сам пришел к высшему совершенству, но также открыл, что и в каждом из нас есть потенциал для подобного достижения. Я считал тогда, и считаю поныне, что учения Будды способны не только сделать умиротворенной жизнь отдельного человека, но и привести к миру в отношениях между народами. В Бодхгайе, как и в других святых буддийских местах, меня также восхищали шедевры индийского духовного искусства – воплощение творческого гения и глубокой веры. Я вспоминал и о том, что сектантство и социальные конфликты в прошлом наносили урон этому великому наследию. И все же, в конечном итоге, дух терпимости и религиозной свободы, составляющий стержень Индии, всегда помогал возродить мир и покой. Во время второго посещения Индии я совершил паломничество в Раджгат, на берега Ямуны, где было кремировано тело Махатмы Ганди. Это тихое и красивое место, и я был очень рад посетить его, быть гостем народа, который, как и мой, пережил чужеземное правление. Я был признателен за эту возможность находиться в стране, которая приняла Ахимсу, доктрину Махатмы Ганди о ненасилии. Вознося молитву на этом месте, я одновременно испытал и великую печаль от того, что не смог лично встретиться с Ганди, и великую радость от того, что его жизнь послужила мне таким прекрасным примером. Он был человеком, для которого вера в альтруизм и ненасилие была выше собственных интересов. Я был убежден, что его преданность идее ненасилия – это единственно правильная политики. В основе своей все религии учат нас дисциплине и внутренней трансформации, которые помогут нам обрести покой и доброе сердце. И все же сегодня в разных частях мира мы видим пламя конфликта, раздуваемое во имя религии. Люди берут в руки оружие во имя религии только потому, что их собственная ограниченность не позволяет им постичь подлинный смысл собственного вероучения. Я твердо убежден, что мы сможем предпринять необходимые шаги, чтобы прийти к взаимопониманию и гармонии в отношениях между религиями, тем самым, способствуя миру и безопасности на земле. Один из важных способов достижения этой цели -расширение взаимодействия между религиями, чему может способствовать, в том числе, и посещение святых мест других вероисповеданий. Если возможно, представители разных религий могут вознести там совместную молитву. Если нет, просто предаться безмолвному созерцанию. Подобные паломничества – чрезвычайно ценное и глубокое переживание. Однажды мне довелось посетить Лурд на юге Франции не в качестве туриста, но в качестве паломника. Я пил святую воду, стоял у изваяния Девы Марии и думал о том, что здесь, этом месте, миллионы людей обретают благословение и покой. Когда я созерцал изваяние Девы Марии, во мне родилось восхищение и благодарность христианской вере просто за то, что она помогает миллионам людей. Пусть у христианства и иная философия, но ценность той помощи и того блага, которое эта религия приносит другим, очевидна. Движимый этим чувством, в 1993 году я отправился в Иерусалим, к святому месту трех величайших мировых религий. Я пришел к Стене Плача со своими друзьями-иудеями. Посетил святые места христианства со своими друзьями-христианами, а затем отправился на Храмовую гору со своими друзьями-мусульманами и молился с ними. Я также посещал различные святыни индуистов, мусульман, джайнов и сикхов, а также места, священные для зороастрийцев в Индии и зарубежных странах. Порой мы молились вместе, порой вместе медитировали в тишине. Недавно я принял участие в паломничестве христианских и буддийских лидеров в Бодхгайю, где было время совместным молитвам, медитации и диалогу. Каждое утро мы садились вместе под дерево Бодхи и предавались медитации. Со времен Будды, который приходил свыше 2. 500 лет назад, и со времен Иисуса Христа, который жил около 2. 000 лет назад, думаю, это была первая подобная встреча. Есть одно место, которое я давно хотел посетить, но мое желание пока не осуществилось. Гора пяти пиков, или У-тай-шань в Китае, известна своей связью с Манджушри, Бодхисаттвой Мудрости. Мой предшественник, 13-тый Далай-лама воздавал почести этому святому месту и, со времен своего первого путешествия в Китай в 1954 году, я также лелеял надежду, что смогу последовать его примеру. В то время китайские власти отклонили мою просьбу, сославшись на бездорожье. Я уверен, что сегодня с дорогами все обстоит благополучно. Во время недавних обсуждений вопроса тибетской автономии с властями КНР мои посланники вновь заявили о моем желании совершить визит в Китай. В Китае много священных мест, ведь это страна, где буддизм процветал на протяжении многих веков. Я бы хотел посетить некоторые из них. И в то же самое время, пока я буду находиться в этой стране, я надеюсь своими глазами увидеть те изменения, которые произошли Китайской народной республике. Далай-лама 21 апреля 2007 Рейтинг: 2.08 (Проcмотров: 5206) Читайте раздел Буддизм на портале эзотерики naturalworld.guru. naturalworld.guru Потала — ВикипедияДворец Потала Красный дворец Дворец Потала в ночиДворец Потала (тиб. : པོ་ཏ་ལ, кит. 布达拉宫)[1] — царский дворец и буддийский храмовый комплекс, расположенный в Лхасе, в Тибетском автономном районе КНР. Расположен на возвышающемся над городом высоком холме. Общая площадь дворцового комплекса составляет 360 тыс. м². Дворец являлся основной резиденцией Далай-ламы, вплоть до того как Далай-лама XIV, после вторжения Китая в Тибет, вынужденно покинул страну в 1959 году и получил политическое убежище в Индии (Дарамсала). Сегодня дворец Потала является музеем, активно посещаемым туристами, оставаясь местом паломничества буддистов и продолжая использоваться в буддийских ритуалах. Ввиду огромной культурной, религиозной, художественной и исторической значимости, внесён в 1994 году в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2001 году в «исторический ансамбль дворца Потала» была включена летняя резиденция Далай-лам, дворец и парк Норбулинка[2]. В 637 году царь Тибета Сонгцен Гампо возвёл здесь первое здание в том месте, где он обычно медитировал. Когда он решил сделать Лхасу своей столицей, он построил дворец. После своего обручения с китайской принцессой Вэнь Чэн, расширил дворец до 999 комнат, возвёл стены и башни и вырыл обводной канал. Во второй половине VIII века во дворец попала молния и деревянные постройки сгорели, затем по причине междоусобных войн дворец разрушился. Сейчас сохранилась лишь пещера Чогьял Друпук (Chogyel Drupuk) и зал Пхакра Лхакханг (Phakpa Lhakhang). Дворец в его современном виде начал строиться в 1645 году по инициативе Далай-ламы V. В 1648 году был завершён Белый дворец (Потранг Карпо), и Потала стала использоваться как зимняя резиденция далай-лам. Красный дворец (Потранг Марпо) был достроен между 1690 и 1694 годами. Название дворца происходит по всей видимости от легендарной горы Потала на которой обитает бодхисаттва Ченрези (Авалокитешвара), которого на земле представляет далай-лама. В грандиозном строительстве принимали участие лучшие мастера того времени из Тибета, Непала и Китая. Дворец находится на высоте 3 700 м на Красном холме (Марпо Ри) посредине лхасской долины[3]. Из-за террас, площадок на крышах и храмов, он не производит впечатления крепости (дзонга). Общий вид дворца, растянувшегося на горном хребте, с башнями, стенами, лестницами, храмами и пристройками, представляет собой уникальное художественное решение, его величественность и красота ценятся буддистами, архитекторами и художниками, поражают путешественников. Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды. Белый дворец или Потранг Карпо является частью дворца Потала и жилой площадью для Далай-ламы. Первый Белый дворец был построен во времена Пятого Далай-ламы, в 1649 году он с правительством переехали в него[4]. Затем, в начале XX-го века, при Тринадцатом Далай-ламе, здание было расширено до современных размеров. Дворец содержит жилые помещения, семинарии и типографию. Центральный, окрашенный в желтый цвет двор, известный как Деянгшар отделяет жилые помещения ламы и его монахов Красного дворца от священного дворца Поталы, который полностью посвящен религиозному учению и молитве. В дворце имеются священные золотые ступы-гробницы восьми Далай-лам, залы, библиотеки с важными буддийскими писаниями, например, Ганджур в 108 томах и Данджур в 225 томах. Белый дворец состоит из большого восточного павильона, солнечного павильона, жилых покоев регента и наставника Далай-ламы, а также служебных помещений правительства. Большой восточный павильон использовался для официальных церемоний, в Солнечном павильоне Далай-лама собственно жил и работал, читал священные тексты, занимался управлением. Красный дворец или Потранг Марпо служил больше местом молитв и религиозных ритуалов, в нём находятся павильоны. Большое значение имеют восемь мемориальных ступ, в том числе Пятого и Тринадцатого Далай-лам. Помимо ступ, дворец состоит из вереницы больших и малых залов (храмов), посвящённых буддам, бодхисаттвам, далай-ламам, а также для аудиенций и церемоний. В залах выставлены драгоценности и реликвии — пространственные мандалы для созерцания, поминальные ступы, статуи далай-лам и учителей, статуи божеств и йидамов, книги, ритуальные предметы, на стенах — сложная система росписи. В Западном большом зале обычно проходили религиозные церемонии и приёмы. Особое значение имеет пещера Чогьял Друпук, в которой ещё до строительства дворца медитировал царь Сонгцен Гампо.
ru.wikipedia.org Стена Плача - Лариса Белага — LiveJournalАвтор Ян СмилянскийО ЧЕМ ПЛАЧУТ КАМНИ "Если вы придете к Стене Плача в скорбный день 9 Ава, то, возможно, вам доведется увидеть самое настоящее чудо - плач Стены. Ян Смилянский la-belaga.livejournal.com Резиденция Далай-ламы в Дхарамсале: как попастьДалай-лама – духовный лидер Тибета. Это не имя конкретного человека, а звание верховного руководителя всех верующих буддизма. До 1959 Далай-ламы руководили страной, а в настоящее время являются лишь духовными наставниками Тибета. Дословно «Далай-лама» переводится как «Великий учитель». Резиденция Далай-ламы — место паломничества многих верующих, в числе которых не только жители азиатских стран, но и многие европейцы. Резиденцию посещают даже голливудские звезды, так как все стремятся познать учение «Его святейшества» Далай-ламы. Деятельность Далай ЛамыНынешний Далай-лама преподает буддистское учение, но его биография интересна не только этим. За свою долгую жизнь 14-ый руководитель успел несколько раз попасть в политический конфликт. В 1940 его возвели на трон правителя тибетского государства, однако в 1959 году, из-за стычки с китайским правительством, был вынужден оставить родные земли и переселиться в Индию. Здесь Далай-ламы вновь возглавил свое государство, но теперь уже «Тибетское правительство в изгнании». Он занимал этот пост до 2011 года, после чего передал его преемнику.
Чем особенен Дхарамсала?Дхарамсала – город в северной части Индии. Уже более полувека он привлекает огромное количество туристов и буддистов. Именно в Дхармасале находится резиденция Далай-ламы. Здесь нынешний Великий учитель, чье мирское имя Тэнцзин Гьямцхо, обосновался в 1959 году. Первоначально постоянной резиденцией духовного лидера являлся дворец Потала, расположенный городском округе Лхаса в Китае. Однако когда к власти в КНР пришли коммунисты, Далай-ламы Четырнадцатый был вынужден покинуть привычное место, так как не сумел наладить дипломатические отношения. Индия предоставила ему место в городе Дхармасале у подножья Гималаев, который по климату и высоте гор максимально приближен к первоначальным условиям в резиденции Потала. Вместе с молодым Далай-ламой переселились около 10 тыс. буддистов и монахов. Переселение происходит до сих пор. Людей, которые покинули КНР ради переселения поближе к Дхарамсале, считают беженцами – правительство КНР, действительно, оказывает давление на некоторых верующих. Дхарамсала интересен с точки зрения географического положения и внутреннего устройства. Город поделен на две части: Верхнюю и Нижнюю. Основной является Нижняя. Она расположена в 1400 метрах над уровнем моря и представляет собой ничем не примечательный, слабо урбанизированный индийский город. Верхняя расположена в 1700 метрах над уровнем моря (высшая точка – в 1900) и удалена от основной части города примерно на 10 км. Она состоит из трех деревень, которые входят в одно объединение с городом – Багсу, Дарамкот и Маклеод-Ганж. Где находится его резиденция?Резиденция Далай-ламы расположена в Верхней Дхарамсале, а именно – в деревушке Маклеод-Ганж. После переселения тибетских монахов атмосфера здесь резко изменилась в лучшую сторону. Вслед за Далай-ламой и многими монахами из Тибета «переселились» храмы, именитые тибетские библиотеки и другие культурные объекты. Благодаря этому Маклеод-Ганж полностью окутан атмосферой первоначального Тибета. В самом Тибете, в старой резиденции Потала, этот дух уже исчез: теперь в покинутом дворце на оккупированной территории пусто, проводятся безликие экскурсии. Знаменитые паломничества же перенесены в Дхарамсалу, где находится Далай-лама сейчас. Как попасть в его резиденцию?Чтобы посетить резиденцию, послушать учения и посетить тибетские храмы, придется отправиться в Индию, штат Химачал Прадеш. Быстрее всего добираться из города Дели, отправившись самолетом в аэропорт Gaggal Airport. Он расположен не в самой Дхарамсале, а в 20 км от города – придется дополнительно взять такси. Время перелета – не более 1,5 часов, плюс полчаса на такси.
