Анализ стена сартр


“Стена”, анализ новеллы Сартра 📕

Новелла “Стена” была написана Жан-Полем Сартром в 1939 году. Как и большинству представительниц этого жанра, ей свойственны небольшой объем, малое количество действующих лиц, одна сюжетная линия, анализ одной проблемы, остросюжетность и неожиданная развязка.

Композиционная структура “Стены” полностью соответствует структуре классической новеллы: в ней есть завязка , кульминация и развязка . Стиль произведения отличается четкостью построения фраз и лаконичностью выражения мыслей. В “Стене” нет длинных, сложных описаний

или диалогов. В ней – все по существу, все предельно ясно и просто.

Время действия новеллы – конец 30-х годов XX века. Место действия – Испания. Историческая основа – гражданская война между республиканцами и анархистами.

Примечательно, что историческая действительность в “Стене” используется автором исключительно для постановки проблемы. Гражданская война создает необходимый фон и причину, по которой главный герой вынужден напрямую столкнуться с осознанием смерти. Таким образом реалистичное, на первый взгляд, произведение полностью входит в экзистенциальную литературную картину мира.

В

“Стене” Сартр не столько описывает реальную историю Испании, сколько подробно и психологически точно показывает эволюцию человеческого сознания, пытающегося объять необъятное – смерть и, как следствие, жизнь. Последнее слабо удается всем героям, в том числе, и главному – Пабло Иббиете. Как рассказчик он сохраняет некоторое подобие спокойствия, но мы видим, что и для него свойственны обычные человеческие страхи.

В то время, как молодой мальчик Хуан Мирбаль боится физических страданий и погружается в слезы, Том Стейнбок пытается “заговорить” смерть, Пабло хочет умереть достойно и понять перед концом, в чем же все-таки суть? Три героя новеллы выражают три отношения человека к смерти: юное, неопытное, пытающееся забыться в страданиях ; универсальное, обыденное, приземленное ; активное, мыслящее, пытающееся докопаться до истины .

Столкновение со смертью позволяет главному герою лучше понять жизнь. Страх перед близким концом рисуется Сартром в начале через физические изменения героев и только затем психологические. Как только персонажи понимают, что они умрут, лица их становятся пепельно-серыми.

Мы видим такими Хуана и Тома глазами Пабло. Затем герой неожиданно для себя понимает, что и его лицо ничем не лучше лиц сокамерников. Они похожи друг на друга, как зеркальные отражения.

Как только приставленный к смертникам для изучения их физического состояния врач-бельгиец напоминает им о времени, Пабло начинает осознавать его как реально существующий объект. При этом окружающая действительность начинает расплываться у героя перед глазами. Вещи становятся иными – более отдаленными и живущими своей жизнью. Живым человеком, страдающим от холода в промозглом подвале, рисуется и врач.

Не зря Хуан в какой-то момент пытается укусить его розовую руку – она совершенно не вписывается в общую атмосферу, так как принадлежит жизни, а не смерти.

Время осознано. Мир отчужден. На следующем этапе Пабло понимает всю тщетность бытия. Его перестает волновать любовь к Конче, за пять минут свидания с которой, он бы отдал жизнь. Его больше не заботит дядюшка Рамон Грис.

Он не выдает его республиканцам только потому, что совершенно четко осознает: все люди смертны – так, какая разница, когда умирать? Осознание всеобщего конца лишает жизнь смысла. В ней остается место только юмору и бесстрашию. Напоследок, Пабло решает пошутить над своими мучителями, предложившими подарить ему жизнь взамен жизни Рамона Гриса.

Он отправляет их на кладбище и спокойно ожидает расстрела. Развязка “Стены” поразительна: солдаты действительно находят в указанном месте Рамона и убивают его. Жизнь Пабло Иббиеты спасена, но нужна ли ему такая жизнь, полностью осознанная и потерявшая смысл?

Этот вопрос Сартр оставляет открытым.

.

ege-essay.ru

Новелла Ж.П.Сартра «Стена» | Стать грамотным

Есть произведения короткие, но оставляющие неизгладимый след в душе. Произведения, заставляющие возвращаться к себе… Новелла Ж.П.Сартра «Стена», давшая название одноименному сборнику, написана в конце 30-х гг. прошлого века. Ее непосредственным материалом стала гражданская война в Испании, первая серьезная схватка прогрессивных сил человечества с коричневой чумой фашизма. 

Сартр никогда не был аполитичным человеком. Он живо интересовался общественными проблемами, был в гуще событий, увлекался и ошибался. Поэтому не стоит удивляться появлению в его творчестве злободневных произведений – как по чисто философской тематике, так и вне ее.

Небольшая новелла, которая занимает всего несколько печатных страниц текста. Но на этом узком «пятачке» разыгрываются нешуточные человеческие страсти. Тем более что и само действие максимально сужено – до душного и тесного подвала провинциальной больницы, которую франкисты на скорую руку приспособили под подвал для заключенных. Большинство из них долго здесь не задерживаются – идет войны, военные трибуналы работают исправно и смертные приговоры выносятся то и дело. Не успел провести ночь в таком подвале – утром тебя уже ждет прощание с жизнью, расстрел. Такова жестокая, неумолимая реальность времени. Рвущиеся к власти пособники фашистов хватают всех без разбора и расстреливают второпях. Когда не хватает патронов и их приходится экономить – приговоренных к смерти «утюжат грузовиками на мостовой». В новелле упоминается один из таких случаев, произошедший в Сарагосе.

Даже между строк нетрудно вычитать негативное отношение Сартра к любым проявлениям насилия. И все-таки политические проблемы и идейная сторона разворачивающихся событий остаются на заднем плане. Они создают необходимый фон, нужны для завязки сюжета.

«Человек перед лицом смерти» — такова тема и проблема, поднимаемая Сартром на тех нескольких страницах, что занимает анализируемая новелла. Она далеко не нова. У Сартра были свои предшественники и современники, которых эта тема не менее живо интересовала. Можно указать на размышления Печорина в ночь перед дуэлью с Грушницким (дуэль ведь – рулетка, никогда не знаешь ее исхода) в лермонтовском «Герое нашего времени», описание того, как умирал Базаров в романе Тургенева «Отцы и дети», долгое умирание князя Андрея Болконского в «Войне и мире» Л.Толстого. Из современников Сартра тема смерти особенно волновала Э.Хемингуэя. Отсюда – его пристальный интерес к испанской корриде, о которой у него написано две обстоятельных книги, причем не в художественном, а в документально-исследовательском плане. Но Печорин остается жив, а Базаров и Болконский мучаются долго.

Персонажи Сартра – трое испанских анархистов. Их имена – Том, Хуан и Пабло. Один – еще мальчик, подросток, и двое – взрослых мужчин. Рассказчиком выступает Пабло.

Каково им, каково их психологическое состояние, запертых в подвале больницы, ставшей временной тюремной камерой и отрезанных от остального мира, где продолжается борьба, где сражаются и умирают их соратники и враги?

