Что такое стена плача в иерусалиме


Стена Плача: описание, адрес, время работы

Адрес: Израиль, Иерусалим, Старый город.

Время работы: круглосуточно.

 

Стена Плача – уцелевшая часть оборонительной конструкции. Некогда рядом с этим местом возвышался Второй Иерусалимский Храм – в 70 году н.э. его разрушили римляне. Стена Плача не была частью храма, однако располагалась относительно близко к нему, поэтому после падения религиозного строения превратилась в своеобразную святыню для еврейского народа, значимость которой возрастала год от года. Сегодня, как и многие столетия назад, это место служит центром паломничества верующих.   

Что представляет собой Стена Плача?

Стена состоит из 45 рядов каменной кладки, 17 из которых находятся под землей, а 28 – на поверхности. Общая высота стены – 32 метра, а ее протяженность – 450 метров. Сооружение построено из огромных гладких камней без использования скрепляющих растворов или специальных крепежных элементов. Длина камней составляет от полутора до трех метров, ширина – от 100 до 120 сантиметров. Вес каменных блоков колеблется от двух до шести тонн, причем один из камней – Западный – весит около 570 тонн и достигает в длине 13 метров. Вдоль всей стены идет подземный тоннель, спустившись в который можно рассмотреть подземную часть сооружения.

Значение Стены Плача в иудаизме

Возле руин Западной стены фортификации, которая сейчас фактически и является Стеной Плача, после разрушения храмов стали собираться религиозные евреи и в знак скорби об утрате символа религии, предавались плачу. Арабы, наблюдая за столпотворением горюющих, назвали останки древнего сооружения Стеной Плача. Есть и другая легенда, согласно которой стена получила свое название из-за выступающих на ее поверхности капель влаги, внешне похожих на слезы. Согласно историческим сведениям, последний раз израильтяне наблюдали «слезотечение» Стены в 1940 году.

Стена Плача. Фото: thailand-trip.org

Стена ближе других святынь располагается к Краеугольному храму на Храмовой горе. Старейшины утверждают, что молитва у Стены Плача равноценна молитве у Трона Славы, поскольку именно здесь, согласно иудейской вере, и находятся ворота Рая, открытые для молитв. Верующие убеждены, что все послания Богу, произнесенные у Стены или оставленные в ее трещинах в виде письменного послания, непременно исполнятся. Паломники приходят к Стене, чтобы дотронуться до ее священных камней и укрепиться в своей вере.

Обычай оставлять записки в Стене известен на протяжении как минимум трехсот лет. Оставить послание Высшим силам здесь могут все желающие, независимо от национальной принадлежности и религиозных убеждений. Главное, чтобы письмо было написано от чистого сердца и содержало только благие намерения. Дважды в год религиозные служители достают послания и проводят с ними специальный обряд захоронения на Масличной горе.

Записки в Стене Плача. Фото: theplacement.ru

Отправляясь к Стене Плача, важно соблюдать дресс-код и придерживаться правил поведения. Рекомендуется выбирать закрытую неброскую одежду и головные уборы – платок, шляпу или ермолку. Мужчины совершают молитвы у левой стороны, женщины – у правой. Дотрагиваться до Стены следует только чистыми руками. Запрещается читать чужие послания. После окончания молитвы нужно уходить от Святыни, повернувшись к ней лицом. 

 

www.sputnik8.com

Уникальность Стены Плача в Иерусалиме

Стена Плача в Иерусалиме — великая святыня еврейского народа, место паломничества и молитв на протяжении многих столетий с историей, полной страданий и боли. Получение возможности свободно посещать Стену стало одним из символов возрождения Израиля и обретения евреями собственного государства в XX веке. Рассказываем все об уникальной достопримечательности, входящей в список исторического наследия ЮНЕСКО, в нашем новом материале.

История создания

Возникновение Стены Плача (или Западной стены) относят еще к X веку до н. э. — когда был построен храм Соломона, разрушенный в 586 г. до н. э. Вавилоном. Позднее на этом месте был воздвигнут Второй храм (516 г. до н. э.), прилегающая к которому территория была расширена почти 5 столетий спустя.