Из Дхарамсалы добраться до Маклеод-Ганж можно на такси или рикше за 100 рупий, двигаясь вверх по горе. Чтобы попасть в саму резиденцию и послушать учение Далай-ламы, за 3-4 дня необходимо записаться и сделать пропуск на Bhagsu Rd. Там же можно узнать расписание учений. Вход свободный, но фото- и видеотехнику проносить нельзя. Любой желающий, при наличии бюджета, сможет посетить резиденцию и послушать учения Великого учителя. В Дхарамсале можно воспользоваться услугами переводчика или самостоятельно посетить курсы изучения языка, который в этом городе множество. [Всего: 1 Средний: 5/5]silamira.ru Тибет. Почему духовного лидера изгнали из страны?Десятки людей погибли в результате массовых протестов против китайского правления в Тибете. Протестующие на улицах Лхасы поджигали китайские владения и разбивали правительственные здания. Демонстрации начались, когда буддийские монахи вышли из своих монастырей, чтобы отметить сорок девятую годовщину неудавшегося восстания против китайского правления в Тибете, которое в пятьдесят девятом году попыталось восстановить буддийского лидера Далай Ламу в качестве политического лидера Тибета. Деятельность Далай ЛамыДалай Лама является главой доминирующего ордена тибетских буддистов Гелугпа («Желтая шляпа») и до тысяча девятьсот пятьдесят девятого года он исполнял функции духовного и государственного правителя Тибета. Нынешний четырнадцатый Далай Лама родился в Лхамо Тондуп в тысяча девятьсот тридцать пятом году в китайской провинции Цинхай. Он был признан инкарнацией тринадцатого Далай Ламы в тридцать седьмом году, возведен на престол в сороковом году и наделен полными полномочиями в качестве главы государства в пятидесятом году. В восемьдесят девятом году ему была присуждена Нобелевская премия за мир в знак признания его ненасильственной кампании по прекращению китайского господства в Тибете. В первом десятилетии двадцать первого столетия Далай Лама предположил, что его преемник может быть назначен им, а не выбран в качестве его реинкарнации. Эта идея была отвергнута китайским правительством, которое заявило, что традиция назначения нового Далай Ламы должна быть продолжена. В две тысячи одиннадцатом году он ушел с поста главы тибетского правительства в изгнании. Он написал ряд книг по тибетскому буддизму и автобиографию. Как на Тибете выбирают Далай Ламу?Далай Ламу находят, а не выбирают. Считается, что он обладает силой выбирать тело, в которое он перевоплощается. Это означает, что нынешний Далай Лама является реинкарнацией последнего. Поиски возрожденного духовного лидера являются обязанностью Верховных Лам по традиции Гелгупы и тибетского правительства. Этот процесс может занять несколько лет: потребовалось четыре года, чтобы найти четырнадцатого (нынешнего) Далай Ламу. Поиски, как правило, ограничиваются Тибетом, хотя нынешний Далай Лама сказал, что есть шанс, что он не возродится, и что если он это сделает, его не будет в стране, находящейся под властью Китая. Чтобы начать поиск, у Верховных Лам может случиться видение или мечта. Если предыдущий Далай Лама был кремирован, они следят за направлением дыма, чтобы узнать, куда он отправляется. Они часто медитируют возле Лхамо Лацо, священного озера центрального Тибета, и ждут видения или указания направления, в котором следует искать. Это связано с верой в то, что дух женщины-хранителя озера пообещал первому Далай Ламе, что она защитит родословную реинкарнации. Когда эти видения подтверждаются и мальчик найден, проводится серия испытаний, чтобы убедиться, что он — инкарнация. Существует секретный набор критериев, по которым оценивается ребенок. В дополнение к этому основной тест состоит в том, чтобы представить мальчику несколько предметов, чтобы посмотреть, сможет ли он выбрать те, которые принадлежали предыдущему Далай Ламе.
Почему Далай Ламу XIV изгнали из Тибета?Четырнадцатый Далай Лама отправился в изгнание в Индию в пятьдесят девятом году, в год неудачного восстания тибетцев против коммунистических китайцев, которые оккупировали страну с пятидесятого года. Далай Лама создал правительство в изгнании в Дхарамсале. Где сейчас обитает Далай Лама и его последователи?Чтобы избежать тюремного заключения, пыток и казни от рук китайского правительства, Далай Лама бежал в Индию. На сегодняшний день, когда духовный лидер не путешествует по миру, проводя лекции и конференции, он живет в Дхарамсале вместе с огромной колонией тибетских беженцев. Со времени первого визита Далай Ламы на запад в начале семидесятых годов репутация Его Святейшества как ученого и человека мира неуклонно росла. В последние годы ряд западных университетов и учреждений присудили Премии Мира и почетные докторские степени духовному лидеру в знак признания его выдающихся трудов в буддийской философии и его выдающегося лидерства в служении свободе и миру. [Всего: 1 Средний: 5/5]silamira.ru Сколько стоит аудиенция у Далай Ламы?Много лет пытаюсь осознать процессы, которые происходят в Маклеод Гандже, где находится тибетское правительство в изгнании. Каждый март я присутствую на Учениях Далай Ламы 14 в Дхарамсале, езжу за ним по Малому Тибету, слушаю, учусь. Он - великий Лама и без сомнения - великая душа. Два раза мне посчастливилось быть на аудиенции. Как это произошло? Легко, без проблем. Первый раз меня привела к Далай Ламе сестра Урсула, которая была менеджером имения Рерихов в Наггаре. Она долгие годы сотрудничала с сестрой великого Ламы и организовывала тибетские школы в изгнании. Второй раз я попала на аудиенцию по запросу. Написала в офис и меня пригласили. Тема для обсуждения - организация кабинетов тибетской медицины в России. Но это было давно - десять лет тому назад. Сейчас же попасть по запросу на личную аудиенцию к Далай Ламе невозможно. Какое бы письмо Вы не написали, какие аргументы не приводили - получаете один ответ: «Далай Лама 14 занят, он плохо себя чувствует и не может принимать посетителей. Мы надеемся на понимание». Но, находясь в Дхарамсале, я знаю, что встречи организуются, что люди посещают великого Ламу Тибета, разговаривают с ним, общаются. После неоднократных попыток в письменном виде помочь организовать встречу с Далай Ламой одному из российских граждан, я решила провести свое «расследование». Марина Филиппова (Дхарамсала) indonet.ru Далай-лама — ВикипедияМатериал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 сентября 2015; проверки требуют 43 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 сентября 2015; проверки требуют 43 правки. Эта статья — о линии передачи Далай-лам. О нынешнем Далай-ламе см. Далай-лама XIV.