Их состояние проходит несколько последовательных этапов. Ночь – это так мало и так много. В ожидании казни текут, тянутся часы и минуты. У смертников начинается обильное потовыделение. Они, сами того, не замечая, мочатся прямо в штаны. Ожидание смерти меняет людей, причем не в лучшую сторону. Мальчик Хуан все время плачет и скулит, и таким поведением вызывает к себе не жалость, а раздражение и отвращение. По словам Пабло, хрупкий мальчуган казался старой развалиной. Смерть уравнивает людей: лицо и руки у всех приобретают землистый оттенок, взгляд становится остановившимся.

Кажется, что страх смерти сводится только к боязни физической боли. Но Пабло, как наиболее философствующий из этой «троицы», не может смириться с тем, что утром всё будет кончено и от него и его товарищей ничего не останется, что они исчезнут бесследно. Собрав волю в кулак, он пытается трезво осмыслить происходящее в контексте того, что еще должно произойти.

Его «беспорядочно обступают воспоминания», в том числе о любимой женщине – Конче. Но они не отменяют главного, убийственного вывода о том, что жизнь любого человека, а не только его конкретная жизнь, абсолютно ничего не стоит. Ведь в финале – все та же смерть. Именно она лишает прежнего очарования все имеющиеся воспоминания.

Следовательно, вопрос вопросов может быть сформулирован следующим образом: стоит ли человеку вообще появляться на свет, чтобы прожить столько, сколько ему отпущено Богом или судьбой? Но ведь в Бога автор – Ж.П.Сартр – не верит, а само появление человека на Земле считает случайностью. Стало быть, и вопрос обессмысливается – ведь рождение от нас не зависит. Это в смерти своей мы вольны распоряжаться – по крайней мере, так склонны считать потенциальные самоубийцы.

Пабло, как и любой нормальный человек, пытается идеализировать прошлое, найти хоть какое-то утешение в воспоминаниях. И все-таки с ужасом понимает, что не может назвать свою жизнь прекрасной. В течение нескольких ночных часов он проходит путь от неприятия смерти к неприятию жизни.

Прежде ему, как и многим сверстникам, казалось, что до старости и смерти еще бесконечно далеко, жизнь кажется длинной и долгой. Теперь же, в подвале, где острее проступает чувство тотального одиночества, смерть мерещится буквально во всем. Словно сами вещи стараются держаться от смертника на расстоянии.

Более того, и собственное тело, дрожащее и обливающееся обильным потом, уже не кажется принадлежащим тебе, и его приходится время от времени ощупывать для того, чтобы привести себя в чувство и почувствовать еще живым.

На исходе ночи Пабло успокаивается. Его единственное желание теперь – умереть достойно. И рассуждает он уже в таком духе, что даже если его помиловали бы, ничего уже не изменится – он узнал вкус и запах смерти, а с ними и утратил всякую надежду на бессмертие. И нет уже принципиальной разницы, сколько осталось ждать – дни или годы.

Как и положено, на рассвете приходят солдаты, уводят Тома и Хуана. А Пабло неожиданно ведут к какому-то генералу и предлагают сделать выбор – выдать руководителя повстанцев Рамона Гриса или последовать за товарищами на тот свет. Ему дают время подумать. Еще один шанс? Уже нет. Прежний Пабло упорствовал бы и не раздумывал. А в этом, новом, поселилось что-то пугающее и тотальное. Сердцем он понимает, что Рамон Грис нужен для Республики, что она истекает кровью, но теперь его сердце словно из камня. Ему нет никакого дела ни до Республики, ни до анархизма, ни до Рамона Гриса. Всё обесценилось после того, как жизнь утратила смысл.

Терять Пабло нечего. И напоследок он решает поиздеваться над своими палачами, отправляя целый отряд обшаривать деревенское кладбище, где якобы должен находиться Грис. На самом деле ему хорошо известно, что Грис прячется совсем в другом месте, в доме родственников. В общем, по принципу «помирать – так с музыкой».

Однако результат «розыгрыша» оказывается поистине фатальным: Грис, оказывается, поссорился с родственниками и перебрался в домик сторожа. Там он и погибает, отстреливаясь от посланных за ним солдат. Узнав об этом на прогулке в ожидании своей участи, Пабло падает на землю. Его тело сотрясают хохот и слезы.

Что же произошло? Случайность исключается – слишком уж это совпадение выглядит эффектно. Можно предположить, что в Пабло бессознательно сработал инстинкт самосохранения, и он интуитивно просчитал поведение Гриса. Но более вероятным в контексте художественного мышления Сартра и всего экзистенциалистского учения представляется следующий вариант: за эту ночь, которую человек считал своей последней ночью, он окончательно простился с жизнью. В его сознании образовался гибельный вакуум, своеобразная черная дыра. Она требовала жертвы. Раз этой жертвой стал не он – пусть будет кто-то другой. А именно – Рамон Грис. Его нашло это гибельное притяжение. Причем на кладбище. Как говорится, нарочно и не придумаешь.

Таким образом, результаты человеческих слов и поступков могут быть поистине непредсказуемыми, они наглядно демонстрируют и закрепляют торжество жизненного абсурда. И пусть категорию абсурда ввел в экзистенциализм не Сартр, а А.Камю – соотечественник автора «Стены» — это дела не меняет. Когда не на что опереться, когда Бог объявляется предрассудком и выдумкой, возможно абсолютно всё.

Павел Николаевич Малофеев

bacenko.ru

“Стена”, анализ новеллы Сартра🔥 - Сочинения по литературе

Новелла “Стена” была написана Жан-Полем Сартром в 1939 году. Как и большинству представительниц этого жанра, ей свойственны небольшой объем, малое количество действующих лиц, одна сюжетная линия, анализ одной проблемы, остросюжетность и неожиданная развязка.

Композиционная структура “Стены” полностью соответствует структуре классической новеллы: в ней есть завязка , кульминация и развязка . Стиль произведения отличается четкостью построения фраз и лаконичностью выражения мыслей. В “Стене” нет длинных, сложных описаний

или диалогов. В ней – все по существу, все предельно ясно и просто.

Время действия новеллы – конец 30-х годов XX века. Место действия – Испания. Историческая основа – гражданская война между республиканцами и анархистами. Примечательно, что историческая действительность в “Стене” используется автором исключительно для постановки проблемы.

Гражданская война создает необходимый фон и причину, по которой главный герой вынужден напрямую столкнуться с осознанием смерти. Таким образом реалистичное, на первый взгляд, произведение полностью входит в экзистенциальную литературную картину мира.

В

“Стене” Сартр не столько описывает реальную историю Испании, сколько подробно и психологически точно показывает эволюцию человеческого сознания, пытающегося объять необъятное – смерть и, как следствие, жизнь. Последнее слабо удается всем героям, в том числе, и главному – Пабло Иббиете. Как рассказчик он сохраняет некоторое подобие спокойствия, но мы видим, что и для него свойственны обычные человеческие страхи.