Линия нового комплекса обозначалась величественной стеной, являвшейся опорой для земляной насыпи, расширившей границы Храмовой горы. Часть этой стены сегодня и носит название Стены Плача.

Со Стеной Плача связано множество легенд и преданий, тесно связанных с историей еврейского народа. Второй храм (как и весь Иерусалим) был разрушен римлянами в первом столетии нашей эры, а император Тит Флавий Веспасиан издал указ, запрещавший евреям в будущем проживать на территории захваченного города. В дальнейшем, после того как Империя стала христианской, условия были чуть смягчены — иудеям было позволено посещать Иерусалим единожды в году. Сделано это было в символических целях — визит в Иерусалим обязательно должен был сопровождаться оплакиванием потери Храма и судьбы своего народа.

Приход в XVI веке турок улучшил положение евреев — османы приняли огромное количество изгнанных из Испании иудеев-беженцев. Смягчились и многие условия жизни: уже к 1625 г. относятся первые упоминания о разрешении организованных молитв у Стены. Тем не менее кварталы у святыни продолжали застраиваться, а посещающим ее было запрещено «повышать голос и демонстрировать свои книги». Однако сама возможность посещать Стену была сохранена.

Новая эпоха в истории святыни началась с началом XX века, когда Иерусалим был отвоеван у турок британцами. Они провозгласили возможность свободного посещения стены евреями, обещав строго соблюдать право представителей каждой из трех религий города (христианство, иудаизм и ислам) на соблюдение устоявшихся традиций.

После воссоединения Иерусалима и обретения евреями собственного государства в 1967 г. Стена Плача и сооруженная рядом новая площадь стали официальным центром проведения богослужений и общественных собраний по самым важным вопросам. Кроме того, здесь проводятся и мероприятия, связанные со светскими праздниками — например, с Днем освобождения Иерусалима и передачей Стены в руки евреев.

Религиозное значение самого Второго храма, как и Западной стены, огромно. Согласно иудаизму, новый храм не может быть возведен иначе как после прихода нового Спасителя. Именно поэтому эта святыня является местом мольбы о приходе нового Мессии и просьб к нему, которые обязательно будут услышаны. Именно отсюда и берет начало традиция оставлять между камней записки с написанными на них сокровенными желаниями.

Архитектурные особенности

По сути, достопримечательность — это единственное, что осталось от Храма. Именно поэтому она почитается в Израиле как святое место: точка расположения Стены наиболее близка к Краеугольному камню, который находится на Храмовой горе.

Высота ее составляет 28 рядов (что составляет примерно 19 м), длина — 457 м. При этом, по оценкам археологов и историков, ее первоначальная высота равнялась почти 32 м. Остальные ряды оказались в результате почвенных наслоений скрыты под землей.

Стена Плача: что нужно знать?

Сегодня на возможность посещения накладывает отпечаток арабо-израильский конфликт, поэтому нужно быть готовым к повышенным мерам предосторожности со стороны военных и полиции.

Контроль очень тщательный, включая прохождение металлоискателей и временного изъятия гаджетов: ими запрещено пользоваться. Также нужно соблюдать традиции и дресс-код: если достопримечательность хочет посетить женщина с открытыми плечами, она обязана принять у монахини специальную накидку. Колени так же должны быть прикрыты. Для мужчин обязательным элементом одежды является кипа — головной убор, который также можно получить прямо здесь.

После прохождения проверки на КПП каждый паломник должен омыть руки в особом фонтанчике — такова традиция очищения. Сама святыня делится на две зоны — мужскую (слева) и женскую (справа). Если вы еще не успели написать желание перед визитом к Стене, это просто сделать здесь же: рядом стоят специальные столики. Гораздо сложнее вложить записку: все пространство между камнями заполнено очень плотно. Выхода два — либо постараться встать на цыпочки, либо, напротив, присесть как можно ниже, практически до земли.