Дала́й-ла́ма (тиб. ཏཱ་ལའི་བླ་མ་, Вайли: ta la’i bla ma, монг. Далай багш?, ᠳᠠᠯᠠᠢ По отношению к Далай-ламе (хотя и не только к нему) используется титул «Его Святейшество». Хотя Далай-ламу часто считают руководителем школы Гелугпа, но, на самом деле, он таковым формально не является, — ею официально руководит Ганден Трипа (dga' ldan khri pa). «Далай» означает в монгольском языке «океан» — в значении «Великий» (правящие ханы после Чингиса носили титул Далай-хан), «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому слову «гуру» и имеет значение «учитель». После смерти Далай-ламы монахи организуют поиски его следующей инкарнации (тулку, тиб. sprul sku), маленького ребёнка, который должен обладать определёнными признаками и пройти тесты. Поиск занимает обычно несколько лет. Затем ребёнок отправляется в Лхасу, где проходит обучение под руководством опытных лам. Далай-лама и Панчен-лама связаны, как учитель и ученик: тот из них, кто старше, бывает учителем, кто моложе — учеником. Также Далай-ламу называют лидером Тибета. В 1578 году правитель монголов-тумэтов Алтан-хан вместе со своим народом принял буддизм от одного из высших лам школы гелуг — Сонама Гьяцо — и дал ему титул Далай-лама[1]. Далай-лама V, заручившись поддержкой правителя ойратов-хошутов Гуши-хана, смог в XVII веке объединить Тибет. С тех пор Далай-ламы продолжали управлять страной вплоть до вторжения китайских войск в 1949 году и полного захвата Тибета в 1959 году. Далай-лама XIV бежал в Индию, где вплоть до 2011 года являлся фактическим главой Тибетского правительства в изгнании. В 2011 году он объявил, что отказывается от светской власти, которая переходит к председателю правительства в изгнании (калону-трипа). Правительство КНР пытается взять на себя процедуру выборов новой реинкарнации, опираясь на прецедент во время правления императора Хунли династии Цин, который санкционировал порядок выборов Далай-ламы и других высших лам с помощью записок с именами, вытягивавшимися из золотой урны, символизировавшей покровительство императоров буддизму школы гэлуг[2]. Недавно такую практику применили для назначения Панчен-ламы, которого объявили обладающим полномочиями для избрания нового Далай-ламы. В 2007 году в интервью «Эху Москвы» Далай-лама XIV сказал, что после избрания политического руководства в ходе всенародных выборов он находится «наполовину в отставке». Также высказал мнение, что в следующих перевоплощениях Далай-лама не будет являться политическим лидером, а сохранение института Далай-ламы остаётся на усмотрение тибетского народа[3]. Зимней резиденцией Далай-лам в Тибете (начиная с пятого), являлся дворец Потала в Лхасе, в летний период — дворец Норбулинка. С 1959 года Далай-лама проживает в резиденции в северо-индийском городке Дхарамсала. Далай-ламы с 1391 года по настоящее время[править | править код]× Титул «Далай-лама» был присвоен первому и второму Далай-ламам уже после их смерти. ru.wikipedia.org Дворец Потала (Potala Palace) - резиденция Далай-ламы (Лхаса, Тибет) — Мир красив!Дворец Потала (Potala Palace) в городе Лхаса в Тибете — царский дворец и буддийский храмовый комплекс, являлся основной резиденцией Далай-Ламы. Расположенный на высоте 3767 метров над уровнем моря. Ни один дворец мира не расположен так высоко, как Потала. Свое название дворец получил от наименования священной горы, находящейся в Индии, где, по преданию, обитает бодхисатва Авалокитешвар (Гуанинь). Согласно легенде, дворец Потала был возведен в 7 веке туфаньский царь Сронцзангамбо для своей будущей жены - танской принцессы Вэньчэн. Раскинувшийся по склону горы от подножия до вершины, он объединяет 1000 построек тибетской архитектуры. После падения Туфаньской династии от военных нашествий большинство залов дворца было разрушено, их реконструкция началась в 1645 году, когда цинское правительство утвердило далай-ламу Пятого правителем Тибета. Его преемники не прекращали работ по расширению дворца Потала, и вот каким он предстает в наши дни. Дворец делится на две части - Почжангабо и Почжанмабо. Почжангабо на востоке служит резиденцией далай-лам. Почжанмабо в центре вмещает буддиские залы и погребальные пагоды-ступы. В белых домах на западе живут монахи и слуги. Перед Почжанмабо разбито место для представления изображения Будды в праздничные дни. Главное здание дворца Потала имеет 13 этажей. Дворец Потала - священное место тибетского буддизма, каждый год его посещает великое множество паломников и туристов. Поднятие на Поталу обычно начинается с пробельной стелы у подножия горы, по извилистой каменной дорожке можно дойти до восточных ворот с изображением четырех алоханей и через 4-метровую дворцовую стену попасть в великолепный павильон. На середине горы взорам открывается грандиозная терраса площадью 1600 кв. м, где далай-лама обращался к верующим. Отсюда по коридору поднимаешься в самый большой в Почжангабо павильон Цоцинься. По историческим записям с 1653 года, когда цинский император Шуньчжи золотыми грамотой и печатью пожаловал далай-ламу Пятого и центральное правительство утвердило его возведение в ранг святых, здесь проводятся торжественные религиозные церемонии.
Белый дворец Поталы находится к востоку от Красного дворца, в Белом дворце имеются Большой восточный павильон, Солнечный павильон, жилые покои регента и наставников Далая, служебные помещения правительства. Большой восточный павильон (по-тибетски «Цоцинься») – самый большой павильон Белого дворца. Здесь устраивались важные мероприятия политического и культового характера, в частности церемонии интронизации Далай Лам. В центре павильона у северной стены установлен трон Далай Ламы. На стенах павильона множество фресок, две группы фресок вызывают особый интерес: фрески на тему «превращение обезьяны в человека» и фрески, повествующие историю принцессы Цзиньчэн.