В то время, как молодой мальчик Хуан Мирбаль боится физических страданий и погружается в слезы, Том Стейнбок пытается “заговорить” смерть, Пабло хочет умереть достойно и понять перед концом, в чем же все-таки суть? Три героя новеллы выражают три отношения человека к смерти: юное, неопытное, пытающееся забыться в страданиях ; универсальное, обыденное, приземленное ; активное, мыслящее, пытающееся докопаться до истины .

Столкновение со смертью позволяет главному герою лучше понять жизнь. Страх перед близким концом рисуется Сартром в начале через физические изменения героев и только затем психологические. Как только персонажи понимают, что они умрут, лица их становятся пепельно-серыми.

Мы видим такими Хуана и Тома глазами Пабло. Затем герой неожиданно для себя понимает, что и его лицо ничем не лучше лиц сокамерников. Они похожи друг на друга, как зеркальные отражения.

Как только приставленный к смертникам для изучения их физического состояния врач-бельгиец напоминает им о времени, Пабло начинает осознавать его как реально существующий объект. При этом окружающая действительность начинает расплываться у героя перед глазами. Вещи становятся иными – более отдаленными и живущими своей жизнью.

Живым человеком, страдающим от холода в промозглом подвале, рисуется и врач. Не зря Хуан в какой-то момент пытается укусить его розовую руку – она совершенно не вписывается в общую атмосферу, так как принадлежит жизни, а не смерти.

Время осознано. Мир отчужден. На следующем этапе Пабло понимает всю тщетность бытия.

Его перестает волновать любовь к Конче, за пять минут свидания с которой, он бы отдал жизнь. Его больше не заботит дядюшка Рамон Грис. Он не выдает его республиканцам только потому, что совершенно четко осознает: все люди смертны – так, какая разница, когда умирать? Осознание всеобщего конца лишает жизнь смысла. В ней остается место только юмору и бесстрашию.

Напоследок, Пабло решает пошутить над своими мучителями, предложившими подарить ему жизнь взамен жизни Рамона Гриса. Он отправляет их на кладбище и спокойно ожидает расстрела. Развязка “Стены” поразительна: солдаты действительно находят в указанном месте Рамона и убивают его. Жизнь Пабло Иббиеты спасена, но нужна ли ему такая жизнь, полностью осознанная и потерявшая смысл?

Этот вопрос Сартр оставляет открытым.

studentguide.ru

Сартръ. - Слово - это сила — LiveJournal

? LiveJournal
  • Main
  • Ratings
  • Interesting
  • 🏠#ISTAYHOME
  • Disable ads
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

ru-filolog.livejournal.com

"Стена и другие новеллы" Жан-Поль Сартр: рецензии и отзывы на книгу | ISBN 978-5-17-063092-9

Когда-то я хотела прочесть роман Ж.П. Сартра "Тошнота", но опасалась творчества этого писателя. Он принадлежит к числу философов-экзистенциалистов, чьи идеи мне не совсем нравятся.

Маленькая справка: В центре внимания экзистенциализма находится переживание человеком его существования. Переживания эти различны, индивидуальны, что, в частности, предопределяет «разнобой» представителей экзистенциализма. Таковы страх, тревога, забота, вина, надежда и др. Однако экзистенциалистам они интересны не сами по себе, не как грани человеческой жизни, описание которых может дополнить портрет того или иного лица, но в той мере, в какой в этих переживаниях дает о себе знать нечто иное, чем является собственно человек. В переживании существования обнаруживается бытие.

Так вот, "Тошноту" я так и не прочла, но зато познакомилась с новеллами Сартра. Читать было тяжело, в какой-то момент я даже отложила книгу в сторону, потому что слишком угнетающее впечатление она на меня производила. Но тем не менее, я дочитала.

"Стена". Повествование идет от лица человека, приговоренного к казни. До исполнения приговора осталась одна ночь. Новелла о том, что чувствует человек в ожидании смерти, о чем думает.

"Комната". В одной комнате живут двое: психически нездоровый человек и любящая его жена. Два соврешенно разных мира, которые никогда не пересекутся, несмотря ни на какие старания.

"Герострат" раскрывает внутренний мир человека, маиакально желающего кого-нибудь убить. Кстати, Герострат - это имя грека, который уничтожил храм Артемиды, чтобы войти в историю.

"Интим". Менее всего понравившееся мне произведение. В центре истории молодая женщина Лулу, живущая с мужем-импотентом. Однажды она решает его бросить и уехать с любовником. Однако, на утро после ухода понимает, что нужна своему мужу.

"Детство повелителя" прослеживает становление личности главного героя - Люсьена. С самого детства он не был уверен в себе, терзался сомнениями, которые были рождены странной для наших современников традицией - одевать на маленьких мальчиков в платья и шляпки. Люсьен в двухлетнем возрасте никак не мог понять кто он, мальчик или девочка? Позже он заполучил эдипов комплекс (влечение к родителю противоположного пола), увлекся психоанализом, который в итоге подтолкнул его к сексуальным экспериментам. Далее он подается в политику, становится радикалом и избивает на улице еврея. Акцент, как и в остальных новеллах, сделан на внутреннем мире героя, его развитии и трансформациях. К слову, "Детство повелителя" - единственная из прочитанных мной новелл Сартра, у которой счастливый финал.

www.labirint.ru

«Тошнота», анализ романа Сартра

«Тошнота» была написана Жан-Полем Сартром в 1938 году, во время пребывания писателя в Гавре. По своему жанру это произведение относится к философскому роману. В нём производится анализ классических проблем, присущих экзистенциализму как литературному направлению: осмысление субъектом категории существования и вытекающие из него (осмысления) положения абсурдности человеческой жизни, её бессмысленности и тяжести для мыслящего сознания.

По своей форме «Тошнота» представляет собой дневник тридцатилетнего историка Антуана Рокантена. В нём герой тщательно и подробно описывает своё открытие категории существования окружающего его мира и себя, как его составной части. Живущий на ренту и занимающейся историческими изысканиями, персонаж избавлен писателем от необходимости трудиться, а значит – быть погружённым в социум. Антуан Рокантен живёт один. В прошлом у него была большая любовь с Анни – актрисой, помешанной на создании «совершенных мгновений». В настоящем герой ещё только приближается к пониманию того, что же это такое. Время для Рокантена – важная сторона существования. Он чувствует его, как череду мгновений, каждое из которых тянет за собой другое. Необратимость времени он ощущает как «чувство приключения», а себя в такие минуты видит «героем романа». Периодами Рокантен воспринимает время как ёмкую субстанцию, в которой вязнет окружающая реальность. Глядя на события, происходящие в настоящем, герой понимает, что ничего, кроме текущего времени нет и быть не может: прошлое давно исчезло, а будущее – бессмысленно, потому что в нём не происходит ничего важного. Но что больше всего пугает Рокантена – так это окружающие его предметы и его собственное тело. С каждой новой записью он всё глубже проникает в суть вещей и понимает, что они ничем не отличаются друг от друга: красная скамейка трамвая вполне может быть издохшим ослом, а его рука – шевелящим лапками крабом. Как только предметы начинают терять свои имена, на героя наваливается вся тяжесть познания. Подступающая к нему Тошнота – это «бьющая в глаза очевидность», с которой ему сложно примириться.