Не удивляйтесь, если вы увидите раввина, вкладывающего в стену огромное количество распечатанных бумаг. Все просто: с появлением электронной почты многие священнослужители здесь получают сотни писем, адресованных Всевышнему. Их долг — вложить все до единого. Также будьте готовы к тому, что на площади постоянно стоит гул — ведь здесь все время читаются молитвы.

После оставления своей записки следует покинуть святое место — по традиции, делать это нужно на протяжении 5–7 м лицом к святыне. Только после этого можно повернуться к ней спиной.

Даже если вы не являетесь верующим человеком, Стена Плача заслуживает посещения — хотя бы из-за своей светлой энергетики и атмосферы. Кроме того, это действительно древнейшая историческая достопримечательность, дошедшая до наших дней и свидетельствующая о том, насколько трепетно люди относятся к своей вере.

Мало кто знает, но эта важнейшая святыня — не только место паломничества. Здесь можно увидеть несколько других интересных конструкционных элементов и древних достопримечательностей. Например, в правой части можно наблюдать фрагмент, отличающийся от остальной кладки своей необработанной поверхностью. Эти камни уложены здесь еще в эпоху царя Ирода и закрывают собой фрагмент ворот для входа на Храмовую гору.

На заметку

Вкладывание записок запрещено по субботам (священный для иудеев день) и в период религиозных праздников.

Как добраться ?

Доехать до легендарной достопримечательности и святыни не представляет труда. Городские автобусы маршрутов №№ 1, 2 и 38 перевозят большое количество паломников — просто следуйте за большим количеством людей. Билет обойдется в 5 шекелей (это примерно $1,5).

Стена Плача в Иерусалиме на карте

www.gid.ru

Кто построил Стену Плача?

Археологическая сенсация в Иерусалиме

Раскопки в Городе Давида (Древний Иерусалим) продолжают приносить сенсации археологии Земли Израиля. Пару недель назад в центре внимания оказалась Стена Плача, вернее, юго-западный угол Храмовой Горы. Общепринятое мнение среди археологов и историков говорит, что Храмовую Гору, включая Стену Плача, построил царь Ирод в конце 1-го века до новой эры. Это мнение является одним из столпов в археологии Иерусалима. Последние раскопки у подножия Храмовой Горы показывают, что значительная часть стен Храмовой Горы была построена десятки лет спустя смерти Ирода. Ирод начал грандиозное предприятие, но не закончил.

Однако, давайте начнем сначала. Во время последних раскопок дренажного канала, пролегавшего под центральной улицей Иерусалима времен Второго Храма, возле арки Робинсона (остатка от громадного перехода который вел на Храмовую Гору) были сделаны удивительные открытия. На глубине 6 метров под уровнем древней улицы были найдены несколько микв и цистерн для сбора воды. Они были частью жилого квартала, располагавшегося здесь до расширения Храмовой Горы согласно планам Ирода.

Перестройка Горы и Второго Храма началась в 22 году до н.э.. Согласно описаниям Йосефа бен Матитьяу (Иосифа Флавия) это было «самым большим строительным предприятием о котором когда либо слышали люди». Существовавшие ранее строения, мешавшие работам, были полностью разобраны, а вырубленные в скале полости заполнены землей. Одна из найденных микв, находилась как раз на месте намеченной Западной Стены. Древние строители Храма заполнили микву землей и камнями, сверху покрыли ее тремя большими каменными плитами, а на них установили первый ряд камней (основание) Западной Стены Храмовой Горы.

Во время последних раскопок была тщательно промыта и просеяна земля, наполнявшая микву. Именно здесь археологов ждал большой сюрприз. В этой микве, под основанием Западной Стены, были найдены 3 глиняные свечки, бывшие в обиходе в 1-ом веке н.э., и 17 бронзовых монет, последние из которых датируются 17/18 годом н.э. (период правления в Иудее Валерия Грата). Следовательно, строительство юго-западного угла Храмовой Горы, арки Робинсона (грандиозного подъема на Храмовую Гору) и центральной улицы Иерусалима у подножия Храмовой Горы было после 18 года новой эры. Иными словами, значительная часть Западной Стены была построена более 20 лет спустя смерти Ирода (в 4-ом году до н.э.), в период правления римских прокураторов.