Именно в этом павильоне Далай Лама проводил время за чтением священных текстов, административных делах и жизненных отправлениях. В западном солнечном павильоне находились жилые покои Далай Ламы 13-го, а в восточном солнечном павильоне – покои Далай ламы 14-го. В павильоне хранятся золотая статуя Будды, фигура Авалокитешвары из яшмы, свитки священных сутр, фарфор, чайный прибор из золота и яшмы, парчовые одеяла и прочее. Красный дворец служил местом молитв во имя Будды и других культовых отправлений, главными помещениями Красного дворца являются павильоны с мемориальными ступами Далай Лам и культовые помещения другого назначения. Всего в Красном дворце Поталы имеется 8 мемориальных ступ, из них самыми роскошными являются ступы Далай Ламы 5-го и Далай Ламы 13-го. Размер и пышность оформления ступы символизирует вклад в развитие страны и общества, внесенный этим Далай Ламой. Кроме того, в Красном дворце Поталы хранятся многочисленные культовые памятники и искусные изделия из драгоценных камней и металлов, искусно сделанные резные поделки, редкие издания священных текстов, а также скульптуры буддистских святых, иконы «танка», культовые атрибуты, жертвенные принадлежности и так далее. В фресковой галерее на пятом этаже Красного дворца Поталы есть целая группа фресок, воспроизводящих эпизоды строительства дворца Потала. Ступа Далай Ламы 5-го занимает 4-й этаж, но сама она по высоте равняется 5-ти этажному сооружению! Эта ступа высотой 14,85 метра, сделанная из чистого золота, - самая высокая из ступ дворца Потала. Говорят, оформление и содержимое этой ступы равняется половине богатств всего человечества. Гранитные стены, золотые крыши, изящные карнизы с их позолоченными украшениями делают дворец Потала неописуемо великолепным и величественным. Цветные настенные росписи в нем изображают Будд и алоханей, правдиво воспроизводят жизнь и деятельность далай-ламы Пятого, торжественное вступление в Тибет танской принцессы Вэньчэн, отражают развитие тибетского буддизма, древнюю тибетскую культуру. Древний архитектурный ансамбль - дворец Потала - это плод ума и таланта народа, свидетельство культурных связей между тибетцами и ханьцами, нерушимый символ Тибета. Многочисленные паломники обходят вокруг холм со дворцом, совершая кору — ритуальный обход святого места. Вдоль коры находятся многочисленные молитвенные барабаны и торговые ряды. www.mirkrasiv.ru кто это? Интересные факты о духовном наставникеДалай Лама является святой фигурой в тибетском буддизме и горячим сторонником независимости Тибета от Китая. Он путешествует по миру и доносит до мирового сообщества идеи о духовной гармонии, любви и счастье, а также затрагивает важные глобальные проблемы. Кто такой Далай Лама?Далай Лама является главным монахом тибетского буддизма. Традиционно он отвечал за управление Тибетом, пока китайское правительство не взяло его под свой контроль в тысяча девятьсот пятьдесят девятом году. До этого времени официальной резиденцией Далай Ламы был дворец Потала в Лхасе, столице Тибета. Далай Лама принадлежит к традиции Гелугпа тибетского буддизма, которая является крупнейшей и наиболее влиятельной традицией в Тибете. Учреждение духовных лидеров тибетских буддистов является относительно новым. В истории буддизма было всего четырнадцать Далай Лам, и первый и второй Далай Ламы получили звание посмертно. Как его избирают?После смерти Далай Ламы Верховные Ламы Гелугпа и тибетское правительство несут ответственность за его перевоплощение. Верховные Ламы ищут мальчика, который родился примерно в то же время, когда умер последний Далай Лама. Для установления личности Далай Ламы может потребоваться около двух или трех лет, а нынешнего, четырнадцатого Далай Ламы, искали четыре года. Есть несколько способов, с помощью которых Верховные Ламы могут узнать, где будет найдено следующее перевоплощение.
После того, как Верховные Ламы находят дом и мальчика, они дарят ребенку ряд артефактов, которые они принесли с собой в процессе подготовки. Среди этих артефактов есть предметы, которые принадлежали умершему Далай Ламе. Если мальчик выбирает их, это рассматривается как знак того, что он является реинкарнацией.
Поиски Далай Ламы обычно ограничивались Тибетом, хотя третий тулку родился в Монголии. Однако, поскольку Тибет был захвачен китайским правительством, Тэнцзин Гьямцхо говорит, что, если он возродится, он не будет находиться в стране, управляемой Китайской Народной Республикой, или в любой другой несвободной стране. Интересно, что Тэнцзин Гьямцхо также выразил сомнение по поводу того, будет ли он вообще возрожден, предполагая, что миссия Далай Ламы может быть закончена. Однако до тех пор, пока Тибет не воссоединится со своим духовным лидером, вероятно, что Далай Лама по-прежнему будет продолжать существовать. Что проповедует Далай Лама?Нынешний Далай Лама сформировал тибетское правительство в изгнании в Дхарамсале в Индии. Он и последовавшие за ним беженцы создали общество, в котором пропагандируются тибетский язык, культура, искусство и религия. Тэнцзин Гьямцхо является первым Далай Ламой, отправившимся на Запад, и его харизматическая манера помогла получить большую поддержку буддизму и движению тибетского сопротивления. В восемьдесят девятом году он получил Нобелевскую премию мира за проведение политики ненасилия в отношении китайского правительства, несмотря на то, что многие тибетцы были бы рады оказать вооруженное сопротивление, чтобы вернуть его на пост лидера. Какой сейчас Далай Лама по счету?Тэнцзин Гьямцхо является нынешним четырнадцатым Далай Ламой тибетского буддизма. Он родился в тысяча девятьсот тридцать пятом году и был признан реинкарнацией Тубтена Гьяцо в молодом возрасте. Интересные факты о Далай ЛамеВ отличие от распространенных заблуждений о Далай Ламе, он не является ни мифическим существом, ни родственником настоящего животного, южноамериканской ламы. Вот несколько интересных фактов о духовном лидере тибетских буддистов:
ЗаключениеДалай Лама, известный своей харизмой и обаянием, является активным международным защитником по ряду вопросов, одним из которых является забота об окружающей среде. Он много пишет и говорит о необходимости бережного отношения к окружающей среде, сложной взаимосвязи между людьми и землей и важности уважения к живым существам на земле. [Всего: 1 Средний: 5/5]silamira.ru Далай-лама уходит. Тибет остаётся — Buddha WorldМатериал из Buddha World.Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо, известный больше как Далай-лама XIV, объявил о полном отходе от политической деятельности. Он остаётся лишь духовным лидером тибетских буддистов. Уже став известным духовным лидером, в своей автобиографии «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV так объяснил причину своей широкой популярности: «Если бы я родился в богатой аристократической семье, я бы не смог проникнуться чувствами и чаяниями беднейших тибетцев. Но благодаря своему простому происхождению я могу понять их, предвидеть их мысли, и именно поэтому я так сильно сострадаю им и всегда пытался сделать всё, чтобы облегчить их долю». Он родился 6 июля 1935 года в многодетной семье фермеров-монгуров в маленькой деревушке Такцер. В 1909 году тут побывал, совершая паломничество по святым местам, Далай-лама XIII. Очарованный местными пейзажами, он сказал, что с удовольствием вернулся бы в эти красивые места снова. После его кончины в 1937 году в Такцер прибыли ламы, искавшие новое воплощение духовного лидера тибетцев. Когда двухлетнему Лхамо Дхондрубу показали некоторые реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он закричал: «Это моё, это моё!», и был признан очередной реинкарнацией Далай-ламы. Кстати, гораздо позднее он станет говорить, что считает себя воплощением Далай-ламы не XIII, а V, поскольку в детстве часто видел яркие сны, связанные именно с этой прошлой жизнью. Но тогда, в конце тридцатых, он вряд ли вообще осознавал, какие перемены наступают в его судьбе. В октябре 1939 года, после долгих переговоров между центральным тибетским правительством и местной администрацией, четырёхлетнего Лхамо Дхондруба забрали из дома родителей и повезли в столицу Тибета — Лхасу. А уже 22 февраля 1940 года возвели на трон. Правда, для того чтобы выполнять возложенные на него обязанности духовного правителя Тибета, он должен был учиться, учиться и учиться. Ему пришлось штудировать «пять больших наук» — логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину и буддийскую философию — и «пять малых» — поэзию, музыку и драматическое искусство, астрологию и словесность. В 1959-м он сдал сначала предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета — Дрепунге, Сэре и Гандене, а затем, во время ежегодного молитвенного фестиваля Монлам, — заключительные экзамены в главном храме Лхасы, которые проходили в три этапа. Утром он продемонстрировал 30 учёным знания логики, днём поучаствовал в философском диспуте с 15 специалистами и, наконец, вечером сдал экзамен 35 экспертам по вопросам монашеской дисциплины и метафизики, после чего удостоился звания доктора богословия. К этому моменту в судьбе его родины, Тибета, произошли большие перемены. С момента демократической революции 1911 года, закончившейся развалом Китая, Тибет фактически был независимым. Но победившие в 1949 году в Китае коммунисты настаивали на возвращении региона под юрисдикцию Пекина. В ноябре 1950-го они подкрепили свои требования, послав в Тибет Народно-освободительную армию Китая, которая без особого труда сломила сопротивление немногочисленной и плохо вооружённой тибетской армии. По просьбе Национальной ассамблеи Тибета, собравшейся на чрезвычайную сессию, пятнадцатилетний Далай-лама принял на себя всю полноту духовной и светской власти, взойдя на престол не только духовного, но и светского правителя Тибета. Это дало ему возможность вести переговоры с коммунистическим правительством Китая. Они состоялись в 1954 году в Пекине, где Далай-лама не только встретился с Мао Цзэдуном, Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином, но и был избран заместителем председателя президиума Всекитайского собрания народных представителей, то есть парламента КНР. Далай-ламе удалось отстоять право Тибета на автономию. Однако мирное сосуществование фактически теократической автономии и коммунистической республики длилось недолго. Одной из причин этого стало то, что при определении границ региона центральные китайские власти исключили из неё земли Кам и Амдо. На них, как и на всей остальной территории КНР, начались форсированные реформы, сопровождавшиеся разного рода «перегибами»: массовыми репрессиями, уничтожением религии и насильственной китаизацией. Сыграло свою роль и вмешательство заокеанских друзей демократии из ЦРУ, которые через родного брата Далай-ламы поддерживали тибетское повстанческое движение. В результате в 1959 году в землях Кам и Амдо вспыхнуло вооружённое антикитайское восстание, которое перекинулось на Центральный Тибет, контролировавшийся правительством Далай-ламы в Лхасе. Китайская армия жестоко подавила бунт, после чего коммунистические реформы были распространены и на Тибет. Экспансия сопровождалась актами вандализма: большинство монастырей были разрушены, золотые и бронзовые статуи из них вывезли в Китай и переплавили, предварительно вынув драгоценные камни. Много тибетцев погибло. Китайские власти объявили о ликвидации в Тибете «отсталого феодально-крепостнического режима». Далай-лама не без помощи ЦРУ бежал в Индию. За ним последовали десятки тысяч тибетцев. Однако американская помощь сопротивлению, или, как говорят в Пекине, тибетскому сепаратизму, с разгромом антикитайского восстания не прекратилась. Она продолжалась до 1972 года, когда США, желая получить союзника в противостоянии с СССР, нормализовали отношения с Китаем. В частности, в 1960-е годы на поддержку вооружённых тибетских формирований, численность которых превысила 10 тысяч человек, ежегодно выделялось до 1,7 миллиона долларов. Но и сейчас американская поддержка скрытно осуществляется через ряд международных организаций помощи Тибету. Понятно, что эта активность давала Пекину достаточно оснований считать, что и изгнанный лидер Тибета преисполнен стремления отколоть эту территорию от КНР. Действительно, в первые годы эмиграции Далай-лама неоднократно обращался в ООН с просьбой о содействии в разрешении тибетского вопроса, в результате чего Генеральная Ассамблея ООН три раза — в 1959, 1961 и 1965 годах — принимала резолюции с призывами к Китаю уважать права человека в Тибете и стремление тибетцев к самоопределению. Но главной целью всей своей деятельности в эмиграции Далай-лама считал выживание своего народа в изгнании и спасение их культуры. Ради этого он основал поселения беженцев, чьим основным занятием стало сельское хозяйство. В 1959 году был создан Тибетский институт драматических искусств, а также Центральный институт высшей тибетологии — высшее учебное заведение для тибетцев, проживающих в Индии. Для сохранения обширного собрания учений тибетского буддизма — основы тибетского образа жизни — в изгнании было воссоздано свыше 200 монастырей. В 1963 году Далай-лама провозгласил демократическую конституцию Тибета, основанную на буддийских принципах и Всеобщей декларации прав человека, и с тех пор тибетский парламент формируется на основе выборов. В 1987 году Далай-лама выдвинул «План мира из пяти пунктов» как первый шаг по созданию в Тибете зоны мира. План предусматривал прекращение массового переселения китайцев в Тибет, восстановление основополагающих прав человека и демократических свобод, прекращение использования Китаем территории Тибета как места для производства ядерного оружия и захоронения ядерных отходов, а также начало серьёзных переговоров о будущем Тибета. Желая отчётливее обозначить своё стремление к диалогу с Пекином, в 1988 году в Страсбурге Далай-лама дополнил «План из пяти пунктов» пунктом о демократическом самоуправлении в Тибете «в сотрудничестве с Китайской Народной Республикой». Однако эти инициативы не встретили поддержки в КНР. Зато их оценило мировое сообщество. В 1989 году по решению норвежского Нобелевского комитета Далай-ламе была присуждена Премия мира. При этом комитет подчеркнул, что «Далай-лама в своей борьбе за освобождение Тибета неуклонно выступает против применения