Композиция романа отличается логичностью выстраиваемых художественных эпизодов, вырастающих к финалу в классические философские рассуждения о существовании. Стиль «Тошноты» тесно связан с общим ходом повествования: в начале он напоминает дневниковые записи обычного человека, затем перерастает в историческую публицистичность, затем приобретает черты обычного художественного стиля (яркого, метафоричного) и заканчивается чёткими философскими положениями, выражающими основные выводы, к которым пришёл главный герой произведения:

  • он чувствует себя лишним и понимает, что даже смерть не изменит этого состояния, поскольку его мёртвая плоть будет такой же лишней;
  • существование – мира и человека – не имеет причин, а значит и лишёно смысла;
  • весь ужас существования в том, что оно уже есть – в мире существует даже то, что не хочет существовать, поскольку просто «не может не существовать».

Осознание героем этих простых истин завершается пониманием его одиночества, свободы и, как следствие, духовной смерти. В Бога Рокантен не верит, человеческому обществу – не принадлежит, а любовь в лице Анни для него навсегда потеряна, поскольку она уже давно пришла к выводу о том, что нет в мире «совершенных мгновений», а она – самый обычный «живой мертвец». Такие же одиночки, как и он сам, ничем не могут помочь Рокантену. Таким людям скучно друг с другом. С одиночками же склада Самоучки герою просто не по пути, поскольку он относится к людям равнодушно: он их не любит, но и не ненавидит. Люди для Рокантена – это всего лишь ещё одна субстанция бытия.

Выход из состояния Тошноты герой находит в творчестве. Слушая на протяжении всего романа старую пластинку с песней Негритянки, Рокантен как будто возносится над временем. По его мнению, музыка не принадлежит общему существованию. Она – сама по себе, как чувство, как эмоция, как порыв души. И именно через музыку герой приходит к мысли о том, что преодолеть тяжесть окружающего мира можно, написав книгу, которая покажет людям прекрасную часть существования.

Анализ «Тошноты» - не единственное, что есть на GoldLit:

По произведению: «Тошнота»

По писателю: Сартр Жан-Поль


goldlit.ru

Философия атеистического экзистенциализма Жана-Поля Сартра

Литературные и философские работы Сартра, начиная с романа «Тошнота» (1938), пронизаны идеями экзистенциализма. Само философское направление возникло в начале XX века. В его основе было понятие «экзистенция» - весь набор страстей, которые наполняют внутренний мир человека, его существование. Чтобы эту «экзистенцию» в себе почувствовать, человеку необходимо испытать «пограничную ситуацию» между жизнью и смертью. Так считали философы данного толка.

Однако многие критики течения утверждают, что в чистом виде экзистенциализм никогда не существовал. По сути - он противоречит себе самому. Ведь «экзистенция» присуща каждому субъекту, а, следовательно, по своей природе неповторима. Отдельно взятый индивид не похож на другого. Этот конфликт с самим собой Сартр и пытался преодолеть всю свою творческую жизнь. Его примирительная позиция была четко очерчена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм». Здесь французский мыслитель попытался обобщить главные постулаты своих предтеч по философскому направлению.

Гуманность экзистенциализма по Сартру, прежде всего, заключается в том, что это учение не рассматривает человека как объект, следовательно, не ставит его в один ряд с неодушевленными предметами. По убеждению Сартра, человек не поддается определению по той простой причине, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком же он становится, проходя жизненную дистанцию и набивая шишки на тернистом пути. При этом «творит себя сам» с помощью таких инструментов, как желание и воля. Это Сартр называл субъективностью, благодаря которой, человек и возвышается над остальной природой. Французский мыслитель был атеистом, поэтому лозунг «Человек – царь природы» нисколько ему не чужд.

Свою сущность человек разумный приобретает только в процессе жизни, а потому и несет полную ответственность за «бесцельно прожитые годы».

Очень ярко и образно эту идею Сартр доносит нам как писатель. Только в отличие от философских работ, в его литературных произведениях опытными полигонами являются мораль и политика. Уже в «Тошноте» писатель стремится убедительно доказать, что мир не наполнен смыслом, а наше «Я» просто бесцельно. Лишь через акт сознания и выбора, «Я» способно придать миру значение и ценность.

Примечательны также новеллы в сборнике Сартра «Стена» (1939), в которых писатель показал различные ограничения экзистенциальной свободы человека. Стена – это смертельный приговор, который лишает героев новеллы права на свободу, превращает их в «мертвые вещи». Герой новеллы «Комната» Пьер даже и не пытается что-либо предпринимать. У него лишь одно желание – отгородиться, запереться от мира мещан в прямоугольной полутьме своей комнаты. В новелле «Интимность» свобода не в силах прорвать порочный круг плотских утех. Отчуждение происходит на уровне постели, где от любви до ненависти один шаг. Свободу женщины здесь полностью ограничивает «сильный» мужчина.

Исходные постулаты мировоззрения Сартра не дали ему возможности выйти за рамки позитивизма и субъективности. Даже в своей поздней философской работе «Критика диалектического разума» философу не удалось примирить, не выходящий за пределы естественных наук, «позитивистский разум» с единственно достойным «разумом диалектическим», который способен не только понимать, но и предугадывать.

Что касается морали, то здесь французский мыслитель также не смог преодолеть свой индивидуализм. Превознося свободу человека, Сартр так и не дал четкого ответа на вопрос: что же с этой свободой делать?

Обратите внимание на другие сочинения, связанные с Сартром:

По писателю: Сартр Жан-Поль


goldlit.ru

«Мухи», анализ драмы Сартра

Пьеса «Мухи» была создана Жаном-Полем Сартром в 1943 году. По своему жанру она относится к философской драме. Лежащий в основе «Мух» древнегреческий миф об убийстве Орестом своей матери Клитемнестры и её любовника Эгисфа на протяжении многих веков был излюбленным сюжетом многих литературных трагедий. В пьесе Сартра старая, как мир, история наполняется новым философским смыслом. Французский экзистенциалист использует древний героический образ Ореста для анализа современных проблем существования.