Эти находки соответствуют описанию Йосефа бен Матитьяу, утверждающему что только во время правления Агрипы 2-го внука Ирода (правившего в начале 40-ых годов н.э.) работы по строительству Храмовой Горы были закончены, и 18 тысяч рабочих в Иерусалиме остались безработными. Ирод отстроил Храм и начал грандиозные работы по расширению Храмовой Горы, которые продолжались более 60 лет, долгие десятилетия после его смерти.

Святость Стены Плача и Храмовой Горы

Описанные находки и ответ на провокационный вопрос заголовка статьи, позволяют нам заново расставить величины на шкале Святости еврейского народа, а также исправить несколько распространенных ошибок насчет Стены Плача. Надеюсь, что последующие слова приблизят нас к пониманию истины и послужат к строительству, а не к разрушению (хотя новый подъем часто включает и изначальный спуск, разрушение и реконструкцию предыдущего – как в материальном, так и в духовном строительстве).

Само название «Стена Плача» не имеет никакого основания в Еврейской традиции. Стена не плачет. Это название небольшого фрагмента Западной стены Храмовой горы (а-Котель а-Маарави) было дано русскими христианскими паломниками 100лет тому назад. Его породил вид униженных евреев, оплакивающих разрушенный Храм у подножия (снаружи) Храмовой горы. В течение столетий евреи собирались в небольшом проходе у подножия стены Храмовой Горы (30 метров длиной и 3.5 метров шириной), в единственном месте, выделенном Турецкими мусульманскими властями для евреев. Наверх, или к другим стенам Храмовой Горы, вход евреям был запрещен.

В еврейской традиции Святость часто обуславливается ограничениями и разделениями. Есть разница во времени – между святыми днями (суббота и праздники) и буднями. Разница между людьми – в заповедях и требованиях, возложенных на коэнов (священников – потомков Аарона), на простых евреев (избранный народ) и на другие народы (заповеди Ноаха). Есть разница в святости Места – Земля Израиля, Иерусалим, Храмовая Гора, место Храма … .

На Храмовую Гору, по еврейской традиции, нельзя подниматься тому, кто нечист (или не очистился в микве) от нечистоты выходящей из тела (зав, зава, нида и йоледет). Те, кто нечист нечистотой мертвого (прикасался к мертвому или был с ним под одной крышей…) могут подниматься на Храмовую Гору, но не на место самого Храма и Азарот. Эти законы основаны на разделение лагеря еврейского народа в пустыне на 3 части – махане (лагерь) Шхина, Левия и Исраэль. Махане Исраэль это весь Иерусалим. Махане Левия, место расположения Моше и Аарона, это Храмовая Гора. При Моше находились останки Йосефа – соответственно не только тот, кто прикасался к мертвому, но и сам мертвый «разрешен» на Храмовой Горе. Махане Шхина, место Скинии и двора окружавшего ее, это место Храма и Азары – начиная с Эзрат Исраэль (но не включая Эзрат Нашим). (Подробный конспект законов Торы и Мудрецов по поводу подъема на Храмовую Гору можно увидеть у Рамба»ма, Яд а-Хазака, книга Авода, законы Биат а-Микдаш, глава 3).

В отличие от этого к Стене Плача может приближаться каждый (исключая лишь больного проказой, описанной в Торе, не известной на сегодняшний день). Святость Стены Плача, согласно еврейскому закону, это святость Иерусалима. Ведь мы находимся снаружи и у подножия Храмовой Горы, а стены Горы, во всей своей ширине, не были освещены. Сегодня у Стены Плача есть святость синагоги всего народа. Она функционирует как место молитвы евреев в течение последних 600-700 лет. Посещая Стену Плача, надо оказывать уважение, но никаким образом она не может быть заменой Храма и Храмовой Горы.