насилия. Он призывает к поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа». Принимая награду в декабре 1989 года, Далай-лама сказал: «Эта премия подтверждает нашу убеждённость в том, что оружием правды, мужества и решимости Тибет добьётся освобождения. Наша борьба должна быть ненасильственной и свободной от ненависти». Одновременно он направил слова поддержки студенческому демократическому движению в Китае: «В июне этого года народное демократическое движение в Китае было жестоко подавлено. Но я не думаю, что демонстрации протеста не принесли плодов, ибо дух свободы вновь ворвался в сердца китайского народа, и Китай не сможет устоять перед этим духом свободы, захлестнувшим сегодня многие части мира. Мужественные студенты и их сторонники показали китайскому руководству и всему миру лицо подлинного гуманизма, присущее этой великой нации». И эти заявления Далай-ламы, и сам факт присуждения ему Нобелевской премии и многих других наград вызывали в Пекине сильное раздражение и лишь укрепляли нежелание вести с ним какие-либо переговоры. Китайская пропаганда рисовала его сепаратистом и честолюбцем. Однако справедливости ради надо отметить, что Далай-лама никогда не цеплялся за власть. Он всегда говорил, что он просто монах, ни больше ни меньше. В 2001 году он даже заявил, что, если у тибетского народа будет избираемая политическая власть, институт далай-лам и вовсе может утратить свою актуальность, умереть вместе с ним. Тогда же состоялись первые демократические выборы премьер-министра тибетского правительства в изгнании, которым стал Самдонг Ринпоче, а Далай-лама стал считать себя «наполовину в отставке». Это открыло возможность для возобновления в 2002 году конфиденциальных переговоров о предоставлении большей автономии Тибету между китайскими властями и представителями Далай-ламы. Правда, до сих пор никаких конкретных результатов они не дали. Не помогали и периодически звучавшие заявления Далай-ламы по поводу ситуации в Тибете, в которых он, будучи реалистом и честным человеком, вполне объективно оценивал всё то позитивное, что дало его родине присоединение к КНР. За время китайского правления в Тибетском автономном районе утроились сборы зерна, выросло поголовье скота. Средняя продолжительность жизни населения увеличилась с 36 до 67 лет, а само население выросло почти в три раза и в 2009 году приблизилось к трём миллионам человек. Крупные города Тибета благодаря обширным инвестициям центрального правительства КНР переживают сейчас настоящий бум. Разумеется, Далай-лама не мог не видеть и проблем. Тибетцы проигрывают в конкурентной борьбе приезжающим в Тибет китайцам из-за низкого уровня образования. Одновременно наблюдается процесс утраты тибетцами традиционного уклада вследствие активной политики китайских властей по переводу кочевников в оседлость. Это вызывает недовольство населения. Весной 2008 года недовольство вылилось в массовые беспорядки в Тибете, сопровождавшиеся погромами принадлежавших этническим китайцам магазинов и офисов и нападениями на китайцев. Беспорядки были достаточно жёстко подавлены введёнными в Тибет дополнительными полицейскими формированиями и дали центральным китайским властям новый повод обвинить зарубежных сторонников тибетского сепаратизма и самого Далай-ламу в стремлении сорвать Олимпиаду в Пекине. Секретарь комитета КПК Тибетского автономного района Чжан Цинли назвал Далай-ламу «шакалом в рясе буддийского монаха, духом зла с человеческим лицом и звериным сердцем», пообещав, что «победа в борьбе с сепаратизмом будет одержана». Эти события поставили вопрос о влиянии Далай-ламы на тибетскую эмиграцию. Ещё в разгар беспорядков Далай-лама призвал тибетцев отказаться от насилия, но премьер-министр Самдонг Ринпоче поспешил заявить, что это было всего лишь «пожелание», поскольку находящиеся в изгнании не могут приказывать живущим в Тибете, какую форму протеста выбирать. А в апреле 2008 года «Конгресс тибетской молодёжи», борющийся за независимость Тибета, объявил о готовности перейти к тактике использования террористов-смертников. Чтобы определиться и с методами борьбы за права проживающих в Тибете тибетцев, и вообще с характером отношений с Пекином, в декабре того же года около 500 проживающих в изгнании последователей тибетского буддизма собрались в Дхарамсале. На этом мероприятии представители тибетского парламента в изгнании обнародовали данные опроса, согласно которым, лишь половина его участников готова согласиться с любым решением Далай-ламы относительно судьбы Тибета, то есть поддержать и сохранение статуса автономии в составе КНР, но ещё треть требует независимости региона. Сам Далай-лама сказал, что он устал ждать положительного ответа Пекина на его предложения о переговорах о реальной автономии Тибета и сохранении его культурной самобытности и «умывает руки». Уже тогда многие эксперты спрогнозировали усиление в тибетском эмигрантском движении влияния сторонников отделения Тибета от КНР и приверженцев достижения этой цели самыми радикальными методами. Гуманист и реалист, Далай-лама как мог сдерживал эти настроения, мужественно снося и упрёки от радикалов в мягкотелости, и обвинения со стороны Пекина в сепаратизме. Наверное, он устал. И вот сейчас он объявил, что полностью складывает с себя обязанности политического руководства тибетской эмиграцией. «Правление духовных лидеров или царей на сегодня устарело», — сказал Далай-лама, добавив, что хотел бы стать примером неизбранного лидера, который был рад отказаться от власти во имя демократии. В тибетской эмиграции такой «демократизации» не рады. А в Пекине добровольную отставку Далай-ламы расценили как очередную уловку давнего врага, призванную обмануть доверчивое мировое сообщество. Но Далай-лама дал понять, что не собирается бросать свой народ на произвол судьбы. «Что касается тибетской борьбы за справедливость, я всецело ей предан, — сказал Далай-лама на встрече с журналистами в своей резиденции в Дхарамсале. — Ответственность за это лежит на каждом тибетце». Он отметил также, что постепенная передача власти, предпринятая им, должна стать примером для других наследственных или авторитарных лидеров. В том числе и для руководителей компартии Китая. Он, правда, признал, что «мгновенное установление демократии в Китае может привести страну в состояние хаоса». Но вот в чём он уверен: «Постепенные перемены необходимы. Сейчас коммунистическая партия должна подумать об учтивом уходе в отставку». Андрей Иванов, старший научный сотрудник Центра исследований Восточной Азии и ШОС МГИМО (У) МИД России www.ekhoplanet.ru Фото: Тензин Чойджор (Офис ЕСДЛ) www.tamqui.com Далай-лама: человек, умеющий сострадатьПрежде чем осуждать кого-то возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боли. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь- как правильно жить. Буддизм считается самой миролюбивой религией в мире: ни одной мировой войны не было развязано под ее флагами, никогда сторонники буддизма не пытались насаждать религию насильно. И поистине воплощением духа буддизма является Далай-лама, нравственный ориентир для всех, кто придерживается этой религии. Кто такой Далай-лама?