«Мухи» - драма в трёх актах. Композиция пьесы проста и логична. В первом акте на сцене появляются главные действующие лица (Орест, Юпитер, Электра и Клитемнестра), рассказывается предыстория – она же объяснение происходящего в Аргосе (пятнадцать лет всеобщего покаяния, возложенного на граждан за преступления нынешнего царя и царицы), намечается проблема (возможная месть Ореста за убийство отца – Агамемнона). Второй акт весь наполнен действиями: Эгисф в соответствии с однажды выбранным политическим курсом запугивает народ выходящими из ада мертвецами; Электра пытается рассказать жителям Аргоса о том, что можно жить в счастье и радости; Юпитер помогает Эгисфу погрузить толпу в страх; Электра изгоняется из города и приговаривается к смерти; Орест открывается сестре и решает на убийство. События второй части произведения нарастают подобно снежному кому и обрываются на смерти Клитемнестры и Эгисфа. После свершения справедливой мести оставшимся в живых героям остаётся только размышлять – о своём прошлом и будущем, о желаемом и действительном, об окружающем мире и своей собственной жизни.

Первый акт «Мух» можно сравнить с неспешным, реалистичным повествованием о прошлом и настоящем. Второй акт – скорее, похож на триллер, нежели на древнегреческую трагедию или современную драму. Третий акт – ни о чём не рассказывает и никуда не движется. Он – цепь философских рассуждений, посвящённых проблеме свободы человека. Свободным в «Мухах» является главный герой – Орест. Он приходит в Аргос человеком без прошлого, с душой, подобной «великолепной пустоте». На этом этапе своей жизни он свободен от воспоминаний, людей, чувств. Царевич знает только то, чему его научил Педагог: знает мир, города, страны, культуру, искусство. Но сам по себе, как личность, он – ничто. У него нет ни привязанностей, ни желаний. Только с появлением сознательной жажды мести к Оресту приходит новое осознание свободы. Оно заключается в свободе выбора своего дальнейшего пути, в отказе подчиняться воле богов, когда-то создавших людей свободными, но со временем решившими отнять у них это знание. Совершая преступление, Орест не испытывает угрызений совести, поскольку, по его мнению, он творит правое дело. Однажды решившись убить мать, он решает всегда нести на себе этот груз. В каком-то смысле он даже рад ему, поскольку, наконец-то, у героя появляется что-то своё – своя история, своё преступление, своя ноша. В отличие от Ореста Электра, как и все жители Аргоса, лишена истинного понимания свободы. Она может только мечтать о ней, но жить с ней – ей не по силам. Электра мечтает об убийстве родных, как маленькие девочки мечтают о куклах. Она счастлива в своих фантазиях, но претворённые в жизнь – они ей ненавистны.

Финальный спор между Юпитером и Орестом, Богом и Человеком, вырабатывает основное экзистенциальное положение пьесы: люди боятся свободы, потому что она показывает им истинный смысл их существования. Свобода, по мнению Юпитера, раскрывает человеку всю бессмысленность его жизни, во многом уродливой и одинокой. Орест же считает своим долгом поделиться с людьми открывшимся ему знанием. Он освобождает граждан Аргоса, взяв на себя их покаяния, но на божественную роль искупителя всеобщих грехов он не претендует. Ему достаточно только освободить людей – всё остальное зависит от них самих. Даже своей сестре Электре он не в состоянии помочь, ведь она мучается по собственной воле. Те муки, в которые она погрузилась после смерти матери, можно преодолеть только самостоятельно, осознав, что настоящая жизнь начинается «по ту сторону отчаяния».

После анализа пьесы «Мухи» прочитайте другие сочинения:

По произведению: «Мухи»

По писателю: Сартр Жан-Поль


goldlit.ru

Философское сообщество ЖЖ — LiveJournal

Приветствую вас, уважаемые... И сразу (как это ни бестактно выглядит) прошу у вас помощи... Пишу реферат "Образ Стены в культуре 20 века"... довольно интересная тема. Анализирую новеллу Ж. -П. Сартра "Стена".

Прошу вас почитать и оценить плоды моих трудов.

Кому будет интересно - вышлю всю работу. Пишите комментарии.

Глава 2. Образ Стены в творчестве Ж. -П. Сартра.

 

       Сборник новелл Ж.-П. Сартра «Стена» был опубликован в конце 30-х годов XX века. Само название сборника указывает на категорию пространства как доминанту художественного мира книги. Образ «Стены» эксплицирован в первой и второй новеллах («Стена» и «Комната»), но актуален для всех пяти. Остановимся подробней на новелле «Стена», опубликованной в 1939 г.

       Для начала приведем краткое содержание новеллы. Трое испанских республиканцев попадают в плен. В подвале они подвергаются страшной пытке ожиданием смерти, что лишает их мужества и воли. Главный герой Пабло Иббиета выбирает смерть, но его попытка обмануть фашистов и направить по ложному следу оборачивается тем, что он, не желая того, приводит их к разыскиваемому Рамону Грису.

       Стена появляется с самого начала рассказа. Рассказ начинается описанием комнаты – замкнутого пространства: «Нас втолкнули в просторную белую комнату» (стр. 179). Комната здесь предстает, как нечто обыденное, но уже не лишенное экзистенциального, мистического смысла. Комната – пограничный мир, в ней происходит «страшный суд».

       Позже стена обретает символичность, становясь «Стеной непонимания». «Судьи» не слышат осужденных: «Ответов они даже не слушали или делали вид, что не слушают…» (стр. 179) Постепенно обезличиваясь, Судьи становятся кирпичами в безмолвной, мертвой стене, олицетворяющей собой Систему. Люди Системы одинаковы, «они хватают каждого, кто думает не так, как они». Стена разделяет «живых» от безликих. Сначала Судьи описываются как «четыре субъекта в штатском», а потом превращаются в бесформенное, абстрактное «Они» и обобщенное «Субъект». Судьи дают Стене жизнь. Образ стены зарождается в «белой комнате» и начинает постепенно развиваться.

 Далее арестанты попадают в другое помещение, больничный подвал, еще один мир, также огражденный стенами. В связи с этим стоит отметить, что основным признаком сартровского  пространства является его деление на замкнутые сферы («комнаты»), изолированные друг от друга и от внешнего мира, каждая из которых является метафорой внутреннего мира того или иного персонажа. Непреодолимые границы между ними отражают характерную для философии экзистенциализма идею невозможности контакта «я» и «другого» без разрушения свободы субъекта и превращения его в объект (бытие в-себе). Больничный подвал является некой границей между жизнью и смертью. Подвал с его холодом символизирует смерть, но в него проникает свет: «Свет проникал в подвал через четыре отдушины и круглое отверстие в потолке слева, выходящее прямо в небо» (стр. 180).

Стены окружают героев и накладывают на них свой отпечаток, обезличивают, постепенно превращая арестантов в некие подобия механизмов: «Он [Том] встал и начал разминаться. При каждом движении рубашка приоткрывала его белую мохнатую грудь. Потом он растянулся на земле, поднял ноги и стал делать ножницы: я видел, как подрагивает его толстый зад» (стр. 181). Арестанты становятся «массой», им выдают одинаковую одежду. Отпечаток Стены виден и на телах заключенных – их кожа приобретает ее цвет: «он сделался землисто-серым: серыми стали руки, лицо» (стр. 182).