Один из аргументов приверженцев святости Стены Плача является термин Стена бедняков, появляющийся у Мудрецов. Мидраш говорит, что во время строительства Первого Храма, во время царя Шломо (Соломона), строительство западной стены досталось беднякам. В отличие от богатых, которые смогли нанять рабочих и построить другие части Храма «своим капиталом», бедняки строили своими руками. Благодаря этому В-севышний возлюбил именно эту Западную Стену, которая, по словам Мидраша, никогда не будет разрушена и за ней обитает Шхина (Б-ожественное присутствие).

Однако, Мидраш говорит о Первом Храме, а не о строительстве Ирода 1000 лет спустя. И также речь идет, скорее всего, о стене самого Храма, а не о подпорной стене окружающей гору, на вершине которой находился Храм.

Отсюда, наверно, развилось неверное (ложное) мнение, что только Стена Плача сохранилась со времен Храма. Это мнение можно услышать не только среди простых людей, но и в устах некоторых раввинов и несведущих экскурсоводов в Иерусалиме. Каждый, кто хоть немного знаком с Древним Иерусалимом, видел продолжение Западной Стены до встречи с Южной Стеной. Мог увидеть с Масличной Горы или попросту пройтись вдоль всей Восточной Стены Храмовой Горы. Да и небольшие части Северной Стены можно увидеть в Мусульманском квартале (построенном на Северной Стене Храмовой Горы).

Подъем на Храмовую Гору в наше время

Итак, если все стены Храмовой Горы сохранились, если после Шестидневной войны 1967 года мы можем подниматься на Храмовую Гору, если главные раввины Израиля, из ведущих авторитетов всего еврейского народа (рав Авраам Шапира и рав Мордехай Элияу за»ль), в 80-ых годах 20-го века высказались за строительство синагоги на Храмовой Горе. Так почему же до сих пор многие раввинские авторитеты заявляют «что по закону Иудаизма подъем на Храмовую гору строго запрещен»? Почему большинство людей продолжает молиться к Стене а не к месту Храма (Камень Основания под позолоченным куполом Кипат а-Села)? Почему новый музей Шаршерет а-Дорот, находящийся под прямым контролем раввина Стены Плача, практически возносит наружную Стену вместо Храма? Является ли это частью традиции Галута оставшейся внутри нас, или кто-то хочет этот Галут оставить в нас насильно, на Земле Израиля в возобновившемся еврейском государстве?

«Храмовая Гора в наших руках»!?

Начало падения обычно находится уже на взлете. Во время Шестидневной войны небольшой и изолированный народ Израиля чудесным образом достиг избавления от уничтожения и грандиозной победы над многочисленными и хорошо оснащенными врагами. Еврейский народ вернулся к самым древним наделам Земли Израиля – к Земле Танаха. Апогея войны была в момент провозглашения Мота Гура, командира десантной бригады освободившей Старый Город: «Храмовая Гора в наших руках». Сердце всего еврейского народа задрожало при этих словах.

Однако в тот же момент началось и падение. Десантники, раввины и генералы с вершины Храмовой Горы искали спуск к Стене Плача. В еврейском законе есть запрещение пройти через святое место, через синагогу, чтоб сократить путь. На арамейском языке, языке Талмуда, это называется капандария. В 1967 году это была общая капандария – шли через Храмовую Гору чтобы добраться до Стены Плача. Вы находитесь внутри дома, в святом месте, зачем искать наружную подпорную стену? Однако, как народ, мы помнили и мечтали о Стене Плача, откуда нас изгнали в 1948 году, а не о Храме. Храм был разрушен 2000 лет назад, да и со святой Горы нас изгнали мусульмане после строительства своих куполов более 1000 лет назад. Возвращение на Храмовую Гору было сверх всех мечтаний и ожиданий еврейского народа.

А через полчаса после первых десантников на Горе появился министр обороны Моше Даян. Он приказал немедленно снять Израильские флаги, повешенные солдатами освободителями, а через неделю передал власть над Храмовой Горой Вакфу (мусульманской религиозной собственности) со словами: «зачем нам этот Ватикан». Кроме главного раввина армии рава Горена практически никто не выразил протеста. С тех пор еврей может подняться на Гору как турист, но не как еврей. Нам даже запрещено молиться на Храмовой Горе – за это преступление израильская полиция выкидывает еврея наружу и открывает судебное дело за «нарушение общественного порядка». Наверно, это единственное место в мире, где еврею запрещено молиться. Однако это и единственное место в мире где, согласно Танаху, есть заповедь молиться.