В переводе с монгольского «далай лама» означает «Великий учитель» или «Океан мудрости». Но этот перевод лишь частично описывает, кто же такой Далай-лама для буддистов. Сторонники этой религии верят, что Далай-ламы — это земное воплощение идеи сострадания, они приходят в мир, чтобы служить людям. Именно Далай-ламы становятся духовными, а до недавнего времени еще и светскими правителями и лидерами Тибета — китайской провинции, долгие десятилетия борющейся за свою независимость. «Церемониальная роль? Это не для меня. Стать кем-то вроде королевы Великобритании? Я лично очень уважаю королеву, она замечательный человек. Но сама система? Если вы принимаете церемониальную должность, вы должны что-то делать! Иначе, вы будете просто куклой. Кто-то пишет заявление, а я должен его зачитать? Кажется, это называется марионетка». (Далай-лама XIV) В поисках ламыДалай-ламы не передают свой титул по наследству и не воспитываются с малых лет во дворцах. Они также не выбираются синклитом лам, хотя их немало в Тибете. Порядок определения очередного ламы заслуживает отдельного рассказа. Известно, что буддисты верят в реинкарнацию — повторное земное воплощение. Поэтому после смерти одного Далай-ламы они начинают поиски следующего. Обычно ребенок, в котором возрождается дух Далай-ламы, рождается в Тибете, Монголии или Китае. Но между смертью одного ламы и рождением другого может пройти несколько месяцев или лет, поэтому процесс поисков нередко затягивается. Что же делают для того, чтобы определить направление поисков? Для этого забальзамированное тело умершего Далай-ламы сажают на трон в определенной позе и ждут, когда голова его отклонится. Это и будет направление поисков. Затем ламы ищут другие знаки, например, ждут подсказок в водах священного озера. Есть в Тибете и специальный монах-пророк, который разгадывает различные знамения. Так произошло и с ныне здравствующим Далай-ламой XIV, который родился в 1935 году в семье простых крестьян. А в возрасте двух лет Лхамо Дхондруп был признан Великим Далай-ламой. Он покинул родительский дом, получил новое имя Тэнзин Гьяцо и в 1950 году был возведен на престол. Духовный лидерДостаточно долгое время Далай-лама, как было заведено испокон веков, совмещал духовную и светскую власть, являясь единоличным правителем Тибета. К сожалению, история распорядилась так, что Далай-лама XIV уже несколько десятков лет живет в изгнании. В 1950 году армия Китая, недовольного независимостью Тибета, захватила провинцию, где в 1959 году поднялось жестокое восстание против Китая. Стараясь погасить конфликт и по возможности избежать жертв, Далай-лама XIV и многие тысячи его сторонников нашли убежище в Индии, где сегодня существует так называемая «маленькая Лхаса» (название столицы Тибета). Он сложил с себя политическое руководство Тибетом, которое перешло к премьер-министру, и, насколько это известно, ведет с Китаем переговоры о предоставлении Тибету большей автономии. «Тибетский вопрос — это не вопрос о личной судьбе Далай-ламы. Это вопрос о шести миллионах тибетцев и их культуре. Я один из них». (Далай-лама XIV) Биография Далай-ламыКонечно, Далай-ламу нельзя назвать «человеком, как все», хотя иногда кажется, что это так и есть. Тем не менее, чтобы стать духовным лидером и нравственным ориентиром для буддистов всего мира, он прошел очень долгий путь. Который начался с обучения. Тэнзин Гьяцо изучал логику, тибетское искусство и культуру, санскрит, медицину, буддийскую философию, поэзию, музыку и драматическое искусство, астрологию и словесность. В возрасте 24 лет Далай-лама сдавал экзамены на степень доктора богословия. Прекрасное образование не заставило его забыть о своих корнях, и он даже подшучивает над собой: «Я родился в глубинке, там не было школы, скорее всего, без образования я стал бы крестьянином. Хотя я всегда интересовался техникой, так что был шанс стать трактористом». Он много ездит и выступает с лекциями. Он встречается с верующими и отвечает на их вопросы. При этом организаторы его встреч подчеркивают, что Далай-лама не обращает внимания на одежду собеседника и обязательно угостит его чаем. А также рекомендует взять с собой на лекцию головной убор — часто Далай-лама общается с людьми прямо на улице и заботится о том, чтобы всем было комфортно. Он также предлагает своим сторонникам отказаться от мяса, но не настаивает на этом. А если у него выдается день без поездок и большого количества встреч, то он начинает его в 4 утра с медитации, а заканчивает около 7 вечера молитвой. Те, кто близко сталкивались с Далай-ламой, отмечают, что он очень прост в общении и молод душой. И что у него прекрасное чувство юмора. Цитаты Далай-ламы«Есть тибетская поговорка: девять раз потерпел неудачу, приложи в девять раз больше усилий. Люди, которые сегодня переживают трудные времена, должны сохранять уверенность в своих силах и оптимизм. Это будет правильно». «Будь добрым и сострадательным человеком. Это внутренняя красота, которая меняет мир к лучшему». «Сострадательный ум подобен переполненному сосуду: это неисчерпаемый источник энергии, решимости и доброты». Помните, тишина — иногда самый лучший ответ на вопросы. Если проблему решить можно — не стоит о ней беспокоиться, Если проблему решить нельзя — беспокоиться бесполезно. Когда человеку кажется, что всё идёт наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное. Процветание приходит благодаря действиям, а не благодаря молитвам. Высокомерие никогда не оправданно. Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений. Планете не нужно большое количество «успешных людей». Планета отчаянно нуждается в миротворцах, целителях, реставраторах, сказочниках и любящих всех видов. Она нуждается в людях, рядом с которыми хорошо жить. Планета нуждается в людях с моралью и любовью, которые сделают мир живым и гуманным. А эти качества имеют мало общего с «успехом», как он определяется в нашем обществе. Любовь в ее самом чистом и возвышенном виде — это сильнейшее, абсолютное и безусловное желание счастья для другого человека. Это исходящее от сердца желание, не зависящее от того, как этот человек относится к нам. Тема сострадания вовсе не имеет отношения к религии. Это общечеловеческое дело, единое условие выживания человеческой расы. Я не отмечаю дни рождения. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день — день рождения. Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное. Каждый из нас несет ответственность за всё человечество. В этом заключается моя простая религия. Нет нужды в храмах, нет нужды в сложной философии. Наш собственный мозг, наше сердце — вот наш храм; наша философия — доброта. Если Бог хочет сделать тебя счастливым, то он ведет тебя самой трудной дорогой, потому что легких путей к счастью не бывает. Что ты ищешь? Счастья, любви, спокойствия духа. Не ходи искать их на другой край земли, ты вернешься разочарованным, огорченным, лишенным надежд. Поищи их на другом краю самого себя, в глубине своего сердца. Каждое утро, проснувшись, начинай с мыслей: «Сегодня мне повезло — я проснулся. Я жив, у меня есть эта драгоценная человеческая жизнь, и я не стану тратить ее впустую». lifestyle-journal.ru |