Через некоторое время в замкнутое пространство комнаты, символизирующее внутренний мир героя, проникает «интервент», врач-бельгиец. Он – пришелец из «Внешнего мира». Врач говорит на «другом» языке, его речь и манеры отличаются от поведения арестантов. «Внешний мир», из которого пришел бельгиец, окончательно отделился от «внутреннего мира». Стена, разделяющая эти миры, окрепла, стала практически непроницаемой. Героя больше не интересует этот внешний мир, а, следовательно, не интересует и бельгиец: «бельгиец внезапно перестал меня интересовать» (стр. 183).

Бельгиец является представителем Системы. Его холодность и безжизненность подчеркивается портретной характеристикой. У врача были «холодные голубые глаза» (стр. 183). Этот персонаж описывается как автомат, машина. Его интересуют физические реакции организма. Он меряет пульс Хуана, после чего символично прислоняется к стене, тем самым, определяя свое родство с ней. Бельгиец жив, но он жив лишь физически. Заключенные же начинают умирать как физически, так и морально, духовно, превращаются в «мертвых без погребения».

Бельгиец противопоставляется Пабло. Бельгиец ассоциируется с холодом, а Пабло – с теплом, жарой. Бельгийцу было холодно в подвале, как здоровому человеку из «Внешнего мира», Пабло же истекал потом. В больничном подвале встала Стена между живыми и мертвыми.

Пабло отделился от жизни. У него не осталось чувств, живых воспоминаний. Жизнь превратилась для него в фон, декорацию: «Но теперь я глядел в небо так, как хотел: оно не вызывало в памяти решительно ничего». Стена, окружившая узников, перестала пропускать в их мир чувства и воспоминания. Мир, который он раньше считал подлинной реальностью, утратил свою материальность, Стена не только стерла воспоминания, она начала стирать саму реальность: «… все вокруг стало мне казаться противоестественным: и гора угольной крошки, и скамья, и паскудная рожа Педро» (стр. 186).

Смертники стали одинаковыми: «теперь мы были похожи друг на друга, и каждый из нас стал для другого зеркалом». С этого момента произошло окончательное разделение по полюсам: «живые» и «мертвые без погребения»: «Он [Том] смотрел на бельгийца, на живого» (стр. 185). «У него были жесты и заботы живого: он дрожал от холода,…., его откормленное тело повиновалось ему беспрекословно» (стр. 187). Между живым бельгийцем и смертниками выросла стена. Рассказчик прямо говорит: «Мы были по другую сторону». Стена становится самостоятельным символом.

Узники в отчаянии. Они ищут защиты, но единственное, что у них осталось – это Стена. За отсутствием альтернативы, они ищут защиты у Стены: «Мне захочется отступить к стене, я прислонюсь к ней спиной, изо всех сил попытаюсь в нее втиснуться, а она будет отталкивать меня, как в каком-то ночном кошмаре».

Стена есть также граница, отделяющая героев от неизвестности.  Вблизи этой границы осуществляется экзистенциальный выбор, рассуждения, изменения души, столь важные для автора.

Стена опутывает каждого героя в отдельности. Теперь она не только проходит границей между мертвыми и живыми, но и окружает каждого в отдельности: «Я уже заметил, что он любит пророчествовать, называть меня по имени и говорить глухим голосом. Всего этого я не выносил, но что поделаешь: ирландцы все таковы» (стр. 186). Стена становится символом одиночества. Как говорил Лец С. Е. : «Человек с человеком испокон веку ведут монолог».

Жизнь главного героя тоже разделилась стеной. Она разделилась на «ДО» и «СЕЙЧАС». В жизни ДО у Пабло были «хорошие и дурные воспоминания». От неприятия смерти Иббиета перешел к неприятию жизни: «Я вспомнил об одной ночи, которую провел на скамейке в Гренаде: я не ел в течение трех дней, я был взбешен, я не хотел подыхать. Это заставило меня сейчас улыбнуться. С какой жадностью я бегал за счастьем, за женщинами, за свободой. Зачем? Я хотел освободить Испанию... примкнул к анархистскому движению, выступал на собраниях: я принимал все всерьез, как будто я был бессмертен. В этот момент у меня было впечатление, что передо мною предстала вся моя жизнь, и я подумал: «Это была проклятая ложь».

            Пабло погружается в одиночество, испытывая полное равнодушие к жизни. «Я был в таком состоянии, что, если бы сейчас пришли и сказали, что мне даруют жизнь, и я могу преспокойно отправляться к себе домой, это ничуть не тронуло бы меня: несколько часов или несколько лет ожидания -  какая разница, когда человек утратил иллюзию того, что он вечен». Это рассуждение – главное в рассказе. Человек живет в скорлупе иллюзий, но достаточно только ее разбить, прибегнув к рычагу «пограничной ситуации», как он познает тотальную абсурдность своего конечного существования и вся его якобы осмысленная жизнь обернется «проклятой ложью».

         «Пограничная ситуация» - это и есть главная героиня рассказа, это и есть Стена.

         Происходит девальвация жизни, а ценою этой девальвации снимается вековечный жизненный трагизм. Соответственно страх смерти сводится к сугубо физиологическому страху перед болью и агонией, а сама жизнь раскрывается как абсурдный фарс. Играть в ней серьезную роль значит, по сути дела, противоречить жанру и тем самым выставлять себя в комическом свете. Как видим, Сартр находит возможность развязать целый узел «проклятых вопросов», жертвуя для этого всего-навсего жизнью.

         Жизнь же теперь представляется герою абсурдной. Приведем понятие абсурда:

«АБСУРД (лат. absurdus - нелепый, от ad absurdum - исходящий от глухого) - термин интеллектуальной традиции, обозначающий нелепость, бессмысленность феномена или явления. (Разработку «философии Абсурда» в первую очередь принято ассоциировать с экзистенциализмом Сартра.) Понятие «Абсурд» стало использоваться экзистенциализмом как атрибутивная характеристика отношений человека с миром, лишенным «смысла» и враждебным человеческой индивидуальности: не стоит придавать смысл всему тому, что происходит. Осознание отчуждения человека от мира и самоотчуждения индивида порождает «абсурдное сознание» (Камю, «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»). Согласно сознанию такого типа адекватная коммуникация с «другими» невозможна: взгляд иных невыносим, эти «другие» суть посюсторонний ад. Любая попытка покинуть эту ситуацию Абсурда - по определению абсурдна сама по себе. Лишь Существование (а не Бытие) реально, но это - реальность прибрежного песка, зыбкая и ненадежная. Свобода абсолютна, все безразличны друг другу - выбор не обсуждаем, он неизбывно задан. Единственный не-Абсурд, согласно экзистенциализму, - постоянная честность перед самим собой, готовность к помощи любому человеческому существу. Это - единственная деятельность, достойная уделосоразмерного выбора. Либо помощь несчастным и убогим, либо самоубийство - такова альтернатива, по Сартру, подножия «Стены», стены Абсурда.