Храмовая Гора в еврейской традиции

Храмовая Гора в еврейской традиции это сердце всего мира и всего еврейского народа. Отсюда началось творение мира, здесь был сотворен человек. На вершине горы было приношение Ицхака, там же был построен Первый и Второй Храм. Каждый молящийся еврей три раза в день просит отстроить Храм, место явного проявления Б-га в нашем мире, на том же самом месте – на вершине Горы. Храмовая Гора как точный барометр проявляет наше состояние на Святой Земле. На данный момент там правят арабы и израильская полиция, выполняющая в основном их директивы. А с вершины Горы из разу в раз выходит клич уничтожить еврейское государство. И все это положение создали мы сами и наши лидеры, отделенные от культуры и традиции своего народа.

В этой статье я, как гид в Иерусалиме, не хочу вмешиваться в спор между раввинами – нужно ли сейчас подниматься на Храмовую Гору или лучше туда не приближаться. Многие раввины запрещают подниматься на Гору и предпочитают оставаться внизу. А другие поднимаются наверх во главе своих йешив, в праздничных одеждах, после окунания в микве и других приготовлений. (При сопровождении представителей мусульманского Вакфа и израильской полиции). На мой взгляд, есть проблематичность у обеих сторон. Наверно, основа различия в этих позициях в осознании стадии избавления, на которой сегодня находится еврейский народ. Одни ощущают, что мы живем в период избавления, когда В-севышний собирает свой народ на Святой Земле, привел к воскрешению еврейской государственности и помог Израилю выстоять и победить на поле военного и политического мирового противостояния. А другие продолжают ощущать себя в Польском штетеле. Мы живем в ситуации, когда свет и тьма служат вместе и не всегда легко распознать где правда и как нужно жить.

Экскурсовод в Израиле Арье Парнис

parnis.co.il

передать записку в Иерусалим онлайн

Великая Стена

Знаменитая Стена Плача или Западная Стена – великий памятник архитектуры, одна из главных святынь иудаизма и земли иерусалимской. Ежедневно Стену Плача в Иерусалиме посещают тысячи туристов и паломников со всего мира. Каждый из них считает своим долгом вознести молитву, оставить записку с пожеланием в щелях Стены. Среди паломников много официальных лиц: Президенты стран, чиновники всех рангов, знаменитости. Почти 2000 лет Западная Стена у Храмовой Горы в Иерусалиме является величайшей загадкой.

Западная Стена вошла в историю Иерусалима как уцелевшая часть Второго Иерусалимского Храма, разрушенного римлянами в 70-м году нашей эры. Существует несколько легенд о происхождении Стены. Одна из наиболее известных гласит о том, что Храм был построен по приказу иудейского царя Соломона, в честь иудейского Б-га, хранящего мир на земле и защищающего все народы мира.

По задумке Соломона Храм должен был стать самым красивым и прочным сооружением в мире. В ночь перед началом строительства Соломону явился ангел и велел поручить возведение Храма не наемным рабочим, а народу. Так, чтобы и богатый, и бедный, и старый, и молодой – каждый мог внести свой вклад по возможностям.

Утром призвал Соломон народ и огласил свою волю:

«Народ израилев! Богатые и бедные, министры и священнослужители, офицеры и их помощники! – воззвал он. – Я хочу построить дом для еврейского Бога; роскошный Храм, большой и красивый, как и подобает Богу мира. Сейчас я брошу жребий для каждого из вас; и все будут строить свою часть. Так мы и построим Храм, Храм для всех».

Царь Соломон поделил строительство Храма на 4 равных части, между 4-мя сторонами света.  И поручил строительство каждой стороны разным сословиям: богатым – Восточную, государственным деятелям – Северную, священнослужителям – Южную, а простолюдинам – Западную.

Состоятельные сословия с большим энтузиазмом взялись за работу и наняли лучших строителей, только бедные люди строили сами, привлекая жен и детей, тяжело трудились. Первыми свою часть Храма построили богатые, затем министры и священнослужители, и только простолюдины последними достраивали Западную стену.

А по окончанию строительства случилось чудо: спустился на Храм дух Б-жий и благословил труд бедняков: «Дорог мне труд простых людей, и на него снизойдет мое благословение».

Прошло много лет, Храм был разрушен врагами, а уцелела лишь Западная стена – спустился к ней ангел, закрыл ее крыльями от разрушения и произнес: «Западная Стена – труд бедного люда, ее не коснется разрушение…».

… Прошли сотни лет, а Западная стена Храма и нынче нерушима, словно символ любви создателя к каждому из нас.

Жизнь Стены сегодня

С тех самых пор, когда был разрушен Храм, иудеи всего мира считают это место святым, оплакивают его, и возносят прошения к Б-гу. Помимо устных молитв, принято оставлять записку с просьбой в пустотах, между камнями стены. Считается, что любое желание, оставленное в Стене Плача, будет услышано Всевышним и будет исполнено.

Известны случаи исцеления тяжелобольных, рождение долгожданных детей у пар, страдающих бесплодием, решение семейных конфликтов. Люди разных стран и вероисповеданий едины в своих просьбах: они просят о мире,  любви, благословлении для себя и своих близких. Б-г исполняет любые желания, если они искренние и чистые.

Для того чтобы передать записку в Стену Плача сегодня не обязательно ехать за сотни километров, преодолевать визовый контроль, приобретать билеты в гостиницу… Вы можете написать и передать записку в Стену Плача на нашем сайте, и она обязательно будет доставлена точно по назначению! Это особенно важно для тех людей, кто по причине физического или материального состояния не в силах совершить путешествие в Иерусалим.

СТЕНА ПЛАЧА ОНЛАЙН ОТКРЫТА ДЛЯ КАЖДОГО!

ru.begthelord.com

Стена Плача в Иерусалиме, Израиль.

Много столетий Стена Плача, великая святыня иудаизма, является символом надежды и веры для многочисленных поколений евреев и местом их непрестанных молитв. В то же время у многих она вызывает неоднозначные и противоречивые взгляды. Что же на самом деле значит Стена Плача для еврея и как следует относиться к ней туристам?

Строительство Стены

Стена Плача – это фрагмент стены, подпиравшей Храмовую гору. Построена она была частично во время правления царя Ирода (в тот период жизни этого человека, когда он раскаялся в своих злодеяниях и стал творить праведные дела), а достроена уже после него, – в этом можно не сомневаться, так как в основании стены археологи нашли монеты, отчеканенные уже после его правления.

Согласно историку – современнику событий – Иосифу Флавию, постройка Стены Плача была завершена незадолго до Великого восстания (в ходе которого был разрушен Второй Храм), то есть через семьдесят лет после смерти Ирода. Видимо, большую часть строительства стены осуществил его внук Агриппа I.

Классический пример раскаявшегося грешника

Агриппанекогда был любимым собутыльником небезызвестного Калигулы. После прихода Калигулы к власти Агриппа получил во владение Галилею, Заиорданье и другие части Земли Израиля, а позже и остальную Иудею.

Никто не ожидал, что он вдруг откажется от места могущественного фаворита императора и уедет в далекую глушь, вместо того чтобы собирать налоги через наместника, но именно так и поступил Агриппа. Он уехал в Эрэц-Исраэль и лишь изредка навещал Рим, где, однако, не потерял своего влияния.

Агриппа, хорошо знавший Рим (как мало кто из римлян), проникся к его "всемирной" культуре отвращением и стал вполне праведным евреем, вложив все силы и всего себя в изучение Торы, обустройство Земли Израиля, в том числе в постройку Стены Плача, – той самой Стены Плача, к которой до сего дня приходит множество людей.