         Отказавшись от предательства Рамона Гриса, герой не только сохранил верность тезису о том, что жизнь не имеет для него никакой ценности, но своим решением даже как бы упрочил его. Затем, в ясном соответствии с требованиями абсурда, герой позволил себе пошутить над франкистами, которые, с его точки зрения, чересчур серьезно относились к своим обязанностям палачей и потому выглядели смешно.

ru-philosophy.livejournal.com

Жан-Поль Сартр «Стена» — отзыв Femi

Жан-Поль Сартр, открыто заявляю: чувствую, что еще чуть-чуть - и я в Вас влюблюсь.

Постоянное самокопание, сопутствующее открытию неведомых доселе глубин собственного разума и души, - это по мне. Это очень мне близко, знакомо и даже, я бы сказала, родное до кончиков каждого нерва. Эти мысли-мысли-мысли, погружение в них, помогающее проникать в собственный разум все глубже и глубже. Я словно нахожу новые комнаты, подвалы и даже целые неизведанные замки, которые непременно стоят того, чтобы изучить их с фонариком в руках, освещая все опасные места. Или даже окунуться в темноту замка, позволив собственной интуиции вести себя и лишь дивиться тому, что можно обнаружить внутри. А главное - удивляться тому, что все это давно во мне, что я все это уже знала, думала, но лишь слегка касаясь, а теперь - могу полностью окунуться в это с головой.

Чтение Сартра помогает мне превратиться в сверхлюбопытного крота, который роет землю, не ведая, что будет за новым поворотом, да и даже не ведая, будет ли этот самый поворот. Хоть прочитала я весьма мало у этого автора, (один роман "Тошнота" и данную новеллу) полагаю, Сартр - везде Сартр, а, значит, что за следующим поворотом непременно будет следующий поворот или бездна, или комната, или замок, нора (да что угодно!), я уже приблизительно догадываюсь.

Плюс ко всему, приступая к чтению творений знаменитого экзистенциалиста, мне известно, что я открою что-то новое в себе, чего, возможно, и не было (но было!), пока я не взяла в руки книгу, но также знаю, что меня непременно познакомят с чем-то новым в других людях. И с тем, как некоторые могут мыслить, чувствовать и, например, бояться.

...ты утратил надежду на бессмертие, какая разница, сколько тебе осталось ждать - несколько часов или несколько лет.


Смерть... Вы ведь задумывались хоть раз о смерти? О том, что будет после того, как Вас не станет? Где и от чего/кого Вы умрете? Что останется после Вас? Для чего вообще жили? И имеет ли право Ваше существование именоваться красивым словом, заключающим в себе неведомую силу, - Жизнь?

- Это как в ночном кошмаре, - продолжал Том. - Пытаешься о чем-то думать, и тебе кажется, что у тебя выходит, что еще минута - и ты что-то поймешь, а потом все это ускользает, испаряется, исчезает. Я говорю себе: "Потом? Потом ничего не будет". Но я не понимаю, что это значит. Порой мне кажется, что я почти понял... но тут все снова ускользает, и я начинаю думать о боли, о пулях, о залпе. Я материалист, могу тебе в этом поклясться, и, поверь, я в своем уме и все же что-то у меня не сходится. Я вижу свой труп: это не так уж трудно, но вижу его все-таки Я, и глаза, взирающие на этот труп, МОИ глаза. Я пытаюсь убедить себя в том, что больше ничего не увижу и не услышу, а жизнь будет продолжаться - для других. Но мы не созданы для подобных мыслей. Знаешь, мне уже случалось бодрствовать ночи напролет, ожидая чего-то. Но то, что нас ожидает, Пабло, совсем другое. Оно наваливается сзади, и быть к этому готовым попросту невозможно.

Наверное, мысли о смерти - неотъемлемая часть существования каждого человека. Правда, у некоторых это будет доскональный анализ и попытка именно осознать, а кто-то отмахнется от этих мыслей, чтобы не загонять себя в депрессию.

Чтобы не встретиться со Стеной. Стеной, за которой Пустота. Стеной, которая никого не пропустит и никого не выпустит, когда уже ее пересечешь. Да и что там - за Стеной? Есть ли там вообще что-то? Будет ли кто-то, кто захочет оттуда выходить? Или там попросту Ничто?

Им крикнут: "На прицел!" - и я увижу восемь винтовок, направленных на меня. Мне захочется отступить к стене, я прислонюсь к ней спиной, изо всех сил попытаюсь в нее втиснуться, а она будет отталкивать меня, как в каком-то ночном кошмаре.

Мало того, что в этой новелле поднимается тема смерти, тут еще и поднимается тема казни и рассматривается реакция людей, когда они понимают, что скоро умрут. Когда им ночью говорят, что на утро их уже не станет. Показывается реакция человека, его мысли, чувства, неосознанные/не до конца осознанные действия, когда его разум шепчет ему, что следующей ночью и все последующие ночи конкретно его уже не будет. Все будут, а он - нет. И больше никогда ему не посчастливится встретиться с той, которую любил, больше никогда он не сможет полюбоваться звездами, луной да чем угодно не сможет больше любоваться. Его больше не будет. С темой казни и даже чем-то вроде "самоказни" я встречалась уже у Достоевского. Но с такими "копаниями" только познакомилась и однозначно буду продолжать.

В общем, если Вы любите "копать" собственный разум, если для Вас собственная тьма - это нечто привычное, родное и уже давным-давно изученное, и Вы хотите проникать глубже в себя, узнавая лучше то, что давно уже известно, что давно уже таилось в одной из комнат/замков/чего угодно еще, но не было рассмотрено вблизи - то Сартр для Вас. Ежели все вышеперечисленное Вам не подходит, то не думаю, что Вас впечатлит эта новелла да и творения Сартра вообще.

И, черт возьми, это чудесно-прекрасно-мрачно-глубоко! Сартр, не играйте так со мной, у меня уже болит голова, но мне чертовски это нравится. Зачем же так?

Перед глазами у меня все поплыло, я рухнул на землю. Я хохотал так неудержимо, что из глаз моих хлынули слезы.

www.livelib.ru

41) «МЕЖДУ МНОЮ И МИРОМ НЕПРЕОДОЛИМАЯ СТЕНА» (САРТР). 50 золотых идей в философии

Жан-Поль Сартр родился в столице Франции, Париже, 21 июня 1905 года в семье морского офицера. Когда мальчику исполнилось два года, его отец умер, а мать вернулась в Эльзас, в дом своих родителей. В период с 1924 по 1929 год Сартр учился в элитарном французском университете, который окончил с блестящими результатами. После университета Жан Поль Сартр служил в армии, а затем начал преподавательскую деятельность в одной из гимназий. Преподавателем он работал недолго, с 1931 по 1933 год. После этого в течение года он изучал феноменологию Э. Гуссерля в Берлине, во Французском институте. После этого, с 1934 по 1939 год он продолжил преподавательскую деятельность во французских гимназиях. В это время Сартр начинает работу над собственными произведениями, которые выходят в свет, начиная с 1936 года.

В 1940 году Сартр попадает в плен к немцам, там он находится до 1941 года. Самые важные и значимые произведения Сартра создаются и публикуются после войны. Именно тогда увидели свет такие произведения, как «Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии»; «Мухи»; «Дорога свободы»; «За закрытыми дверями» и другие.

Вместе со своей женой, Симоной де Бовуар, Сартр издавал литературно-политический журнал, который был выразителем идей экзистенциальной философии. Сартр проявлял живейший интерес к марксистскому учению. После внимательного изучения марксистской философии он пришел к выводу, что это всего лишь революционаристский миф. Сартр критиковал сталинизм, он отличался и резким неприятием коммунизма. Умер Жан Поль Сартр 15 апреля 1980 года.

Произведения Сартра являются ярчайшим примером экзистенциальной литературы. Писатель может великолепно описывать различные болезненные состояния психики, а также все оттенки разума и чувств отчаявшегося человека. Он показывает его зависимость от общества, культуры в самом негативном, трагическом виде. Писатель словно бы испытывает на прочность различные общечеловеческие ценности, в том числе и любовь к своему ближнему, к детям.

За основу своей философии Сартр берет главную идею экзистенциализма, то есть – «существование предшествует сущности». На этой основе он строит собственную теорию, а именно – противопоставляет два вида бытия, один из которых – это «бытие-в-себе». Именно этот вид бытия есть бытие объективно существующей действительности. Второй вид бытия – это «бытие-для-себя», которое отождествляется с «человеческой реальностью», то есть мышлением и сознанием, или, другими словами, бытие самого человеческого существа.

Сартр считает, что бытие материи и бытие сознания расходятся. Он протестует против давления материального мира, то есть «мира вещей». Сартр отвергает материализм и внимание к материи. Ему представляется, что материализм уравнивает человека с растениями, червями, превращает его всего лишь в сгусток материи, сложный механизм. Сама материя видится Сартром в крайне неприглядном виде, он называет ее «постоянной угрозой нашей жизни», «колдовской материей», искажающей, уродующей человеческие действия.

Сартр подробно и внимательно исследует человеческие взаимоотношения. Очень часто в его творчестве появляется мысль о человеке, отгороженном от внешнего мира различными препятствиями. Подобное представляется как наказанием, так и одновременно благом. Сартр обращает внимание на необычные ситуации, которые превращаются в нечто общее, всеобъемлющее. Именно таким образом индивид получает возможность размышления над собственной жизнью и над существованием вообще.

Писатель предостерегает, что свобода – это источник страданий и огромная ответственность. На свободу индивид обречен, а смысл существования в том, чтобы выдержать все и выстоять, оставаясь человеком. Основные понятия философии Сартра – это свобода, выбор, ответственность. И это все граничит со страданием и трагичностью.

Сартр исследует категории «бытия-в-себе» и «ничто». Бытие-в -себе является доказательством самостоятельного мира, независимого от человека. Благодаря этому понятию Сартр обращает внимание на различные свойства природы, противостоящей людям. Человек изначально одинок, но до поры до времени он об этом не задумывается. Он живет, не думая ни о чем, ощущает свою принадлежность к миру вещей, к грубому материальному миру. И в тот момент, когда перед ним встает проблема экзистенциального выбора, он задумывается над собственным существованием, перед ним и миром встает «непреодолимая стена». Отчуждение от внешнего мира вызывает панический страх, ведь человек осознает хрупкость своего существования. Противопоставляются бытие и ничто.

Ничто – это бездна, которая способна погубить, но вместе с тем именно ничто – неотъемлемая часть бытия, часть деструктивная и отрицающая. Ничто ассоциируется со смертью, которая пугает своей необратимостью, и одновременно предстает спасением. Сартр, как и другие экзистенциалисты, считает, что человек должен принять свою смерть, перестать ее бояться. Только тогда его существование перейдет в другую ипостась. Индивид, отрицающий собственную смерть и боящийся ее, уподобляется червяку, ничтожному и беспомощному. Его дух слаб, неразвит, именно поэтому он не способен осознать собственное бытие и бытие окружающего мира, он не знает окружающего мира, а главное – не осознает своего места в нем. Он пребывает в небытии, так как его жизнь ничтожна, бесполезна. И только приняв собственную смерть, он поднимается на более высокий уровень. Он способен оценить свою жизнь, посмотреть на нее с иных позиций. Жизнь такого субъекта не уподобляется «существованию», он стоит на более высокой ступени.

Сартр считает, что в бытие сущности предшествует существование, таким образом индивидуум полностью ответственен за то, как он понимает и формулирует собственную сущность. Он изображает человеческую сущность в виде набора различных возможностей, которые любая личность может использовать, а может безнадежно утерять. Именно от использования этих возможностей и зависит человеческая жизнь, так что на каждом субъекте лежит огромная ответственность за собственный выбор.

Далее он обращает внимание на абсурдность как основную черту человеческого существования. Различные жизненные проблемы и аспекты могут быть настолько уродливы, что они выступают пародией на Божественный замысел – жизнь человека. Но вместе с тем, индивид, способный пройти через череду этих абсурдностей как через испытания, поднимается на иной, более высокий уровень.

Сартр приходит к выводу о том, что человек, претендующий на то, чтобы называться «личностью», должен сам сделать свой выбор относительно собственного существования. При этом ему не следует ориентироваться на обстоятельства или на поступки и выбор других. И сам субъект будет существовать только тогда, когда он сможет реализовать себя как личность. Без результатов собственных действий, произведенных в течение всей жизни, он ничто. В этом случае его существование абсолютно бессмысленно.

* * *

Сам философ и писатель на вопрос о собственном творчестве ответил: «Я часто говорил, что это была неудача в метафизическом плане. Этим я хочу сказать, что я не создал произведения действительно сенсационного – такого, какие вышли из-под пера Шекспира или Гегеля. И по сравнению с тем, что я хотел сделать, это неудача. Но такой мой ответ мне же самому кажется ложным. Конечно, я не Шекспир и не Гегель. Однако я создал произведения, часть которых была неудачей; другие же мне удались, совпав с тем, что я хотел сделать».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru


Смотрите также

Читать далее

Контактная информация

194100 Россия, Санкт-Петербург,ул. Кантемировская, дом 7
тел/факс: (812) 295-18-02  e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script

Строительная организация ГК «Интелтехстрой» - промышленное строительство, промышленное проектирование, реконструкция.
Карта сайта, XML.