Котель Маарави

Да, это очень популярное место, но если спросить у религиозного еврея в Иерусалиме, где находится Стена Плача, он не поймет, о чем вы говорите. В Иерусалиме нет Стены Плача, – есть Западная Стена (Котель Маарави), или просто Стена (Котель). А "Стеной плача" ее называют исключительно туристы, которые приезжают туда, чтобы вложить свою записку. Так ее прозвали в довольно позднее время англичане (The Wailing Wall), видевшие, как евреи проливают у нее слезы. И арабы, наблюдавшие ту же картину стенаний, назвали стену "аль-Мабка" – тоже "Стена Плача".

Но для народа Израиля страдания никогда не являлись центральной темой, и любое, даже самое мрачное пророчество и самый грустный рассказ всегда заканчивается чем-то обнадеживающим. Поэтому Котель в сознании народа остался Котелем, а никак не "Стеной Плача".

Могут ли волшебные камни исполнять желания?

Надо сказать, что 99% людей, приходящих к Стене Плача, делаютэто неверно и в лучшем случае бесполезно для себя. Люди, как правило, приходят сюда положить записку и просить исполнения желаний. Для большинства (в особенности для туристов, но и для незнающих израильтян тоже) Стена Плача – это просто "намоленное" святое место.

Но "намоленность" места – понятие не еврейское, а сугубо языческое. Такая "намоленность" свойственна, скорее, многобожию: помолился в святилище одного бога, потом у святого места другой религии, поехал в соседний город – там в святилище местного бога какой-нибудь камень потер, по принципу "главное, что на этом месте искренне молились люди, а кому – какая разница".

Многих привлекают такие модные слова, как "энергетика", "место силы" и так далее. Все это никому не понятные, но звучащие очень красиво, современно и прогрессивно понятия, однако они не имеют никакого отношения к Стене Плача. Стена Плача – это историческая постройка, и ее камни не является энергетическим место силы, а подобные верования не просто неподходящи, но и прямо противоречат самой ее сути.

Шхина и плач по Храму

Что же на самом деле такое Стена Плача и о чем там молятся? Попробуем объяснить это с помощью аллегории. Представьте, что у кого-то (не дай Б-г) пропала мать. Она когда-нибудь найдется, но он с детства не видел ее, и все, что у него от нее осталось, это платок. Он может быть совсем простеньким и дешевым, но если этот платок – единственное, что есть, имеющее отношение к пропавшей матери, которая когда-то носила его и когда-нибудь вернется и наденет его снова, разве не будет он беречь этот платок, как зеницу ока? Будет! Но не потому, что сам платок имеет какое-то значение, а потому, что он имеет отношение к пропавшей матери и к ее возвращению.

Так и Стена Плача – это единственное, что напоминает о Храме, который был разрушен два тысячелетия назад и который однажды будет построен снова, когда – мы не знаем, но ждем этого. В Мидраше сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина – Божественное присутствие (Бэмидбар Рабба 11, 2). Стена Плача является фрагментом стены, которая подпирала Храмовую гору, когда на ней стоял Храм, и будет подпирать Храмовую гору, когда на ней снова будет стоять Храм.

Поэтому у Стены Плача нельзя молиться, как у некой волшебной стены, исполняющей желания и записки тут совсем не при чем. А можно молиться лишь Всевышнему и лишь с пониманием, что ты пришел к чему-то, имеющему отношение к Храму. И распространяется данное правило не только на евреев, ведь к Храму Всевышнего приходили люди из разных народов. Подходя к Стене Плача, помни: ты пришел не к волшебным камням, а к Храму (прошлому и будущему), где молятся Всевышнему!

Лион Левинсон
Историк-публицист и гид по Земле Обетованной. Женат, живет в Иерусалиме. Проводит групповые и частные авторские экскурсии.

loveisrael.ru


Смотрите также

Читать далее

Контактная информация

194100 Россия, Санкт-Петербург,ул. Кантемировская, дом 7
тел/факс: (812) 295-18-02  e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Строительная организация ГК «Интелтехстрой» - промышленное строительство, промышленное проектирование, реконструкция.
Карта сайта, XML.